Современное состояние проблемы сенсорного воспитания младших дошкольников в условиях ДОУ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Организация эксперимента

На базе ДОУ  «Ясли-сад №1» г. Каменца в первой младшей группе № 1 была проведена экспериментальная работа. В неё вошли дидактические игры – занятия по изодеятельности: на закрепление у младших дошкольников представлений о форме, цвете, величине окружающих предметов. Данная система дидактических игр была составлена из системы дидактических игр Л.А.Венгера по сенсорному воспитанию младших дошкольников от 0 до шести лет. Экспериментальное исследование проводилось  с 12 детьми 2008  года рождения и выявлены их знания в области цвета, формы, величины. Время проведения: 2 месяца.

 

Констатирующий эксперимент

Цель : Выявить знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала.

Дата проведения: 20.09.10.

Задачи:

- провести диагностический опрос младших дошкольников 2008 года рождения в восприятии цвета, формы, величины;

- зафиксировать полученные данные в таблицу.

Методы: Педагогический эксперимент, показ практических действий.

Приемы : Сенсорное обследование предметов с наглядным объяснением.

Оборудование: Набор геометрических плоскостных фигур (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник) 4 основных цвета (красный, синий, зеленый, желтый), трех разных величин (большой, средний, маленький).

Форма организации: Групповая (по шесть человек в подгруппе).

 

Диагностика № 1

Величина

Ф.И. ребенка Возраст Большой Средний Маленький
1. Андрей К. 29.11.2008 + + +
2.  Камила С. 23.08.2008 + - +
3.  Ренат Х. 02.02.2008 + + +
4.  Катя А. 27.11.2008 + + +
5. Самир Ф. 20.11.2008 + + +
6. Вера Н. 26.11.2008 + + +
7.  Дима Р. 07.10.2008 + + +
8.  Коля Б. 24.07.2008 + - +
9. Инга К. 07.08.2008 + - +
10.  Сергей Г. 11.09.2008 + - +
11.  Валя М. 14.04.2008 + + +
12. Володя М. 07.04.2008 + + +
  ИТОГО:   12 + 8 +, 4 - 12 +

 

Диаграмма 1. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов величин

 

Диагностика №2

Цвет

Ф.И. ребенка Возраст красный синий зеленый желтый
1  Андрей К. 29.11.2008 + + - +
2  Камила С. 23.08.2008 + + + +
3  Ренат Х. 02.02.2008 + + + +
4  Катя А. 27.11.2008 + + - +
5 Самир Ф. 20.11.2008 + + + +
6 Вера Н. 26.11.2008 + + - +
7  Дима Р. 07.10.2008 + - + +
8 Коля Б. 24.07.2008 + + + +
9  Инга К. 07.08.2008 + + + +
10  Сергей Г. 11.09.2008 + + + +
11  Валя М. 14.04.2008 + + + +
12 Володя М. 07.04.2008 + + + +
  ИТОГО:   12 + 11 + 1- 9 + 3 - 12 +

 

Диаграмма 2. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета

 

Диагностика № 3

 

Формы

Ф.И. ребенка Возраст круг овал квадрат прямоугольник треугольник
1 Андрей К. 29.11.2008 + - + - +
2 Камила С. 23.08.2008 + - + - -
3 Ренат Х. 02.02.2008 + - + + +
4 Катя А. 27.11.2008 + - + - +
5 Самир Ф. 20.11.2008 + - + - +
6 Вера Н. 26.11.2008 + - + - +
7 Дима Р. 07.10.2008 + + + - +
8 Коля Б. 24.07.2008 + + + - +
9 Инга К. 07.08.2008 + + + + +
10 Сергей Г. 11.09.2008 + - + + +
11 Валя М. 14.04.2008 + - + + +
12 Володя М. 07.04.2008 + - + - +
  ИТОГО:   12 + 3+, 9 - 12 + 4 +, 8 - 11 +, 1 -

 

Диаграмма 3. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов форм

Вывод: Исходя из полученных данных о восприятии детьми сенсорных эталонов, уровень сенсорного развития средний: 50 % младших дошкольников испытывают трудности при восприятии синего и зелёного цвета. В области форм особое затруднение вызывают овал и прямоугольник. Область величины особой проблемы не представляет.

Формирующий эксперимент

 На основе полученных данных было выделено шесть младших дошкольников 2008 года рождения.

Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка
1.  Андрей К. 29.11.2008
2.  Катя А. 27.11.2008
3.  Дима Р. 07.10.2008
4.  Коля Б. 24.07.2008
5.  Инга К. 07.08.2008
6.  Валя М. 14.04.2008

С вышеуказанными детьми систематически и целенаправленно был проведен педагогический эксперимент.

