Теоретические проблемы влияния дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

Введение                                                                                                                  3

Теоретическая часть

1. Теоретические проблемы влияния дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников                                                                    5

1.1.  Понятие сенсорное воспитание ребёнка                                                     5

1.2. Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике                                                                                                               8

1.3. Использование дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников                                                                                                       10

Практическая часть

2. Современное состояние проблемы сенсорного воспитания младших дошкольников в условиях ДОУ                                                                          15

2.1. Констатирующий эксперимент                                                                   15

2.2. Формирующий эксперимент                                                                       18

2.3. Контрольный эксперимент                                                                          20

Заключение                                                                                                            24

Литература                                                                                                             25

Приложение                                                                                                               

                                                                           

 



Введение

Сенсорное воспитание младших дошкольников, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов.

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, воспитание ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, "самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека".

Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Однако наиболее важный вклад в воспитание исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А.П.Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие.

Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания дошкольника.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить влияние дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы.

Объект исследования - сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы.

Предмет - сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы.

Гипотеза: сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы будет идти эффективно, если использовать дидактические игры.

Задачи исследования:

1. Изучить содержание сенсорного воспитания в условиях ДОУ.

2. Рассмотреть содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике.

3. Определить роль дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников.

4. Реализовать экспериментальную работу по сенсорному воспитанию младших дошкольников по средством дидактических игр.

Исследование проводилось в первой младшей группе № 1 на базе ДОУ «Ясли-сад № 1» г. Каменец

Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, эксперимент.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

 



Теоретические проблемы влияния дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников

Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные отечественными психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и других внешних свойств предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. [8 c. 96]

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна – необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» – это то, что можно схватить одной рукой, «большое» – двумя руками, «круглое» – то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» – то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон, и т.п.). Термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В. Запорожцем и нашел широкое применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников.

Не меньшее значение имеет зрительное восприятие пространства и пространственных отношений. Однако подлинное овладение пространством выходит за рамки сенсорного воспитания, так как требует участия мыслительных процессов.

Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», ведущий к значительным задержкам общего развития.

Можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании младших дошкольников от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Начиная с четвертого года жизни, у младших дошкольников формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.

Одновременно с формированием эталонов необходимо учить младших дошкольников способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. [12 c. 89]

Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у младших дошкольников аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

Особо важным является вопрос о связи сенсорного воспитания, осуществляемого при помощи предлагаемой системы, с сенсорным воспитанием, проводимым при обучении продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и др.). Продуктивные виды деятельности начинают складываться на третьем году жизни ребенка, но обучение в этом возрасте еще не занимает значительного места. Поэтому для младших дошкольников раннего возраста еще нет смысла разграничивать продуктивную деятельность и дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.

Констатирующий эксперимент

Цель : Выявить знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала.

Дата проведения: 20.09.10.

Задачи:

- провести диагностический опрос младших дошкольников 2008 года рождения в восприятии цвета, формы, величины;

- зафиксировать полученные данные в таблицу.

Методы: Педагогический эксперимент, показ практических действий.

Приемы : Сенсорное обследование предметов с наглядным объяснением.

Оборудование: Набор геометрических плоскостных фигур (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник) 4 основных цвета (красный, синий, зеленый, желтый), трех разных величин (большой, средний, маленький).

Форма организации: Групповая (по шесть человек в подгруппе).

 

Диагностика № 1

Величина

Ф.И. ребенка Возраст Большой Средний Маленький
1. Андрей К. 29.11.2008 + + +
2.  Камила С. 23.08.2008 + - +
3.  Ренат Х. 02.02.2008 + + +
4.  Катя А. 27.11.2008 + + +
5. Самир Ф. 20.11.2008 + + +
6. Вера Н. 26.11.2008 + + +
7.  Дима Р. 07.10.2008 + + +
8.  Коля Б. 24.07.2008 + - +
9. Инга К. 07.08.2008 + - +
10.  Сергей Г. 11.09.2008 + - +
11.  Валя М. 14.04.2008 + + +
12. Володя М. 07.04.2008 + + +
  ИТОГО:   12 + 8 +, 4 - 12 +

