Комитет РСПп по торговой политике И ВТО
ВСЕМИРНАЯ
ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
и
РОССИЯ
справочный материал
Москва 2007 г.
Комитет по торговой политике РСПП и ВТО
(Рабочая группа по вступлению России в ВТО
и реформе таможенной политики)
www . rgwto . com
________________________________________________________
127299, Москва, ул. Клары Цеткин, 2/3, офис 120
Телефон (495) 150-16-95
Факс (495) 789-87-24
E-mail: vishnevsky@severstalgroup.com
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание Введение | 3 5 |
Всемирная торговая организация (история создания, принципы деятельности) ГАТТ – предшественник ВТО ГАТТ. Основные требования ГАТТ История торговых раундов переговоров в рамках ГАТТ Торговые раунды ГАТТ Токийский раунд - первая попытка реформы системы торговли Уругвайский раунд. От ГАТТ к ВТО Доха раунд. Чем ВТО отличается от ГАТТ? | 6 7 8 9 9 10 11 13 14 |
Основы всемирной торговой организации Цель ВТО Функции ВТО Структура ВТО Секретариат и бюджет ВТО Как ВТО принимает решения Как ВТО решает торговые споры Процесс урегулирования споров третейской группой Возможность апелляции Выполнение решений по спорным вопросам | 16 16 17 17 20 21 21 22 23 24 |
Принципы торговой системы ВТО Торговля без дискриминации Предсказуемый и расширяющийся доступ к рынкам Аргументы в пользу открытой торговли Помощь развивающимся странам и странам с переходной экономикой Специализированная помощь в развитии экспорта Региональные торговые соглашения Наблюдение за национальной торговой политикой Представительство в ВТО и экономические группировки Роль ВТО в глобальной экономической политике Как страны становятся членами ВТО | 25 25 26 27 28 28 29 29 30 31 31 |
Всемирная торговая организация и Россия (история и состояние переговорного процесса, проблемы присоединения) История переговоров по присоединению России к ВТО Роль и место внешней торговли в экономике России Возможные последствия присоединения к ВТО для отдельных отраслей Российской экономики: Оценка последствий изменения таможенных тарифов Анализ социальных последствий присоединения России к ВТО Последствия в области доступа на рынок Последствия принятия обязательств в области регулирования торгового режима Влияние фактора ВТО на участие в региональных интеграционных группировках | 33 34 34 38 38 40 40 41 42 |
О переговорах по присоединению России к ВТО - Обязательства России при присоединении - Современный этап переговоров по присоединению России к ВТО - Об исследованиях возможных социально-экономических последствий присоединения России к Всемирной торговой организации - Что нельзя будет делать России после присоединения к ВТО? - Некоторые очевидные аргументы «за» | 43 43 44 51 56 57 |
Заключение | 59 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Соглашения ВТО (краткая аннотация) | 61 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Список стран-членов ВТО, Наблюдатели ВТО | 79 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Примерный перечень основных исследований в области анализа последствий присоединения России к ВТО | 83 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Уступки и обязательства присоединившихся к ВТО стран по товарам в зависимости от года присоединения | 85 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России | 90 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Обращение Российского Союза промышленников и предпринимателей к правительствам государств – членов всемирной торговой организации | 105 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Резолюция Российского Союза промышленников и предпринимателей по вопросу вступления России в ВТО | 107 |
Приложение 8 О позиции Российского союза промышленников и предпринимателей по вопросу присоединения России к Всемирной Торговой Организации | 109 |
Приложение 9 Библиография | 113 |
Введение
Россия, заявив о своем стремлении к интеграции в мировое экономическое сообщество, последовательно проводит реформирование национальной экономики, формирует инфраструктуру и условия для развития рыночных отношений.
Присоединение к ВТО для России - это не технический вопрос внешнеторгового сотрудничества, а вопрос национального выбора для страны и общества стратегии развития.
Именно принципиальным, исторически значимым, для судеб России выбором объясняется острота политической борьбы вокруг процесса присоединения России к ВТО.
Противники присоединения России к ВТО всего лишь несколько лет назад устраивали митинги протеста, пугали и продолжают пугать общество астрономическими цифрами безработных и закрытых предприятий.
Однако успех в развитии экономики определяется не правилами и нормами ВТО, а теми экономическими условиями, которые формирует Федеральный центр и субъекты Федерации для хозяйственной деятельности. Способностью собственников, руководителей предприятий эффективно выполнять свои функции.
По большому счету, выбора у России нет. Ведь уже сегодня Российская экономика открыта для международной торговли. За счет импорта формируется более 40% розничной торговли. Уровень тарифной защиты промышленности с 1999 года сократился почти на 40% .
Присоединение России к ВТО, в целом, отвечает долгосрочным интересам экономического и социального развития страны, является неотъемлемой частью курса на интеграцию России в Мировую экономическую систему и более эффективное использование всех преимуществ международного разделения труда.
Предлагаем Вашему вниманию информацию об истории создания и принципах деятельности ВТО, истории и ходе переговорного процесса по присоединению России к ВТО, анализ интерпретации наиболее весомых аргументов за и против вступления России во Всемирную Торговую Организацию.
ВСЕМИРНАЯ
ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
(история создания, принципы деятельности)
ГАТТ – предшественник ВТО
Учреждение ВТО 1 января 1995 года ознаменовало коренную реформу международной системы начавшуюся в первые годы после Второй Мировой Войны. Кроме того оно вернуло к жизни – хотя и в усеченной форме – неудавшуюся попытку создать международную организацию по торговле и занятости в качестве специализированного учреждения ООН. Устав МТО был разработан в 1946-1948 годах и его IV глава была принята на временной основе по названием – Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) – вместе с созданием других новых международных организаций, занимающихся вопросами международного экономического сотрудничества, к которым относятся, финансовые учреждения Бреттонвудской системы, которые сейчас известны как Всемирный банк и Международный валютный фонд.
Международная Организация по Торговле и занятости (в совокупности Всемирный Банк, Международный Валютный Фонд) должна была создать и обеспечить укрепление условий экономического развития мира после Второй Мировой войны.
Руководствуясь стремлением ускорить процесс либерализации торговли после Второй мировой войны и начать исправление того огромного крена в сторону протекционистских мер, который существовал в мировой экономике с начала тридцатых годов, 23 страны-основателя ГАТТ ("Договаривающиеся Стороны") начали переговоры по тарифам в 1946 году завершившиеся в октябре 1947 г.
Торговые раунды ГАТТ и ВТО
Год | Место проведения | Обсуждавшиеся вопросы | Число стран- участников |
1947 | Женева | Тарифы | 23 |
1949 | Аннеси | Тарифы | 13 |
1951 | Торки | Тарифы | 38 |
1956 | Женева | Тарифы | 26 |
1960-1967 | Женева (раунд Диллона) | Тарифы | 26 |
1973 - 1979 | Женева (раунд Кеннеди) | Тарифы и антидемпинговые меры | 62 |
1973 -1979 | Женева (Токийский раунд) открыт в Токио | Тарифы, нетарифные меры и "рамочные" соглашения | 102 |
1986 - 1993 | Женева (Уругвайский раунд) открыт в Пунта-дель-Эсте, Уругвай | Тарифы, нетарифные меры, правила, услуги, права интеллектуальной собственности., урегулирование споров, текстиль и одежда, сельское хозяйство, создание ВТО, и др. вопросы | 123 |
2001- н/в | Женева (Доха раунд) открыт в столице Катара – Дохе [1] | Первый раунд многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО. Либерализация тарифных и нетарифных барьеров. Вопросы нормализации условий сельскохозяйственной торговли, программа мер содействия торговле, торговля услугами | 149 |
Доха раунд.
