I . Понятие ТНК и индекс транснациональности. Мультинациональные компании и международные монополии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Значение ТНК для международного бизнеса весьма велико, и они являются его основными субъектами. Международная торговля все больше становится отражением, следствием и стимулом связей между самими ТНК, внутри ТНК — между материнской компанией и ее до­черними и внучатыми компаниями, а также между этими и любыми другими компаниями. Например, многие американские компании от­крыли в различных странах мира собственные филиалы и представи­тельства и создали там обширные производства, что позволяет им за­действовать дешевую рабочую силу и другие ресурсы, а также обходить сложные торговые барьеры и максимизировать итоговую прибыль

Транснациональные компании — институциональная форма ин­тернационализации и международного маркетинга. Сфера их деятель­ности и «адрес* — весь мир. Это компании-космополиты, имеющие контролирующий капитал однонационального происхождения.

Сбыт за рубежом, занимающий значительную долю деятельности ТНК, обычно растет быстрее, чем сбыт в собственной стране, причем объем сбыта за рубежом составляет обычно более '/3 общего объема продаж. Так, 25 крупнейших транснациональных корпораций США получают 43% общего объема продаж и 25% прибыли от сбыта своей продукции за рубежом.

Однако следует проявлять определенную осторожность при отнесе­нии компании к разряду ТНК, поскольку далеко не всякая компания, во­влеченная в международную торговлю, может быть отнесена к категории транснациональных корпораций. Компания может экспортировать всю производимую ею продукцию и получать 100% дохода из-за рубежа, но этого недостаточно, чтобы называться транснациональной. Транснацио­нальной может считаться только компания, имеющая собственное про­изводство или иное присутствие (представительство) за границей.

Деятельность ТНК является одной из основных причин дефицитности платежного баланса страны.

Однако в связи с ростом конкуренции в сфере производства тен­денция может измениться в обратную сторону, т е. в сторону активизации процессов создания зарубежными фирмами на территории США своих производств и предприятий с целью последующего экспорта в третьи страны. Поддержание отечественного и иностранного произ­водства на американской территории позволит улучшить состояние

торгового баланса США.

При сравнении объема ежегодных продаж ТНК с валовым нацио­нальным продуктом отдельных стран можно сделать вывод, что General Motors превосходит Швейцарию, Пакистан и ЮАР, Royal Dutch Shell богаче Ирана, Венесуэлы и Турции.

При этом международная маркетинговая деятельность ТНК отли­чается жестким централизованным контролем и координацией. Для отнесения компании к ТНК следует определить индекс трансиациональности, который характеризует степень интернационализации дея­тельности компании.

Индекс транснациональности (или индекс международности) про­считывается, исходя из следующих показателей:

• объем производства на зарубежных филиалах и его отношение к внутреннему производству (как наиважнейший показатель);

• объем прибылей, полученных на заграничных филиалах, по от­ношению к объему прибылей компании на внутреннем рынке;

■ занятость на заграничных филиалах и ее отношение к числу за­нятых на внутреннем рынке;

• доля зарубежных активов в обшей сумме активов компании;

• объем продаж за границей и его отношение к объему продаж на

внутреннем рынке.

В соответствующих случаях подсчитывают этот индекс и в отноше­нии государства, тогда показатели суммируются по всем основным компаниям ведущих отраслей данной страны.

Процессы транснационализации касаются и сферы услуг. Так, американская страховая компания Agna открыла в Ирландии центр обработки претензий и заявлений, Texas Instruments имеет в Индии филиал по разработке пакетов программного обеспечения, юридическая компания Lexis самолетом отправляет за рубеж документы для ввода их там в компьютеры местными операторами. Многие фирмы осуществляют обработку данных на Барбадосе, где около 1000 опера­торе» зарабатывают на этом около 10 млн долл. (Бизнесмены-между­народники шутят по поводу регистрации фирм на палубах океанских судов, которые встают на якорь там, где бизнес обходится дешевле все­го и где самый низкий уровень налогообложения.)

