ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О СВОЕМ БУДУЩЕМ....... 5
1.1. Представления людей о тех или иных объектах социальной или
духовной культуры как предмет исследования в современной
психологии..................................................................................................... 5
1.2. Психологические особенности подростка.................................................. 11
1.3. Особенности представлений о своем будущем в подростковом
возрасте.......................................................................................................... 15
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О СВОЕМ БУДУЩЕМ....... 26
2.1. Ход эксперимента......................................................................................... 26
2.2. Описание используемых методик............................................................... 26
2.3. Анализ полученных результатов................................................................. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 36
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................... 39
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы, связанные с личностным развитием молодых людей, постоянно находятся в центре внимания психологов. В настоящее время эти вопросы приобрели особую актуальность в связи с глубокими и быстро протекающими социальными изменениями, утратой идеологических ориентиров в воспитании подрастающего поколения, резко возросшим количеством самых разнообразных факторов, влияющих на психологический облик современных подростков.
Подростковый возраст – один из ответственных периодов формирования личности. Как любой возраст, он имеет свои особенности, проблемы, знание психологической сути которых позволяет более эффективно строить образовательный процесс в настоящее время. Большинством ученых признается, что подростковый и юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь. Но в настоящий период ситуация развития для подростков осложнена еще и трудностями социального переустройства нашего общества, в связи с чем необходимо изучение психологии современных подростков, в частности особенностей формирования восприятия себя в прошлом, настоящем и будущем.
В психологии подросткового и юношеского возраста исследуется много важных проблем: проблема ориентации подростка в мире взрослых, проблема выбора мировоззренческих образцов и ценностей, проблема конструирования подростком своих жизненных планов и целей и др.
Однако среди огромного многообразия проблем вхождения человека в общество особо выделяется вопрос о планах, представлениях, ожиданиях на будущее, которые являются и результатом и условием развития отношений подростка с внешним миром.
Представления о будущем отражают потенциальные возможности личности, и сформированность этих представлений в подростковом возрасте многими исследователями рассматривается как один из показателей успешной социализации старшеклассников (М. Р. Гинзбург, К. А. Абульханова-Славская, Е. И. Головаха, С. А. Башкова, Ж. Нюттен, Л. В. Сохань, Г. С. Шляхтин, Е. П. Белинская, И. А. Демина, Л. Пулккинен и др.)
В связи с этим актуальным, на наш взгляд, становится исследование
особенностей представлений о своем будущем, поскольку оно может выявить влияние изменений, происходящих в социуме, на процесс социализации. Кроме того, знание (изучение) представлений подростков о будущем и факторов, оказывающих влияние на их формирование, может предоставить возможность прогнозирования основных тенденций дальнейшего развития общества.
Цель исследования: изучить те представления подростков о социальном мире и о себе самих, которые «отнесены в будущее» - образов своего личного «социального завтра» и «Я-в-будущем».
Объект исследования: социальные представления подростков о своем будущем.
Предмет: особенности содержания представлений о своем будущем в подростковом будущем.
Гипотеза исследования: особенности представлений подростков о своем будущем отражают их половую принадлежность.
Задачи:
1. На основании теоретического анализа литературы раскрыть основные положения теории социальных представлений.
2. Изучить психолого-педагогические особенности развития личности подростка.
3. Выявить особенности особенности представлений о своем будущем в подростковом возрасте.
4. Провести экспериментальное исследование и на основании анализа его результатов сделать вывод об истинности или ошибочности выдвинутой гипотезы.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования
Ход эксперимента
Исходя из теоретического анализа литературных источников по проблеме исследования, нами была сформулирована следующая гипотеза: особенности представлений подростков о своем будущем отражают их половую принадлежность.
Для подтверждения или опровержения данной гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 40 подростков (20 мальчиков и 20 девочек) ******** средней школы ********* области.
Цель исследования: изучить особенности представлений подростков о своем будущем и выявить различия в них по гендерному признаку.
