Использование дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания младших дошкольников. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения младших дошкольников, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятии, то, что мы видим, осязаем, слышим. В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание – основной источник знаний об окружающем мире. В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность. Повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии.

1.Оформлять чувствительное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию.

2. Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам. 

3. Соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками. Однако, как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль по прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно - установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра.  Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтересованность младших дошкольников в игре, самостоятельную игровую форму. Регулярно проводится контроль за состоянием сенсорного развития младших дошкольников:

1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки.

2-й уровень: целенаправленные пробы.

3-й уровень: безошибочно подбирает детали.

Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие. В содержание дидактических игр игрушек особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Из поколения в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности к координации движений. [11 c. 72]

Формирование представлений о цвете, форме (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из разных цветных колец разной величины, матрешки, пирамидки, башенки). Виды дидактических игр:

1) Игры - забавы

2) Настольно – печатные

3) Словесные

4) Музыкальные

Обязательным элементом дидактическим игр является:

1) Отражение учебного материала

2) Выделение игровых задач

3) Наличие правил

4) Действия играющих

5) Подведение итогов игры 

Классификация игр:

1. Игры возникающие по инициативе младших дошкольников – самостоятельные: режиссерские.

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого или старших младших дошкольников – организованные игры.

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций народа – народные.

 

Методика организации дидактических игр:

Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трех основных направлениях подготовка к проведению дидактической игры, ее применение и анализ.

Подготовка:

- Отбор игры в соответствии с задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний);

- Установление соответствий дидактической игры программным требованиям воспитания и обучения младших дошкольников определенной возрастной группы;

- Определение наиболее  удобного времени проведения дидактической игры;

- Выбор места;

- Определение количества играющих;

- Подготовка необходимого дидактического материала;

- Подготовка к игре самого воспитателя;

- Подготовка к игре младших дошкольников;

Проведение игры:

- Ознакомление младших дошкольников с содержанием игры;

- Объяснение хода и правил игры;

Правила игры:

- Основная цель правил игры – организовать действия, поведения младших дошкольников;

- Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что – то детям в игре;

От младших дошкольников требуется:  умение обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата.

Используя дидактическую игру в воспитательно – образовательном процессе, через её правила и действия у младших дошкольников формируется корректность, доброжелательность, выдержка.  Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил является и контролируется действиями. Само, воспитание игровых действий зависит от выдумки воспитателя. Методы обучения – это система действий педагога, организующая практическую и познавательную деятельность младших дошкольников, которая направлена на усвоение содержания.

1. Сочетание умственной задачи с активными действиями.

2. Элементы загадочности (догадайтесь дети, что в этой коробке).

Для младших дошкольников третьего года жизни характерно обладание чувственного познания окружающего мира. [15 c. 126]

Воспитатель выбирает такой дидактический материал (куклу, игрушку), который дети могут обследовать и действовать с ним. При проведении дидактической игры с детьми младшего возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. При объяснения правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд, то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказывают об игре. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит младших дошкольников к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствам, изображения на картинках. Если в игре используются стихотворения, потешка, воспитатель знает их наизусть, читает их выразительно. Подводя итог с детьми младшего возраста, воспитатель, как правило, отмечает только положительное поведение младших дошкольников во время проведения дидактической игры.



Дата: 2019-12-22, просмотров: 541.