Недобросовестная конкуренция в торговле, методы борьбы с ней.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Недобросовестная конкуренция — нарушение общепринятых правил и норм  конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила. Ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" трактует это понятие как: любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Формы недобросовестной конкуренции установлены ст. 14 указанного выше закона. В него входят:

· распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

· введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;

· некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

· продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

· получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Данное положение направлено в первую очередь на недопущение недобросовестной конкуренции, связанной с промышленным шпионажем. По вопросу о том, что представляет собой недобросовестная конкуренция и законодательство о недобросовестной конкуренции, существует много мнений. Однако нет единых точек зрения. Большинство российских правоведов, так или иначе работавших над проблемами конкурентного законодательства, концентрировали внимание в основном на анализе норм, посвященных пресечению монополистической деятельности и ограничения конкуренции. Недобросовестная конкуренция — это не разновидность конкуренции вообще, а один из видов нарушений конкурентного законодательства, один из возможных вариантов неправомерных действий. В отличие от соглашений, сговоров, злоупотреблений доминирующим положением он обладает существенной особенностью: принимается во внимание не только нарушение законодательства, но и прежде всего нравственных норм — норм добропорядочности, разумности, справедливости, а также обычаев делового оборота.

Вместе с тем в отечественной литературе недобросовестная конкуренция достаточно часто рассматривается как правонарушение. Однако вопрос о том, можно ли недобросовестную конкуренцию рассматривать как правонарушение, и если да, то в каких случаях, и соответственно уместно ли рассмотрение ее признаков через призму состава правонарушения, до настоящего момента не ставился. Кроме того, в юридической литературе недобросовестная конкуренция иногда рассматривается как злоупотребление правом. В основном такая трактовка дается зарубежными учеными.

В России недобросовестная конкуренция уже получила определенное распространение. Одним из ее методов является переманивание выгодных клиентов с использованием финансового и административного давления, связей во властных структурах и т. д. Есть прецеденты, когда банк, используя свое влияние в Москве, осуществляет давление на федеральные власти с тем, чтобы счета подведомственных структур переводились в филиалы этого банка на территории, что ведет к истощению и без того небогатых ресурсов регионов.

Неприглядные с этической точки зрения действия субъектов банковского рынка оказывают следующее воздействие. 1) Вкладчики. Отказ выплатить обещанные проценты в силу их нереальности или дезорганизации хозяйственного процесса конкурентами лишает кредиторов потребительского излишка, вносит дисбаланс в планы доходов и соответственно расходов. 2) Заемщик. Распространение дискредитирующей информации о банке-конкуренте наносит ущерб и деловой репутации ссудополучателей. 3) Банковская система в целом. Подрывается доверие к финансово-кредитным институтам, сужается их ресурсная база, доходность понижается, растет вероятность банкротства. 4) Общеэкономическая ситуация. Падают объемы кредитов промышленности, сельскому хозяйству, торговле, населению на потребление — тормозится воспроизводственный процесс. В связи с вышеизложенным государство должно предпринимать активные меры, направленные против недобросовестной конкуренции.

Достаточным потенциалом в борьбе с недобросовестной конкуренцией обладает регулярная публикация рейтингов надежности коммерческих банков (по данным БР) и небанковских финансово-кредитных институтов (по данным финансовых органов), а также осуществление комплекса мер по повышению финансово-экономической культуры населения.

В заключении, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день очень существенными и важными являются мероприятия по защите от недобросовестной конкуренции, их воздействие на товарные и финансовые рынки. На сегодняшний день, комплекс средств, нацеленных на укрепление и развитие конкуренции, достаточно широк и поэтому формирует отдельное направление государственного регулирования. Однако нельзя допускать, чтобы борьба с вышеописанными отклонениями приводила к разрушению среды товарного и финансового рынка. Напротив, необходимо укреплять ее. Тем более что сегодня основной упор все чаще переносится с прямого вмешательства в структуру отрасли.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 225.