Типология управленческих решений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Решение-это выбор альтернативы. Принятие решений - связующий процесс, необходимый для выполнения любой управленческой функции. Управленческим называется решение, принятое в социальной системе и направленное на стратегическое планирование; управление управленческой деятельностью; управление человеческими ресурсами; управление производственной и обслуживающей деятельностью; формирование системы управления компании (методология структура, процесс, механизм); управленческое консультирование; коммуникации с внешней средой. Таким образом, принятие управленческих решений представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Данный процесс включает в себя множество различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения.

Разработка УР происходит поэтапно: определение отклонения фактического состояния системы от желаемого, определения наличия проблемы, формулирование проблемы, структурирование проблемы, определение степени новизны проблемы, определение источников информации по проблеме, сбор информации по проблеме, обработка информации по проблеме, определение возможных вариантов решения, оценка вариантов решения, определение исполнителей, постановка задач исполнителям, корректировка выбранного варианта решения, формулирование решения, оформление решения, организация контроля за выполнением.

Многое крупные ученые занимались проблемами теории и практики разработки эффективных решений. Любая теория на­чинается с классификации объекта исследования, т.е. выделения однотипных групп. В результате была составлена следующая классификация УР: по функциональной направленности: планирующие (для осуществления плановых мероприятий в компании или подразделениях), организующие, активизирующие (для эффективного управления персоналом разрабатываются решения по различным аспектам активизации деятельности работника), коорди­нирующие (необходимы для согласования изменяющихся условий внешней и внутренней среды для обеспечения возможной гармонизации в деятельности компании), контролирующие (направлены на обеспечение современного выполнения производственных планов и намеченных рубежей развития), информирующие (направлены на упорядочение информационного поля для работников компании и предоставления им необходимой информации);  по организации: индивидуальные (он требует от руководителя уверенности в своих целях, профессионализма и творческого подхода), коллегиальные (групповые) (характеризуется большей обоснованностью, меньшим числом ошибок и неопределенностей, разработкой оригинальных подходов); по причинам: ситуационные (вызываются событиями, нарушившими или могущими нарушить запланированный ход деятельности компании), по предписанию (входит в функциональные обязанности нижестоящего руководителя и определяется соответствующими регламентами), про­граммные (представляет собой реализацию программно-целевой технологии РУР), инициативные (это творческий вклад руководителя в деятельность компании в рамках данных ему полномочий), сезонные (более устойчивые по времени, чем программные связаны с календарными датами, н-р, оформление отпуска); по повторяемости выполнения: однотипные (имеют общую предметную область (экономика, технологии)), разнотипные (имеют разные локальные для компании базы управляемых параметров) и инновационные (нет альтернатив) (обычно касаются процесса реструктуризации реформирования компании для повышения ее конкурентоспособности); по масштабам воздействия: общие (если УР разрабатывается для всего коллектива) и частные (для одного человека); по времени действия: стратегические (разрабатываются на длительный срок 5-10 лет), тактиче­ские (является инструментарием для стратегических решений и разрабатываются на меньший период 1-3 года) и оперативные (разрабатываются при возможности или возникновении ситуаций, мешающих реализации тактических решений, решения является кратковременными); по прогнозируемым результатам: с опре­деленным результатом, с вероятностным исходом; по характеру разработки и реализа­ции: уравновешенные (принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке), импульсивные (принимаются руководителями, которые легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить и оценить), инертные (в них преобладают контрольные и уточняющие действия на генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство), риско­ванные (принимаются без тщательного обоснования действий руководителем, который уверен в своих силах), осторожные (характеризуются тщательностью оценки руководителем всех вариантов); по методам переработки информации: алгоритмические (метод переработки информации, который предполагает относительно строгую формализацию выполнения процедур и операций на основе правил, алгоритмов, формул), эвристические (основан на логике, здравом смысле и опыте при РУР, при которой выявляется новая существенная информация); по числу критериев: однокритериальные (простые УР сравнивают по одному какому-либо критерию), много­критериальные (сложные или ответственные сравнивают по нескольким критериям); по глубине воздействия: одноуровневые (руководитель реализовывает свое решение только на уровне цеха или отдела) и многоуровневые (руководитель реализовывает УР кроме цехов и отделов будет обязательно и для заместителей руководителя); по способу фиксации: письменные (предоставляются наиболее ответственные УР для экономической и правовой экспертизы и в дальнейшем для экспертизы), устные (решения имеют правовую силу и их можно обжаловать в суде, если имеются по крайне мере два человека, слышавшие это решение, озвученное руководителем).

Дата: 2019-12-22, просмотров: 210.