Реализация соглашений Уругвайского раунда в области снижения барьеров в торговле товарами и услугами была рассчитана на 5 лет. Кроме того, многие соглашения ВТО содержали так называемую «встроенную повестку переговоров», по вопросам, которые не были решены в ходе Уругвайского раунда. Всё это вместе с появлением новых проблем в сфере международной торговли, поставило вопрос об открытии нового раунда многосторонних торговых переговоров, первого в рамках ВТО. Попытка открыть новый раунд была сделана на министерской конференции ВТО в Сиэтле (ноябрь 1999 г.) однако сопротивление развивающихся стран, недовольных предложенной программой новых переговоров эту попытку сорвало. В ноябре 2001 года Четвертая конференция министров-стран членов ВТО собравшаяся в столице государства Катар – Дохе достигла компромисса по программе переговоров и открыла новый раунд переговоров. Согласие развивающихся стран на это было получено после того, как развитые государства согласились более полно учитывать интересы этой группы государств и в частности более широко использовать принцип так называемого дифференцированного и более льготного режима в торговле товарами и услугами и сократить поддержку сельского хозяйства.
Предполагалось сделать новый раунд двухэтапным. На первом этапе провести взаимные консультации и переговоры относительно содержания и формата договоренностей, а на втором этапе открыть переговоры по тем направлениям, которые будут согласованы в ходе первого этапа и для достижения таких соглашений, контуры которых будут определены на первом этапе. Первый этап должен был завершиться на Пятой конференции министров ВТО в сентябре 2003 года. Предполагалось, что новый раунд завершится к началу 2005 года.
Однако, Пятая конференция министров ВТО (Канкун, Мексика, сентябрь 2003 г.) закончилась полным провалом. Предпринимавшиеся попытки преодолеть разногласия успеха не имели.
В 2004 году в Женеве в рамках Генерального Совета ВТО, действовавшего в качестве комитета по торговым переговорам, продолжились неформальные переговоры и консультации. Они завершились принятием Генеральным Советом так называемого Рамочного Соглашения (решение Генерального Совета ВТО от 1 августа 2004 года). Оно определило рамки, структуру и направление переговоров в четырёх ключевых областях: сельское хозяйство, доступ на рынки сельскохозяйственных товаров, услуги и вопросы развития, к которым на основе явного консенсуса была добавлена группа вопросов по упрощению процедур в торговле.
Шестая конференция министров стран членов ВТО (Гонконг, декабрь2005 г.) не смогла завершить переговоры даже по этой скромной повестке дня. В итоге было принято решение продолжить переговоры по этим вопросам в 2007 году и намечены отдельные вопросы, по которым может быть достигнут компромисс.
Чем ВТО отличается от ГАТТ?
Всемирная торговая организация не просто продолжение ГАТТ. Напротив, она полностью заменила собой своего предшественника и коренным образом отличается от него по своему характеру. Среди принципиальных отличий следует назвать следующие:
· ГАТТ - это было комплекс правил, зафиксированных в международном соглашении, которое не предусматривало создание какой-либо организационной основы. Хотя ГАТТ получило неофициальный статус де факто международной организации, жизнь требовала перехода к более совершенному механизму. ВТО является постоянно действующей организацией, которая имеет собственный секретариат.
· ГАТТ применялось на "временной основе", хотя - после более, чем сорока лет его существования, - правительства предпочитали рассматривать содержащиеся в нем обязательства как действующие на постоянной основе. Обязательства ВТО носят полномасштабный характер и являются постоянными. Они ратифицированы парламентами всех стран-участниц, чего не было в отношении ГАТТ.
· Правила ГАТТ применялись только к торговле товарами. Помимо товаров, ВТО охватывает торговлю услугами, а также связанные с торговлей аспекты интеллектуальной собственности.
· Хотя ГАТТ и являлось многосторонним международным инструментом, к началу восьмидесятых годов к нему добавилось много новых соглашений, в которых участницы ГАТТ могли участвовать, но не были обязаны это делать. Все соглашения, которые лежат в основе ВТО, являются обязательными для всех членов ВТО, и, таким образом, содержащиеся в них правовые нормы, являются обязательствами для всех членов организации. (Исключение составляют Соглашение по гражданской авиатехнике и по правительственным закупкам, участие в которых необязательное).
· Существующая в рамках ВТО система урегулирования споров носит более четкий и оперативный характер; она действует почти автоматически, а потому вероятность того, что она будет блокирована, гораздо меньше, чем при старой системе ГАТТ. Исполнение решений, принимаемых для урегулирования споров, будет легче реализовывать на практике.
"ГАТТ 1947 года" продолжал действовать до конца 1995 г., что дало всем членам ГАТТ время для присоединения к ВТО и позволило продублировать деятельность в некоторых областях, например, в сфере урегулирования споров. Более того, ГАТТ продолжает свою жизнь как "ГАТТ 1994 года", который представляет собой юридически иной вариант, чем ГАТТ 1947 года, отвечающий требованиям сегодняшнего дня. "ГАТТ 1994 года" является неотъемлемой частью Соглашения об учреждении ВТО и по-прежнему регламентирует ключевые положения международной торговли товарами.
ВТО отличается от ГАТТ не только тем, что в ней представлено больше государств-членов, чем в ГАТТ, но и более широкими масштабами торгово-политической деятельности. ГАТТ действовало исключительно в сфере торговли товарами; ВТО охватывает торговлю товарами, услугами и "идеями", то есть интеллектуальную собственность и инвестициями.
Цель ВТО
· ... создать интегрированную, более жизнеспособную и устойчивую многостороннюю торговую систему на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле, прежних достижении в либерализации торговли и всех достижении Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров ...
16
Функции ВТО
Основными функциями организации являются:
· Выполнение роли коллективного торгового договора по вопросам входящим в компетенцию пакета договоренностей ВТО.
· Содействие выполнению и применению многосторонних торговых соглашений входящих в её правовую структуру.
· Функционирование в качестве центра организации и проведения многосторонних торговых переговоров.
· Выполнение административных функций в отношении договоренности о правилах и процедурах разрешения споров.
· Выполнение административных функций в отношении механизма проведения обзоров национальной торговой политики стран-членов ВТО.
· Сотрудничество с МВФ и МБРР и заключение соглашений о сотрудничестве между другими экономическими организациями.
Структура ВТО
Соглашение об учреждении ВТО включает приложения являющиеся неотъемлемыми частями Соглашения. Приложения содержат 29 юридических документов, которые охватывают практические все сферы от сельского хозяйства до текстиля и одежды, от услуг до правительственных закупок, а также нормы, регулирующие происхождение товара, и интеллектуальную собственность. Кроме того, имеется еще 25 деклараций, решений и договоренностей на уровне министров, в которых формулируются дополнительные обязательства и правила, которые берут на себя члены ВТО. Однако через все эти правовые документы, которые и образуют многостороннюю торговую систему, красной нитью проходят несколько простых, но основополагающих принципов.
