Основные направления и результаты реформирования экономики в России в 90-е годы XX века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Ключевым шагом экономической политики новых российских властей стало решение о либерализации цен, вступившее в силу со 2 января 1992 г. Этим действием всем экономическим агентам разрешалось самостоятельно устанавливать цены на продаваемую ими продукцию. Исключения были немногочисленными – государственное регулирование предполагалось осуществлять при установлении цен на основные виды топлива и энергии, на некоторые виды услуг транспорта и связи, а также на ряд потребительских товаров и услуг первой необходимости. При этом процесс государственного регулирования осуществлялся крайне неэффективно – во многих случаях «контролируемые» цены росли даже быстрее, чем свободные. Кроме того, были предприняты меры, закрепляющие свободу торговли. С этой целью новые российские власти узаконили уже сложившуюся к тому моменту практику, в рамках которой предприятия выбирали себе партнеров по собственному усмотрению, а не в соответствии с указаниями государственных планов. При этом официальная отмена большинства ограничений произошла не только во внутренней, но и во внешней торговле, т.е. экономические границы были окончательно открыты, в результате чего размер производственных издержек и доходов внутри России стал напрямую зависеть от ценовых соотношений на мировых рынках.

Еще одним направлением реформ, которое новое российское правительство сочло первостепенным, стало проведение форсированной приватизации. Около 70-80% активов, ранее принадлежавших государству, было приватизировано в течение всего трех лет (1992-1994 гг.). Как следствие, доля госсектора в производстве ВВП сократилась до 38% уже в 1994 г. Причем такая высокая скорость приватизации стала прямым результатом административного давления, которое федеральные власти оказывали на предприятия и регионы.

Что касается макроэкономического регулирования, то новые власти попытались полностью отказаться от прямого управления материальными ресурсами и сделать ставку на косвенные методы (монетарные, фискальные, бюджетные). Основной целью правительства была объявлена макроэкономическая стабилизация, понимаемая исключительно в формальном финансовом смысле. Иначе говоря, под стабилизацией понималось снижение темпов инфляции, сокращение дефицита государственного бюджета, повышение устойчивости национальной валюты. В этой связи к числу главных тактических задач были отнесены проведение ограничительной монетарной политики, уменьшение государственных расходов, резкое увеличение налоговых ставок, валютные интервенции с целью поддержки обменного курса рубля и т.п.

Однако избранная модель реформ оказалась совершенно нежизнеспособной, что стало ясно практически сразу. Несмотря на акцент, сделанный на нормализацию финансовой ситуации в стране, именно в монетарной и ценовой сферах результаты реформ оказались особенно неудачными. Вплоть до середины 1995 г. рубль продолжал стремительно обесцениваться (см. табл. 2).

Таблица 2. Официальный обменный курс рубля по отношению к доллару США в 1992-1999 гг. (руб./долл.)[7]

Дата 01.01.92 01.01.93 01.01.94 01.01.95 01.05.95 01.01.96 01.01.97 01.01.98 01.01.99
Обменный курс рубля по отношению к доллару 110,00 414,50 1247,00 3623,00 5130,00 4661,00 5560,00 5,96* 20,60

 

*После 1.1.1998 г. обменный курс указан в деноминированных рублях. Соотношение между деноминированными и неденоминированными рублями – 1 : 1 000.

А ежегодный прирост цен описывался, как минимум, трехзначными числами (см. табл. 3).

Таблица 3. Индексы по отдельным отраслям экономики в 1990-1998 гг. (в разах к 1990 г.)[8]

Показатель 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
Промышленность в целом 1 3,4 114,9 1149,2 3792,4 10239,4 12860,7 13825,2 17032,6
В том числе: Электроэнергетика 1 2,1 115,7 1573,7 5193,1 15579,2 21094,2 22929,4 23525,6
Топливная промышленность 1 2,3 213,2 1556,4 4669,3 13540,9 19011,5 21178,8 21348,3
Черная металлургия 1 3,4 123,1 1464,7 4979,8 14441,5 16708,8 16892,6 18835,2
Цветная металлургия 1 3,3 172,3 1136,9 4547,7 10004,9 11205,4 11552,8 20344,5
Машиностроение 1 3,1 84,3 885,4 2921,7 8180,7 10144,1 11026,6 14246,4
Химическая промышленность 1 2,7 105,0 997,8 3592,0 9698,5 11453,9 12015,1 14420,5
Тарифы на грузоперевозки 1 1,5 53,4 987,9 3457,7 9335,7 11398,8 11501,4 13422,2
Цены на сельхозпродукцию 1 1,6 15,0 121,8 365,5 1206,1 1730,7 1888,2 1922,8
Потребительские цены 1 2,6 67,9 637,9 2041,2 4694,8 5718,3 6347,3 11704,4

