Районный учебно-методический кабинет
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Районный учебно-методический кабинет

Методические рекомендации

По организации учебно-воспитательного процесса в группе продленного дня

Дятлово

2008
Рекомендовано районным методическим советом учебно-методического кабинета отдела образования Дятловского райисполкома.

 

 

Рецензент: Кибинь И.Е., заведующая районного учебно-методического кабинета отдела образования Дятловского райисполкома

 

Автор-составитель

методист районного учебно-методического кабинета Е.Н.Баклага

 

 

Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в группе продленного дня /авт.-сост.Е.Н.Баклага. - Дятлово: районный учебно-методический кабинет, 2008.

 

 

В данной брошюре представлены методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса в группе продленного дня.

 

Адресуется администрации учреждений образования, руководителям методических объединений, воспитателям групп продленного дня.

 

Районный учебно-методический кабинет отдела образования Дятловского райисполкома. Баклага Е.Н., методист отдела образования, 21981


Методические рекомендации

по планированию работы воспитателя группы продленного дня

В методических рекомендациях представлены требования к календарно-тематическому плану работы воспитателя группы продленного дня; цели и задачи режимных моментов; примерная форма ежедневного (рабочего) план; примерный план работы с родителями младших школьников.

Адресуется для администрации учреждений образования, воспитателей групп продленного дня.

Деятельность группы регламентируется планом работы воспитателя, утвержденным заместителем директора по воспитательной работе и заместителем директора по учебно-воспитательной работе, курирующим учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

В основу планирования работы воспитатель должен заложить следующие приоритетные позиции:

· создание условий для личностного развития учащихся;

· создание условий для реализации основных форм деятельности учащихся в группе продленного дня: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной;

· создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру.

Важным условием эффективности деятельности воспитателя группы продленного дня является планирование.

У воспитателя группы продленного дня должны быть два плана работы: календарно-тематический и ежедневный.

Календарно-тематический план составляется на год и учебную четверть с выделением каждой учебной недели. Он должен быть согласован с планом работы школы.

Требования к календарно-тематическому плану работы:

· конкретность воспитательных задач;

· учет возрастных особенностей детей, уровня воспитанности;

· учет индивидуальных особенностей коллектива.

Разделы плана:

· ведущая воспитательная задача на данном отрезке времени (например: развитие любознательности, творческих способностей, укрепление здоровья и т.д.);

· характеристика коллектива: количество мальчиков и девочек, уровень воспитанности, общая характеристика успеваемости, участие в жизни класса или группы, занятость в кружках, секциях;

· основные виды деятельности. Название периода. Работа с семьей.

Предлагаем примерные календарно-тематические планы работы в группе продленного дня (Таблица 1,2).

 

Таблица 1

Примерный календарно-тематический план работы



Воспитателя группы продленного дня на год

Месяц

Основная тема периода

Неделя

Виды деятельности

Познавательная Физкультурно-оздоровительная Ценностно-ориентированная Трудовая Творческая Коммуникативная, коллективно-творческая сентябрь «Здравствуй, школа!» 1 2 3 4 Игра-путешествие «Здравствуй, школа!» «Светочи земли белорусской», уроки Светофора     Прогулка с заданием     Мир вокруг нас (политинформация)     Прогулка-экскурсия   Спортивные эстафеты. Это интересно знать (события в мире спорта)     Весёлая спортландия   Эстафетные игры на стадионе     Игры на свежем воздухе Волшебный сундучок (правила этикета)     «Праздник рождения группы»   Рейд «Чистюльки»     Уроки Мойдодыра Операция «Чистый двор»   Сезонные работы на пришкольном участке     Акция «Помоги книге» Экскурсия на выставку детского творчества     Творческая прогулка   Музыкальная викторина Давайте познакомимся. Игра «Снежный ком». Заполнение анкеты «Моя группа»     Коллективное планирование «Корзинка Красной Шапочки»     Сбор макулатуры октябрь Золотая осень 1 2 3 4 Прогулка-наблюдение «Интересные явления природы»   Игра-путешествие по станциям «Овощная, Фруктовая, Лесная»     Агентство полезных советов   Прогулка-поход «Осенний лес» Осенние старты     Спортивные игры на воздухе   Веселые старты Праздник «Я пришел в этот день в этот мир»   Акция «Теплое письмо»   Беседа «Если хочешь быть здоров - закаляйся»     Операция «Осенний лист»   Сбор природного материала для изготовления поделок на тему «Золотая осень» Конкурс рисунков «Осень наступила»   Конкурс поделок из природного материала «Осенние фантазии»      КТД «Золотая осень» (вместе с родителями)