Государства-члены ВТО на 15 апреля 1994 года | Государства-члены ВТО
на 1 января 2007 года |
Высшим органом во всей организационной структуре ВТО является Конференция министров, на которой представлены все члены ВТО. Конференция выполняет функции ВТО. Конференция должна созываться не реже, чем раз в два года, и правомочна принимать решения по всем вопросам, которые являются предметом какого-либо из многосторонних торговых соглашений.
Повседневная работа ВТО выполняется рядом вспомогательных органов, главным образом Генеральным советом, в который также входят представители всех членов ВТО. Генеральный совет учрежден Соглашением о создании ВТО. Генеральный совет может заключить Соглашение о сотрудничестве с другими международными организациями. Генеральный совет подотчетен Конференции министров и обязан представлять ей отчеты о своей деятельности. Помимо выполнения регулярной работы от имени Конференции министров, Генеральный совет также действует в двух особых формах: в качестве Органа разрешения споров, который контролирует применение процедур урегулирования споров (см. ниже), а также в форме Органа обзора торговой политики для подготовки регулярных обзоров торговой политики отдельных членов ВТО (см. ниже).
Соглашение о создании ВТО учредило три других основных органа, а именно Совет по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по торговым аспектам интеллектуальной собственности. Совет по торговле товарами осуществляет контроль за выполнением и функционированием всех соглашений, которые охватывают торговлю товарами (Приложение 1А к Соглашению об учреждении ВТО), хотя многие из этих соглашений предусматривают наличие собственных контролирующих органов. Два других совета отвечают за те соглашения ВТО, которые входят в сферу их компетенции (Приложения 1B и 1C). Советы могут создавать собственные вспомогательные органы по мере необходимости.
Конференция министров создала еще три органа:
- Комитет по торговле и развитию, который занимается вопросами, касающимися развивающихся стран.
- Комитет по платежным балансам, который отвечает за проведение консультаций между членами ВТО и странами, которые применяют ограничительные меры в торговле, в соответствии с положениями статей XII и XVIII ГАТТ в случае сложностей с платежным балансом.
- Комитет по бюджетным, финансовым и административным вопросам, который отвечает за финансирование и бюджет ВТО.
Соглашения ВТО с ограниченным кругом участников, участие в которых носит добровольный характер, а именно по гражданской авиатехнике и правительственным закупкам создают свои собственные органы управления, которые подотчетны Генеральному совету. Однако, они используют единую для ВТО систему разрешения споров.
Секретариат и бюджет ВТО
Секретариат ВТО находится в Женеве. В нем работает около 500 человек. Во главе организации стоит Генеральный директор. В настоящее время это Паскаль Лами. В обязанности Секретариата входит обслуживание органов ВТО, которые отвечают за проведение переговоров и реализацию соглашений. Особо следует отметить обязанность Секретариата по оказанию технической помощи развивающимся, прежде всего наименее развитым странам. Сотрудники секретариата ВТО готовят аналитические обзоры о состоянии торговли и торговой политики, оказывают помощь в разрешении торговых споров. Другие функции Секретариата включают оказание помощи в проведении переговоров о присоединении к Организации новых членов и консультирование правительств по вопросам членства. Официальными языками ВТО являются английский, французский и испанский.
Бюджет ВТО составляет примерно 130 миллионов швейцарских франков. Взносы членов рассчитываются, исходя из их доли в мировой торговле. Часть бюджета ВТО идет на содержание Центра международной торговли (см. ниже).
Возможность апелляции
Механизм разрешения споров в рамках ВТО предоставляет каждой из сторон при рассмотрении спора третейской группой возможность подать апелляцию. Однако такая апелляция должна ограничиваться вопросами права, которые затрагиваются в докладе группы, и той интерпретации правовых положений, которые она дает.
Апелляции рассматриваются постоянным апелляционным органом, который создается ОРС. В состав этого органа входят семь человек, назначение которых обеспечивает широкое представительство членского состава ВТО. Эти лица назначаются членами апелляционного органа на четыре года. Они должны обладать авторитетом в области права и международной торговли и не быть связаны с каким-либо правительством.
Три члена Апелляционного органа постоянно находятся при исполнении служебных обязанностей для рассмотрения апелляций. Они вправе подтвердить, изменить или аннулировать правовые заключения и выводы третейской группы. Как правило, срок, отводимый на рассмотрение апелляции, не должен превышать 60 дней и ни в коем случае не может быть больше, чем 90 дней.
Не позднее, чем тридцать дней после его опубликования ОРС принимает доклад апелляционного органа, который в безусловном порядке подлежит принятию сторонами спора, если нет консенсуса, что доклад не должен быть принят.
Выполнение решений по спорным вопросам
В Договоренности подчеркивается, что "безотлагательное выполнение рекомендаций или правовых определений ОРС является необходимым условием эффективного разрешения споров к взаимной выгоде всех членов".
На заседании ОРС, которое проводится в течение 30 дней после утверждения доклада третейской группы или доклада апелляционного органа, затронутая сторона обязана изложить свои намерения в отношении выполнения рекомендаций. Если немедленное выполнение рекомендаций представляется невозможным по практическим соображениям, данный член организации получает "разумные сроки", которые устанавливаются ОРС, для их выполнения. В случае невыполнения им этих рекомендаций в установленные сроки, данный член организации обязан вступить в переговоры с истцом для определения взаимосогласованной компенсации, например, о снижении тарифов в секторах, представляющих особый интерес для истца.
Если спустя 20 дней с начала таких переговоров, стороны не смогут согласовать удовлетворительную для истца компенсацию, истец вправе обратиться в ОРС за санкцией на приостановление действия уступок или обязательств по отношению к ответчику. ОРС обязан выдать такую санкцию в течение 30 дней после истечения "разумного срока", если нет консенсуса о том, что запрос о санкции следует отклонить.
В принципе, действие уступок приостанавливается в том же секторе торговли, в отношении которого возник спор, вынесенный на рассмотрение третейского суда. Если эта мера почему-то является неэффективной или не может быть реализована по практическим соображениям, действие уступок приостанавливается в отношении другого сектора торговли, но в рамках все того же соглашения. Если и эта мера представляется неэффективной, или не может быть реализована по практическим соображениям, или обстоятельства дела достаточно серьезны, действие уступок может быть приостановлено в рамках другого соглашения ВТО.
В любом случае, ОРС будет держать под контролем выполнение принятых рекомендаций или правовых определений, а любой нерешенный спор будет оставаться в его повестке дня до полного разрешения.
Торговля без дискриминации
На протяжении почти пятидесяти лет ключевые положения ГАТТ запрещали дискриминацию между его членами, а также между товарами, производимыми внутри стран и импортируемыми ими. В соответствии со статьей I, в которой содержится положение о режиме наибольшего благоприятствования (РНБ), государства-члены обязаны предоставлять товарам других государств-членов режим не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется товарам из какой-либо иной страны. Таким образом, ни одна страна не должна устанавливать какие бы то ни было торговые преимущества для других стран или проводить по отношению к ним особые ограничительные меры, иначе говоря, осуществлять дискриминацию.
В статье I содержатся несколько исключений из РНБ. Наиболее важное касается исключения в отношении таможенных союзов и зон свободной торговли. Другое исключение из режима наибольшего благоприятствования, в целом, обеспечивает развивающимся и другим странам с недостаточно развитой экономикой возможность пользоваться преференциальными пошлинами.