 

Обострение кризиса произошло и в нефинансовом секторе экономики. Объемы производства снижались до конца 1998 г., причем в течение 3-4 лет после начала «радикальных реформ» это снижение носило обвальный характер.  При этом показатели уровня жизни населения снижались до конца 1999 г.

В принципе, то, что при реформировании общества результаты могут в итоге отличаться от первоначальных планов, нормально и естественно. Точное прогнозирование, не говоря уже о планировании, здесь не возможно. По мнению Г.А. Явлинского[9], проблема состоит в том, что в случае с реформами 90-х годов расхождения имеют очень глубокий, принципиальный характер. Он выделяет несколько групп различных факторов или причин, в итоге сделавших неизбежной неудачу предпринятой в прошлом десятилетии попытки в исторически короткие сроки реформировать советскую экономику:

§ недопонимание того, от чего пытались уйти, то есть природы советской экономики;

§ ошибки, допущенные при определении содержания и последовательности мер экономической и социальной политики;

§ истинные интересы и мотивы власти никак не были связаны с декларировавшимися целями создания прозрачной и конкурентной рыночной экономики.

Особо следует рассмотреть ход и последствия первых этапов российской приватизации, поскольку она оказала огромное влияние как на текущие, так и на долгосрочные экономические процессы в России. В Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г. говорилось, что главными целями приватизации являются:

• формирование слоя частных собственников и содействие созданию социально ориентированной рыночной экономики;

• повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;

• социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;

• содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации;

• создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;

• привлечение иностранных инвестиций.

Однако в действительности заявленные цели оказались чисто декларативными. Программа приватизации готовилась в спешке и практически без обсуждения. Сомнения, критика и альтернативные предложения решительно отвергались или просто оставались без внимания.[10] Авторы приватизационной реформы считали, что сам факт передачи предприятий в частную собственность и максимальная быстрота этого процесса гораздо важнее, чем формы, в которых эта передача осуществляется. При этом идеологическим и политическим аспектам приватизации ее организаторы придавали гораздо большее значение, чем экономической целесообразности.

В результате допущенных ошибок процесс приватизации оказался непрозрачным, непонятным широкой публике, не обеспечивающим равных возможностей, не приносящим доходов государственному бюджету, но при этом создающим широкие возможности для масштабных злоупотреблений и генерирующим долговременные институциональные проблемы.

По оценке правоохранительных органов, в ходе приватизации сформировались условия, позволившие проводить операции по отмыванию теневых капиталов, по передаче значительной части государственного и муниципального имущества в собственность криминальных и полукриминальных структур, усиливая тем самым их влияние на различные сферы экономики и политической жизни, коррумпированность государственного аппарата.

Как следствие, ни одна из объявленных целей приватизации не была достигнута. Более того, именно выбранные новыми властями формы и методы приватизации сыграли решающую роль в появлении или обострении целого ряда институциональных проблем российской экономики, в том числе таких как:

• деградация деловой этики;

• повсеместный рост экономических правонарушений;

• резкое усиление влияния уголовных преступных группировок на экономическую жизнь в стране (что, в частности, до сих пор серьезно затрудняет развитие малого и среднего бизнеса в стране);

• крупномасштабная утечка капитала за границу;

• взрывной рост коррупции со стороны чиновников;

• рост правового нигилизма со стороны населения.

Все эти проблемы также самым негативным образом повлияли на развитие макроэкономической ситуации в России.

Таким образом, острейший экономический кризис и хаотичные действия власти привели к тому, что абсолютное большинство российских предприятий столкнулось с проблемами и ситуациями чрезвычайного, форс-мажорного характера. Во многих случаях под сомнение была поставлена сама возможность существования предприятий. Причем такой масштаб проблемы приобрели буквально через несколько недель после начала «радикальных реформ», запущенных 1 января 1992 г.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 325.