Цель : Повышение уровня восприятия детьми сенсорных эталонов величины, цвета, формы. Время проведения: 20.09.10-20.10.10 г.

Метод: Педагогический эксперимент, наблюдение за практической деятельностью младших дошкольников.

Приемы : Сенсорное обследование с одновременным наглядным объяснением.

Оборудование : Система дидактических игр на воспитание восприятия детьми цвета, формы, величины.

Система дидактических игр на воспитание восприятия цвета:

1. Спрячь мышку.

 Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления о 4 цветах (красный, синий, желтый, зеленый).

2. Подбери по цвету.

Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления о 4 основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый), научить классифицировать предметы по форме.

3. У кого какое платье.

Дидактическая задача: закрепить умение детей выбирать по слову, обозначающему цвет, различать основные 4 цвета. (Приложение 1.)

Система дидактических игр на воспитание восприятия формы:

1. Подбери фигуру.

Дидактическая задача: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обследования и накладывания.

2. Кому какая форма.

Дидактическая задача: закрепить навыки детей при группировке геометрических фигур (кругов, овалов).

3. Геометрическое лото.

Дидактическая задача: закрепить умение детей сравнивать форму изображаемого предмета по образцу (геометрическая фигура) (Приложение 2.)

Система дидактических игр на воспитание восприятия величины:

1. Башня.

Дидактическая задача: закрепить представление об относительности величины предмета, дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами.

2. Что там?

Дидактическая задача: закрепить умения детей устанавливать отношение 3 предметов по величине при составлении матрешки.

3. Сбор фруктов.

Дидактическая задача: развить глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины. (Приложение 3.)

Комплексная дидактическая игра

4. Комплексная игра. Лото «Цвет и форма».

5. Дидактическая задача: закрепить представления детей о 5 геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и 4 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), научить ориентироваться на 2 признака одновременно (цвет и форма), отвлекаясь от величины. (Приложение 4.)

 

Контрольный эксперимент

После проведения системы дидактических игр был проведён контрольный эксперимент. Выявлялось восприятие цвета, величины, формы младших дошкольников обоих подгрупп: участвующих в эксперименте и не прошедших обучение посредством дидактических игр.

Цель: Выявить закрепление знаний младших дошкольников 2007 года участвующих в эксперименте. Сравнить полученные данные с умениями и знаниями младших дошкольников первой подгруппы, не участвующих в эксперименте. Время проведения: 20.10.10- 20.11.10

Методы: Педагогический эксперимент, показ практических действий.

Приемы: Сенсорное обследование с наглядным объяснением.

Оборудование: Набор геометрических плоскостных фигур (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат) 4 основных цвета (красный, синий, зеленый, желтый) 3 разных величин (большой, средний, маленький).

Диагностика № 4

Величина

 

Ф.И. ребенка Возраст Большой Средний Маленький
1 Андрей К. 29.11.2008 + + +
2 Камила С. 23.08.2008 + - +
3 Ренат Х. 02.02.2008 + + +
4 Катя А. 27.11.2008 + + +
5 Самир Ф. 20.11.2008 + + +
6 Вера Н. 26.11.2008 + + +
7 Дима Р. 07.10.2008 + + +
8 Коля Б. 24.07.2008 + + +
9 Инга К. 07.08.2008 + + +
10 Сергей Г. 11.09.2008 + - +
11 Валя М. 14.04.2008 + + +
12 Володя М. 07.04.2008 + + +
  ИТОГО:   12 + 10 +, 2 - 12 +

 

 

Диаграмма 4. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов величин

 

Диагностика № 5

Ф.И. ребенка Возраст красный синий зелёный желтый
1 Андрей К. 29.11.2008 + + + +
2 Камила С. 23.08.2008 + + - +
3 Ренат Х. 02.02.2008 + + + +
4 Катя А. 27.11.2008 + + + +
5 Самир Ф. 20.11.2008 + + + +
6 Вера Н. 26.11.2008 + + - +
7 Дима Р. 07.10.2008 + + + +
8 Коля Б. 24.07.2008 + + + +
9 Инга К. 07.08.2008 + + + +
10 Сергей Г. 11.09.2008 + + + +
11 Валя М. 14.04.2008 + + + +
12 Володя М. 07.04.2008 + + + +
    ИТОГО: 12 + 12 + 10 +, 2 - 12 +

 

 Цвет

 

Диаграмма5. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета

Диагностика № 6

Формы

 

