См. ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, 3
Внешняя среда-это все те элементы, которые воздействуют на организацию. Обычно внешняя среда рассматривается как набор реально существующих явлений и процессов (в дальнейшем — элементов), прямо или косвенно влияющих на деятельность компании, на уровень неопределенностей и рисков при разработке и реализации УР. Выделяют две группы факторов прямого воздействия: входные (учредители, поставщики, система законодательства, материалы, капитал, трудовые ресурсы) и выходные (потребитель, средства рекламы, дилеры, брокеры). Факторы косвенного воздействия: геополитические, политические, состояние экономики, НТП, социокультурные изменения, природно-географические условия. Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого исследователи исследуют и контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для данной системы.
Внешняя среда для компаний состоит из двух колец окружения: ближнего и дальнего. Особенности элементов ближнего окружения компании. Клиенты — это лица, пользующиеся услугами компании или покупающие у нее непосредственно (прямые) или через других лиц (косвенные) какую-либо ее продукцию (уровень неудовлетворенности потребностей и интересов населения; уровень платежеспособности населения; состояние спроса-предложения) Контролирующие организации представляют налоговые, административные, санитарные и другие инспекции; пенсионные, медицинские, социальные и другие фонды; различные комиссии (уровень их правовой и информационной поддержки; уровень их административной поддержки). Партнеры по бизнесу — это участники какой-либо совместной с компанией деятельности. Она может реализовываться в форме аренды, партнерства, подряда, договора, финансовых и компенсационных сделок (уровень соблюдения договорных обязательств по оплате и производству продукции; уровень организационных связей партнеров; уровень финансовых связей партнеров; платежеспособность партнеров). Финансово-кредитные учреждения — организации, непосредственно участвующие в финансовом цикле компании, например, выполняющие расчетно-кассовые, ипотечные, кредитные и другие операции (быстрота и качество обслуживания, уровень надежности, банковские резервы, объем услуг). Конкуренты— обязательный элемент рыночной экономики (уровень эластичности выпускаемой продукции; уровень льготных субсидий, получаемых конкурентами; характер текущего и перспективного спроса; соотношение отечественных и зарубежных конкурирующих компаний). Общественность формирует в сознании населения отношение к компании и ее продукции. (отношение к качеству выпускаемой компанией продукции; уровень влияния общественных движений на сознание групп населения). Законодательная база в соответствующей области деятельности (частоту изменения законодательной базы; уровень доступности законодательной базы для пользователей; степень охвата законодательной базой правового пространства; объем контроля за выполнением законодательной базы). Особенности элементов дальнего окружения компании Система ценностей и их приоритеты в обществе. К системе ценностей относятся материальные, общественно-политические и духовные ценности. Каждое общество формирует свое представление о добре, справедливости, свободе, вере и т.д. Набор представлений может формировать как положительную систему ценностей, так и отрицательную. Вместе с тем существуют и общечеловеческие ценности: нормы нравственности, прогресс, культурное наследие, социальная ответственность. Руководитель компании должен ориентироваться в существующем раскладе ценностей и формировать совместимую с общественными ценностями систему ценностей своей компании. Обычаи местного и международного делового оборота — набор общепринятых норм цивилизованных отношений между участниками каких-либо соглашений, которые не регулируются законодательными актами (масштаб обычаев делового оборота; значение, придаваемое в обществе обычаям делового оборота; статистика соблюдения обычаев делового оборота в сфере деятельности компании; ответственность за нарушение обычаев делового оборота) Политическая обстановка в стране и мире определяется деятельностью органов государственной власти и государственного управления, характеризующей общественный строй и экономическую структуру общества; партий, общественных классов и группировок (уровень доверия населения органам государственной власти; вовлеченность населения в реализацию главных программ государственной власти; количество активных партий и общественных движений; степень интеграции страны с мировым сообществом). Экономическая обстановка в отрасли, стране и мире определяется организацией, структурой и состоянием хозяйственной деятельности отрасли, страны, мирового региона (уровень стабильности экономической обстановки; продолжительность цикла спада-подъема; уровень инфляции; степень привлекательности для инвесторов) Социальная и экологическая ответственность — новый элемент в системе внешней среды. Характеризует гуманитарную ответственность (в отличие от юридической) компаний и отдельных людей за отрицательные последствия реализованных управленческих решений, т.е. за ущерб, причиненный людям или природе. Налоговая система характеризуется следующими основными параметрами: количество налогов; уровень налогообложения; характер стимулирования производства продукции; уровень организации сбора налогов. Институциональные структуры состоят из обслуживающих компанию организаций, например, страховые, финансовые организации, фонды, биржи, посреднические организации, суды, фирмы и др. (степень удовлетворения потребностей компаний в дополнительных услугах; доступность услуг для пользователей). Природные катаклизмы включают как форс-мажорные, так характерные (часто повторяющиеся) природные аномалии, землетрясения, проливные дожди и ураганы, шаровые молнии, не нарушения геомагнитной обстановки и т.д.). Народные волнения. Этот элемент связан с крайне низким уровнем удовлетворения частью населения своих потребностей и важнейших интересов (процент людей, живущих ниже черты бедности; уровень и структура безработицы; наличие объединяющих целей или идей; уровень расслоения общества). Явная форма реализуется в виде участия в митингах, демонстрациях, голодовках и т.д. Неявная форма реализуется в расширении роли неформальных организаций, враждебно относящихся к власти различного уровня. Криминализация внешних для компании связей. К данному элементу относится коррупция и рэкет как формы вымогательства чужих доходов (коррупция — это неявное, а рэкет — явное вымогательство).
Дата: 2019-12-22, просмотров: 249.