Основные направления социально-экономической критики в отношении стратегии глобализации ТНК связаны со следующими моментами:
• растущая власть глобальных транснациональных интегрированных хозяйственных структур;
• навязывание своей воли владельцами громадных инвестиционных средств остальным, особенно «вялым» государствам, возрастание зависимости национальных государств от политики глобальных монополий;
• ограничения прав суверенных государств, ограничения экономической политики национальных государств, снижение их национальной экономической безопасности, что нашло, в частности, выражение в глобальном финансовом кризисе 90-х гг. и других негативных явлениях;
• чрезмерное дерегулирование рынка в интересах крупнейших ТНК, усиление регулирования мировых рынков со стороны крупнейших ТНК;
• обострение общей конкуренции на мировом рынке;
• навязывание потребителям всего мира стандартов потребления и образа жизни;
• нарушение сложившегося баланса сил между наемными работниками и работодателями, массовые увольнения, безработица;
• усиление конкуренции со стороны развивающихся стран, где работают предприятия ТНК, что ведет к снижению заработной платы, социальных льгот, затрат на экологию и понижению уровня жизни в развитых странах.
Подобная критика вылилась в общественное движение антиглобалистов, которые активизируют свои выступления в периоды проведения международных совещаний и конференций на высшем уровне.
Начало такому движению было положено в конце 90-х гг. XX в. В частности, в 1999 г. французский фермер Бове в знак протеста в связи с введением в США высоких налогов на продажу продовольственных деликатесов (в число которых попал и знаменитый французский сыр «Рокфор») вывел свой трактор на улицы ближайшего городка и разгромил витрины американского McDonald's как символ процессов глобализации. Его действия были поддержаны многочисленными сторонниками, к которым примкнули и лица, выступающие против сложившегося в мире порядка приоритетов и отношений.
Антиглобалисты выступают против ТНК и глобальных компаний, которые навязывают всему миру стандартные товары, вкусы и образ жизни, Они отвергают ценности, предлагаемые обществом потребления. Антиглобалисты выступают также против таких международных организаций, как МВФ, ВТО и др., которые обеспечивают систему
преимущества сильных над слабыми.
Летом 2001 г. в Генуе в антиглобалистском движении приняли участие свыше SO тыс. человек. В результате столкновений с полицией 114 человек были ранены и один убит. Затем антиглобалисты стали применять более гибкую, креативную тактику организации манифестаций, например «танцующая толпа» и т.д.
Глобализация, подчеркивают участники данного движения, представляет опасность для развивающихся стран,
В противовес противникам процессов глобализации ее защитники отстаивают следующие ее положительные стороны:
• рост производительности и разделения труда;
• дальнейший прогресс и экономический рост;
• создание мощной управляемой глобальной системы мировой экономики;
• повышение уровня жизни;
• выгоды от экономии масштаба (сокращение постоянных и в большинстве случаев переменных издержек);
• эффективность производственных инвестиций;
• более широкий ассортимент иностранных товаров на национальных рынках;
• выявление истинного положения в экономике каждой страны;
• наличие четырех свобод: глобальной свободы познания, передвижения, действий, самовыражения и самопроявления.
Интеграция России в современную глобальную экономику является настоятельно необходимой задачей. Глобализация экономики не только приумножает контакты между представителями различных стран, но ведет к соприкосновению и взаимопроникновению различных культур, религий, образов жизни, что приводит к духовному обогащению и лучшему взаимопониманию народов разных стран, более эффективному взаимодействию в экономической области.
Россия должна быть заинтересована в развитии процессов интеграции, интернационализации и глобализации, но при этом ей необходимо четко обозначить свои стратегические национальные интересы и отстаивать их.
V . ТНК как важнейшими субъектами мировой экономики.
Современные ТНК являются важнейшими субъектами мировой экономики, непосредственно способствующими своей активностью водящим сейчас во всем мире процессам интернационализации и крепления хозяйственных взаимосвязей между отдельными государствами.
Благодаря интенсивному развитию мировой экономики последнего времени, а особенно существенному улучшению условий внешней торговли и прямых иностранных инвестиций, фирмы имеют гораздо более широкий, чем либо спектр возможностей для освоения зарубежных рынков, а обостряющаяся конкуренция заставляет их прибегать к использованию таких сложностей. Все больше фирм, особенно действующих в областях; глобальной конкуренции, с самого начала ориентируются на деятельность в масштабах не столько отдельных стран, сколько крупных регионов и мира в целом.
Начало интернационализации.
Первыми шагами на пути к интернационализации служат:
- товарный экспорт,
- создание сбытовых филиалов за рубежом,
- лицензирование и другие формы контрактных отношений.
Лишь затем происходит переход к прямым инвестициям в зарубежное производство.
Рекордные показатели по объему ПИИ за последние годы отражают активность и процветание современных ТНК - основных экспортеров ала. ТНК бурно расширяют и диверсифицируют свою деятельность, основываясь экстенсивными и интенсивными путям по всему миру. Деятельность крупнейших ТНК в наше бремя охватывает практически все страны мира.
В последние годы широкое распространение получил подход, согласно которому страна, на рынках которой работает ТНК приобретает выгоды, связанные с приобщением к имеющимся у ТНК передовым технологиям, 1-ым ресурсам, международным сбытовым сетям и т.д.
Данный подход находит отражение в стабильной тенденции к либерализации регулирования ПИИ и в создании в стране благоприятных условий для деятельности крупных международных корпораций.
Задачи ТНК
1. Основная задача деятельности ТНК, как и любой другой коммерческой организации - получение высокой прибыли и стабильность в долгосрочном периоде.
Исходя из этого, ТНК ориентированы на оптимальное размещение
своих запасов на мировом рынке с целью использования благоприятных возможностей или сведения к минимуму невыгодных последствий, обусловленных неконтролируемыми действиями со стороны внешней среды.
2. Разработка продукта, обладающего высоким глобальным потенциалом является важнейшей специфической задачей маркетингаТНК. Универсальная привлекательность продукта тесно связана с универсальностью потребности, которую продукт удовлетворяет.
Согласно модели мультиатрибутивного продукта, если основная или ядерная услуга, определяющая базовый рынок, универсальна, и макроатрибуты привлекательны для покупателей на ра:5личных локальных рынках, данный продукт обладает значительным потенциалом глобализации.
Однако ТНК имеет возможность оптимальной адаптации продукта к особенностям локальных рынков с помощью изменения одного или нескольких атрибутов, не являющихся детерминирующими.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 238.