Представляя собой сложный механизм, включающий в себя комплекс аппаратных и программных средств, платежная система является своеобразным связующим звеном между населением, хозяйствующими субъектами, банками второго уровня и Национальным Банком. Роль платежной системы заключается в обеспечении своевременного и эффективного перевода денег между потребителем и поставщиком товаров и услуг, что способствует своевременному завершению выполнения обязательств, принятых в результате экономической и финансовой деятельности. В связи с этим, эффективность функционирования финансовых рынков и банковского сектора экономики во многом зависит от действующей в стране платежной системы.
Провозглашение суверенитета Казахстана, переход к рыночным отношениям и структурное реформирование экономики страны обусловили построение новых форм экономической и финансовой жизнедеятельности государства, в том числе и банковской системы. Реформирование банковской системы в свою очередь вызвало необходимость построения принципиально новой платежной системы, отличающейся надежностью, безопасностью и эффективностью, позволяющей проводить платежи быстро и с минимальными рисками.
Процесс модернизации платежных систем Казахстана начался с 1994 года и претерпел несколько важных этапов. Первым шагом в реализации этой задачи стала разработка соответствующей нормативной правовой базы. Закон Республики Казахстан «О платежах и переводах денег», подписанный 29 июня 1998 года, стал основополагающим документом, регулирующим вопросы осуществления платежей и переводов денег на территории Республики Казахстан.
В 1995 - 1996 годах в осуществлении платежей и переводов денег важную роль играли Алматинская клиринговая палата и региональные клиринговые палаты, созданные при областных филиалах Национального Банка. Данные клиринговые палаты работали по методу многостороннего взаимозачета, а также с применением различных методов управления рисками, в частности дебетовых и кредитовых ограничений, системы очередей. Вместе с тем недостатком данной системы была необходимость в обмене между банками-участниками в конце дня платежными поручениями на бумажных носителях. Это было обусловлено отсутствием опыта и нормативно закрепленного понятия «электронное платежное поручение».
С 1996 года Алматинская клиринговая палата была реорганизована в Казахстанский центр межбанковских расчетов (КЦМР) - государственное предприятие на праве хозяйственного ведения, учредителем и уполномоченным органом которого является Национальный Банк. Совершенствование нормативной правовой базы, установка современного оборудования и программного обеспечения позволило работать с электронными платежными поручениями, не требующими подтверждения на бумажных носителях.
Еще одним из мероприятий, способствующих совершенствованию платежной системы, явилась централизация корреспондентских счетов банков второго уровня в центральном аппарате Национального Банка Республики Казахстан, которая была произведена в период с октября по ноябрь 1998 года. Данный перевод позволил Национальному Банку оперативно осуществлять функции расчетного банка и банка банков, повысить эффективность контрольных функций над банковской системой и платежной системой, осуществить перевод вспомогательного учета корреспондентских счетов на работу в режиме реального времени.
Одним из ключевых моментов в развитии платежной системы республики стало создание в 1996 году на базе КЦМР первого прототипа системы крупных платежей, работающей в режиме реального времени. Пользователями централизованной системы стали все коммерческие банки и Национальный Банк. В короткие сроки система крупных платежей (СКП) приобрела большую популярность благодаря электронному документообороту, не требующему бумажного подтверждения, быстроте и надежности переводов денег, а также высокому уровню безопасности.
В результате работы по приведению платежных систем Казахстана в соответствие с международными стандартами, а также с целью удовлетворения потребностей банковского и финансового секторов в эффективной и безопасной платежной системе с окончательными расчетами в тот же день, в феврале 2000 года начала функционировать Межбанковская система переводов денег (МСПД), являющаяся системно значимой платежной системой Казахстана, функционирующей в режиме реального времени (RTGS). Для любой страны построение системы RTGS имеет наивысший приоритет в финансовой сфере. Наличие данной системы характеризует устойчивое функционирование банковской системы государства. Во всем мире действуют общепринятые стандарты, устанавливающие соответствующие требования к построению таких систем.
Внедрение МСПД явилось следующим важным этапом развития платежной системы Казахстана, приведшим к усовершенствованию механизмов мониторинга системы управления рисками ликвидности банков. Пользователями МСПД являются Национальный Банк, Казначейство Министерства финансов Республики Казахстан, Государственный центр по выплате пенсий, АО «Казпочта», банки второго уровня, фондовая биржа, депозитарий ценных бумаг и небанковские финансовые организации.
