Методическое письмо
о преподавании учебного предмета «Музыка» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
Место учебного предмета «Музыка»
в федеральном базисном учебном плане
При определении количества часов на изучение учебного предмета «Музыка» следует руководствоваться Базисным учебным планом 2004 года, в котором отводится следующее количество часов: в 1 классе – 33 часа; во 2 и 3 классах – по 34 часа, в 5, 6, 7 классах – по 35 часов.
В 4 и 8 классах общеобразовательных учреждениях обучение организуется в соответствии с Базисным учебным планом 1998 года (приказ Министерства образования России от 9.02.1998 № 322 «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации»), на изучение предмета «Музыка» в 4 классе отводится 34 часа, в 8 классе – 34 часа.
В 9 классе ведется преподавание предмета «Искусство» на основе курсов «Музыка в формировании духовной культуры личности» и «Синтез искусств» по региональному учебному плану, утвержденному приказом от 12.05.2006 №01-03/318 «Об утверждении регионального учебного плана». Изучение предмета "Искусство" и оценивание результатов обучения по нему осуществляется в соответствии с учебным планом школы и реализуемыми программами: если обучение ведется по программе интегрированного курса "Искусство" в соответствии с установленным в учебном плане наименованием предмета "Искусство", то выставляется одна итоговая отметка; если реализуются две учебные программы по отдельным предметам "Музыка" и "Изобразительное искусство", которые при комплектовании школьного учебного плана фиксируются отдельными строчками, то ставятся две итоговые отметки (на основании письма Департамента образования Администрации Ярославской области № 01-10/933 от 15.05.2007 на № Дополнение к письму департамента от 23.01.2007 № 01-10/203).
Рекомендации по использованию действующих учебников и УМК
Особое внимание следует обратить на сохранение преемственности в преподавании предмета «Музыка» и постепенный переход на новые программы: в начальной школе продолжается преподавание по выбранному школой УМК, рекомендованному (допущенному) в федеральном перечне учебников к использованию в образовательных учреждениях (приказ Министерства образования и науки России от 13.12.2007 №349); в основной школе преподавание ведется по обновленной авторской программе Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы, 3-е издание. – Москва: Просвещение, 2006год).
В федеральный перечень учебников по учебному предмету «Музыка», допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008/2009 учебный год, включены следующие учебно-методические комплекты:
Авторы, название учебника | Класс | Издательство |
Бакланова Т.И. Музыка | 1 | АСТ, Астрель |
Бакланова Т.И. Музыка | 2 | АСТ, Астрель |
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка | 1 | Академкнига |
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка | 5 | Просвещение |
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка | 6 | Просвещение |
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка | 7 | Просвещение |
Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка | 6 | Вентана-Граф |
Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка | 7 | Вентана-Граф |
В федеральный перечень учебников по учебному предмету «Музыка», рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008/2009 учебный год, включены следующие учебно-методические комплекты:
Авторы, название учебника | Класс | Издательство |
Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка | 1 | Дрофа |
Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка | 2 | Дрофа |
Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка | 3 | Дрофа |
Алеев В.В. Музыка | 4 | Дрофа |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка | 1 | Просвещение |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка | 2 | Просвещение |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Шмагина Т.С. Музыка | 3 | Просвещение |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Шмагина Т.С. Музыка | 4 | Просвещение |
Ригина Г.С. Музыка | 1 | Федоров |
Ригина Г.С. Музыка | 2 | Федоров |
Ригина Г.С. Музыка | 3 | Федоров |
Ригина Г.С. Музыка | 4 | Федоров |
Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка | 1 | Вентана-Граф |
Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка | 2 | Вентана-Граф |
Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка | 3 | Вентана-Граф |
Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка | 4 | Вентана-Граф |
Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка | 5 | Дрофа |
Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка | 6 | Дрофа |
Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка | 7 | Дрофа |
Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка | 8 | Дрофа |
В 2008/2009 учебном году не рекомендуется использовать УМК Баклановой Т.И. «Музыка» и Челышевой Т.В., Кузнецовой В.В. «Музыка» в связи с незавершенностью авторской линии.
Г .
Пояснительная записка
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Задачи уроков музыки во 3 классе:
· развитие нравственно-эстетических ориентаций учащихся в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений – фольклора, музыки религиозной традиции, «золотого фонда» классики, современных сочинений;
· обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка;
· накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства;
· выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
· совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор–исполнитель-слушатель);
· развитие навыков хорового (ансамблевого, сольного) пения – унисон, кантилена, широкое дыхание, легкое, полетное звучание детских голосов, расширение певческого диапазона голоса, элементы двухголосного пения, понимание руки дирижера при исполнении музыки различного характера; выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
· совершенствование умения передавать в выразительных движениях характер музыки (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
· освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования (музыкально-ритмические движения, игра на простейших инструментах, импровизации и др.);
· развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
· развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
· Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
· Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
· авторская программа Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – Москва: Просвещение, 2007год);
· утвержденный приказом от 13 декабря 2007 г. № 349 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
· требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебник, рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для 3-го года обучения, поурочное планирование. Авторская программа используется в данной рабочей программе без изменений. В соответствие с БУПом-2004 данная рабочая программа рассчитана на 34 час.
Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:
· Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
· Метод эмоциональной драматургии;
· Метод создания «композиций»;
· Метод игры;
· Метод художественного контекста.
Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.
В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение музыкальных произведений; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания и музыкальной формы; тестирование, разработанное авторами программы.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем
Всего
Часов
Из них
Приме-
Чание
Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений:
№ |
Тема урока |
Содержание урока | Музыкальные произведения | ||||
1.1. | Россия – Родина моя Мелодия – душа музыки. |
Портрет в музыке «В каждой интонации спрятан человек». | Портрет в музыке. Соединение выразительного и изобразительного. Музыкальная скороговорка. Контраст в музыке.
| 1.С.С. Прокофьев «Болтунья», «Джульетта-девочка» из балета «Ромео Джульетта», портреты действующих лиц симфонической сказки «Петя и волк». 2. С.С. Прокофьев «Вальс», «Танец с шалью (Па де шаль)» из балета «Золушка». 3.С.С. Прокофьев «Гавот» из балета «Золушка». 4. В. Кикта, В. Татаринова «Слон и скрипочка», Ф.Лещинская, Н. Кучинская «Лошадки», М. Коваль «Семеро козлят» из оперы «Волк и семеро козлят». | |||
1.8. | Детские образы музыки М.П. Мусорг-ского и П.И. Чайков-ского. | Характерные черты музыкального языка Чайковского П.И. и Мусоргского М.П. Речитатив, интонационная выразительность. Конкурс-игра - изображение героев при помощи пластики и движений. | 1. М.П. Мусоргский «С няней» и «С куклой» из вокального цикла «Детская». 2. П.И. Чайковский «Нянина сказка» из «Детского альбома». 3. С.С. Прокофьев «Сказочка» из «Детской музыки». 3.Знакомые пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского. | ||||
1.9. |
Образы вечерней природы. | Контраст в музыке. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких прослушанным произведениям. Интегративные связи видов искусств. | 1. Э. Григ «Утро» и «Заход солнца». 2. П.И. Чайковский «Утренняя молитва» и «Колыбельная песня» 3. М.П. Мусоргский «Тюильрийский сад» и «Вечерняя песня» 4.Иллюстрации - «Кукла» М. Добужинский, «Сумерки. Луна», «Заход солнца» И. Левитан. | ||||
2.1. | О России петь– что стремиться в храм Два музыкальных обращения к Богородице. | Жанр прелюдии, музыкальный инструмент клавесин. Певческий голос: дискант. Отличительные особенности песнопений западноевропейской и русской духовной музыки - эмоционально-образное родство и различие. | 1. Ф. Шуберт «Аве Мария». 2. Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна». 3.И.С. Бах «Прелюдия № 1» из первого тома «Хорошо темперированного клавира». 4. С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся». 5. Сопоставление со стихами А.С. Пушкина и иконой «Богоматери с младенцем» В. Васнецова. 6.В. Гаврилин «Мама». 7.Исполнение песен о родном крае, о природе. | ||||
2.2. | Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, живописи. | Специфика воплощения образа Богоматери в западноевропейской и русской духовной музыки. | 1. С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся». 2.Икона «Богоматерь Владимирская». 3.Тропарь, посвященный Владимирской иконе Божией Матери. 4.Народное песнопение о Сергии Радонежском. 5.Польская народная песня «Колыбельная» («Божья Мать Младенца на руках качала»). 6.В. Гаврилин «Мама». | ||||
2.3. | Образ матери в современном искусстве.
| Специфика воплощения образа Богоматери в современном искусстве. | 1.К. Петров-Водкин «Петроградская мадонна» и О. Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми». 2.Ч. Биксио «Мама». 3. В. Гаврилин «Мама». | ||||
2.4. | Праздники православной церкви. Вербное воскресение.
| Знакомство с традицией празднования Вербного воскресения. Музыкальные особенности жанра величания. | 1. Э.Л. Уэббер. Хор «Осанна!» из рок-оперы «Иисус Христос суперзвезда» 2.Якушенко, Петрова «Розовая песенка», Казенин, Лаубе «Песенка солнечных зайчиков». | ||||
2.5. | Музыкальный образ праздника в классической и современной музыке. | Воплощение в классической музыке традицией празднования Вербного воскресения. | 1.«Вербочки» Гречанинова и Р. Глиэра. 2.Якушенко, Петрова «Розовая песенка», Казенин, Лаубе «Песенка солнечных зайчиков». | ||||
2.6. | Святые земли Русской. Княгиня Ольга, Князь Владимир. Жанры величания и баллады в музыке и поэзии.