 

Диаграмма 1. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов величин

 

Диагностика №2

Цвет

Ф.И. ребенка Возраст красный синий зеленый желтый
1  Андрей К. 29.11.2008 + + - +
2  Камила С. 23.08.2008 + + + +
3  Ренат Х. 02.02.2008 + + + +
4  Катя А. 27.11.2008 + + - +
5 Самир Ф. 20.11.2008 + + + +
6 Вера Н. 26.11.2008 + + - +
7  Дима Р. 07.10.2008 + - + +
8 Коля Б. 24.07.2008 + + + +
9  Инга К. 07.08.2008 + + + +
10  Сергей Г. 11.09.2008 + + + +
11  Валя М. 14.04.2008 + + + +
12 Володя М. 07.04.2008 + + + +
  ИТОГО:   12 + 11 + 1- 9 + 3 - 12 +

 

Диаграмма 2. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета

 

Диагностика № 3

 

Формы

Ф.И. ребенка Возраст круг овал квадрат прямоугольник треугольник
1 Андрей К. 29.11.2008 + - + - +
2 Камила С. 23.08.2008 + - + - -
3 Ренат Х. 02.02.2008 + - + + +
4 Катя А. 27.11.2008 + - + - +
5 Самир Ф. 20.11.2008 + - + - +
6 Вера Н. 26.11.2008 + - + - +
7 Дима Р. 07.10.2008 + + + - +
8 Коля Б. 24.07.2008 + + + - +
9 Инга К. 07.08.2008 + + + + +
10 Сергей Г. 11.09.2008 + - + + +
11 Валя М. 14.04.2008 + - + + +
12 Володя М. 07.04.2008 + - + - +
  ИТОГО:   12 + 3+, 9 - 12 + 4 +, 8 - 11 +, 1 -

 

Диаграмма 3. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов форм

Вывод: Исходя из полученных данных о восприятии детьми сенсорных эталонов, уровень сенсорного развития средний: 50 % младших дошкольников испытывают трудности при восприятии синего и зелёного цвета. В области форм особое затруднение вызывают овал и прямоугольник. Область величины особой проблемы не представляет.

Формирующий эксперимент

 На основе полученных данных было выделено шесть младших дошкольников 2008 года рождения.

Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка
1.  Андрей К. 29.11.2008
2.  Катя А. 27.11.2008
3.  Дима Р. 07.10.2008
4.  Коля Б. 24.07.2008
5.  Инга К. 07.08.2008
6.  Валя М. 14.04.2008

С вышеуказанными детьми систематически и целенаправленно был проведен педагогический эксперимент.

Цель : Повышение уровня восприятия детьми сенсорных эталонов величины, цвета, формы. Время проведения: 20.09.10-20.10.10 г.

Метод: Педагогический эксперимент, наблюдение за практической деятельностью младших дошкольников.

Приемы : Сенсорное обследование с одновременным наглядным объяснением.

Оборудование : Система дидактических игр на воспитание восприятия детьми цвета, формы, величины.

Система дидактических игр на воспитание восприятия цвета:

1. Спрячь мышку.

 Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления о 4 цветах (красный, синий, желтый, зеленый).

2. Подбери по цвету.

Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления о 4 основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый), научить классифицировать предметы по форме.

3. У кого какое платье.

Дидактическая задача: закрепить умение детей выбирать по слову, обозначающему цвет, различать основные 4 цвета. (Приложение 1.)

Система дидактических игр на воспитание восприятия формы:

1. Подбери фигуру.

Дидактическая задача: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обследования и накладывания.

2. Кому какая форма.

Дидактическая задача: закрепить навыки детей при группировке геометрических фигур (кругов, овалов).

3. Геометрическое лото.

Дидактическая задача: закрепить умение детей сравнивать форму изображаемого предмета по образцу (геометрическая фигура) (Приложение 2.)

Система дидактических игр на воспитание восприятия величины:

1. Башня.