Второй важный принцип правовой системы ВТО известен как "национальный режим". Он подразумевает, что в отношении импортных товаров по отношению к ним на внутреннем рынке должен применяться режим, который будет не менее благоприятным, чем тот, который действует в отношении национальных товаров. Так гласит статья III ГАТТ.
Помимо ГАТТ ряд важных положений, касающихся "режима наибольшего благоприятствования" и национального режима, содержится и в других соглашениях ВТО. Так, Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (см. ниже) содержит, с некоторыми исключениями, требования, касающиеся предоставления режима наибольшего благоприятствования и национального режима и обеспечения охраны интеллектуальной собственности членами ВТО.
Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) (см. ниже) обязывает участников соглашения предоставлять режим наибольшего благоприятствования в отношении услуг и поставщиков услуг других участников. Однако это же соглашение допускает определенные исключения из этого обязательства. Речь идет о конкретных ситуациях, при наличии которых члены ВТО могут не предоставить такой режим изначально. В тех случаях, когда применяются такие исключения, они подлежат пересмотру через пять лет, а срок их действия не должен продолжаться более десяти лет. С другой стороны, национальный режим является обязательством по ГАТС только в том случае, если участники соглашения обязуются предоставлять такой режим в отношении конкретных услуг или деятельности, связанной с их оказанием. Это означает, что предоставление национального режима является результатом переговоров между участниками. В соответствии с ГАТС, член ГАТС должен следовать национальному режиму только в тех секторах экономики, по которым он взял на себя соответствующие обязательства. Члены ГАТС не обязаны применять национальных режимов в тех секторах экономики, по которым они не приняли на себя обязательств. Такой подход отличается от реализации национального режима в сфере торговли товарами.
Представительство в ВТО
Деятельность ВТО осуществляется представителями правительств государств-членов организации, но своими корнями она восходит к повседневной хозяйственной и коммерческой активности. Политика в отношении торговли и позиции на переговорах формируются в столицах, но, частные фирмы, деловые организации, фермеры, ассоциации потребителей, и другие заинтересованные группы обычно играют в этом заметную консультирующую роль. Большинство стран имеют при штаб-квартире ВТО в Женеве свои дипломатические представительства. Во главе их стоит специальный представитель в ранге посла при ВТО. Сотрудники этих представительств участвуют в переговорах или решении административных вопросов в рамках различных органов в штаб-квартире ВТО. Иногда эксперты и специалисты приезжают непосредственно из столиц для того, чтобы представить позиции своих правительств по конкретным вопросам.
ВСЕМИРНАЯ
Основным элементом работы на внутреннем уровне в контексте присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО.
С 2000 года при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы работает Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. - Экспертный совет по регулированию ВЭД). Одним из основных направлений его деятельности является выявление мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых кругов по вопросам, связанным с присоединением России к ВТО, а также координация законотворческой деятельности в этой сфере. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 1054-р (в редакции Распоряжения Правительства российской Федерации от 21.06.02 г. № 832) был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда законопроектов, принятие которых позволит в целом решить проблему адаптации нормативной правовой базы России к требованиям ВТО.
К настоящему моменту указанный план мероприятий был в целом выполнен. Приняты и вступили в силу: новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ); законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ), «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ), «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ), «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ);. «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» в части таможенных сборов. (от 11 ноября 2004 г. № 139-ФЗ); «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» в части таможенной оценки товаров (от 8 ноября 2005 г. №144-ФЗ); пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности и т.д. Продолжается экспертиза ведомственных актов и регионального законодательства на предмет их соответствия требованиям ВТО.
Российская делегация на регулярной основе проводит консультации по проблематике ВТО с представителями стран СНГ. На заседаниях ЕврАзЭС на уровне глав государств в 2002-2006 годах приняты решения о направлениях совершенствования взаимодействия стран-членов сообщества на переговорах по присоединению к ВТО. Данные вопросы регулярно обсуждаются на сессиях Межгосударственного Совета на уровне глав Правительств стран-членов ЕврАзЭС.
Большая информационная работа по обсуждению российской позиции на переговорах по присоединению ВТО проводится с представителями российских деловых кругов. Начиная с 2000 года, представители Минэкономразвития России провели около 600 встреч по этой тематике с различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся также консультативные встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП), представителями научных и общественных организаций.
В течение 2001 - 2007 годов свыше 190 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и в 63 субъектах Федерации. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004 – начало 2007 года Министерство провело обучение госслужащих в 33 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО. По данным независимых опросов общественного мнения, к середине 2005 года более половины россиян высказывались за присоединение России к ВТО (в 2001 году – менее 20 процентов).
В результате интенсификации переговорного процесса в 2003-2007 годах российская делегация вышла на завершающую стадию присоединения, в ходе которой предстоит решить наиболее сложные и проблемные вопросы. На сегодняшний день в основном завершены двусторонние переговоры со странами-членами РГ по доступу на рынок товаров и услуг (результаты договоренностей были опубликованы на сайте Минэкономразвития России 24 ноября 2006 г.).
Обсуждение условий присоединения с основными торговыми партнерами продолжается практически в непрерывном режиме. Следует подчеркнуть, что Россия не может присоединиться к ВТО на любых условиях. Потенциальные обязательства по всем параметрам (тарифы, обязательства в области сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные вопросы) будут приниматься на основе реального состояния российской экономики и перспектив ее развития с тем, чтобы обеспечить необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.
Заключение
Очевидно, что Россия, являющаяся важным игроком на многих мировых рынках и достаточно сильно зависящая от мировой конъюнктуры, не может оставаться в стороне от ВТО. Один из важных аргументов за присоединение связан с тем, что участие России в ВТО будет способствовать устранению ее дискриминации в мировой торговле.
Действительно, условия доступа российских товаров и услуг на основные рынки сбыта постоянно ухудшаются. В настоящее время против России применяется более 100 мер дискриминационного характера, общий прямой ущерб от которых оценивается в 3-4 млрд. ам. долл. Доступ на рынки становится проблемой в контексте экономической безопасности страны.
После присоединения, в отношении России нельзя будет применять, например, антидемпинговые меры иным, худшим способом, чем по отношению к другим странам, а ныне действующие антидемпинговые меры должны быть пересмотрены, отменены или приведены в соответствие с правилами этой организации. ВТО запрещает применение количественных ограничений, которые, в частности, действуют в отношении российского экспорта стали (США, ЕС), некоторых видов текстильных изделий (США), ядерного топлива (ЕС), спортивного оружия (США), пушнины (ЕС) и др.
Решение соответствующих проблем сдерживается изоляцией России от современных механизмов урегулирования торговых споров. Механизм, действующий в ВТО, в этом плане достаточно эффективен. Он дает возможность не только оспаривать и отменять необоснованные ограничения, но и играет важную превентивную роль, удерживая торговых партнеров от произвольных односторонних действий.
Среди “плюсов” присоединения России - внедрение в российское законодательство стабильных, предсказуемых “правил игры” для экономических операторов, которые применяются ее членами. Компании, занятые в мировой торговле или осуществляющие капиталовложения, знают, что в любой из 149 стран-членов ВТО они могут рассчитывать на единые подходы к применению тарифов и других инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности, что существенно повышает эффективность соответствующих коммерческих решений. Распространение этих правил на Россию не только повысит ее внешнюю инвестиционную привлекательность, но и сделает более предсказуемым и ясным экономический и правовой климат для собственных предпринимателей.
