Характеристика видов конкуренции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под конкуренцией   понимается прежде всего борьба между предприятиям за рынок сбыта, за «благосклонность потребителя». В принципе же очевидно, что конкуренцию можно понимать и намного шире. Внимание именно к минусам конкуренции связано с тем, что плюсы ее и так известны «широкой публике» и принимаются ею большей частью как аксиома. Главный и всем известный плюс – конкуренция способствует повышению качества, снижению цены товара и роста товарного разнообразия. В то время как монополия - антоним конкуренции навязывает потребителю свои условия, в результате монополистической среде имеет место тенденция к снижению качества товара параллельно с ростом цен и к сужению спектра предлагаемых товаров. Это так, но далеко не всегда.

Конкуренции как таковой придается некое преувеличенное значение. Точнее, она понимается как некая «первичная» сила, возникающая естественным путем и «все расставляющая по своим местам», сама по себе способная улучшить положение дел в экономике и, как следствие, в обществе в целом. Это уже совсем не так. «Количество и качество» конкуренции – скорее, индикатор состояния экономии и общества, чем причина данного состояния.

Побочные эффекты конкуренции – как экономические, так и не совсем – чаще всего выпадают из поля зрения.

Прежде чем рассмотреть все эти проблемы по пунктам, необходимо в дальнейшем отметить следующее. Картина мира, построенная по принципу «конкуренция – монополия», одномерна. Да и просто не очень корректна. Мир намного сложнее, и критика конкуренции еще не означает защиту монополии. Конечно же всем известно утверждение Адама Смита по поводу «invisible hand» (невидимой руки) рынка и конкуренции (а конкуренции – необходимое и главное условие рынка, т. Е. то, что, собственно, и делает рынок рынком), которая сама расставляет все на свои места.

 

Однако в случае с конкуренцией – естественным отбором в сфере экономики, казалось бы факты на лицо. Человеческая цивилизация порождает все новые, все более разнообразные, все боле совершенные товары и услуги. Казалось бы, очевидно, в процессе отбора (конкуренции) выживают наиболее приспособленные к условиям внешней среды. Если же говорить о природе, то изменения внешней среды определяют, выживает данный вид или нет, а если выживает – то в каком количестве и качестве. По отношению к предприятиям, выставляющим на рынок свои товары, этой внешней средой является человеческое общество во всех своих аспектах: вкусы и предпочтения потребителей и их изменение, политические процессы, появление новых предприятий и т. д. Иными словами, конкуренция задается рядом внешних факторов. Сузим этот ряд до одного пункта согласно «чистой» либерально – рыночной концепции: все должно определять только вкусы потребителей. Но и в этом случае эти самые вкусы задают качество и количество конкуренции, а не наоборот. Однако в случае конкуренции выживает не тот, кто лучше других удовлетворил чьи – то потребности, а то кто получил больше прибыли. Ведь основной целью коммерческого предприятия – главного субъекта рынка и конкуренции является извлечение прибыли (иначе это было бы не коммерческое предприятие).

Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка (рис.1.)

         
Конкуренция
 
По способам соперничества
   
Ценовая


конкуренция

 

 


Рис 1. Рыночное соперничество

 На практике существуют две модели конкуренции: совершенная и несовершенная.

Совершенная конкуренция определяется разными авторами по – разному:

- жесткая конфликтная состязательность хозяйствующих субъектов, когда ни один из них не в состоянии оказать решающего влияния на общие условия реализации однородного товара на данном рынке;

- состязание экономических субъектов на товарном рынке, при котором на один из них не в состоянии оказать решающего влияния на общие условия реализации однородного товара на данном рынке;

- вид отраслевого рынка, на котором много фирм продает стандартный товар и ни одна из фирм не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта. Цена для каждой фирмы считается заданной рынком. Вход и выход из отрасли свободны;

- состязательность большого числа мелких покупателей и продавцов, каждый из которых обладает достаточно полной рыночной информацией, а потому ни один из них не может контролировать рыночный спрос, поставку товара на рынок или цену на него. Продукт стандартный. Барьеров входа-выхода нет.

- характеристика рынка, где много фирм продают стандартный товар, и ни одна из них не имеет достаточной доли, чтобы контролировать рынок и цены.

В целом как следует из определений, модель совершенной конкуренции характеризуется пятью признаками:

1. Наличие большого числа экономических агентов, продавцов и покупателей.

2. Однородность продаваемой продукции.

3. Ни один из продавцов или покупателей не в состоянии повлиять на рыночную цену.

4.  Свободный вход на рынок и выход с него.

5. Максимальная информированность продавцов и покупателей о товарах и ценах.

Первые три признака характеризуют чистую конкуренцию. К понятию чистой конкуренции близко понятие работающей конкуренции, которое может быть определено следующими признаками:

 - крупнейшая фирма производит незначительный объем продаж (покупок) всего рынка;

 - высокая степень мобильности ресурсов между рынками;

 - отсутствие или незначительная величина необратимых издержек

( постоянных издержек организации производства);

 - наличие потенциальных конкурентов.

Несовершенная конкуренция определяется следующим образом:

1. Рынок, на котором не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции;

2. Характеристика рынка, где два или более продавца, обладая некоторым ограниченным контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи;

3. Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену.

Так как модель совершенной конкуренции является теоретической абстракцией, то все реально существующие рынки в той или иной степени не совершенны. В теории выделяют различные виды рынков с совершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

 Монополистической конкуренции характерны следующие черты:

- продавцы конкурируют, предлагая дифференцированный товар на рынке, куда возможен вход новых продавцов;

 - тип отраслевого рынка, на котором существует достаточно много продавцов, продающих дифференцированный товар, что позволяет им осуществлять определенный контроль над продажной ценой товара;

- на рынке монополистической конкуренции действует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее конкурентами.

