При обработке сочинений использовался метод контент-анализа, результаты которого мы занесли в таблицу 1.
Таблица 1
Результаты контент-анализа
| Испытуемые | Количество единиц анализа | ||
«социальное «Я» | «Я сам» | «Хар-ка партнеров по взаимод.» | ||
мальчики | Денис С. | 2 | 1 | 2 |
Михаил К. | 2 | 0 | 0 | |
Александр А. | 2 | 2 | 0 | |
Игорь С. | 4 | 2 | 0 | |
Олег Л. | 1 | 1 | 0 | |
Владимир С. | 1 | 2 | 2 | |
Игорь Р. | 3 | 2 | 0 | |
Илья Л. | 4 | 0 | 2 | |
Михаил А. | 1 | 1 | 0 | |
Саша А. | 1 | 6 | 0 | |
Антон П. | 4 | 0 | 1 | |
Егор А. | 2 | 2 | 0 | |
Михаил З. | 1 | 1 | 1 | |
Владимир О. | 3 | 2 | 0 | |
Валерий К. | 2 | 1 | 0 | |
Вячеслав Е. | 3 | 0 | 0 | |
Даниил З. | 2 | 2 | 1 | |
Игорь А. | 4 | 1 | 1 | |
Владимир Д. | 2 | 1 | 1 | |
Дмитрий Д. | 3 | 1 | 2 | |
девочки | Оля Ж. | 2 | 2 | 2 |
Ирина А. | 0 | 1 | 3 | |
Анна А. | 1 | 2 | 3 | |
Ира Ш. | 4 | 1 | 5 | |
Ирина Б. | 3 | 3 | 5 | |
Даша А. | 1 | 4 | 3 | |
Ксения Д. | 3 | 1 | 2 | |
Анна М. | 2 | 2 | 2 | |
Таня К. | 1 | 1 | 2 | |
Лариса М. | 1 | 1 | 0 | |
Валерия А. | 1 | 2 | 2 | |
Вероника В. | 3 | 0 | 1 | |
Вера А. | 2 | 1 | 2 | |
Аня Б. | 2 | 1 | 1 | |
Светлана А. | 4 | 2 | 3 | |
Катя А. | 0 | 0 | 3 | |
Инна А. | 2 | 1 | 3 | |
Вероника Д. | 0 | 1 | 2 | |
Ярослава К. | 0 | 0 | 4 | |
Марина С. | 2 | 0 | 4 |
Затем нами был высчитан среднеарифметический показатель количества единиц контент-анализа отдельно по группам мальчиков и девочек.
Таблица 2
Среднеарифметический показатель количества единиц анализа по группам
«социальное «Я» | «Я сам» | «Хар-ка партнеров по взаимод.» | |
Мальчики | 2,35 | 1,4 | 0,65 |
Девочки | 1,7 | 1,3 | 2,6 |
Эти данные отражены нами на диаграмме 1.
Диаграмма 1
Результаты контент-анализа
Итак, на диаграмме 1 наглядно видно, что если для мальчиков-подростков категория «Социальное Я» занимает ведущее положение в их представлениях о своем будущем, то для девочек основной является категория «Партнер по взаимодействию». По категории «Я сам» показатели примерно равны.
Образ «Я сам» основывается на оппозициях: альтруизм – эгоизм, прагматизм – бескорыстие, социоцентризм – гомоцентризм (гуманизм), зависимость – самостоятельность, космополитизм – национализм, мессианство (подвижничество) – аутентичность, идеализм – реализм.
«Образ партнера по взаимодействию» может быть похожим или отличающимся, равным или уступающим «Образу Я», вызывающим доверие или недоверие.
«Образ допустимого способа взаимодействия» включает допустимость или недопустимость насилия и конфронтации, терпимость или враждебность, открытость или закрытость по отношению к партнеру, склонность или несклонность к поиску компромисса, критичность к информации партнера, о партнере или догматичность, допустимость или недопустимость различных мнений.
На основании приведенных идей охарактеризуем отношения сотрудничества. Несомненно, оно будет основываться самостоятельном и позитивном образе Я; равном и позитивном образе партнера по взаимодействию. Образ способа взаимодействия должен предполагать открытость, толерантность, допустимость различных мнений, склонность к поиску компромисса. При этом необходима критичность к информации партнера. Подросток должен быть готов к тому, что не в каждой ситуации взаимодействия сотрудничество будет реализовываться в совместных действиях по достижению общих целей. В таком случае сотрудничество будет состоять в отсутствии противодействия при достижении партнерами индивидуальных целей.
Представления о возможных вариантах поведения партнеров по взаимодействию имеют вид стереотипа, субъект предвидит собственное поведение и возможные трудности во взаимодействии.