И так далее составляется календарно-тематическое планирование

На весь учебный год

Таблица 2

 

Примерный календарно-тематический план воспитательной работы

На весь учебный год

 

 

На основе календарно-тематического планирования составляется план работы на каждый день. В ежедневном плане работы конкретизируются (отражаются) все режимные моменты с указанием цели и содержания планируемых мероприятий. Целесообразно изложить в плане сразу и не повторять затем изо дня в день цели и задачи режимных моментов в группе продленного дня (Таблица 3).

 

Таблица 3

Примерные виды занятий на неделю

Дни недели Занятия  на воздухе Занятия в помещении
Понедельник Экскурсия Информационная служба новостей (ИСН)
Вторник Физический труд Занятия по пропаганде чтения
Среда Физкультурно-оздоровительное занятие (ФОЗ) Правиловедческое занятие
Четверг Прогулка Искусствоведческое занятие
Пятница Подвижные игры День коллектива, тимуровская и шефская работа

 

В ежедневном плане следует не только определить, чем будут заняты воспитанники в каждый режимный момент, но и указать цель, краткую схему проведения занятий и их содержание. Целесообразно продумать и отразить в плане, какие пособия, технические средства будут использованы в работе с воспитанниками. В плане необходимо описать формы, методы и приемы индивидуальной работы с детьми в каждый режимный момент их пребывания в группе; отметить проблемный воспитанников и содержание работы с ними, кому и какая помощь будет оказана во время спортивного часа, на самоподготовке и после неё, какой дополнительный материал будет предложен детям в свободное от выполнения учебных заданий время и т.п.

В ежедневном плане отводится место для оценки результатов проделанной работы. В ней воспитатель описывает свои педагогические наблюдения (как дети справляются с учебными заданиями, насколько самостоятельно, быстро и прилежно работают, понимают цель каждого задания, как относятся друг к другу, удалось ли обеспечить хорошую атмосферу в группе в течение дня, насколько успешно дежурные выполняют свои обязанности и др.), делают выводы о проблемах группы и каждого ребенка в отдельности, намечает пути их устранения.

Структурно ежедневный план воспитательной работы может выглядеть следующим образом (Таблица 5).