Ф.И. ребенка Возраст круг овал квадрат прямоугольник треугольник
1 Андрей К. 29.11.2008 + + + + +
2 Камила С. 23.08.2008 + - + - +
3 Ренат Х. 02.02.2008 + - + + +
4 Катя А. 27.11.2008 + + + + +
5 Самир Ф. 20.11.2008 + - + - +
6 Вера Н. 26.11.2008 + - + - +
7 Дима Р. 07.10.2008 + + + + +
8 Коля Б. 24.07.2008 + + + + +
9 Инга К. 07.08.2008 + + + + +
10 Сергей Г. 11.09.2008 + - + + -
11 Валя М. 14.04.2008 + + + + +
12 Володя М. 07.04.2008 + - + - +
  ИТОГО:   12 + 6+,6 - 12 + 8 +, 4 - 11 +, 1 -

 

                                                       

Диаграмма 6. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов форм

 

Дети, с которыми проводилась экспериментальная работа, показали лучшее восприятие сенсорных эталонов формы, цвета, величины, чем дети, с которыми целенаправленно не проводились дидактические игры.

Таким образом, данные, полученные в ходе эксперимента, подтверждают факт, что дидактические игры по изодеятельности повышают уровень сенсорного развития младших дошкольников в 1 -ой младшей группе. На основании этого можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр в развитии восприятия формы, цвета, величины, а так же конструирования очень велика. Разброс показателей дает возможность говорить о необходимости целенаправленного, систематического проведения дидактических игр. Обращает на себя внимание факт зависимости знаний младших дошкольников от постоянств проведения на занятиях и вне дидактических игр. По данным, полученным в ходе эксперимента, можно утверждать, что 6 из 12 младших дошкольников, участвующих в формирующем эксперименте, при повторном констатирующем, показали лучший результат по сравнению с детьми, с которыми занятия не проводились. Дидактические игры по изодеятельности и конструированию повышают сенсорную культуру младших дошкольников и развивают сенсорное восприятие цвета, формы, величины.



Заключение

Значение сенсорного воспитания ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Анализ исследований показал, что в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.

В связи с этим было проведено исследование на базе ДОУ «Ясли-сад №1» г. Каменец, целью которого являлось: определение эффективности влияния дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников раннего возраста. Экспериментальное исследование, проведённое,  в первой младшей группе №1 показало, что дидактические игры по изодеятельности и конструированию повышают уровень сенсорного развития младших дошкольников в первой младшей группе. На основании этого можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр в развитии восприятии формы, цвета, величины, а так же конструирования очень велика.

Через дидактическую игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, т.е. систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание младших дошкольников раннего возраста, из этого следует, что гипотеза подтвердилась.

 



Литература

1. Венгер Л. А. Воспитание способности к наглядному и пространственному моделированию // Психология дошкольника.

2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004 , № 13. – С.424

3. Венгер Л.А., Воспитание способностей к наглядному пространственному моделированию// Дошкольное воспитание - 2002 № 3 – С.398

4. Выготский Л. С. Воспитание высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М., 2007. – С.391

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология/Под ред. В. В.Давыдова.-М.:Педагогика-Пресс,1999. – С.536

6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008. – С. 315

7. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г. В. Бурменской. – М. ,1996. – С. 459

8. Игры – занятия с малышами./ А.Н.Фролова, - К., Рад.школа, 2007. – С.368

9. Истомина Э. М. К вопросу о развитии произвольной памяти у младших дошкольников дошкольного возраста // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Урунтаева Г. А. – М. , 1997. – С. 412

10. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. — СПб.: Детство-Пресс, 2002. – С.302

11. Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное воспитание и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. – №5. – С. 87

12. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина, - М., Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 1996. – С. 258

13. Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001. – С. 456

14. Воспитание речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, кон­спекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. — М.: Сфера, 2002. – С.371

15. Смирнова Е.О. Психология ребенка. - М.,1997. – С.418

16. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошко­льников. — Минск: Народная асвета, 2007. – С. 368

17. Урунтаева Г. А. Хрестоматия /Сост. Г. А. Урунтаева. - М., 1997. – С. 452

18. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. –М,1997. – С. 381

19. Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005. – С.95

20. Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001. – С. 95

21. Шиффман Харви Ричард. Ощущение и восприятие: Пер. с англ./Х.Р. Шиффман.-5-е изд.-СПб.:Питер,2002. – С.528


Система дидактических игр для закрепления и уточнения знаний младших дошкольников первой младшей группы о цвете, форме, величине


Приложение 1

Дата: 2019-12-22, просмотров: 304.