ТНК бывают не только крупные, но и средние (с количеством за­нятых не более 500 чел.). Например, 50 средних по величине компаний с количеством занятых не более 500 чел., относящихся к ТНК, имели средний индекс транснациональности 27%, у 13 превышал 40% и у 6 — превышал 50%.

Типичной организационной структурой ТНК является головная материнская компания (холдинг) со штаб-квартирой, филиалы и отде­ления, а также дочерние и внучатые компании как внутри страны, так и за рубежом. Особое значение приобретает сочетание принципов цен­трализации и децентрализации в управлении ТНК, а также конгломе­ратной и синергической форм набора портфеля ее сфер бизнеса.

Хорошо известны такие американские ТНК, как Wbrner-Lambert, ЗМ, Ford, IBM, H. J. Hinz, Gillette, Istman Kodak, сбыт за рубежом ко­торых составляет более 'Д общего объема продаж.

Можно также выделить мулътинационалъные, многонациональные компании (МНК), которые отличаются преобладающей привязанно­стью к стране своего происхождения (по объему деятельности, связям с деловыми и политическими кругами, сосредоточению научно-техни­ческих исследований) и ядро которых образует капитал двух-трех стран (например, англо-голландская компания Royal Dutch Shell ).

И наконец, можно говорить о международных монополиях (ММ), которые характеризуются отсутствием преобладающей привязанности к стране происхождения и образованы капиталами нескольких стран. Однако для упрощения анализа в международном маркетинге все вы­шеназванные компании чаще всего принято считать как один и тот же вид — транснациональные компании.

 

II. Глобальные компании

 

Современный период отличается активным развитием процессов глобализации, что наиболее ярко отражается в трансформации сущно­сти и характера деятельности крупнейших компаний мира (рис. 3.1).

Признавая большую роль в процессе глобализации транснацио­нальных компаний, следует иметь в виду, что обычная ТНК производит о собственной стране свыше 3/э всей продукции, используя 3/3 всего своего персонала.

Глобальные компании (ГК) выросли, как правило, из ТНК и пред­ставляют собой их разновидность, стоящую на следующей стадии «меж­дународности» своего развития. Они утрачивают преимущественную связь с внутренним рынком, ориентируются на требования мирового рынка, осуществляют глобализацию производства и сбыта на базе стратегии стандартизации маркетинговых программ и технологий раз­вития международного, глобального бизнеса, что дает им неоспоримое

преимущество в конкурентной борьбе на мировых рынках, в первую очередь, за счет снижения издержек В качестве примера можно при­вести американские компании Coca-Cola, McDonald's, Nestle, Colgate, Marlboro, IBM, Procter & Gamble, Du Pont, Shell, Exxon, Mobil, япон­ские и южнокорейские компании по производству бытовой электро­ники, японскую автомобилестроительную компанию Toyota, автомо­билестроительную компанию Daimler Chrysler и др. Для ГК характерно также использование глобальных источников.

Глобальные компании имеют значительно более высокий индекс транснационалъности по сравнению с обычными ТНК, и их основная работа направлена на стандартизацию товара и маркетинговых усилий по продвижению продукции на мировом рынке, что позволяет полу­чать значительный выигрыш от эффекта масштаба, глобальной рекла­мы и глобальной торговой марки При этом научно-технический про­гресс создает высокие конкурентные преимущества по сравнительным издержкам.

Глобальные компании не только действуют как своеобразные пра­вительства, но представляют собой особую, глобальную в мировом масштабе власть, сфера которой не знает государственных границ Чем больше элемент многонационального участия в такой компании, тем в большей степени она стремится освободиться от ограничивающего влияния правительств стран, на территории которых распространяет­ся ее деятельность

Современная карта мира может быть представлена территориями и сферами влияния ГК, границы которых не совпадают с границами на­циональных государств Экономическая мощь ГК позволяет усиливать им и свое политическое влияние на международной арене. Они имеют своих дипломатов-сотрудников для организации отношений с прави­тельствами различных стран, защищающих интересы своих акционе­ров, не различая их национальной принадлежности

Для поддержания высокой международной конкурентоспособно­сти в XXI в ведущие крупные компании будут становиться все более глобальными.

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 219.