«Социальное Я» - термин, используемый несколькими способами, все из которых отражают некоторый аспект взаимодействия общества и личности:
· те аспекты Я, которые в значительной степени определяются социальными ценностями и влиянием общества;
· аспекты Я человека или его личности, которые легко воспринимаются другими людьми в социальных взаимодействиях;
· те компоненты личности, которые индивид считает важными в социальных взаимодействиях;
· общие характеристики Я, которые, как считает индивид, воспринимаются другими.
В своих представлениях о будущем мальчики-подростки чаще видят себя профессионально растущими, мобильными индивидами, ориентированными на самосовершенствование, карьерный рост: «Середина июня 2008 года, узнал, что прохожу по результатам тестирования в нужный мне ВУЗ», «...закончил учебу и работаю по профессии», «Я инженер высокорентабельного предприятия, езжу на лучших машинах, имею огромный дом» и т.д.
Содержание сочинений на тему «Один день моего «темного» будущего» также касаются в основном социального Я мальчиков-подростков: «Я еще не устроился в жизни. Мне некомфортно и неудобно без постоянной работы», «У меня нет хорошего образования, нет работы» и т.д. Хотя встречаются и такие высказывания: «У меня плохое здоровье, спился, бомжую», «Я лежу на диване, болит голова, руки не поднимаются» и т.д.
У девочек отмечается прежде всего мотивация создания и поддержания близких, доверительных отношений внутри семейно-родственного круга при наличии хорошей материальной обеспеченности; они ориентируются на выполнение традиционной женской роли – мать, жена: «Хочу выйти замуж и иметь 2 детей», «Надеюсь, что в скором будущем у меня будет хорошая семья» и т.д. Девочки упоминают работу, однако на первом месте все-таки находятся отношения с супругом, достаток в семье, забота о детях. Их сочинения начинаются подробным описанием приготовления завтрака, обстановки в квартире или доме, ребенка, мужа, общей атмосферы праздника в семье: «Приятный, светлый день. Я со своей семьей отдыхаю за городом. Мы играем, веселимся. Нам хорошо вместе». О работе упоминается кратко, чаще для того, чтобы подчеркнуть материальный достаток: «... еду в особняк, чтобы приготовить обед своему мужу-миллиардеру и троим детям-вундеркиндам».
Итак, контент-анализ сочинений подростков убедительно показывает, что представления о своем будущем у подростков отражают особенности их половой принадлежности.
Таким образом, мы приходим к выводу, что наша гипотеза в ходе экспериментального исследования нашла свое подтверждение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Концепция социальных представлений возникла благодаря французскому социальному психологу Сержу Московичи. Структура социальных представлений представлена тремя измерениями: информацией, полем представления и установкой
В отечественной психологии разрабатывалось понятие «образ мира», введенное А. Н. Леонтьевым. Образ мира представляет собой целостную, многомерную систему представлений о мире, о других людях, о себе, о будущем, о своей деятельности и т.д.
Тема будущего через ценности напрямую связана с проблемой самоопределения.
Способность к соотнесению себя настоящего с собой в прошлом и в будущем – важнейшее позитивное образование самосознания развивающейся личности.
Подростковый возраст можно считать сензитивным для формирования специфической ориентации на будущее, временной перспективы.
В подростковом возрасте происходят мощные сдвиги во всех областях жизнедеятельности ребенка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость.
На основании вышеизложенного можно предположить, что образ будущего старших школьников является сложным интегральным образованием, включающим в себя ценностные ориентации и первые жизненные планы, как планируемые, так и ожидаемые события, усвоенные стереотипы социального поведения, элементы рефлексии и самооценки, установки и эмоциональное отношение к будущему.
Исходя из теоретического анализа литературных источников по проблеме исследования, нами была сформулирована следующая гипотеза: особенности представлений подростков о своем будущем отражают их половую принадлежность.
Для подтверждения или опровержения данной гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 40 подростков (20 мальчиков и 20 девочек) Для выявления представлений о будущем мы воспользовались методом контент-анализа свободных сочинений на темы: «Один день моего «светлого» будущего» и «Один день моего «темного» будущего».
В результате анализа полученных данных мы констатировали, что если для мальчиков-подростков категория «Социальное Я» занимает ведущее положение в их представлениях о своем будущем, то для девочек основной является категория «Партнер по взаимодействию».
В своих представлениях о будущем мальчики-подростки чаще видят себя профессионально растущими, мобильными индивидами, ориентированными на самосовершенствование, карьерный рост. У девочек отмечается прежде всего мотивация создания и поддержания близких, доверительных отношений внутри семейно-родственного круга при наличии хорошей материальной обеспеченности; они ориентируются на выполнение традиционной женской роли – мать, жена.
Таким образом, цель нашего исследования – изучить те представления подростков о социальном мире и о себе самих, которые «отнесены в будущее» - образов своего личного «социального завтра» и «Я-в-будущем» - достигнута; задачи реализованы. Гипотеза – особенности представлений подростков о своем будущем отражают их половую принадлежность – подтверждена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегии жизни / К. А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Башкова, С. А. Особенности образа будущего у старшеклассников больших и малых городов: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / С. А. Башкова. – М., 1999. – 152 c.