В настоящее время Россия изолирована от участия в разработке новых правил международной торговли. Ее интересы в этой работе не учитываются. В результате могут быть приняты решения, ставящие под угрозу стратегические интересы страны (например, это касается таких новых для ВТО вопросов, как торговля и окружающая среда (экологический демпинг), торговля и социальные вопросы (социальный демпинг), особые правила торговли энергоносителями.
Участие России в ВТО будет способствовать укреплению отношений в рамках СНГ на основе соглашений о свободной торговле и, в отдельных случаях, Таможенного союза. Правила ВТО позволяют сохранить преференциальные условия торговли со странами СНГ. Не секрет, что интеграционные процессы на постсоветском пространстве идут крайне медленно, в том числе из-за различных подходов участников к формулированию своих интересов. ВТО более четко определяет параметры преференциальных соглашений, и участие в организации стран СНГ очевидно внесет своего рода “дисциплинирующий” элемент в наши торговые взаимоотношения с соседями.
Часто говорится о том, что потери России от присоединения также будут достаточно велики. Например, критики указывают на то, что ВТО существенно ограничит возможности России в осуществлении внешнеэкономической политики и использовании отдельных инструментов регулирования.
Действительно, мы должны считаться с ограничением маневренности в осуществлении торговой политики, однако, такое ограничение не будет существенно большим, чем сейчас: Россия является стороной нескольких сотен международных дву- и многосторонних договоров, которые - в силу норм Конституции - превалируют над внутренним законодательством. Иными словами, мы давно связаны в принятии решений. Большинство стандартных обязательств ВТО (таких, как режим наибольшего благоприятствования при импорте, недискриминация между отечественными и импортируемыми товарами) давно является частью нашей правовой системы. Например, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, ратифицированное парламентом в 1996г., содержит прямые ссылки на несколько основополагающих статей (обязательств) ГАТТ - ВТО.
Другие критики ссылается на то, что Россия после присоединения будет вынуждена отказаться от защиты внутреннего рынка, что приведет в свою очередь к закрытию ключевых отраслей экономики.
Эти предположения далеки от реальности. Член ВТО имеет право на защиту рынка от недобросовестной конкуренции, в том числе на использование селективных, точечных инструментов, таких, как инструмент антидемпинга. Россия также получит возможность их применения после присоединения. С другой стороны, действительно, Россия в процессе присоединения должна будет взять обязательства, которые ограничат возможность увеличения импортных тарифов или барьеров на пути иностранных услуг или из поставщиков. Вопрос о том, каковы будут эти обязательства, и решается в ходе переговоров.
Приложение 1
Соглашения ВТО
(кратная аннотация)
Генеральное соглашение
по тарифам и торговле 1994 года
Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ-94) является международным договором, регулирующим торговлю товарами, которое было принято в результате Уругвайского раунда переговоров. ГАТТ-94 и Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 года (ГАТТ-47)- разные документы. ГАТТ-94 включает в себя: ГАТТ-47 (за исключением Протокола о временном применении); договоренности о толковании некоторых статей ГАТТ-47, достигнутые в ходе Уругвайского раунда; а также 12 договоров, регулирующих торговлю товарами, так называемые, договоры, смежные с ГАТТ.
При этом ГАТТ-94 является обязательным для членов, участвующих в договоре. Тогда как положения Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года (ГАТТ-47) применялись лишь в степени, максимально совместимой с законодательством государств-членов (в силу Протокола о временном применении ГАТТ-47). Таким образом, был устранен один из основных недостатков ГАТТ-47.
Договоры, смежные с ГАТТ, вошли в ГАТТ-94 в качестве неотъемлемой части. Все эти договоры также являются обязательными для всех членов ВТО. Тем самым было покончено с практикой, когда в разных соглашениях, выработанных до Уругвайского раунда, интерпретировавших ряд важных статей ГАТТ-47, участвовали разные страны и, когда положения этих договоров были обязательны только для стран, участвовавших в них. Например, в Соглашении о таможенной стоимости (так называемом Кодексе по таможенной стоимости) приняло участие 12 государств, а в Кодексе по субсидиям участвовало 13 стран.
Посредством создания многосторонней системы торговли ГАТТ-94 ставит своей задачей обеспечить производству и предпринимательству разных стран атмосферу стабильности и предсказуемости, в которой страны смогут торговать между собой в условиях справедливой конкуренции.
Не ставя своей целью постатейно проанализировать положения ГАТТ-94, рассмотрим следующие принципы, лежащие в основе концепции открытой и либерализованной многосторонней торговой системы ГАТТ.
Принцип защиты национальной промышленности тарифными мерами. Считается необходимым, чтобы страны-участницы ВТО следовали курсу открытой торговой политики. При этом за государствами признается право защищать национального производителя от иностранной конкуренции, при условии, что такая защита осуществляется исключительно тарифными мерами. Поэтому странам запрещается использовать количественные ограничения, за исключением специально оговоренных случаев.
Принцип снижения тарифов и их "связывание". Данный принцип предусматривает снижение и отмену тарифов, а также прочих торговых барьеров посредством проведения многосторонних переговоров. Сниженные таким образом тарифные ставки фиксируются в перечне тарифных уступок каждой страны. Тарифные ставки, зафиксированные в этих перечнях, являются "связанными", то есть страны-участницы не имеют права применять более высокую тарифную ставку при импорте товара.
Принцип недискриминации в торговле. Данный принцип реализуется в применении режима наибольшего благоприятствования (РНБ). РНБ – один из ключевых принципов международного права в целом, который заключается в предоставлении одним государством другому государству таких же льгот и преимуществ, которые уже предоставлены или будут предоставлены любой третьей стороне. РНБ распространяется на таможенные пошлины и любые сборы, взимаемые в связи с внешнеторговыми операциями, а также на все правила и формальности, с ними связанные. Кроме того, положение о РНБ распространяется на внутренние налоги и сборы и на внутренние правила и законы, регулирующие покупку и продажу товаров на внутренних территориях стран-участниц ВТО. В правовой системе ВТО РНБ носит безусловный характер и страны-члены ВТО обязаны применять его в полном объеме по отношению ко всем участникам.
Изъятия из РНБ допускаются в случае подписания региональных торговых соглашений, создающих зоны свободной торговли, таможенные союзы. Кроме того, развивающимся странам разрешено использовать на постоянной основе 4 категории торговых льгот (тарифные преференции по общей системе преференций; тарифные преференции, действующие в торговле между развивающимися странами; более льготные дифференцированные условия, сформулированные в ряде соглашений ВТО; специальный режим для наименее развитых стран [страны, чей ВНП на душу населения менее 1000 ам. долл.]).
Принцип национального режима. В соответствии с данным принципом страны-члены обязаны обеспечить режим для реализации импортного товара на национальном рынке не хуже, чем режим, предоставляемый подобному товару отечественного производства. Национальный режим касается внутренних налогов и сборов, национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю. Особенно подробно регламентируется использование внутренних налогов и сборов в торгово-политических целях.
