Ключевым шагом экономической политики новых российских властей стало решение о либерализации цен, вступившее в силу со 2 января 1992 г. Этим действием всем экономическим агентам разрешалось самостоятельно устанавливать цены на продаваемую ими продукцию. Исключения были немногочисленными – государственное регулирование предполагалось осуществлять при установлении цен на основные виды топлива и энергии, на некоторые виды услуг транспорта и связи, а также на ряд потребительских товаров и услуг первой необходимости. При этом процесс государственного регулирования осуществлялся крайне неэффективно – во многих случаях «контролируемые» цены росли даже быстрее, чем свободные. Кроме того, были предприняты меры, закрепляющие свободу торговли. С этой целью новые российские власти узаконили уже сложившуюся к тому моменту практику, в рамках которой предприятия выбирали себе партнеров по собственному усмотрению, а не в соответствии с указаниями государственных планов. При этом официальная отмена большинства ограничений произошла не только во внутренней, но и во внешней торговле, т.е. экономические границы были окончательно открыты, в результате чего размер производственных издержек и доходов внутри России стал напрямую зависеть от ценовых соотношений на мировых рынках.
Еще одним направлением реформ, которое новое российское правительство сочло первостепенным, стало проведение форсированной приватизации. Около 70-80% активов, ранее принадлежавших государству, было приватизировано в течение всего трех лет (1992-1994 гг.). Как следствие, доля госсектора в производстве ВВП сократилась до 38% уже в 1994 г. Причем такая высокая скорость приватизации стала прямым результатом административного давления, которое федеральные власти оказывали на предприятия и регионы.
Что касается макроэкономического регулирования, то новые власти попытались полностью отказаться от прямого управления материальными ресурсами и сделать ставку на косвенные методы (монетарные, фискальные, бюджетные). Основной целью правительства была объявлена макроэкономическая стабилизация, понимаемая исключительно в формальном финансовом смысле. Иначе говоря, под стабилизацией понималось снижение темпов инфляции, сокращение дефицита государственного бюджета, повышение устойчивости национальной валюты. В этой связи к числу главных тактических задач были отнесены проведение ограничительной монетарной политики, уменьшение государственных расходов, резкое увеличение налоговых ставок, валютные интервенции с целью поддержки обменного курса рубля и т.п.
Однако избранная модель реформ оказалась совершенно нежизнеспособной, что стало ясно практически сразу. Несмотря на акцент, сделанный на нормализацию финансовой ситуации в стране, именно в монетарной и ценовой сферах результаты реформ оказались особенно неудачными. Вплоть до середины 1995 г. рубль продолжал стремительно обесцениваться (см. табл. 2).
Таблица 2. Официальный обменный курс рубля по отношению к доллару США в 1992-1999 гг. (руб./долл.)[7]
Дата | 01.01.92 | 01.01.93 | 01.01.94 | 01.01.95 | 01.05.95 | 01.01.96 | 01.01.97 | 01.01.98 | 01.01.99 |
Обменный курс рубля по отношению к доллару | 110,00 | 414,50 | 1247,00 | 3623,00 | 5130,00 | 4661,00 | 5560,00 | 5,96* | 20,60 |
*После 1.1.1998 г. обменный курс указан в деноминированных рублях. Соотношение между деноминированными и неденоминированными рублями – 1 : 1 000.
А ежегодный прирост цен описывался, как минимум, трехзначными числами (см. табл. 3).
Таблица 3. Индексы по отдельным отраслям экономики в 1990-1998 гг. (в разах к 1990 г.)[8]
Показатель | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 |
Промышленность в целом | 1 | 3,4 | 114,9 | 1149,2 | 3792,4 | 10239,4 | 12860,7 | 13825,2 | 17032,6 |
В том числе: Электроэнергетика | 1 | 2,1 | 115,7 | 1573,7 | 5193,1 | 15579,2 | 21094,2 | 22929,4 | 23525,6 |
Топливная промышленность | 1 | 2,3 | 213,2 | 1556,4 | 4669,3 | 13540,9 | 19011,5 | 21178,8 | 21348,3 |
Черная металлургия | 1 | 3,4 | 123,1 | 1464,7 | 4979,8 | 14441,5 | 16708,8 | 16892,6 | 18835,2 |
Цветная металлургия | 1 | 3,3 | 172,3 | 1136,9 | 4547,7 | 10004,9 | 11205,4 | 11552,8 | 20344,5 |
Машиностроение | 1 | 3,1 | 84,3 | 885,4 | 2921,7 | 8180,7 | 10144,1 | 11026,6 | 14246,4 |
Химическая промышленность | 1 | 2,7 | 105,0 | 997,8 | 3592,0 | 9698,5 | 11453,9 | 12015,1 | 14420,5 |
Тарифы на грузоперевозки | 1 | 1,5 | 53,4 | 987,9 | 3457,7 | 9335,7 | 11398,8 | 11501,4 | 13422,2 |
Цены на сельхозпродукцию | 1 | 1,6 | 15,0 | 121,8 | 365,5 | 1206,1 | 1730,7 | 1888,2 | 1922,8 |
Потребительские цены | 1 | 2,6 | 67,9 | 637,9 | 2041,2 | 4694,8 | 5718,3 | 6347,3 | 11704,4 |
Обострение кризиса произошло и в нефинансовом секторе экономики. Объемы производства снижались до конца 1998 г., причем в течение 3-4 лет после начала «радикальных реформ» это снижение носило обвальный характер. При этом показатели уровня жизни населения снижались до конца 1999 г.