Система розничных платежей за время своего существования с 1995 года также претерпела значительные изменения. С целью улучшения качества предоставляемых услуг в этой сфере банковской деятельности Национальным Банком с 1 августа 1999 года на территории Республики Казахстан была прекращена деятельность клиринговых палат при областных филиалах Национального Банка. Данные системы были заменены системой многостороннего взаимозачета встречных обязательств, работающей без предварительного депонирования средств с окончательным расчетом чистых позиций участников в МСПД, которая получила название Система межбанковского клиринга.
Таким образом, в настоящее время на территории Республики Казахстан функционируют следующие платежные системы – МСПД и Система межбанковского клиринга, оператором которых является КЦМР. Платежи через КЦМР осуществляются с использованием современных и перспективных технологий и технических средств. Имеющиеся технологии позволяют осуществлять платежи с максимальной степенью оперативности.
Каждая платежная система имеет собственное предназначение и ориентирована на определенные рынки товаров и услуг. Через МСПД проводятся крупные, высокоприоритетные и срочные платежи в стране по операциям финансового сектора, расчет которых обеспечивается сразу после поступления указания от пользователя в систему (при наличии средств у пользователя в системе), т.е. в режиме реального времени. В этой связи на данную систему приходится наибольшая доля от общей суммы безналичных платежей в стране (например, в 2007 году через МСПД было обработано 98,4% от общего объема безналичных платежей и 36,1% от общего количества).
В Межбанковский клиринг участниками системы направляются розничные платежи на мелкие суммы, что способствует прохождению через клиринговую систему более половины всего количества безналичных платежей в стране (за 2007 год через клиринговую систему было обработано 63,9% от общего количества всех безналичных платежей и 1,6% от общего объема). Особенностями данной системы является возможность отправления платежей с будущей датой валютирования Т+3, а также наличие ограничения по максимальной сумме одного платежа (на сегодняшний день - 5 млн. тенге).
В целях бесперебойного и непрерывного функционирования, увеличения мощности и повышения уровня безопасности платежных систем Национальный Банк осуществляет мероприятия по построению нового резервного центра платежных систем, соответствующего международным требованиям.
Отдельно хотелось бы отметить один из перспективных и динамично развивающихся компонентов платежной системы – рынок платежных карточек. В настоящее время лицензии на выпуск платежных карточек имеют 20 банков второго уровня Республики Казахстан. Казахстанский рынок платежных карточек представляют карточки международных платежных систем (VISA International, Europay International, American Express International и Diners Club International) и платежные карточки локальных платежных систем (Altyn Сard, Дуэт, SmartAlemCard, локальная карточка Ситибанка Казахстан, Каспийский, локальная карточка Цесна Банка и Kazcard).
Число карточек, выпущенных казахстанскими банками на сегодняшний день (1 марта 2008 года) составляет 5,8 млн. штук (увеличение в 16 раз за последние 10 лет). Таким образом, в среднем на 3 человека республики приходится одна платежная карточка, тогда как пару лет назад одна платежная карточка приходилась в среднем на 5 человек.
Объем и количество платежей с использованием платежных карточек казахстанских эмитентов в 2007 году составил 135,1 млрд. тенге и 6,0 млн. транзакций соответственно, что в десятки раз (в 95 и в 24,5 раза) превышает уровень десятилетней давности. Инфраструктура рынка платежных карточек на сегодняшний день представлена 7484 торговыми предприятиями, принимающими к оплате платежные карточки, 16702 POS-терминалами, расположенными как в торговых точках, так и в банках второго уровня, 4607 банкоматами. Положительная тенденция роста количества торговых терминалов, банкоматов, торговых организаций, а также количества безналичных платежей с использованием платежных карточек, зафиксированная в последние годы, наблюдается и в 2008 году.
Национальный Банк совместно с Правительством Республики Казахстан предпринимает меры по созданию условий для дальнейшего развития инфраструктуры обслуживания платежных карточек. Важную роль в стимулировании развития рынка платежных карточек также играет активная деятельность банков второго уровня в данной области.
Необходимо отметить, что платежные системы Казахстана высоко оценены международными финансовыми организациями, так по результатам последней оценки FSAP эксперты Мирового Банка и Международного валютного фонда признали МСПД соответствующей 10 Ключевым принципам, разработанным Комитетом по платежным расчетным системам Банка Международных расчетов для системно значимых платежных систем.
Вместе с тем, Национальный Банк проводит работы по дальнейшему совершенствованию действующих платежных систем, в особенности системы розничных безналичных платежей с целью повышения эффективности их функционирования, надежности и безопасности. Меры Национального Банка по развитию платежных систем направлены на повышение операционной эффективности, надежности, скорости и своевременности платежных операций при одновременном сокращении рисков, а также создание условий для использования различных инновационных платежных инструментов.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 220.