Дидактическая задача: закрепить представление об относительности величины предмета, дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами.

2. Что там?

Дидактическая задача: закрепить умения детей устанавливать отношение 3 предметов по величине при составлении матрешки.

3. Сбор фруктов.

Дидактическая задача: развить глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины. (Приложение 3.)

Комплексная дидактическая игра

4. Комплексная игра. Лото «Цвет и форма».

5. Дидактическая задача: закрепить представления детей о 5 геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и 4 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), научить ориентироваться на 2 признака одновременно (цвет и форма), отвлекаясь от величины. (Приложение 4.)

 

Контрольный эксперимент

После проведения системы дидактических игр был проведён контрольный эксперимент. Выявлялось восприятие цвета, величины, формы младших дошкольников обоих подгрупп: участвующих в эксперименте и не прошедших обучение посредством дидактических игр.

Цель: Выявить закрепление знаний младших дошкольников 2007 года участвующих в эксперименте. Сравнить полученные данные с умениями и знаниями младших дошкольников первой подгруппы, не участвующих в эксперименте. Время проведения: 20.10.10- 20.11.10

Методы: Педагогический эксперимент, показ практических действий.

Приемы: Сенсорное обследование с наглядным объяснением.

Оборудование: Набор геометрических плоскостных фигур (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат) 4 основных цвета (красный, синий, зеленый, желтый) 3 разных величин (большой, средний, маленький).

Диагностика № 4

Величина

 

Ф.И. ребенка Возраст Большой Средний Маленький
1 Андрей К. 29.11.2008 + + +
2 Камила С. 23.08.2008 + - +
3 Ренат Х. 02.02.2008 + + +
4 Катя А. 27.11.2008 + + +
5 Самир Ф. 20.11.2008 + + +
6 Вера Н. 26.11.2008 + + +
7 Дима Р. 07.10.2008 + + +
8 Коля Б. 24.07.2008 + + +
9 Инга К. 07.08.2008 + + +
10 Сергей Г. 11.09.2008 + - +
11 Валя М. 14.04.2008 + + +
12 Володя М. 07.04.2008 + + +
  ИТОГО:   12 + 10 +, 2 - 12 +

 

 

Диаграмма 4. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов величин

 

Диагностика № 5

Ф.И. ребенка Возраст красный синий зелёный желтый
1 Андрей К. 29.11.2008 + + + +
2 Камила С. 23.08.2008 + + - +
3 Ренат Х. 02.02.2008 + + + +
4 Катя А. 27.11.2008 + + + +
5 Самир Ф. 20.11.2008 + + + +
6 Вера Н. 26.11.2008 + + - +
7 Дима Р. 07.10.2008 + + + +
8 Коля Б. 24.07.2008 + + + +
9 Инга К. 07.08.2008 + + + +
10 Сергей Г. 11.09.2008 + + + +
11 Валя М. 14.04.2008 + + + +
12 Володя М. 07.04.2008 + + + +
    ИТОГО: 12 + 12 + 10 +, 2 - 12 +

 

 Цвет

 

Диаграмма5. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета

Диагностика № 6

Формы

 

Ф.И. ребенка Возраст круг овал квадрат прямоугольник треугольник
1 Андрей К. 29.11.2008 + + + + +
2 Камила С. 23.08.2008 + - + - +
3 Ренат Х. 02.02.2008 + - + + +
4 Катя А. 27.11.2008 + + + + +
5 Самир Ф. 20.11.2008 + - + - +
6 Вера Н. 26.11.2008 + - + - +
7 Дима Р. 07.10.2008 + + + + +
8 Коля Б. 24.07.2008 + + + + +
9 Инга К. 07.08.2008 + + + + +
10 Сергей Г. 11.09.2008 + - + + -
11 Валя М. 14.04.2008 + + + + +
12 Володя М. 07.04.2008 + - + - +
  ИТОГО:   12 + 6+,6 - 12 + 8 +, 4 - 11 +, 1 -

 

                                                       

Диаграмма 6. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов форм

 

Дети, с которыми проводилась экспериментальная работа, показали лучшее восприятие сенсорных эталонов формы, цвета, величины, чем дети, с которыми целенаправленно не проводились дидактические игры.