Таблица 5

Примерная форма ежедневного (рабочего) плана

Режимные моменты, время их проведения Дополнительные задачи Содержание работы Ответственные за выполнение Индивидуальная работа с детьми Примечания
Приём детей в группу 12.00-12.15     1) приход детей в группу; 2) переодевание; 3) ознакомление воспитателя с просьбами родителей; 4) ознакомление с домашним заданием; 5) подготовка к спортчасу.    
Спортчас 12.15-13.00   В плане записываются цели спортчаса: оздоровительные; воспитательные; обучающие В плане отражаются: 1) оборудование; 2) подготовительная работа; 3) структура спортивного часа: -разминка; -основная часть; -заключительная часть; 4) психолого-педагогические условия достижения цели. Примечание: описание игр, эстафет должно быть зафиксировано на карточках или в плане.    
Подготовка к обеду, обед 13.00-13.30 Если проводится санитарно-гигиеническая беседа перед обедом, в план записываются её тема и цель В плане раскрывается содержание санитарно-гигиенической беседы    
Общеразвиваю- щие занятия (ОРЗ) на воздухе 13.30-14.45 В плане записываются цели ОРЗ: оздоровительные; воспитательные; обучающие В плане фиксируются: 1) форма ОРЗ (например, прогулка); 2) вид ОРЗ (например, поисковая); 3) план проведения ОРЗ и его содержание. Примечание: если в картотеке есть данное воспитательное дело, на него делается ссылка.    
Санитарно-гигиенические процедуры 14.45-14.55 Если проводится санитарно-гигиеническая беседа, в план записываются её тема и цель В плане раскрывается содержание санитарно-гигиенической беседы.    
Самоподготовка 14.55-16.25 В плане записываются цели самоподготовок по всем предметам В плане отмечаются: 1) порядок выполнения уроков и время, отведённое на них; 2) домашнее задание по каждому предмету с ответами; 3) игры на внимание; физкультминутки; физкультпаузы.    
Подготовка к полднику, полдник 16.25-16.40 Если проводится санитарно-гигиеническая беседа перед полдником, в план записываются её тема и цель В плане раскрывается содержание санитарно-гигиенической беседы.    
Общеразвиывающие занятия (ОРЗ) в помещении 16.40-17.25 В плане записываются тема, цели ОРЗ: воспитательные; обучающие; развивающие В плане записываются: 1) форма ОРЗ (например, КВН); 2) вид (например, математический); 3) план проведения; 4) содержание занятия. Примечание: если в картотеке есть данное воспитательное дело, на него делается ссылка.    
Игры, занятия по интересам 17.25-17.50   В плане фиксируется содержание работы    
Подведение итогов дня. Индивидуальная работа с дежурными 17.50-18.00   В плане описывается содержание работы    
Работа с родителями воспитанников   В плане раскрывается содержание работы    
Оценка результатов проделанной работы. Педагогические наблюдения и выводы.   В плане отражаются наблюдения воспитателя и его выводы.    

 

Примерный план работы с родителями младших школьников

 Необходимой составной частью образовательно-воспитательного процесса в группе продленного дня являются планирование и организация работы с родителями воспитанников с целью обогащения родителей психолого-педагогическими знаниями, формирования их педагогической позиции по вопросам воспитания ребёнка, установления тесной связи взрослых и детей.

В плане работы воспитателя группы продленного дня с семьями школьников должны найти отражение следующие направления:

v изучение семей и условий семейного воспитания с целью выявления их возможностей в воспитании своего ребёнка и воспитанников группы продленного дня через анкеты, тесты, посещение семьи на дому, наблюдение, индивидуальные беседы с детьми и родителями и др. Учет полученных сведений при организации взаимодействия;

v оказание семьям воспитанников психолого-педагогической помощи посредством комплексного использования разнообразных коллективных, групповых, индивидуальных и наглядно-информационных форм работы;

v вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс группы продленного дня и школы. Привлечение родителей к планированию воспитательных дел группы, информирование о времени и месте их проведения, включение в подготовку и проведение мероприятия;

v анализ промежуточных и конечных результатов совместной воспитательной деятельности педагогов и родителей. Проведение дискуссий, рефлексии всеми членами взаимодействия;

v распространение опыта семейного воспитания посредством организации и проведения презентаций семей, круглых столов, родительских конференций и т.п.

Предлагаем примерный план работы воспитателя с родителями на учебный год.

Примерный план работы с родителями младших школьников

Месяц

Литература

1. Леонтьева В.Б. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в группе продленного дня: методические рекомендации/В.Б.Леонтьева.-Минск:МОИПК и ПРР и СО, 2001.-26с.

2. Леонтьева В.Б. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в группе продленного дня//Пачатковае навучанне:сям’я, дзіцячы сад, школа.-2002.-№5.-С.35-39; 2003.- №1.- С.59-64.