| Определение музыкальных особенностей духовной музыки: строгий и торжественный характер, напевность, неторопливость движения. Сравнение баллады, величания, молитвы и выявление их интонационно-образного родства. | 1.Фрагменты из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева), напев Оптиной Пустыни «О, Преславного чудесе», народные песнопения «Там, где стоит, красуясь, ныне обитель Троицы святой…». 2.Величание Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой равноапостольной княгине Ольге. 3.Народное песнопение «Баллада о князе Владимире». 4. С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся». | ||||
2.7. | Обобщающий урок. Музыка на Новогоднем празднике. | Историческая сказка о важных событиях истории России, традициях и обрядах народа, об отношении людей к родной природе. Тестирование учащихся. | Фрагменты этой сказки: инсценировка фрагментов из балета «Золушка» (урок танцев, ссора сестер, вальс Золушки, сцена с часами); исполнение танцев из «Детского альбома» П. Чайковского («Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Баба Яга», «Камаринская», «Полька», «Мазурка», «Вальс»); пластическое интонирование пьес из сюиты «Картинки с выставки»: «Тюильрийский сад», «Балет невылупившихся птенцов» М. Мусоргского. | ||||
3.1. | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! Былина как древний жанр русского песенного фольклора. | Жанровые особенности былины, специфика исполнения былин. Имитация игры на гуслях. Сопоставление зрительного ряда учебника с музыкальным воплощением былин. | 1.«Былина о Добрыне Никитиче». 2.«Былина о Садко и Морском царе». 3.К. Васильев «Бой Добрыни со Змеем» и рисунок В. Брагинского с изображением Садко и Морской царь. 4. В Кикта «Гусляр Садко» и «Орнамент» из концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» 5.«Былинные напевы» или импровизация на тему русской народной песни «Как под яблонькой». 6. Былина «То не белая береза». | ||||
3.2. |
Первое полугодие Первое полугодие
Примерная рабочая программа Учебного предмета «Музыка» Для 7 класса
Составитель:
2008
Пояснительная записка Целью уроков музыки в 7 классе является расширение представлений учащихся о многообразии музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, камерной и симфонической музыки, и изучение особенностей драматургического развития музыкальных образов в камерной и симфонической музыки. Тема первого полугодия «Музыкальный образ» строится на изучении интонационной природы лирических, эпических и драматических музыкальных образов, на выявлении взаимосвязей различных образных сфер в музыкальном искусстве, приемов развития музыкальных образов. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках, как воплощение творческих замыслов композитора и того или иного жизненного содержания в народной, духовной, классической и современной музыке. Во втором полугодии учащиеся изучают музыкальный образ в единстве жизненного содержания и художественной формы, в которой это содержание воплощено. Тема второго полугодия «Музыкальная драматургия» строится на изучении особенностей драматургии вокальной, камерной и симфонической музыки. На основе главных принципов развития и построения музыки, таких как сходство и различие, повтор, вариативность, учащиеся знакомятся с сонатной формой и изучают взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Исходными документами для составления данной рабочей программы являются: · Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004; · Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089; 3-е издание авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006год); · утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 13 декабря 2007 г. № 349 федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; · требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта. Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка». (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы. – Москва: Просвещение, 2006 год). При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. В связи с отсутствием учебников частично используются учебно-методические комплекты других авторов (Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. «Музыка» 6-7 класс; Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. «Музыка» 7 класс) и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке). Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов. Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства. В связи с поэтапным переходом с 01.09.2006 года всех общеобразовательных учреждений на новый учебный план и федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2004 года в программу учебного курса «Музыка» в 7 классе добавлены следующие содержательные темы: · «Импрессионизм в музыке и живописи»; · «Духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал»; · «Развитие музыкальных образов в католической и православной духовной музыки»; · «Развитие музыкальных образов в духовной музыки русских композиторов»; · «Драматургия русских народных песен»; · «Музыкальная драматургия кантаты К. Орфа «Кармина бурана»; · стилистические особенности музыкального языка Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С. В связи с освоением новых содержательных тем значительно обновлен и добавлен следующий музыкальный материал: o современная музыка XX века (К. Дебюсси «Диалог ветра с морем» из симфонической сюиты «Море»; «Лунный свет» из «Бергамской сюиты»; фрагменты из сценической кантаты К. Орфа «Кармина Бурана» по выбору учителя); o выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре (Мини-сообщения на темы: «Музыкальная культура родного края»; «Жизнь дает народной песне образы и звуки…»; «Вторая жизнь русской народной песни»; «Известные исполнители музыки народной традиции»); o духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал (И.С. Бах. Хорал «Иисусе, радость сердец людских»); o духовная музыка русских композиторов (П.Г. Чесноков «Ангел вопияше»; С.В. Рахманинов «Придите, поклонимся» и «Ныне отпущаеши»; П.Г. Чесноков «Да исправится молитва моя»). Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличаускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой: · метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; · метод эмоциональной драматургии; · метод интонационно-стилевого постижения музыки; · метод художественного контекста; · метод создания «композиций»; · метод перспективы и ретроспективы; · метод проектов. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Музыкальная культура родного края»; «Жизнь дает народной песне образы и звуки…»; «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Авторская песня: любимые барды» и др. В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов. В Ш четверти при подготовке мини-сообщений и исследовательских проектов учащиеся готовят или мини-сообщение, или исследовательский проект по выбору.