Таким образом, данные, полученные в ходе эксперимента, подтверждают факт, что дидактические игры по изодеятельности повышают уровень сенсорного развития младших дошкольников в 1 -ой младшей группе. На основании этого можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр в развитии восприятия формы, цвета, величины, а так же конструирования очень велика. Разброс показателей дает возможность говорить о необходимости целенаправленного, систематического проведения дидактических игр. Обращает на себя внимание факт зависимости знаний младших дошкольников от постоянств проведения на занятиях и вне дидактических игр. По данным, полученным в ходе эксперимента, можно утверждать, что 6 из 12 младших дошкольников, участвующих в формирующем эксперименте, при повторном констатирующем, показали лучший результат по сравнению с детьми, с которыми занятия не проводились. Дидактические игры по изодеятельности и конструированию повышают сенсорную культуру младших дошкольников и развивают сенсорное восприятие цвета, формы, величины.



Заключение

Значение сенсорного воспитания ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Анализ исследований показал, что в игровой деятельности происходит наиболее интенсивное воспитание всех психологических функций, в том числе происходит сенсорное воспитание. Значит, в учебно-воспитательный процесс необходимо внедрять дидактические игры, упражнения для развития восприятия ребенка, основная задача которых ознакомление младших дошкольников со свойствами предметов, что поможет обеспечить накопление представлений о цвете, форме и величине предметов.

В связи с этим было проведено исследование на базе ДОУ «Ясли-сад №1» г. Каменец, целью которого являлось: определение эффективности влияния дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников раннего возраста. Экспериментальное исследование, проведённое,  в первой младшей группе №1 показало, что дидактические игры по изодеятельности и конструированию повышают уровень сенсорного развития младших дошкольников в первой младшей группе. На основании этого можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр в развитии восприятии формы, цвета, величины, а так же конструирования очень велика.

Через дидактическую игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, т.е. систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание младших дошкольников раннего возраста, из этого следует, что гипотеза подтвердилась.

 



Литература

1. Венгер Л. А. Воспитание способности к наглядному и пространственному моделированию // Психология дошкольника.

2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004 , № 13. – С.424

3. Венгер Л.А., Воспитание способностей к наглядному пространственному моделированию// Дошкольное воспитание - 2002 № 3 – С.398

4. Выготский Л. С. Воспитание высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М., 2007. – С.391

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология/Под ред. В. В.Давыдова.-М.:Педагогика-Пресс,1999. – С.536

6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008. – С. 315

7. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г. В. Бурменской. – М. ,1996. – С. 459

8. Игры – занятия с малышами./ А.Н.Фролова, - К., Рад.школа, 2007. – С.368

9. Истомина Э. М. К вопросу о развитии произвольной памяти у младших дошкольников дошкольного возраста // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Урунтаева Г. А. – М. , 1997. – С. 412

10. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. — СПб.: Детство-Пресс, 2002. – С.302

11. Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное воспитание и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. – №5. – С. 87

12. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина, - М., Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 1996. – С. 258

13. Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001. – С. 456

14. Воспитание речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, кон­спекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. — М.: Сфера, 2002. – С.371

15. Смирнова Е.О. Психология ребенка. - М.,1997. – С.418

16. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошко­льников. — Минск: Народная асвета, 2007. – С. 368

17. Урунтаева Г. А. Хрестоматия /Сост. Г. А. Урунтаева. - М., 1997. – С. 452

18. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. –М,1997. – С. 381

19. Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005. – С.95

20. Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001. – С. 95

21. Шиффман Харви Ричард. Ощущение и восприятие: Пер. с англ./Х.Р. Шиффман.-5-е изд.-СПб.:Питер,2002. – С.528


Система дидактических игр для закрепления и уточнения знаний младших дошкольников первой младшей группы о цвете, форме, величине


Приложение 1

Приложение 3

Приложение 4

Конструирование

Игра: «Узкая и широкая дорожка»

Цель: Закрепить умение плотно прикладывать кирпичики длинной стороной друг к другу, распределять постройки по поверхности. Продолжать учить играть с постройкой. Вызывать речевую активность младших дошкольников.