Связанным с торговлей
Условия привлечения иностранных инвестиций часто регулируются правительствами стран в соответствии с национальными приоритетами. К инвестору могут предъявляться требования, например, того, чтобы определенные технологии передавались государству на некоммерческой основе; требование, обязывающее инвестора иметь местную лицензию на используемые технологии; требование того, чтобы определенная доля акций находилась в руках местных инвесторов. Такого рода меры являются инвестиционными мерами, связанными с торговлей.
Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей запрещает странам использовать пять видов мер данного характера, так как они противоречат принципу национального режима и положениям ГАТТ-94, предусматривающим отказ от применения количественных ограничений.
В соответствии с принципом национального режима, страны-члены обязаны обеспечить режим для реализации импортного товара на национальном рынке не хуже, чем режим, предоставляемый подобному товару отечественного производства.
Меры, запрещенные к применению в связи с тем, что они распространяют более льготный режим на товары местного производства по сравнению с импортом и таким образом нарушают принцип национального режима:
· требование о приобретении либо использовании предприятием с иностранным капиталом в порядке, предписанном национальным законодательством, определенной доли товаров местного производства либо полученных из каких-либо местных источников (требование местной составляющей);
· требование о закупке либо использовании предприятием с иностранным капиталом импортируемых товаров в определенной пропорции к объему либо к стоимости экспортируемых им местных товаров (требование торгового баланса). Так в июне 1999 года США обратились в орган по разрешению споров с целью назначить консультации Правительству Индии. США заявили о том, что ряд индийских нормативных актов обязывает автопроизводителей использовать для производства определенное количество местных составляющих, а также ограничивает объем импорта исходя из результатов экспорта.
Меры, противоречащие положениям Статьи XI ГАТТ об использовании количественных ограничений:
· требование об ограничении объема импорта количеством или стоимостью экспортируемых товаров;
· требование об ограничении доступа к иностранной валюте суммами, находящимися в распоряжении предприятия (валютное ограничение, приводящее к ограничению импорта);
· требование о фиксированном объеме обязательного экспорта (требование продажи товара на местном рынке, приводящее к ограничению экспорта).
Соглашение устанавливает переходные периоды, в течение которых запрещенные меры должны быть устранены. Для развитых стран этот период составляет 2 года, развивающихся – 5 лет, для стран с переходной экономикой – 7 лет (начиная с 1 января 1995 г.).
Договоренность о правилах
Приложение 2
Список стран-членов ВТО
Стран на 01января 2006 г.
Страна | Дата вступления |
Австралия | 1 января 1995 г. |
Австрия | 1 января 1995 г. |
Албания | 8 сентября 2000 г. |
Ангола | 23 ноября 1996 г. |
Антигуа и Барбуда | 1 января 1995 г. |
Аргентина | 1 января 1995 г. |
Армения | 5 февраля 2003 г. |
Бангладеш | 1 января 1995 г. |
Барбадосские острова | 1 января 1995 г. |
Бахрейн | 1 января 1995 г. |
Белиз | 1 января 1995 г. |
Бельгия | 1 января 1995 г. |
Бенин | 22 февраля 1996 г. |
Болгария | 1 декабря 1996 г. |
Боливия | 12 сентября 1995 г. |
Ботсвана | 31 мая 1995 г. |
Бразилия | 1 января 1995 г. |
Бруней | 1 января 1995 г. |
Буркина-Фасо | 3 июня 1995 г. |
Бурунди | 23 июля 1995 г. |
Великобритания | 1 января 1995 г. |
Венгрия | 1 января 1995 г. |
Венесуэла | 1 января 1995 г. |
Вьетнам | 11 января 2007 г. |
Габон | 1 января 1995 г. |
Гаити | 30 января 1996 г. |
Гайана | 1 января 1995 г. |
Гамбия | 23 октября 1996 г. |
Гана | 1 января 1995 г. |
Гватемала | 21 июля 1995 г. |
Гвинея | 25 октября 1995 г. |
Гвинея-Бисау | 31 мая 1995 г. |
Германия | 1 января 1995 г. |
Гондурас | 1 января 1995 г. |
Гонконг, Китай | 1 января 1995 г. |
Гренада | 22 февраля 1996 г. |
Греция | 1 января 1995 г. |
Грузия | 14 июня 2000 г. |
Дания | 1 января 1995 г. |
Джибути | 31 мая 1995 г. |
Доминика | 1 января 1995 г. |
Доминиканская Республика | 9 марта 1995 г. |
Европейское Содружество | 1 января 1995 г. |
Египет | 30 июня 1995 г. |
Замбия | 1 января 1995 г. |
Зимбабве | 5 марта 1995 г. |
Израиль | 21 апреля 1995 г. |
Индия | 1 января 1995 г. |
Индонезия | 1 января 1995 г. |
Иордания | 11 апреля 2000 г. |
Ирландия | 1 января 1995 г. |
Исландия | 1 января 1995 г. |
Испания | 1 января 1995 г. |
Италия | 1 января 1995 г. |
Камерун | 13 декабря 1995 г. |
Камбоджа | 13 октября 2004 г. |
Канада | 1 января 1995 г. |
Катар | 13 декабря 1996 г. |
Кения | 1 января 1995 г. |
Кипр | 30 июля 1995 г. |
Китай | 11 декабря 2001 г. |
Китайский Тайпей (отдельная таможенная территория Тайвань, Пенгу, Киммен, Матсу) | 1 января 2002 г. |
Колумбия | 30 апреля 1995 г. |
Конго | 27 марта 1997 г. |
Конго (дем. республика) | 1 января 1997 г. |
Корея (республика) | 1 января 1995 г. |
Коста-Рика | 1 января 1995 г. |
Кот-д'Ивуар | 1 января 1995 г. |
Куба | 20 апреля 1995 г. |
Кувейт | 1 января 1995 г. |
Кыргызская Республика | 20 декабря 1998 г. |
Латвия | 10 февраля 1999 г. |
Лесото | 31 мая 1995 г. |
Литва | 31 мая 2001 г. |
Лихтенштейн | 1 сентября 1995 г. |
Люксембург | 1 января 1995 г. |
Маврикий | 1 января 1995 г. |
Мавритания | 31 мая 1995 г. |
Мадагаскар | 17 ноября 1995 г. |
Макао, Китай | 1 января 1995 г. |
Македония | 4 апреля 2003 г. |
Малави | 31 мая 1995 г. |
Малайзия | 1 января 1995 г. |
Мали | 31 мая 1995 г. |
Мальдивы | 31 мая 1995 г. |
Мальта | 1 января 1995 г. |
Марокко | 1 января 1995 г. |
Мексика | 1 января 1995 г. |
Мозамбик | 26 августа 1995 г. |
Молдова | 26 июля 2001 г. |
Монголия | 29 января 1997 г. |
Мьянма (Бирма) | 1 января 1995 г. |
Намибия | 1 января 1995 г. |
Непал | 23 апреля 2004 г. |
Нигер | 13 декабря 1996 г. |
Нигерия | 1 января 1995 г. |
Нидерланды - за королевство в Европе и Антильские острова | 1 января 1995 г. |
Никарагуа | 3 сентября 1995 г. |
Новая Зеландия | 1 января 1995 г. |
Норвегия | 1 января 1995 г. |
Объединенные Арабские Эмираты | 10 апреля 1996 г. |
Оман | 9 ноября 2000 г. |
Пакистан | 1 января 1995 г. |
Панама | 6 сентября 1997 г. |
Папуа-Новая Гвинея | 9 июня 1996 г. |
Парагвай | 1 января 1995 г. |
Перу | 1 января 1995 г. |
Польша | 1 июля 1995 г. |
Португалия | 1 января 1995 г. |
Руанда | 22 мая 1996 г. |
Румыния | 1 января 1995 г. |
Сальвадор | 7 мая 1995 г. |
Саудовская Аравия | 1 января 2006 г. |
Свазиленд | 1 января 1995 г. |
Сенегал | 1 января 1995 г. |