Учебно-тематический план программы по музыке для 7 класса
Кол. час. | Формы контроля | |||||
I четверть«Музыкальный образ» |
Час. | ||||||
1. | Лирико-эпические образы в музыке. Характерные черты музыки Прокофьева С.С. | 1 ч. | |||||
2. | Драматические образы в музыке Ф. Шуберта. Романтизм в западноевропейской музыке. | 1 ч. | |||||
3. | Многообразие образов в музыке А.Н. Скрябина. | 1 ч. | |||||
4. | Живописные образы в музыке С.В. Рахманинова. Стилевые особенности музыки С.В. Рахманинова. | 1 ч. | Викторина по произведениям С.В. Рахманинова. | ||||
5. | Образ борьбы и победы в музыке Л. Бетховена. Характерные черты музыки Л. Бетховена | 1 ч. | |||||
6. | Образ единого развивающегося танца в музыке М. Равеля. Динамическое и оркестровое развитие музыки | 1 ч. | |||||
7. | Воплощение национальных образов-тем в музыке Ф. Листа. Интерпретация музыки. | 1ч. | |||||
8. | Импрессионизм в музыке и живописи. Образ-пейзаж. | 1 ч. | |||||
9. | Обобщающий урок по теме «Музыкальный образ» | 1 ч. | Фронтальный опрос по теме «Музыкальный образ» | ||||
II четверть «Музыкальный образ» | 7 час. | ||||||
10. | Образы движения в музыке | 1 ч. | |||||
11. | Музыкальные образы вальсов Ф. Шопена | 1 ч. | Викторина по произведениям Ф. Шопена | ||||
12. | Образы музыки И.С. Баха. Традиции и новаторство классицизма. | 1 ч. | |||||
13. | Духовная музыка западноевропейской традиции. Музыкальный образ григорианского хорала. | 1 ч. | |||||
14. | Образ зла и разрушения в музыке Д.Д. Шостаковича | 1 ч. | |||||
15. | Образ грусти и печали в музыке скандинавских композиторов | 1 ч. | |||||
16. | Обобщение темы четверти «Музыкальный образ» | 1 ч. | Фронтальный опрос по теме «Музыкальный образ» | ||||
III четверть«Музыкальная драматургия» |
Ч. | ||||||
1. | Сопоставление музыкальных образов в сонатной форме на примере экспозиции увертюры М.И. Глинки | 1 ч. | |||||
2. | Сопоставление музыкальных образов в сонатной форме на примере увертюры М.И. Глинки | 1 ч. | Викторина по произведениям Л. Бетховена | ||||
3. | Столкновение и конфликт музыкальных образов в сонатной форме на примере экспозиции увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена | 1 ч. | |||||
4. | Столкновение и конфликт музыкальных образов в сонатной форме на примере увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена | 1 ч. | |||||
5. | Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере экспозиции сонаты Э. Грига | 1 ч. | Викторина по произведениям Э. Грига | ||||
6. | Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере сонаты Э. Грига | 1 ч. | |||||
7. | Развитие музыкальных образов в католической и православной духовной музыки. | 1 ч. | |||||
8. | Развитие музыкальных образов в духовной музыки русских композиторов. | 1 ч. | |||||
9. | Драматургия русских народных песен | 1 ч. | Мини-сообщения на темы: «Музыкальная культура родного края»; «Жизнь дает народной песне образы и звуки…»; «Вторая жизнь русской народной песни»; «Известные исполнители музыки народной традиции». | ||||
10-11. | Обобщение темы четверти «Музыкальная драматургия» | 2 ч. | Защита исследовательских проектов по темам: «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Авторская песня: любимые барды» | ||||
Ч. | |||||||
Календарно-тематический план программы по музыке для 7 класса
№ |
Дата | Тема урока | Основное содержание урока | Музыкальный материал урока | |
I четверть «Музыкальный образ» | |||||
1. | Лирико-эпические образы в музыке. Характерные черты музыки Прокофьева С.С. | Музыкальный образ – преломленное через сознание композитора отражение жизни. Образы войны и мира в музыке С.С. Прокофьева, А. Новикова, А. Александрова. Особенности воплощения лирических и эпических образов (сочетание песенности, танцевальности и маршевости). Характерные черты музыки Прокофьева С.С. | 1. Прокофьев С.С. «Ария Кутузова», «Вальс» из оперы «Война и мир». 2.А. Новиков, Л. Ошанин «Дороги». 3.А. Александров, В. Лебедев-Кумач «Священная война». | ||
2. | Драматические образы в музыке Ф. Шуберта. Романтизм в западноевропейской музыке. | Музыкальный образ – единство жизненного содержания и художественной формы, в которой это содержание воплощается. Драматическая картина в музыке: выразительность внутреннего мира героев и внешняя изобразительность. Жанр песни-баллады. Проявление индивидуальности романтиков в отражении богатого внутреннего мира человека (чувств, переживаний, размышлений). | 1. Ф. Шуберт «Лесной царь». 2. Ф. Шуберт «Шарманщик». 3.А. Новиков, Л. Ошанин «Дороги». 4. Е.Бачурин «Дерева». 5. Б. Окуджава «Часовые любви». | ||
3. | Многообразие образов в музыке А.Н. Скрябина. | Воплощение «человеческой трагедии» в музыке А..Н. Скрябина: единый образ страдания и покорности человека перед судьбой. Воплощение образа «мужественной борьбы, неуклонной воли к победе». Характерные черты музыки А.Н. Скрябина. | 1. А. Скрябин «Прелюдия №4» ми-бемоль минор для фортепиано. 2. А. Скрябин «Этюд № 12» ре минор для фортепиано. 3. Е. Бачурин «Дерева». | ||