3. Белинская, Е. П. Представления подростков о своем социальном будущем / Е. П. Белинская, И. В. Куликова // Мир психологии. – 2000. - № 4. – С.135-147.
4. Бим-Бад, Б. М. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. – М.: Просвещение, 1989. – 310 с.
5. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М., Воронеж: МОДЭК, 1995. – 352 с.
6. Большой психологический словарь / под общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – М.: Академия, 2004. – 605 с.
7. В мире подростка / Под ред. А. А. Бодалева. – М.: Просвещение, 1980. – 320 с.
8. Гинзбург, М. Р. Психология личностного самоопределения: автореф. дисс. ... доктора психол. наук / М. Р. Гинзбург. – М., 1996. – 110 с.
9. Гинзбург, М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. – 1994. - № 3. – С.24-29.
10. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. – 144 с.
11. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 554 с.
12. Гребенюк, О. С. Основы педагогики индивидуальности: Учебное пособие / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. – Калининград, 2000. – 365 с.
13. Донцов, А. И. Концепция «социальных представлений» в современной французской психологии / А. И. Донцов, Емельянова Т.П. – М.: Просвещение, 1987. – 427 с.
14. Драгунова, Т. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Т. В. Драгунова, Д. Б. Эльконин. – М.: Прогресс, 1967. – 390с.
15. Ефимкина, Р. П. Детская психология / Р. П. Ефимкина. – Новосибирск: НГУ, 1995. – 310 с.
16. Зейгарник, Б. В. Теория личности К. Левина / Б. В. Зейгарник. – М.: МГУ, 1981. – 118 с.
17. Климов, Е. А. Образ... чего? / Е. А. Климов // Вестник МГУ. – Сер.14. Психология. – 1991. - № 4. – С.24-31.
18. Кон, И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 252 с.
19. Кон, И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителя / И. С. Кон. – М.: Прогресс, 1980. – 260 с.
20. Кон, И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И. С. Кон. – М.: Политиздат, 1984. – 265 с.
21. Кухарчук, А. Н. Профессиональное самоопределение учащихся / А. Н. Кухарчук, А. Б. Ценципер. – Мн.: Народная асвета, 1976. – 128 с.
22. Лебедева, Н. Н. Гармонизация педагогического процесса ценностного самоопределения старших школьников: автореф. дисс. ... доктора педагог. наук / Н. Н. Лебедева. – Тюмень, 2006. – 120 с.
23. Московичи, С. От коллективных представлений – к социальным / С. Московичи // Вопросы социологии. – 1992. – T.I. - № 2. – С.89-96.
24. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен. – М.: Смысл, 2004. – 608 c.
25. Прихожан, А. М. Подросток в учебнике и в жизни / А. М. Прихожан, А. В. Толстых. – М.: Просвещение, 1990. – 245 с.
26. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: – Питер, 2002. – 720 с.
27. Самоукина, Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н. В. Самоукина. – М.: Высшая школа, 2000. – 384 с.
28. Смирнов, С. Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов / С. Д. Смирнов. – М.: Просвещение, 1983. – 260 с.
29. Социологическая энциклопедия / под общ. ред. А. Н. Данилова. – Минск: Вышэйшая школа, 2003. – 460 с.
30. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – Р-н/Д: Феникс, 1997. – 360 с.
31. Трушкова, С. В. Особенности представлений о средней школе в различных социальных группах: дисс. … канд. психол. наук: 19.00.01 / С. В. Трушкова. – М.,1996. – 157 с.
32. Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Калугина. – М.: Просвещение, 1991. – 325 с.
33. Шинкарук, В.И. и др. Жизнь как творчество / В. И. Шинкарук, Л. В. Сохань, Н. А. Шульга, Р. А. Ануфриева, И. Э. Бекешкина, А. А. Кроник / Отв. ред. Л. В. Сохань, В. А. Тихонович. Киев: Наукова думка. – 302 с.
34. Шляхтин, Г. С. Возрастные особенности временной перспективы личности / Г. С. Шляхтин // Психология личности и время: Тезисы докладов. – Т.2. – Черновцы,1991. – С.13-16.
35. Якимова, Е. В. Теория социальных представлений в социальной психологии: дискуссии 80-90-х годов / Е. В. Якимова. – М.: ИНИОН, 1996. – 115 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Свободные сочинения испытуемых девочек на темы: «Один день моего «светлого» будущего» и «Один день моего «темного» будущего»
Приложение 2
Свободные сочинения испытуемых малчиков на темы: «Один день моего «светлого» будущего» и «Один день моего «темного» будущего»
Дата: 2019-12-22, просмотров: 231.