Сент-Винсент и Гренадины | 1 января 1995 г. |
Сент-Кристофер и Невис | 21 февраля 1996 г. |
Сент-Люсия | 1 января 1995 г. |
Сингапур | 1 января 1995 г. |
Словацкая Республика | 1 января 1995 г. |
Словения | 30 июля 1995 г. |
Соединенные Штаты Америки | 1 января 1995 г. |
Соломоновы острова | 26 июля 1996 г. |
Суринам | 1 января 1995 г. |
Сьерра-Леоне | 23 июля 1995 г. |
Таиланд | 1 января 1995 г. |
Танзания | 1 января 1995 г. |
Того | 31 мая 1995 г. |
Тринидад и Тобаго | 1 марта 1995 г. |
Тунис | 29 марта 1995 г. |
Турция | 26 марта 1995 г. |
Уганда | 1 января 1995 г. |
Уругвай | 1 января 1995 г. |
Фиджи | 14 января 1996 г. |
Филиппины | 1 января 1995 г. |
Финляндия | 1 января 1995 г. |
Франция | 1 января 1995 г. |
Хорватия | 30 ноября 2000 г. |
Центральноафриканская Республика | 31 мая 1995 г. |
Чад | 19 октября 1996 г. |
Чехия | 1 января 1995 г. |
Чили | 1 января 1995 г. |
Швейцария | 1 июля 1995 г. |
Швеция | 1 января 1995 г. |
Шри-Ланка | 1 января 1995 г. |
Эквадор | 21 января 1996 г. |
Эстония | 13 ноября 1999 г. |
Южноафриканская Республика (ЮАР) | 1 января 1995 г. |
Ямайка | 9 марта 1995 г. |
Япония | 1 января 1995 г. |
Наблюдатели в ВТО
# | Страна | # | Страна |
1. | Азербайджан | 17. | Непал |
2. | Алжир | 18. | Российская Федерация |
3. | Андорра | 19. | Самоа |
4. | Багамские острова | 20. | Сан-Томе и Принсипи |
5. | Беларусь | 21. | Саудовская Аравия |
6. | Босния и Герцеговина | 22. | Сейшельские острова |
7. | Бутан | 23. | Сербия и Монтенегро |
8. | Вануату | 24. | Судан |
9. | Ватикан | 25. | Таджикистан |
10. | Йемен | 26. | Тонга |
11. | Кабо-Верде | 27. | Узбекистан |
12. | Казахстан | 28. | Украина |
13. | Камбоджа | 29. | Экваториальная Гвинея |
14. | Лаос | 30. | Эфиопия |
15. | Ливан | 31. | Югославия |
16. | Македония |
Примечание: за исключением Ватикана, страны-наблюдатели должны начать процесс переговоров о вступлении в течение 5 лет со дня получения статуса наблюдателя.
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
ОБРАЩЕНИЕ РОССИЙСКОГО СОЮЗА ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ К ПРАВИТЕЛЬСТВАМ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей), представляющий российские компании, отраслевые объединения и союзы, которые производят около двух третей ВВП страны, обращается к правительствам государств-членов Всемирной торговой организации.
РСПП считает, что присоединение Российской Федерации к ВТО в целом отвечает долгосрочным интересам экономического и социального развития страны, является неотъемлемой частью курса на более полное вхождение в многостороннюю торговую систему и более эффективное использование всех преимуществ международного разделения труда.
Признавая необходимость присоединения к ВТО, российские деловые круги считают, что членство России в данной организации отвечает интересам всех ее участников, стремящихся видеть в нашей стране равноправного, стабильного и предсказуемого партнера. Неучастие России в ВТО лишает членов этой организации потенциальных экономических выгод, вступает в противоречие с нынешним статусом России как стратегического партнера развитых и развивающихся стран, разделяющих основополагающие ценности рыночной экономики и свободы личности.
Однако у нас вызывает опасения излишне жесткая позиция, занимаемая ведущими членами организации как по вопросу вступления России в ВТО, так и по всему спектру торгово-экономических отношений.
Так, в последнее время все более усиливается дискриминация российского экспорта на рынках западных стран. В 1992 году, когда Российская Федерация еще только вступила на путь кардинальных преобразований и партнерства с западными государствами, количество ограничительных мер в отношении российского экспорта не превышало 13. Сейчас число подобных мер в отношении России превысило 120. Таким образом, чем быстрее мы продвигаемся по пути реформ, тем больше к нам применяется ограничительных мер из-за якобы «нерыночного» статуса России. Основными жертвами таких действий являются черная металлургия и химия. Не отрицая правомерности того, что введение ограничительных мер является неотъемлемым правом каждого государства, в то же время необходимо признать, что правом любого государства является справедливое расследование ситуации приведшей к их применению. К сожалению, приходится констатировать, что большая часть расследований, сопровождающих ограничительные меры, исходит из признания нерыночного статуса Российской Федерации и фактически вытекающей отсюда «презумпции виновности».
Это происходит на фоне существенной и односторонней либерализации торговой политики России – снижения импортных тарифов, ликвидации различного рода нетарифных мер регулирования.
Поддерживая эту принципиальную линию Правительства России, члены РСПП отмечают необходимость встречных и немедленных изменений дискриминационной политики отдельных членов ВТО в отношении российских товаропроизводителей.
В контексте переговоров о присоединении к ВТО, Россия возьмет на себя серьезные долгосрочные обязательства в сфере доступа на рынок товаров и услуг. Она должна будет привести свое законодательство в полное соответствие с требованиями организации, изменить правоприменительную практику. Таким будет взнос России за членство в организации.
Вместе с тем, партнеры России по переговорам не должны требовать от нее принятия обязательств, выходящих за рамки стандартных требований ВТО, а Правительство РФ – не должно на них соглашаться. ВТО – это юридически обязательная для всех участников система многосторонних правил торговли, где четко определен баланс прав и обязательств. Среди них определяющими являются принципы наибольшего благоприятствования и недискриминации. Эти принципы должны быть в полной мере реализованы и при выработке окончательных условий присоединения России. Одновременно должны быть достигнуты и другие цели, отраженные в преамбуле Марракешского соглашения, где члены ВТО согласились, в частности, с необходимостью развития международной торговли «для повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости и роста реальных доходов и эффективного спроса».
Российские деловые круги считают, что при выработке условий членства России в ВТО, должен учитываться и тот факт, что ряд секторов экономики находится в тяжелом положении. Поэтому для выполнения ряда обязательств, вытекающих из членства в организации, нам необходимы адаптационные периоды. В то же время, очевидно, что такие периоды должны носить точечный характер, должны быть строго ограничены по времени, и не являться основанием для специальных условий членства России в ВТО на постоянной основе, что привело бы к размыванию основополагающих принципов организации.