4. | Живописные образы в музыке С.В. Рахманинова. Стилевые особенности музыки С.В. Рахманинова. | Контрастные образы романсов С.В. Рахманинова: образ «иллюзии полного покоя» и образ «стремительных безудержных сил весны, сил молодости». Сочетание изобразительности и выразительности в романсах С.В. Рахманинова. Стилевые особенности музыки С.В. Рахманинова. Интегративные связи музыки с живописью. Сравнение исполнительских трактовок. | 1.Викторина по произведениям С.В. Рахманинова: «Вокализ»; концерты № 2,3. 2.С.В. Рахманинов, К. Бальмонт «Островок». 3. В. Борисов-Мусатов Репродукция картины «У водоема». 4. С.В. Рахманинов, Ф. Тютчев «Весенние воды» в исполнении Б. Руденко и детского хора. 5. С.В. Рахманинов, Ф. Тютчев «Весенние воды» в исполнении детского хора. 6.А. Пахмутова, А. Добронравов «Звездопад». 6.В. Лебедев, Ю. Ряшанцев «Песня гардемаринов», «Песня о дружбе» из кинофильма «Гардемарины, вперед!». | ||
5. | Образ борьбы и победы в музыке Л. Бетховена. Характерные черты музыки Л. Бетховена. | Музыкальное воплощение литературного сюжета в жанре увертюры. Единство содержания и формы в программной увертюре. Развитие образов в увертюре: через столкновение противоборствующих сил к торжеству и победе. Определение характерных черт и образного строя музыки Л. Бетховена. Построение исполнительского (образного) плана песен. | 1. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт». 2. В. Высоцкий «Песня о друге». 3.А. Пахмутова, А. Добронравов «Звездопад». 4.В. Лебедев, Ю. Ряшанцев «Песня гардемаринов», «Песня о дружбе» из кинофильма «Гардемарины, вперед!». | ||
6. | Образ единого развивающегося танца в музыке М. Равеля. Динамическое и оркестровое развитие музыки. | Песенно-танцевальная основа музыкального образа «Болеро» М. Равеля. Неуклонное развитие музыкального образа через динамическое и оркестровое нарастание при мелодической и темпо-ритмической статичности. | 1.М. Равель «Болеро». 2. Ю. Визбор «Ты у меня одна». 3. Ю. Кукин «За туманом». | ||
7. | Воплощение национальных образов-тем в музыке Ф. Листа. Интерпретация музыки. | Особенности развития музыки: единство стиля всех частей, нарастание темпа и динамики, ведущая роль скрипки. Воплощение национальных образов через использование цыганско-венгерских тем. Сравнение исполнительских трактовок. | 1.Ф. Лист «Венгерская рапсодия» в исполнении фортепиано. 2.Ф. Лист «Венгерская рапсодия» в исполнении симфонического оркестра. 2.А. Дольский «Исполнение желаний». 3.Ю. Ким «За туманом». | ||
8. | Импрессионизм в музыке и живописи. Образ-пейзаж. | Особенности импрессионизма как художественного стиля, воплощение импрессионизма в музыке и живописи. Жанр прелюдии. Выразительность и изобразительность в музыке. Характерные черты музыки Дебюсси К. | 1.К. Дебюсси «Диалог ветра с морем» из симфонической сюиты «Море». 2. К. Дебюсси «Лунный свет» из «Бергамской сюиты». 3. А. Дольский «Исполнение желаний». 4.Ю. Ким «За туманом». | ||
9. | Обобщающий урок по теме «Музыкальный образ». | Музыкальный образ – воплощенная в музыке жизнь: чувство, поступок, размышление, явление природы, преломленная через сознание композитора. | Музыка по выбору учителя и учащихся. | ||
II четверть «Музыкальный образ»
| |||||
1. | Образы движения в музыке. | Образы русской природы и движения в музыке П.И. Чайковского и Г.В. Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Особенности воплощения музыкального образа в программной музыке. Традиции русской композиторской школы. | 1. П.И. Чайковский «На тройке» из цикла «Времена года». 2.Г.В. Свиридов «Тройка» из «Музыкальных иллюстраций» к повести А.С. Пушкина «Метель». 3.Ю. Кукин «За туманом». 4.Б. Окуджава «Посвящение друзьям». | ||
2. | Музыкальные образы вальсов Ф. Шопена. | Многогранный лирический образ, воплощенный в жанре вальса. Характерные черты музыки Ф. Шопена: утонченность, изысканность мелодий, песенно-танцевальная основа тем, обращение к народным жанрам. Черты романтизма в западноевропейской музыке. | 1.Викторина по произведениям Ф. Шопена: «Прелюдии №7, 20»; «Революционный этюд». 2.Ф. Шопен «Вальс №6», ре-бемоль мажор. 3. Ф. Шопен «Вальс №7» до-диез минор. 4. Ю. Кукин «За туманом». 5. Б. Окуджава «Посвящение друзьям». | ||
3. | Образы музыки И.С. Баха. Традиции и новаторство классицизма. | Характерные черты музыки И.С. Баха: строгость, уравновешенность, соразмерность. Фуга как форма полифонической музыки. Образы духовной музыки И.С. Баха. Вторая жизнь музыки Д. Милано в современности. | 1.И.С. Бах «Фуга» ля минор для органа. Высокая месса си минор, 2.И.С. Бах. Ария «Aqnus Dei» из «Высокой мессы» си минор. 3. Б. Гребенщиков- Д. Милано «Город золотой». 4. А. Пахмутова, А. Добронравов «Звездопад». | ||
4. | Духовная музыка западноевропейской традиции. Музыкальный образ григорианского хорала. | Характерные особенности духовной музыки. Выявление интонационно-стилевых особенностей григорианского хорала (в сравнении с православной традицией). | 1.И.С. Бах. Хорал «Иисусе, радость сердец людских». 2.С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся». | ||
