ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О СВОЕМ БУДУЩЕМ....... 5

1.1. Представления людей о тех или иных объектах социальной или

духовной культуры как предмет исследования в современной

психологии..................................................................................................... 5

1.2. Психологические особенности подростка.................................................. 11

1.3. Особенности представлений о своем будущем в подростковом

возрасте.......................................................................................................... 15

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ

  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОДРОСТКОВ О СВОЕМ БУДУЩЕМ....... 26

2.1. Ход эксперимента......................................................................................... 26

2.2. Описание используемых методик............................................................... 26

2.3. Анализ полученных результатов................................................................. 29    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 36

ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................... 39

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы, связанные с личностным развитием молодых людей, постоянно находятся в центре внимания психологов. В настоящее время эти вопросы приобрели особую актуальность в связи с глубокими и быстро протекающими социальными изменениями, утратой идеологических ориентиров в воспитании подрастающего поколения, резко возросшим количеством самых разнообразных факторов, влияющих на психологический облик современных подростков.

Подростковый возраст – один из ответственных периодов формирования личности. Как любой возраст, он имеет свои особенности, проблемы, знание психологической сути которых позволяет более эффективно строить образовательный процесс в настоящее время. Большинством ученых признается, что подростковый и юношеский возраст является главным периодом формирования собственных убеждений и умения самостоятельно строить свой жизненный путь. Но в настоящий период ситуация развития для подростков осложнена еще и трудностями социального переустройства нашего общества, в связи с чем необходимо изучение психологии современных подростков, в частности особенностей формирования восприятия себя в прошлом, настоящем и будущем.

В психологии подросткового и юношеского возраста исследуется много важных проблем: проблема ориентации подростка в мире взрослых, проблема выбора мировоззренческих образцов и ценностей, проблема конструирования подростком своих жизненных планов и целей и др.

Однако среди огромного многообразия проблем вхождения человека в общество особо выделяется вопрос о планах, представлениях, ожиданиях на будущее, которые являются и результатом и условием развития отношений подростка с внешним миром.

Представления о будущем отражают потенциальные возможности личности, и сформированность этих представлений в подростковом возрасте многими исследователями рассматривается как один из показателей успешной социализации старшеклассников (М. Р. Гинзбург, К. А. Абульханова-Славская, Е. И. Головаха, С. А. Башкова, Ж. Нюттен, Л. В. Сохань, Г. С. Шляхтин, Е. П. Белинская, И. А. Демина, Л. Пулккинен и др.)

В связи с этим актуальным, на наш взгляд, становится исследование
особенностей представлений о своем будущем, поскольку оно может выявить влияние изменений, происходящих в социуме, на процесс социализации. Кроме того, знание (изучение) представлений подростков о будущем и факторов, оказывающих влияние на их формирование, может предоставить возможность прогнозирования основных тенденций дальнейшего развития общества.

Цель исследования: изучить те представления подростков о социальном мире и о себе самих, которые «отнесены в будущее» - образов своего личного «социального завтра» и «Я-в-будущем».

Объект исследования: социальные представления подростков о своем будущем.

Предмет: особенности содержания представлений о своем будущем в подростковом будущем.

Гипотеза исследования: особенности представлений подростков о своем будущем отражают их половую принадлежность.

Задачи:

1. На основании теоретического анализа литературы раскрыть основные положения теории социальных представлений.

2. Изучить психолого-педагогические особенности развития личности подростка.

3. Выявить особенности особенности представлений о своем будущем в подростковом возрасте.

4. Провести экспериментальное исследование и на основании анализа его результатов сделать вывод об истинности или ошибочности выдвинутой гипотезы.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования


Дата: 2019-12-22, просмотров: 257.