История ГАТТ и ВТО знает немало примеров того, как члены организации гибко подходили к проблемам учета интересов отдельных стран как в ходе выработки условий их членства в международной системе, так и в ходе выработки новых правил регулирования международной торговли в рамках раундов многосторонних торговых переговоров.
Российские деловые круги исходят из того, что реализация таких подходов на переговорах в Женеве позволит найти решение существующих проблем к быстрой выгоде всех их участников.
Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей)
Москва, 28 февраля 2002 г.
Приложение 7
О позиции
Приложение 9
Библиография
1. Артемов Н.М. Финансово-правовое регулирование внешнеторговой деятельности. - М.: ООО МЦПУПЛ, 1999.
2. Бабин Э.П. Основы внешнеэкономической политики. Учебное пособие для вузов. – М.: Экономика. МИКО Коммерческий вестник, 1977.
3. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. – М.: Международные отношения, 1996.
4. Вилкова Н.Г. Договорная практика в международном обороте. – М.: Статут, 2002.
5. Всемирная торговая организация: документы и комментарии в 2-х томах. Составители: Н.М.Васильев, Ю.А.Васятин, А.А.Давыдов. – М.: АНО "Издательский дом налоговой полиции", 2001. Под редакцией чл.-корр. РАН С.А.Смирнова.
6. Всемирная торговая организация. Краткое пособие для бизнеса. Подготовлено Центром торговой политики и права, М., 2004.
7. ВТО и сельское хозяйство России / Под ред. С.В.Кисилева. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2003.
8. ГАТТ. Структура и деятельность. Женева, 1992.
9. Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России. Под ред. В.П.Колесова. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002.
10. ГАТТ. Структура и деятельность. Женева, 1992
11. Данилова Е.В. ВТО: регулирование торговли услугами. – М.: Академкнига, 2003.
12. Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования. – М.: Деловая литература, 1999.
13. Двусторонние соглашения Российской Федерации с зарубежными странами о поощрении и защите капиталовложений. – М.: Юрид. Литература, 2000.
14. Документы первой международной практической конференции «Всемирная торговая организация и интересы предпринимателей». – Москва, 27-28 января 1998 г.
15. Драганов В.Г. Таможенное право: Курс лекций в 2-х т. – Т.1. Общая часть / Азаров Ю.Ф. – М.: Экономика, 1999..
16. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. Торгово-промышленная палата Российской Федерации, 1997.
17. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: Экономика, 2003.
18. Дюмулен И.И. Международная торговля услугами. М.: Экономика, 2003.
19. Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М.: ВАВТ, 2004.
20. Дюмулен И.И. Всемирная Торговая Организация экономика политика практика. М. 2007 г.
21. Зенкин И.В. Всемирная торговая организация в схемах. М.: Центральный издательский дом, 2003.
22. Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации: Учебное пособие М.: Международные отношения, 2003.
23. Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. Научный редактор В.М.Шумилов. М.: Международные отношения, 2002.
24. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. – Ч. I. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. Учебное пособие для вузов. – М.: Международные отношения, 1996.
25. Киселев С.В., Ромашкин Р.А. Тарифная защита и бюджетная поддержка сельского хозяйства России в контексте присоединения к ВТО// АПК.: экономика и управление. – 2001. - № 9.
26. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика: Учебник для вузов /Пер. с англ./ Под ред. В.П.Колесова, М.В.Кулакова. – М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997.
27. Кулишера И.М. Основные вопросы международной торговой политики. – Изд. 3, доп. – М., 1998.
28. Линдерт П.Х Экономика мирохозяйственных связей /Пер. с англ./ Общ. ред. и предисловие О.В.Ивановой. – М.: Прогресс, 1 992.
29. Ливенцев Н.Н., Лисоволик Я.Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО. М.: Экономика, 2002.
30. Лихачёв А.Е. Экономическая дипломатия России: новые вызовы и возможности в условиях глобализации. М.: Экономика, 2006.
31. Основы торговой политики и правила ВТО / Колл. авторов / под. ред. Н.П.Огаркова. – М.: Международные отношения, 2005.
32. Практическое руководство по Уругвайскому раунду. Международный торговый центр ЮНКТАД/ВТО, 1996.
33. Пебро М. Межlународные экономические, валютные и финансовые отношения /Пер. с франц./ Общ. ред. Н.С.Бибинцевой. – М.: Прогресс-Универс, 1994.
34. Политика привлечения прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. – М.: ТЕИС, 2001.
35. Практическое руководство по Уругвайскому раунду, выпущено совместно Международным торговым центром ЮНКТАД / ВТО (МТЦ) и Секретариатом Содружества. – Женева, 1995.
36. Развитие регионов и предприятий в условиях вступления России в ВТО. Уфимский институт РГТЭУ, 2003.
37. Результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Правовые тексты. – М.: МАИК "Наука/Интерпериодика", 2002.
38. Ремчуков К. В. Россия и ВТО. Правда и вымыслы.М.: Международные отношения, 2002
39. Россия и ВТО. Катинка Барыш, Роберт Коттрелл, Франко Фраттини, Пол Хэр, Паскаль Лами, Максим Медведков и Евгений Ясин. Центр европейских реформ, 2002.
40. Россия и ВТО. "Труд и право" №11, 2002.
41. Смирнов П.С. Национальная безопасность: вопросы торговой политики. М.: Издательский дом "Экономическая газета", 2001.
42. Смитиенко Б.М. Всемирная торговая организация и проблемы регулирования международной торговли. Учебное пособие для студентов. – М., 2000.
43. Тар Дэвид Материалы по ВТО. http://web.worldbank.org
44. Фомичев В.И. Международная торговля. Учебник для вузов. – М., 2000.
45. Фролов В.Ф. Всемирная торговая организация: итоги 4-й сессии конференции на уровне министров (Доха, Катар, ноябрь 2001 г.). – СПб., Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата, 2002.
46. Шумилов В.М. Международное экономическое право. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
47. Шумилов В.М. Международное экономическое право. Учебное пособие, Москва, 2001 г., Издательство «НИМП»
48. Шумилов В.М. Система и право ВТО, Москва, 2004 г.
49. Этапы и технологии вступления России в ВТО, Москва, 2001 г., подготовлено совместно Советом Федерации ФС и РФ и Русско-немецким обществом права и экономики.
По торговой политике
по материалам:
· Министерства экономического развития и торговли РФ
· Всероссийской Академии внешней торговли
Источники:
Сайты:
· www.economy.gov.ru -
Министерство экономического развития и торговли
· www.wto.ru -
Информационное бюро по присоединению России к ВТО
· www.wto.org -
Секретариат ВТО
· www.rgwto.com -
Комитет РСПП
· Список литературы см. Приложение 8
* - Правовые тексты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров в полном объеме опубликованы на сайте: www.economy.gov.ru
[1] Раунды получили своё название от наименования городов (стран), в которых проходила Конференция Министров открывшая раунд. Первый раунд многосторонних торговых переговоров в рамках ВТО получил название Доха-раунд от имени столицы государства, где проходила Конференция его открывшая.
* Здесь и далее приводятся оценочные данные за 2003 год
Комитет РСПп по торговой политике И ВТО
ВСЕМИРНАЯ
ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
и
РОССИЯ
справочный материал
Москва 2007 г.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 361.