5. | Образ зла и разрушения в музыке Д.Д. Шостаковича. | Воплощение исторических событий в «Ленинградской» симфонии. Контрастное сопоставление музыкальных образов в симфонии. Характерные черты музыки Шостаковича Д.Д. | 1.Д.Д. Шостакович «Эпизод нашествия» из симфонии №7 «Ленинградская». 2. А. Новиков, Л. Ошанин «Гимн демократической молодежи». 3.Б. Окуджава «Посвящение друзьям». | ||
6. | Образ грусти и печали в музыке скандинавских композиторов. | Воплощение жизненного содержания (образа грусти и печали) через жанры танца и марша. Особенности национальных музыкальных школ Норвегии и Финляндии. | 1.Я. Сибелиус «Грустный вальс». 2.Э. Григ «Смерть Озе». 3.А. Городницкий «Снег». Песни по выбору учителя. | ||
7. | Обобщение темы четверти «Музыкальный образ». | Музыкальный образ – жизнь, отраженная в музыке, о которой рассказал композитор. | Викторина по произведениям четверти. Песни по выбору учителя. | ||
III четверть «Музыкальная драматургия» | |||||
1. | Сопоставление музыкальных образов в сонатной форме на примере экспозиции увертюры М.И. Глинки. | Жанр увертюры. Воплощение литературного сюжета в увертюре к опере «Руслан и Людмила». Понятие сонатной формы. Музыкальные образы-темы экспозиции. Сопоставление тем - основа музыкальной драматургии увертюры М.Глинки. | 1.М.И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». 2.Д .Тухманов, В.Харитонов «Как прекрасен этот мир». | ||
2. | Сопоставление музыкальных образов в сонатной форме на примере увертюры М.И. Глинки. | Закрепление сонатной формы. Развитие музыкальных образов в увертюре к опере «Руслан и Людмила». Характерные особенности русской музыкальной школы и музыки М.И. Глинки. | 1.М.И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила», хор «Слава великим богам!». 2.Д .Тухманов, В.Харитонов «Как прекрасен этот мир». | ||
3. | Столкновение и конфликт музыкальных образов в сонатной форме на примере экспозиции увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена. | Жанр увертюры как программного произведения. Воплощение исторических событий в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Музыкальные образы-темы экспозиции. Конфликтное столкновение противоборствующих сил - основа музыкальной драматургии увертюры Л. Бетховена. | 1. Л. Бетховен Увертюра «Эгмонт» из музыки к трагедии И. Гете «Эгмонт». 2. В. Высоцкий «На братских могилах». 3. Б. Окуджава «До свидания, мальчики». | ||
4. | Столкновение и конфликт музыкальных образов в сонатной форме на примере увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена. | Закрепление сонатной формы. Развитие музыкальных образов в увертюре «Эгмонт» Л. Бетховена. Характерные черты музыки Л. Бетховена. | 1.Л. Бетховен Увертюра «Эгмонт» из музыки к трагедии И. Гете «Эгмонт». 2.Викторина по произведениям Л. Бетховена: (главная партия из 1 части симфонии №5, темы из увертюры «Эгмонт».) 3. В. Высоцкий «На братских могилах». 4. Б. Окуджава «До свидания, мальчики». | ||
5. | Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере экспозиции сонаты Э. Грига. | Понятие камерной музыки. Жанр сонаты. Воплощение внутренних человеческих переживаний в музыке Э. Грига. Сопоставление и контраст музыкальных образов-тем в экспозиции сонаты. | 1. Викторина по произведениям Э. Грига («Утро», «В пещере горного короля», «Песня Сольвейг», «Заход солнца»). 2. Э. Григ. «Соната» для виолончели и ф-но, экспозиция. 3. А. Макаревич «Пока горит свеча». | ||
6. | Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере сонаты Э. Грига. | Закрепление сонатной формы. Развитие музыкальных образов в сонате Э. Грига. Характерные черты музыки Э. Грига. | 1. Э. Григ. «Соната» для виолончели и ф-но. 2.А. Макаревич «Пока горит свеча». | ||
7. | Развитие музыкальных образов в католической и православной духовной музыки. | Закрепление жанров духовной музыки: хоровой концерт, месса, молитва. Общее и различное в музыкальных традициях духовной музыки Запада и России (полифонический строй концерта, гомофонный строй мессы, сочетание выразительности и изобразительности). Духовные песнопения. | 1.М. Березовский «Не отвержи мене во время старости», 1 часть. 2.В.А. Моцарт «Лакримоза» из «Реквиема». 3. Песнопение иеромонаха Романа «Белый храм над рекой». 4. Б. Окуджава «Молитва Француа Виньона». | ||
8. | Развитие музыкальных образов в духовной музыки русских композиторов. | Характерные особенности русской духовной музыки. Основные церковные службы – Всенощная и Литургия. Синтез искусств (духовная литература, театральное действо, иконопись, архитектура, хоровое пение, колокольный звон) как средство воплощения музыкальных образов Всенощной и Литургии. Общечеловеческие нравственные ценности, заключенные в русской духовной музыке. | 1. П.Г. Чесноков «Ангел вопияше». 2. С.В. Рахманинов «Придите, поклонимся» и «Ныне отпущаеши». 3.П.Г. Чесноков «Да исправится молитва моя». 4.Б.Окуджава «Молитва». | ||
