Новой попыткой изменить роль и место предприятия стала экономическая реформа 1988 г., центральной осью которой явился принятый в 1987 г. Закон СССР “О государственном предприятии (объединении)”. Закон, нацеленный на формирование новых условий хозяйствования, предусматривал перевод предприятий с 1.01.1988 г. на полный хозрасчет, что, как ожидалось, превратит предприятия в действительно основное звено народного хозяйства.
Закон о госпредприятии, задуманный как механизм формирования новых условий хозяйствования, серьезно расширил возможности производителей в разных сферах деятельности. Важнейшим моментом объявлялся переход к экономическим методам планирования деятельности предприятия на основе контрольных цифр, государственных заказов, долговременных стабильных экономических нормативов и лимитов (фонды в материально-вещественной форме, необходимые для выполнения производственной программы). Тем самым должен был обеспечиваться отказ от директивного плана и замена его направляющим планом. Законом вводилось еще одно новшество — прямые заказы потребителей и органов материально-технического снабжения на продукцию. Таким образом, предприятия впервые получали возможность самостоятельного выбора номенклатуры, объемов и параметров качества выпускаемой продукции.[4]
Вследствие этих изменений в советской экономике буквально за 2-3 года произошло очень существенное перераспределение ресурсов. Преобладающая часть материальных и финансовых потоков фактически ушла из-под контроля центральной власти и оказалась в распоряжении предприятий. Это обстоятельство подорвало основополагающие механизмы плановой экономики. Балансировать структурные диспропорции и устранять дефициты посредством накопления и крупномасштабной переброски ресурсов с этого времени стало практически невозможно. Центральная власть в лице Госплана и министерств утратила способность полноценно осуществлять свои экономические функции. При этом попытки министерств наладить взаимодействие за счет использования неформальных связей и уговоров компенсировали возникшие трудности лишь отчасти.
Предприятия брать на себя какие-либо народнохозяйственные функции не могли и не хотели, так как их ресурсные возможности были ограничены, а свои финансово-экономические интересы они, как правило, видели иначе, чем вышестоящие инстанции. Кроме того, под давлением трудовых коллективов, получивших в рамках нового закона широкие полномочия, большинство предприятий стали использовать полученные ресурсы не столько для развития и модернизации, сколько для оплаты текущего потребления
Закономерным следствием этих процессов стало быстрое сокращение инвестиций в развитие производства. И хотя министерства и ведомства поняли драматизм ситуации довольно быстро, решить проблему они не могли. Прежние взаимоотношения и связи работали все хуже и хуже, а механизмы и мотивы рыночного характера еще не появились. При этом отсутствие жестких бюджетных ограничений позволяло предприятиям не нести немедленных финансовых потерь из-за сокращения своей инвестиционной активности. Подобное рассогласование интересов национального экономического развития и мотивов поведения предприятий очень быстро привело к падению производства.
В 1989-1990 гг. начался производственный спад в таких ключевых для советской экономики отраслях как добыча нефти и угля, выплавка чугуна и стали, капитальное строительство и т.д. В некоторых случаях сокращение производства носило обвальный характер.
Падение производства, противоречивые действия властей и начавшееся обострение социально-политической ситуации привели к тому, что уровень экономической неопределенности в стране резко возрос. В этих условиях у предприятий почти не осталось экономических мотивов для того, чтобы соблюдать плановую дисциплину и выполнять указания структур государственной власти.
Кризисные ситуации в различных отраслях и регионах воспроизводились снова и снова. Остатки ресурсных резервов государства, используемые для тушения экономических и социальных «пожаров», таяли все быстрее, а структурные дисбалансы углублялись. В результате к концу 1991 г. государственные резервы по многим видам ключевых ресурсов практически обнулились.
Резкое обострение экономического кризиса стало одной из главных причин политических потрясений 1991-1992 гг. Последствия этих потрясений оказались крайне тяжелыми. СССР как единое государство перестал существовать, и его распад сопровождался очень болезненными политическими коллизиями, которые порой переходили в стадию ожесточенных вооруженных конфликтов. Вследствие этих процессов к началу 1992 г. на месте СССР возникло 15 новых независимых стран. При этом в России практически полностью поменялась верховная власть, произошли существенные сдвиги в политической системе, появились новые государственные границы и территориальные образования. Однако кардинальные политические перемены сами по себе не могли ни остановить, ни даже ослабить экономический кризис. Все обстоятельства, ставшие причинами кризиса, продолжали существовать.
В то же время российская экономика, несмотря на все свои проблемы, в целом сохраняла очень значительные ресурсные возможности. Ключевые отрасли продолжали функционировать, производя продукцию, которая пользовалась спросом не только на внутреннем, но и на мировом рынке. При этом объемы производства даже после первоначального падения оставались весьма значительными. В сущности, ресурсный потенциал 1991-1992 гг. почти ничем не отличался от потенциала, которым обладает вполне благополучная экономика последних лет (см. табл. 1).
Таблица 1. Динамика производства некоторых продуктов в натуральном выражении[5]
Показатель | 1991 | 1992 | 2007 |
Добыча нефти (включая газовый кон- денсат), млн. т | 462 | 399 | 491 |
Добыча естественного газа, млрд. куб. м | 643 | 641 | 651 |
Добыча угля, млн. т | 353 | 337 | 315 |
Выплавка стали, млн. т | 77 | 67 | 72,4 |
Азотные удобрения (в пересчет на 100% питательных веществ), млн.т | 6,7 | 5,8 | 7,5 |
Зерно (в весе после доработки), млн. т | 83,9 | 99,3 | 81,8 |
Мясо (в убойном весе), млн. т | 9,3 | 8,3 | 5,2 |
Золото, т[6] | 168,1 | 146,1 | 162,3 |
Таким образом, у России имелись немалые возможности для ресурсного маневра с целью решения основных экономических проблем. Но чтобы эффективно использовать эти возможности и ослабить кризис, требовались длительные, кропотливые и тщательно продуманные действия.
Подводя итог, необходимо отметить, что советская модель экономики, в течении более чем 70 лет существовавшая на территории нашей – это модель нерыночной, командно-административной экономики, экономики тоталитарного государства со сверхцентрализованным управлением сверху вниз. В таких условиях взаимоотношения между государством и предприятием складывались весьма сложно. Существующая сложная система организации производственного процесса неминуемо повышала уровень неопределенности для предприятий, сильно затрудняла принятие ими экономических решений и порождала серьезные противоречия в их взаимоотношениях с внешней средой. На различных этапах плановой экономики происходили преобразования, но реформы не были радикальным, поскольку не происходило реальной переориентации хозяйственного механизма на экономические методы управления. Необходимы были серьезные преобразования, которые должны были изменить всю систему. Реформа 1988 года, нацеленная на то, чтобы превратить предприятия в действительно основное звено народного хозяйства и сформировать новые условия хозяйствования, привела к противоположным результатам. В стране начался экономический кризис, который стал причиной политических потрясений 1991-1992 гг. Для решения основных экономических проблем и ослабления кризиса, требовались длительные, кропотливые и тщательно продуманные действия.
ГЛАВА 2. ПЕРЕХОД ОТ ПЛАНОВОЙ ЭКОНОМИКИ К РЫНОЧНОЙ
Дата: 2019-12-22, просмотров: 260.