В целом монополистическая конкуренция характеризуется следующими признаками:

1. Наличие большого числа покупателей и продавцов;

2. Производство и продажа дифференцированного продукта;

3. Отсутствие барьеров входа и выхода;

4. Наличие незагруженных мощностей.

Концепцию монополистической конкуренции разработал Э. Чемберлин. Он обратил внимание, что дифференциация товара приводит к тому, что вместо единого рынка складывается сеть частично обособленных, но взаимосвязанных рынков, существует широкое разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы. Дифференциация не исключает и монополии на продукт. Власть монополии, однако, не распространяется на более широкий класс товаров, разновидностью которого является монополизированный продукт. До Э. Чемберлина термин «монополистическая конкуренция» употреблялся в отношении олигопольного строения рынка, например, у А. Пигу: «Монополистическая конкуренция – конкуренция между несколькими продавцами, каждый из которых производит значительную долю всей выпускаемой продукции».

Олигополии характерны следующие черты: тип отраслевого рынка, который характеризуется наличием нескольких очень крупных фирм, контролирующих значительную часть производства и сбыта и конкурирующих друг с другом. Каждая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними. Товар может быть и дифференцированным, и стандартным. Фирмы – олигополисты имеют влияние на рыночную цену. В отрасли существуют высокие барьеры вхождения. Можно сказать, что олигополия характеризуется следующим набором признаков:

1. Небольшое число продавцов (покупателей) товара.

2. Продавцы (покупатели) являются крупными экономическими агентами.

3. Существуют значительные барьеры входа и выхода.

4. Прибыль экономических агентов в долгосрочном периоде отлична то нуля.

5. Продаваемый товар может быть как дифференцированным, так и однородным.

В зависимости от того, дифференцирован товар или нет, выделяют олигополию с дифференцированным и стандартным товаром. Можно выделить такую разновидность олигополии, как олигополия с доминирующей фирмой. Для нее характерны следующие признаки:

1. Наличие доминирующей фирмы – агента, который продает или покупает значительную долю совокупного объема рынка и способен на стратегическое поведение.

2. Наличие большого числа фирм – аутсайдеров, небольших по размеру фирм, выпускающих тот же или близкий товар, но не способных оказывать влияние на рыночную цену.

3. Рыночная цена устанавливается под сильным влиянием доминирующей фирмы, аутсайдеры принимают ее как данную рынком.

4. Наличие барьеров входа и выхода.

Характерные черты монополии: тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющих близких заменителей. Монополист осуществляет контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. При монополии существуют запретительно – высокие барьеры вхождения в отрасль. Монопольное положение на рынке может быть обеспечено искусственно: при помощи исключительных прав, патентов и авторских прав, собственности на все важнейшие источники сырья, недобросовестной конкуренции. Исключительное право производство, промысли, торговли других видов деятельности, принадлежащих одному лицу, группе лиц или государству. Капиталистическое объединение, захватившее практически исключительное право на производство и реализацию определенной категории товаров. Цель объединения – извлечение монопольно высоких прибылей. Преимущество монополий перед мелкими производителями – возможность обеспечить высокий уровень концентрации производства и капитала, диктовать цены, удерживать их на высоком уровне.

Можно сказать, что монополия определяется следующими признаками:

- наличие одного производителя(покупателя);

- отсутствие близких заменителей товара;

- наличие высоких барьеров входа ( как правило искусственного характера).

Выделяют такую разновидность монополии, как естественная монополия. Для нее характерны:

1. Положительный эффект масштаба в долгосрочном периоде, объясняющийся технологическими причинами;

2. Наличие одной или двух прибыльных фирм в отрасли;

3. Возможность существования и других фирм, которые будут убыточными в долгосрочном периоде;

4. Нерегулируемое прибыльное ценообразование крупных фирм выше предельных и средних издержек;

5. Убыточное предельное ценообразование.

В принципе любая монополия ограничена, так как монополист конкурирует с производителями других экономических благ, поэтому можно выделить ситуацию чистой монополии – производство одним производителем всех благ в обществе (теоретическая конструкция). По характеру ценовой политики можно выделить простую и дискриминационную монополию: простая монополия – монополист назначает только одну цену; дискриминационная монополия – монополист назначает несколько цен. Возможна ситуация, когда на рынке присутствует только один покупатель – такой рынок называется монопсонией. Если на рынке присутствует только один продавец и только один покупатель, такая ситуация называется двусторонней (билатеральной) монополией.

 Выделяют следующие виды монополии:

Картель – соглашение по квоте (количестве) выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта.

Синдикат – объединение с целью организации совместного сбыта продукции.

Трест - монополия, в которой объединяется и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм.

Концерн - монополия с единым финансовым центром входящих в нее фирм разных отраслей, но общей технологией.

 Конгломерат - объединение, основанное на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.

Используются и другие признаки классификации. Например, по характеру поведения продавца:

 - если считает ситуацию на рынке зависящей только от собственного поведения и реакции на него покупателей – монополия;

- если не может предсказать реакцию конкурентов и берет рыночную цену как данную – совершенная монополия;

- если не может предсказать реакцию конкурентов и выбирает цену, так как его продукция дифференцирована, но не затрагивает существенно своих конкурентов – монополистическая конкуренция;

 - если должен учитывать реакцию своих конкурентов - олигополия.

В литературе можно встретить различные отдельные виды конкуренции:

- добросовестная - недобросовестная;

 - ценовая – неценовая;

 - внутриотраслевая – межотраслевая;

 - эффективная;

 - действенная.

 



Дата: 2019-12-22, просмотров: 247.