9. | Драматургия русских народных песен. | Монодия русской народной песни. Образный мир и жанры народной музыки. Синкретизм как основа фольклора. Отличительные черты русского фольклора: импровизационность и вариационность. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. | Мини-сообщения на темы: «Музыкальная культура родного края»; «Жизнь дает народной песне образы и звуки…»; «Вторая жизнь русской народной песни»; «Известные исполнители музыки народной традиции». Музыка по выбору учащихся. | ||
10-11. | Обобщение темы четверти «Музыкальная драматургия». | Единство жизненного содержания и художественной формы. Особенностей драматургии вокальной, камерной и симфонической музыки. | Защита исследовательских проектов по темам: «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Авторская песня: любимые барды». | ||
VI четверть «Музыкальная драматургия»
| |||||
1. | Сопоставление музыкальных образов на примере «Полонеза» М. Огинского. | Сопоставление образов нежной любви к Родине и тревоги за ее судьбу – драматургия полонеза. Единый музыкальный образ прощания с Родиной. Особенности национальной польской музыкальной школы. | 1.М. Огинский «Полонез». 2.Ф. Шопен «Полонез» ля мажор. 3. А. Макаревич «Пока горит свеча». | ||
2. | Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере экспозиции симфонии №40 В.А. Моцарта. | Жанр симфонии. Воплощение внутренних человеческих переживаний в музыке В.А. Моцарта. Сопоставление и контраст музыкальных образов-тем в экспозиции 1 части симфонии. | 1. Викторина по произведениям В.А. Моцарта: «Маленькая ночная серенада»; «Реквием». 2.В.А. Моцарт. Симфония №40, 1-я часть. 3.Б. Окуджава «Песенка о Моцарте». 4. А. Макаревич «Поворот». | ||
3. | Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере симфонии №40 В.А. Моцарта. | Драматургическое развитие в симфонии. Характерные черты музыки В.А. Моцарта. В.А. Моцарт – представитель венской классической школы. | 1.В.А. Моцарт. Симфония №40. 2.Б. Окуджава «Песенка о Моцарте». 3. А. Макаревич «Поворот». | ||
4. | Столкновение и конфликт музыкальных образов на примере экспозиции увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского. | Жанр увертюры как программного произведения. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Родство образного мира драматургии У. Шекспира и П.И. Чайковского. Закрепление строения сонатной формы. Музыкальные образы-темы экспозиции. Конфликтное столкновение противоборствующих сил - основа увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского. | 1. П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». 2. А. Рыбников «Я тебя никогда не забуду», «Аллилуя возлюбленной паре» из рок-оперы «Юнона и Авось». | ||
5. | Столкновение и конфликт музыкальных образов на примере увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» П.И. Чайковского. | Взаимодействие образов в разных частях увертюры (столкновение, сопоставление, контраст). Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды. Стилевые особенности музыки П.И. Чайковского. | 1.П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта». 2. А. Рыбников «Я тебя никогда не забуду», «Аллилуя возлюбленной паре» из рок-оперы «Юнона и Авось». | ||
6. | Музыка войны. | Драматургия образов войны и мира, зла и разрушения, веры в победу, воплощенная в вокальном искусстве. | Мини-сообщения по темам: «Песни военных лет»; «Истории военных песен»; «Современные композиторы о войне». | ||
7. | Сопоставление и контраст музыкальных образов на примере кантаты К. Орфа «Кармина бурана». | Закрепление вокально-инструментального жанра кантаты. Воплощение литературной основы в музыке К. Орфа. Могущество Фортуны и сила человека – контрастные музыкальные образы, лежащие в основе драматургии кантаты. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. | 1. Фрагменты из сценической кантаты К. Орфа «Кармина Бурана» по выбору учителя: « №1. О, Фортуна!»; « №2. Оплакиваю раны, нанесённые мне судьбой»; «№5. Тая, исчезает снег; «№20. Приходите, приходи»; 2.А.Городницкий «Атланты». 3. Б.Окуджава «Часовые любви». | ||
8. | Обобщение темы четверти «Музыкальная драматургия». | Закономерности музыкальной драматургии. Единство жизненного содержания и художественной формы. Особенностей драматургии вокальной, вокально-инструментальной и симфонической музыки. | Музыкальные произведения по выбору учителя и учащихся. | ||
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Знать/понимать:
· понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
· иметь представление о многообразии музыкальных образов: лирических, лирико-эпических, драматических и др.;
· иметь представление об особенностях музыкальной драматургии в произведениях разных жанров, о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
· знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений (Баха И.С., Моцарта В.А, Бетховена Л., Шопена Ф., Глинки М.И., Чайковского П.И., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В.).