В принципе, то, что при реформировании общества результаты могут в итоге отличаться от первоначальных планов, нормально и естественно. Точное прогнозирование, не говоря уже о планировании, здесь не возможно. По мнению Г.А. Явлинского[9], проблема состоит в том, что в случае с реформами 90-х годов расхождения имеют очень глубокий, принципиальный характер. Он выделяет несколько групп различных факторов или причин, в итоге сделавших неизбежной неудачу предпринятой в прошлом десятилетии попытки в исторически короткие сроки реформировать советскую экономику:
§ недопонимание того, от чего пытались уйти, то есть природы советской экономики;
§ ошибки, допущенные при определении содержания и последовательности мер экономической и социальной политики;
§ истинные интересы и мотивы власти никак не были связаны с декларировавшимися целями создания прозрачной и конкурентной рыночной экономики.
Особо следует рассмотреть ход и последствия первых этапов российской приватизации, поскольку она оказала огромное влияние как на текущие, так и на долгосрочные экономические процессы в России. В Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г. говорилось, что главными целями приватизации являются:
• формирование слоя частных собственников и содействие созданию социально ориентированной рыночной экономики;
• повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;
• социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;
• содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;
• создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;
• привлечение иностранных инвестиций.
Однако в действительности заявленные цели оказались чисто декларативными. Программа приватизации готовилась в спешке и практически без обсуждения. Сомнения, критика и альтернативные предложения решительно отвергались или просто оставались без внимания.[10] Авторы приватизационной реформы считали, что сам факт передачи предприятий в частную собственность и максимальная быстрота этого процесса гораздо важнее, чем формы, в которых эта передача осуществляется. При этом идеологическим и политическим аспектам приватизации ее организаторы придавали гораздо большее значение, чем экономической целесообразности.
В результате допущенных ошибок процесс приватизации оказался непрозрачным, непонятным широкой публике, не обеспечивающим равных возможностей, не приносящим доходов государственному бюджету, но при этом создающим широкие возможности для масштабных злоупотреблений и генерирующим долговременные институциональные проблемы.
По оценке правоохранительных органов, в ходе приватизации сформировались условия, позволившие проводить операции по отмыванию теневых капиталов, по передаче значительной части государственного и муниципального имущества в собственность криминальных и полукриминальных структур, усиливая тем самым их влияние на различные сферы экономики и политической жизни, коррумпированность государственного аппарата.
Как следствие, ни одна из объявленных целей приватизации не была достигнута. Более того, именно выбранные новыми властями формы и методы приватизации сыграли решающую роль в появлении или обострении целого ряда институциональных проблем российской экономики, в том числе таких как:
• деградация деловой этики;
• повсеместный рост экономических правонарушений;
• резкое усиление влияния уголовных преступных группировок на экономическую жизнь в стране (что, в частности, до сих пор серьезно затрудняет развитие малого и среднего бизнеса в стране);
• крупномасштабная утечка капитала за границу;
• взрывной рост коррупции со стороны чиновников;
• рост правового нигилизма со стороны населения.
Все эти проблемы также самым негативным образом повлияли на развитие макроэкономической ситуации в России.
Таким образом, острейший экономический кризис и хаотичные действия власти привели к тому, что абсолютное большинство российских предприятий столкнулось с проблемами и ситуациями чрезвычайного, форс-мажорного характера. Во многих случаях под сомнение была поставлена сама возможность существования предприятий. Причем такой масштаб проблемы приобрели буквально через несколько недель после начала «радикальных реформ», запущенных 1 января 1992 г.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 333.