Задачи:
1. Подобрать методики исследования.
2. Провести экспериментальное исследование и на основании анализа его результатов сделать вывод об истинности или ошибочности выдвинутой гипотезы.
Для выявления представлений о будущем мы воспользовались методом контент-анализа свободных сочинений на темы: «Один день моего «светлого» будущего» и «Один день моего «темного» будущего».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Концепция социальных представлений возникла благодаря французскому социальному психологу Сержу Московичи. Структура социальных представлений представлена тремя измерениями: информацией, полем представления и установкой
В отечественной психологии разрабатывалось понятие «образ мира», введенное А. Н. Леонтьевым. Образ мира представляет собой целостную, многомерную систему представлений о мире, о других людях, о себе, о будущем, о своей деятельности и т.д.
Тема будущего через ценности напрямую связана с проблемой самоопределения.
Способность к соотнесению себя настоящего с собой в прошлом и в будущем – важнейшее позитивное образование самосознания развивающейся личности.
Подростковый возраст можно считать сензитивным для формирования специфической ориентации на будущее, временной перспективы.
В подростковом возрасте происходят мощные сдвиги во всех областях жизнедеятельности ребенка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость.
На основании вышеизложенного можно предположить, что образ будущего старших школьников является сложным интегральным образованием, включающим в себя ценностные ориентации и первые жизненные планы, как планируемые, так и ожидаемые события, усвоенные стереотипы социального поведения, элементы рефлексии и самооценки, установки и эмоциональное отношение к будущему.
Исходя из теоретического анализа литературных источников по проблеме исследования, нами была сформулирована следующая гипотеза: особенности представлений подростков о своем будущем отражают их половую принадлежность.
Для подтверждения или опровержения данной гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 40 подростков (20 мальчиков и 20 девочек) Для выявления представлений о будущем мы воспользовались методом контент-анализа свободных сочинений на темы: «Один день моего «светлого» будущего» и «Один день моего «темного» будущего».
В результате анализа полученных данных мы констатировали, что если для мальчиков-подростков категория «Социальное Я» занимает ведущее положение в их представлениях о своем будущем, то для девочек основной является категория «Партнер по взаимодействию».
В своих представлениях о будущем мальчики-подростки чаще видят себя профессионально растущими, мобильными индивидами, ориентированными на самосовершенствование, карьерный рост. У девочек отмечается прежде всего мотивация создания и поддержания близких, доверительных отношений внутри семейно-родственного круга при наличии хорошей материальной обеспеченности; они ориентируются на выполнение традиционной женской роли – мать, жена.
Таким образом, цель нашего исследования – изучить те представления подростков о социальном мире и о себе самих, которые «отнесены в будущее» - образов своего личного «социального завтра» и «Я-в-будущем» - достигнута; задачи реализованы. Гипотеза – особенности представлений подростков о своем будущем отражают их половую принадлежность – подтверждена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегии жизни / К. А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
2. Башкова, С. А. Особенности образа будущего у старшеклассников больших и малых городов: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / С. А. Башкова. – М., 1999. – 152 c.
3. Белинская, Е. П. Представления подростков о своем социальном будущем / Е. П. Белинская, И. В. Куликова // Мир психологии. – 2000. - № 4. – С.135-147.
4. Бим-Бад, Б. М. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. – М.: Просвещение, 1989. – 310 с.
5. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович / Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М., Воронеж: МОДЭК, 1995. – 352 с.
6. Большой психологический словарь / под общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – М.: Академия, 2004. – 605 с.
7. В мире подростка / Под ред. А. А. Бодалева. – М.: Просвещение, 1980. – 320 с.
8. Гинзбург, М. Р. Психология личностного самоопределения: автореф. дисс. ... доктора психол. наук / М. Р. Гинзбург. – М., 1996. – 110 с.
9. Гинзбург, М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М. Р. Гинзбург // Вопросы психологии. – 1994. - № 3. – С.24-29.
10. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. – 144 с.
11. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 554 с.
12. Гребенюк, О. С. Основы педагогики индивидуальности: Учебное пособие / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. – Калининград, 2000. – 365 с.
13. Донцов, А. И. Концепция «социальных представлений» в современной французской психологии / А. И. Донцов, Емельянова Т.П. – М.: Просвещение, 1987. – 427 с.
14. Драгунова, Т. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Т. В. Драгунова, Д. Б. Эльконин. – М.: Прогресс, 1967. – 390с.
15. Ефимкина, Р. П. Детская психология / Р. П. Ефимкина. – Новосибирск: НГУ, 1995. – 310 с.
16. Зейгарник, Б. В. Теория личности К. Левина / Б. В. Зейгарник. – М.: МГУ, 1981. – 118 с.
17. Климов, Е. А. Образ... чего? / Е. А. Климов // Вестник МГУ. – Сер.14. Психология. – 1991. - № 4. – С.24-31.
18. Кон, И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 252 с.
19. Кон, И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителя / И. С. Кон. – М.: Прогресс, 1980. – 260 с.
20. Кон, И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И. С. Кон. – М.: Политиздат, 1984. – 265 с.
21. Кухарчук, А. Н. Профессиональное самоопределение учащихся / А. Н. Кухарчук, А. Б. Ценципер. – Мн.: Народная асвета, 1976. – 128 с.
22. Лебедева, Н. Н. Гармонизация педагогического процесса ценностного самоопределения старших школьников: автореф. дисс. ... доктора педагог. наук / Н. Н. Лебедева. – Тюмень, 2006. – 120 с.
23. Московичи, С. От коллективных представлений – к социальным / С. Московичи // Вопросы социологии. – 1992. – T.I. - № 2. – С.89-96.
24. Нюттен, Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен. – М.: Смысл, 2004. – 608 c.
25. Прихожан, А. М. Подросток в учебнике и в жизни / А. М. Прихожан, А. В. Толстых. – М.: Просвещение, 1990. – 245 с.
26. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: – Питер, 2002. – 720 с.
27. Самоукина, Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н. В. Самоукина. – М.: Высшая школа, 2000. – 384 с.
28. Смирнов, С. Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов / С. Д. Смирнов. – М.: Просвещение, 1983. – 260 с.
29. Социологическая энциклопедия / под общ. ред. А. Н. Данилова. – Минск: Вышэйшая школа, 2003. – 460 с.
30. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – Р-н/Д: Феникс, 1997. – 360 с.
31. Трушкова, С. В. Особенности представлений о средней школе в различных социальных группах: дисс. … канд. психол. наук: 19.00.01 / С. В. Трушкова. – М.,1996. – 157 с.
32. Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя / Л. М. Фридман, И. Ю. Калугина. – М.: Просвещение, 1991. – 325 с.
33. Шинкарук, В.И. и др. Жизнь как творчество / В. И. Шинкарук, Л. В. Сохань, Н. А. Шульга, Р. А. Ануфриева, И. Э. Бекешкина, А. А. Кроник / Отв. ред. Л. В. Сохань, В. А. Тихонович. Киев: Наукова думка. – 302 с.
34. Шляхтин, Г. С. Возрастные особенности временной перспективы личности / Г. С. Шляхтин // Психология личности и время: Тезисы докладов. – Т.2. – Черновцы,1991. – С.13-16.
35. Якимова, Е. В. Теория социальных представлений в социальной психологии: дискуссии 80-90-х годов / Е. В. Якимова. – М.: ИНИОН, 1996. – 115 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Свободные сочинения испытуемых девочек на темы: «Один день моего «светлого» будущего» и «Один день моего «темного» будущего»
Приложение 2
Свободные сочинения испытуемых малчиков на темы: «Один день моего «светлого» будущего» и «Один день моего «темного» будущего»
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-
Дата: 2019-12-22, просмотров: 330.