Словарь: Дорожка длинная, узкая, широкая, прочная.

Раздаточный материал: 5 кирпичиков, кукла, резиновая собака, кошка. Дополнительные кубики разных цветов для дополнительной подстройки. Домик из картона для куклы.

Предварительная работа:

1. Рассматривание во время прогулки проезжей части.

2. Рассматривание иллюстраций, изображающих улицу.

3. Объяснение функций дороги во время занятия по ОБЖ.

4. Приготовление для занятия 5 кирпичиков 4 основных цветов, куклу, машину, резиновую собаку, кошка.

Ход занятия:

1. Введение. Ребята, сейчас я расскажу вам одну поучительную историю. Это кукла Катя и её любимые животные: кошка Мурка и собачка Бобик.

Они очень любят гулять по парку. Кто знает, что такое парк? Это лес в центре города. Там много деревьев, есть пруды. Кто любит ходить гулять в Кусково? Пошла кукла Катя со своими любимыми животными гулять в парк и заблудилась. А заблудилась она потому, что дорожки в парке были разбиты и куда идти - кукла Катя не знала. Чтоб кукла Катя дошла до своего домика надо построить ей длинную дорожку. Сейчас ребята станут около стола и помогут построить дорожку к домику куклы Кати.

2. Основная часть: У каждого у вас есть набор кубиков. Они все одинаковые по форме, размеру, но разные по цвету.

Сейчас каждый из вас, по очереди будет строить дорожку. Иди сюда, Вика, скажи мне пожалуйста, какого цвета у тебя кубики? «Красные». Берем по одному кирпичику правой рукой и кладем их рядом. Если мы будем строить из одного кирпичика, то дорожка получится узкая, а из двух – широкая. С правой стороны стола мы будем строить узкую дорожку для собаки и кошки, А широкую с левой стороны стола построим для куклы. Для этого надо брать сразу два кирпичика и кладу их рядом, тесно прижимая, друг к другу и четко соединяя стороны. Какую ты хочешь построить дорожку, Вика, узкую или широкую? Дети по очереди выходят к столу и строят дорожку. При этом называют цвет и какую именно; узкую или широкую.       

3. Итог. Дети помогают кукле Кате дойти до дома. Заносят её в дом и машут ей ручками. Помогаю детям обыгрывать ситуацию и развивать сюжет. К кукле Кате пришла подруга, котенок потерял дорогу домой, собирать грибы вдоль дорожки. Предлагаю им атрибуты и учу младших дошкольников развивать самостоятельно игровой сюжет. После игры дети помогают сложить кубики в ящик и сажают игрушки на место.

Результаты

Ф.И. ребенка Возраст Широкий Узкий
1. Андрей К. 29.11.08 + -
2. Алина М 27.11.08 + +
3. Дима Р. 07.10.08 + +
4. Коля Б. 24.07.08 + +
5. Инга К. 07.08.08 - +
6. Валя М. 14.04.08 + +

 

Игра: «Построим комнату для куклы. Встреча куклы»

Дидактическая задача: Показать детям, что из кубиков и кирпичиков можно построить комнату для куклы; стул, стол, кровать, диван. Учить сооружать одновременно несколько предметов, отличающихся по конструкции и назначению. Привлекать интерес к постройке, возбуждать интерес к игре.

Материал: 14 кирпичиков, 2 кубика, пластина, кукла, резиновая кошка.

Ход занятия:

1. Введение. Ребята к нам в гости приехала кукла Оля. Она приехала издалека и хочет немного пожить у нас в группе. Чтоб ей было удобно, надо построить ей комнату и тогда кукла, подольше поживет у нас.