Уметь:
· определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, духовная, современная;
· владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений;
· анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
· раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
· развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, посещение концертов, театров и т.д.;
· проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Методическое письмо
о преподавании учебного предмета «Музыка» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
Место учебного предмета «Музыка»
в федеральном базисном учебном плане
При определении количества часов на изучение учебного предмета «Музыка» следует руководствоваться Базисным учебным планом 2004 года, в котором отводится следующее количество часов: в 1 классе – 33 часа; во 2 и 3 классах – по 34 часа, в 5, 6, 7 классах – по 35 часов.
В 4 и 8 классах общеобразовательных учреждениях обучение организуется в соответствии с Базисным учебным планом 1998 года (приказ Министерства образования России от 9.02.1998 № 322 «Об утверждении базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации»), на изучение предмета «Музыка» в 4 классе отводится 34 часа, в 8 классе – 34 часа.
В 9 классе ведется преподавание предмета «Искусство» на основе курсов «Музыка в формировании духовной культуры личности» и «Синтез искусств» по региональному учебному плану, утвержденному приказом от 12.05.2006 №01-03/318 «Об утверждении регионального учебного плана». Изучение предмета "Искусство" и оценивание результатов обучения по нему осуществляется в соответствии с учебным планом школы и реализуемыми программами: если обучение ведется по программе интегрированного курса "Искусство" в соответствии с установленным в учебном плане наименованием предмета "Искусство", то выставляется одна итоговая отметка; если реализуются две учебные программы по отдельным предметам "Музыка" и "Изобразительное искусство", которые при комплектовании школьного учебного плана фиксируются отдельными строчками, то ставятся две итоговые отметки (на основании письма Департамента образования Администрации Ярославской области № 01-10/933 от 15.05.2007 на № Дополнение к письму департамента от 23.01.2007 № 01-10/203).
Рекомендации по использованию действующих учебников и УМК
Особое внимание следует обратить на сохранение преемственности в преподавании предмета «Музыка» и постепенный переход на новые программы: в начальной школе продолжается преподавание по выбранному школой УМК, рекомендованному (допущенному) в федеральном перечне учебников к использованию в образовательных учреждениях (приказ Министерства образования и науки России от 13.12.2007 №349); в основной школе преподавание ведется по обновленной авторской программе Кабалевского Д.Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы, 3-е издание. – Москва: Просвещение, 2006год).
В федеральный перечень учебников по учебному предмету «Музыка», допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008/2009 учебный год, включены следующие учебно-методические комплекты:
Авторы, название учебника | Класс | Издательство |
Бакланова Т.И. Музыка | 1 | АСТ, Астрель |
Бакланова Т.И. Музыка | 2 | АСТ, Астрель |
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка | 1 | Академкнига |
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка | 5 | Просвещение |
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка | 6 | Просвещение |
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка | 7 | Просвещение |
Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка | 6 | Вентана-Граф |
Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка | 7 | Вентана-Граф |
В федеральный перечень учебников по учебному предмету «Музыка», рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008/2009 учебный год, включены следующие учебно-методические комплекты:
Авторы, название учебника | Класс | Издательство |
Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка | 1 | Дрофа |
Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка | 2 | Дрофа |
Алеев В.В., Кичак Т.Н. Музыка | 3 | Дрофа |
Алеев В.В. Музыка | 4 | Дрофа |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка | 1 | Просвещение |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка | 2 | Просвещение |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Шмагина Т.С. Музыка | 3 | Просвещение |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Шмагина Т.С. Музыка | 4 | Просвещение |
Ригина Г.С. Музыка | 1 | Федоров |
Ригина Г.С. Музыка | 2 | Федоров |
Ригина Г.С. Музыка | 3 | Федоров |
Ригина Г.С. Музыка | 4 | Федоров |
Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка | 1 | Вентана-Граф |
Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка | 2 | Вентана-Граф |
Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка | 3 | Вентана-Граф |
Усачева В.О., Школяр Л.В. Музыка | 4 | Вентана-Граф |
Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка | 5 | Дрофа |
Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка | 6 | Дрофа |
Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка | 7 | Дрофа |
Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка | 8 | Дрофа |
В 2008/2009 учебном году не рекомендуется использовать УМК Баклановой Т.И. «Музыка» и Челышевой Т.В., Кузнецовой В.В. «Музыка» в связи с незавершенностью авторской линии.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 261.