IV . Отлично               Хорошо                          Удовлетворительно
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

V . Мои любимые сочинения:___________________________________

_________________________________________________________

__________________________________________________________


 

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №

 

Рассмотрена Заседание МО протокол № от «___» ___________ 200 г.   Утверждена  Приказ по школе № от «___» ___________ 200 г.  

 


Примерная рабочая программа

Учебного предмета «Музыка»

Для 7 класса

 

 

Составитель:

 

2008

 


 


Пояснительная записка

Целью уроков музыки в 7 классе является расширение представлений учащихся о многообразии музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, камерной и симфонической музыки, и изучение особенностей драматургического развития музыкальных образов в камерной и симфонической музыки.

Тема первого полугодия «Музыкальный образ» строится на изучении интонационной природы лирических, эпических и драматических музыкальных образов, на выявлении взаимосвязей различных образных сфер в музыкальном искусстве, приемов развития музыкальных образов. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках, как воплощение творческих замыслов композитора и того или иного жизненного содержания в народной, духовной, классической и современной музыке.

Во втором полугодии учащиеся изучают музыкальный образ в единстве жизненного содержания и художественной формы, в которой это содержание воплощено. Тема второго полугодия «Музыкальная драматургия» строится на изучении особенностей драматургии вокальной, камерной и симфонической музыки. На основе главных принципов развития и построения музыки, таких как сходство и различие, повтор, вариативность, учащиеся знакомятся с сонатной формой и изучают взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

· Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;

· Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089; 3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год);

· утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 13 декабря 2007 г. № 349 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

· требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006 год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников частично используются учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 6-7 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 7 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке). Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства.

В связи с поэтапным переходом с 01.09.2006 года всех общеобразовательных учреждений на новый учебный план и федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2004 года в программу учебного курса «Музыка» в 7 классе добавлены следующие содержательные темы:

· «Импрессионизм в музыке и живописи»;

· «Духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал»;

· «Развитие музыкальных образов в католической и православной духовной музыки»;

· «Развитие музыкальных образов в духовной музыки русских композиторов»;

· «Драматургия русских народных песен»;

· «Музыкальная драматургия кантаты К. Орфа «Кармина бурана»;

· стилистические особенности музыкального языка Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С.

В связи с освоением новых содержательных тем значительно обновлен и добавлен следующий музыкальный материал:

o современная музыка XX века (К. Дебюсси «Диалог ветра с морем» из симфонической сюиты «Море»; «Лунный свет» из «Бергамской сюиты»; фрагменты из сценической кантаты К. Орфа «Кармина Бурана» по выбору учителя);

o выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре (Мини-сообщения на темы: «Музыкальная культура родного края»; «Жизнь дает народной песне образы и звуки…»; «Вторая жизнь русской народной песни»; «Известные исполнители музыки народной традиции»);

o духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал (И.С. Бах. Хорал «Иисусе, радость сердец людских»);

o духовная музыка русских композиторов (П.Г. Чесноков «Ангел вопияше»; С.В. Рахманинов «Придите, поклонимся» и «Ныне отпущаеши»; П.Г. Чесноков «Да исправится молитва моя»).

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличаускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой:

· метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

· метод эмоциональной драматургии;

· метод интонационно-стилевого постижения музыки;

· метод художественного контекста;

· метод создания «композиций»;

· метод перспективы и ретроспективы;

· метод проектов.

Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Музыкальная культура родного края»; «Жизнь дает народной песне образы и звуки…»; «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Авторская песня: любимые барды» и др. В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов. В Ш четверти при подготовке мини-сообщений и исследовательских проектов учащиеся готовят или мини-сообщение, или исследовательский проект по выбору.

 

Учебно-тематический план программы по музыке для 7 класса

 

№ п/п Тема урока

Кол. час.

Формы контроля   I четверть«Музыкальный образ»

Час.

1. Лирико-эпические образы в музыке. Характерные черты музыки Прокофьева С.С.

1 ч.

  2. Драматические образы в музыке Ф. Шуберта. Романтизм в западноевропейской музыке.

1 ч.

  3. Многообразие образов в музыке А.Н. Скрябина.

1 ч.

  4. Живописные образы в музыке С.В. Рахманинова. Стилевые особенности музыки С.В. Рахманинова.

1 ч.

Викторина по произведениям С.В. Рахманинова. 5. Образ борьбы и победы в музыке Л. Бетховена. Характерные черты музыки Л. Бетховена

1 ч.

  6. Образ единого развивающегося танца в музыке М. Равеля. Динамическое и оркестровое развитие музыки

1 ч.

  7. Воплощение национальных образов-тем в музыке Ф. Листа. Интерпретация музыки.

1ч.

  8. Импрессионизм в музыке и живописи. Образ-пейзаж.

1 ч.

  9. Обобщающий урок по теме «Музыкальный образ»

1 ч.

Фронтальный опрос по теме «Музыкальный образ»   II четверть «Музыкальный образ»

7 час.

10. Образы движения в музыке

1 ч.

  11. Музыкальные образы вальсов Ф. Шопена

1 ч.

Викторина по произведениям Ф. Шопена 12. Образы музыки И.С. Баха. Традиции и новаторство классицизма.

1 ч.

  13. Духовная музыка западноевропейской традиции. Музыкальный образ григорианского хорала.

1 ч.

  14. Образ зла и разрушения в музыке Д.Д. Шостаковича

1 ч.

  15. Образ грусти и печали в музыке скандинавских композиторов

1 ч.

  16. Обобщение темы четверти «Музыкальный образ»

1 ч.

Фронтальный опрос по теме «Музыкальный образ»   III четверть«Музыкальная драматургия»

Ч.

1. Сопоставление музыкальных образов в сонатной форме на примере экспозиции увертюры М.И. Глинки

1 ч.

  2. Сопоставление музыкальных образов в сонатной форме на примере увертюры М.И. Глинки

1 ч.

Викторина по произведениям Л. Бетховена 3. Столкновение и конфликт музыкальных образов в сонатной форме на примере экспозиции увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена

1 ч.

  4. Столкновение и конфликт музыкальных образов в сонатной форме на примере увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена

1 ч.

  5. Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере экспозиции сонаты Э. Грига

1 ч.

Викторина по произведениям Э. Грига 6. Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере сонаты Э. Грига

1 ч.

  7. Развитие музыкальных образов в католической и православной духовной музыки.

1 ч.

  8. Развитие музыкальных образов в духовной музыки русских композиторов.

1 ч.

  9. Драматургия русских народных песен

1 ч.

Мини-сообщения на темы: «Музыкальная культура родного края»; «Жизнь дает народной песне образы и звуки…»; «Вторая жизнь русской народной песни»; «Известные исполнители музыки народной традиции». 10-11. Обобщение темы четверти «Музыкальная драматургия»

2 ч.

Защита исследовательских проектов по темам: «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Авторская песня: любимые барды»

Дата: 2019-12-22, просмотров: 268.