2. Основная часть. Сажаю младших дошкольников на ковер полукругом. «Для того чтобы построить кукле комнату, надо сначала построить Оле стул. Для этого мы возьмем большой куб и поставим его на стол. Это сидение стула. Теперь нам нужна спинка. Мы возьмем брусок и поставим его узкой стороной на ковер. У нас получился стул. Мы сейчас посадим куклу на него и будем дальше строить. Допустим кукла Оля захочет кушать, куда она поставит тарелку? Правильно, она сядет за стол. Мы возьмем широкую пластину – это поверхность стола. А четыре маленьких куба будут ножками для стола. Теперь мы можем угостить Олю с дороги чаем. Алина, принеси, пожалуйста, с кухни для Оли чашку и блюдце. Мы же продолжаем строить кукле Оле комнату: она попьёт чай и захочет посмотреть телевизор. Сейчас мы построим ей диванчик: у дивана есть спинка, длинное, широкое сидение, подлокотники и маленькие ножки. Мы возьмем два широких бруска и поставим их на четыре кубика. Помните, постройка должна быть устойчивой, иначе Оля упадет и сломает ножку. Третий брусок – спинка дивана, а два маленьких бруска – подлокотники.

Теперь самое основное – кровать. Для неё нам понадобится четыре детали: два длинных бруска – само ложе, на него ляжет кукла Оля, а в изголовье и в ногах поставим два кирпичика. Нам осталось застелить кровать: Ира принеси, нам, пожалуйста, матрас, подушечку, одеяльце и застели кровать для куклы Оли. Молодец. Вот теперь комната для куклы Оли готова.    

3. Вывод: Дети обыгрывают различные ситуации. После того, как дети наигрались, они помогают убрать кубики и другой строительный материал обратно в шкаф.

 

Результаты

Ф.И. ребенка Возраст Куб Кубик Бруски
1  Андрей К. 29.11.08 + - +
2  Катя А. 27.11.08 + + +
3 Дима Р. 07.10.08 + + +
4  Коля Б. 24.07.08 + + +
5  Инга К. 07.08.08 + + -
6  Валя М. 14.04.08 + + +

 

Игра: «Постройка горки со скатом»

Цель: Учить младших дошкольников строить лестницу, приставляя наклонно к самой высокой стороне пластины. Развивать глазомер и координацию движений. Воспитывать усидчивость.

Материал: 6 кирпичиков разной длины, 1 пластина, матрешка.

Ход занятия:

1. Введение. Я сажаю младших дошкольников на диван и показываю иллюстрацию « Маша катается с горки». При этом рассказываю с выражением и наизусть стихотворение:

Построили мы лесенку

На лесенке ступеньки.

Машенька по лесенке взобралась высоко:

Сидит высоко Машенька и распевает песенку:

«Я сижу на лесенке мне очень хорошо!»

2.Основная часть: Вот какая хорошая песенка у Машеньки. Послушайте, как мы можем построить свою лесенку. Для этого нам понадобится сначала пластина. Мы поставим её на узкую сторону. Она должна стоять очень устойчиво, чтобы по лесенке было удобно подниматься. Теперь с другой стороны мы по очереди будем ставить кирпичики; сначала самый длинный, потом короче, далее ещё короче. Пока не используем все кирпичики. Теперь матрешка может взобраться по лесенке и скатится с нее. Смотрите, как хорошо матрешке. А теперь вы сами построите горку с лесенкой и покатаете матрешку.

Дети строят свои горки и катают матрешку с горки. Предлагаю им пригласить покататься других игрушек. После игры дети помогают убрать кубики и складывают их в коробку. Игрушки сажают на место.      

Результаты

Ф.И. ребенка Возраст Высокий Низкий Широкий Узкий
1 Андрей К. 29.11.08 - - + +
2  Катя А. 27.11.08 + - + +
3  Дима Р. 07.10.08 + + + +
4 Коля Б. 24.07.08 + + + +
5  Инга К. 07.08.08 - - + +
6  Валя М. 14.04.08 + + + +

 

Игра: «Сложи лицо»

Цель: научить младших дошкольников составлять лица из отдельных элементов, развить мелкую моторику рук и обогащать тактильные ощущения младших дошкольников, воспитать интерес к мимике человеческого лица.