3. Леонтьева В.Б. Планирование работы групп продленного дня //Пачатковае навучанне:сям’я, дзіцячы сад, школа.-2008.-№6.-С.62-69.

4. Организация работы групп продленного дня в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования: зборнік нарматыўных дакументаў/Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь.-2005.-№1 (563).- С.27-52.

 

 

Методические рекомендации

I . Подготовительный этап.

Чтобы занятие стало ярким событием, необходимо:

v Разнообразная по содержанию и способам оформления и ввода в действие реклама, задача которой – воодушевить ребят на участие в нем, привлечь внимание, вызвать интерес.

· Реклама может быть обычной, плоскостной (афиша, объявление) и объемной (тумба, шар, дом).

· Реклама может быть «ходячей», передвигающейся. Представьте себе ребят, дефилирующих по школе накануне праздника с рекламными текстами на спине и груди.

· Реклама может быть театрализованной. Ее носители – специально подготовленные группы бродячих артистов, глашатаи, популярные герои книг и мультфильмов.

· Реклама может быть сделана с привлечением школьного радио и таких средств массовой информации, как листовки.

· Рекламными по сути станут разнообразные почтовые отправления, направленные в адрес группы: телеграммы, уведомления, письма, карты, путеводители и др.

v Приглашение – акт творческий и деликатный, но всегда очень приятный. По адресной направленности приглашения могут быть коллективными (для всей группы) и индивидуальными. Всегда вызывает интерес необычная форма пригласительных билетов:

· билеты – игрушки;

· билеты – шапочки;

· билеты – закладки;

· билеты – программы и т.д.

v Календарь, который изготовят и вывесят в своем классе учащиеся группы продленного дня, также поможет создать нужный психологический настрой. Каждый день он будет напоминать о приближении желанного события. Например: «До открытия вернисажа пальчиковой живописи учащихся нашей группы осталось 4 дня».

v Репетиционный приготовления, которые проводятся в узком кругу участников за закрытыми от любопытных глаз дверями, также внесут свою лепту в общую интригу ожидания.

v Секретные переговоры воспитателя с родителями по поводу сюрпризных моментов тоже не останутся незамеченными и выполняет свое предназначение.

II . Психологический настрой. С него непосредственно начинается занятие. То эмоциональнее состояние радостного ожидания, которое было вызвано на этапе подготовительной работы, должно получить свое подтверждение и развитие и в момент начала воспитательного занятия. Средствами достижения этой задачи могут быть:

v Оформление помещения, преобразование пространства классной комнаты, создание на привычном месте необычной мизансцены.

v Необычное освещение, которое и несет в себе особое таинство достигается с помощью настольных ламп со специально окрашенными лампочками или абажурами, свечей, новогодних гирлянд, зеркал.

v Музыкальный фон, создающий соответствующий настрой. У музыки могут быть и другие функции: быть эпиграфом (визитной карточкой) к теме разговора; нести самостоятельную смысловую нагрузку; выступать разграничителем отдельных структурных частей сценарного замысла и др.

v Особые ритуалы, церемонии, действия, магические слова, имеющие для данного коллектива детей особое символическое значение.

v Необычная сценическая завязка действия, интригующая новизной впечатления.

v Специально подготовленное вступительное слово ведущего – своеобразный пролог к действию (часто в виде притчи, легенды, сказки, письма), эмоциональное обращение к присутствующим с целью возбудить интерес к происходящему и обнажить личностный смысл участия в нем каждого.

Литература

1. Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня: Начальная школа.-М.:Айрис-пресс, 2004.-144с.

 

 

 

Содержание

 

Методические рекомендации

по планированию работы воспитателя группы продленного дня

 

Методические рекомендации

по организации и проведению внеклассных воспитательных мероприятий в группе продленного дня

 

Районный учебно-методический кабинет

Методические рекомендации

Дата: 2019-12-22, просмотров: 249.