Оборудование: Лица вместе с париками 4х форм (круглые, квадратные, овальные, грушевидные, треугольные). Глаза, носы, брови, рты. Картинки с изображением лиц.

Ход игры:

1. Смотрите, ребята, какие разные лица на наших картинках. Вот эта девочка грустная, а вот мальчик смеется. Уголки губ подняты вверх. У каждого соё настроение, выражение лица. А все ли лица одинаковые? Даже у вас. У Алины лицо круглое, а у Саши – узкое, вытянутое. Мы все разные по цвету глаз, бровей, волос. Сейчас мы попробуем вместе с вами составить или свое лицо или лицо своего друга. Посмотрите повнимательней друг на друга и отметьте для себя, какого цвета волосы, глаза, какие брови и губы.

2. Посмотрите повнимательней на свои трафареты, наша задача подставить такие глаза, губы, носы и брови, чтобы лицо стало как живым и похожим на нас с вами. Выбирайте, какие глаза подойдут вашему человечку: если лицо круглой формы, то ищите и глаза круглые. Если лицо узкое, овальное; то и глаза маленькие, вытянутые. Подобрали глаза? Молодцы. Теперь ищите на подносах нос. Надо чтобы он соответствовал форме лица. А вот рот вы выберете сами и скажете мне, какой у вас получился человечек: веселый или грустный.

3. Молодцы, ребята, какие разные у вас получились человечки. А какие интересные истории вы о них рассказали. А теперь человечки устали и пойдут спать обратно в конвертики, а ребята пойдут собираться на улицу, так как там весна, светит солнышко, и поют птички.

Результаты

Ф.И. ребенка Возраст овал круг квадрат треугольник
1 Андрей К. 29.11.08 + + + +
2 Катя А. 27.11.08 + + + +
3 Дима Р. 07.10.08 + + + -
4 Коля Б. 24.07.08 + + + +
5 Инга К. 07.08.08 + + + +
6 Валя М. 14.04.08 + + + +

 

Ф.И. ребенка Возраст Красный Синий Зеленый Желтый
1 Андрей К. 29.11.08 + + + +
2  Катя А. 27.11.08 + + + +
3  Дима Р. 07.10.08 + + + +
4 Коля Б. 24.07.08 + + - +
5  Инга К. 07.08.08 + + + -
6 Валя М. 14.04.08 + + + +

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                  3

Теоретическая часть

1. Теоретические проблемы влияния дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников                                                                    5

1.1.  Понятие сенсорное воспитание ребёнка                                                     5

1.2. Содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике                                                                                                               8

1.3. Использование дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников                                                                                                       10

Практическая часть

2. Современное состояние проблемы сенсорного воспитания младших дошкольников в условиях ДОУ                                                                          15

2.1. Констатирующий эксперимент                                                                   15

2.2. Формирующий эксперимент                                                                       18

2.3. Контрольный эксперимент                                                                          20

Заключение                                                                                                            24

Литература                                                                                                             25

Приложение                                                                                                               

                                                                           

 



Введение

Сенсорное воспитание младших дошкольников, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов.

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, воспитание ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, "самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека".

Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Однако наиболее важный вклад в воспитание исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А.П.Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие.

Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания дошкольника.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить влияние дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы.

Объект исследования - сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы.

Предмет - сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы.

Гипотеза: сенсорное воспитание младших дошкольников первой младшей группы будет идти эффективно, если использовать дидактические игры.

Задачи исследования:

1. Изучить содержание сенсорного воспитания в условиях ДОУ.

2. Рассмотреть содержание и задачи сенсорного воспитания в современной отечественной педагогике.

3. Определить роль дидактической игры в сенсорном развитии младших дошкольников.

4. Реализовать экспериментальную работу по сенсорному воспитанию младших дошкольников по средством дидактических игр.

Исследование проводилось в первой младшей группе № 1 на базе ДОУ «Ясли-сад № 1» г. Каменец

Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, эксперимент.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

 



Теоретические проблемы влияния дидактических игр на сенсорное воспитание младших дошкольников

Дата: 2019-12-22, просмотров: 332.