1). По уровню действия: федеральные; региональные; местные.
2). По методу установления налоги делятся на: прямые; косвенные. Прямые налоги направлены на имущественные объекты либо доходы (прибыль). Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности. К косвенным налогам относят платежи, включаемые в цену товара (работы, услуги) - это НДС, акцизы. В экономически развитых странах ведущую роль играют прямые доходы, в странах с умеренным уровнем экономического развития наиболее высок удельный вес налоговых поступлений от косвенного налогообложения.
3). По соотношению изменения налоговых ставок и доходов налоги делятся на:
· прогрессивные (средняя ставка повышается по мере возрастания дохода (налоговой базы));
· пропорциональные (налоговая ставка остается неизменной, независимо от размеров дохода);
· регрессивные (ставка понижается по мере роста налоговой базы).
4). По объекту налогообложения:
· налоги на имущество;
· ресурсные налоги (включая земельный налог);
· налоги на доход или прибыль;
· налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции)
· прочие.
5). Различают также маркированные и немаркированные налоги. Увязка налога с конкретным видом общественных благ, создаваемых за его счет, называется маркировкой налога. Соответственно маркированным налогом называется налог, имеющий целевой характер, что означает, что соответствующее поступление не может расходоваться ни на какие другие цели, кроме той, ради которой он был введен. Примером могут служить единый социальный налог. Прочие налоги являются немаркированными.
Налоговая система в России.
Каждое государство для реализации своих функций формирует налоговую систему.
Понятие “налоговая система” в узком смысле слова - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном государством порядке.
В то же время налоговую систему можно рассматривать и в более широком смысле слова, а именно как: совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном государством порядке, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.
Различают два вида налоговой системы: шедyлярная и глобальная. В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога. В глобальной налоговой системе все доходы налогоплательщиков облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная система широко применяется в Западных государствах.
Строение налоговой системы обусловлено государственным устройством и бюджетным устройством государства. Поэтому системы налогообложения различают по уровням изъятия налогов:
- двухуровневые (федеральный и муниципальный – Япония, страны СНГ)
- трехуровневые (федеральный, региональный и муниципальный - Россия, США).
Эффективность налоговой системы оценивается в двух плоскостях. С одной стороны, оценивается фискальная составляющая налоговой системы, с другой — ее регулирующая компонента, т. е. воздействие налогов на рыночное поведение производителей и потребителей.
Рассмотрим последовательно составляющие категории “налоговая система” в РФ.
Первая составляющая: совокупность налогов, сборов и других обязательных платежей.
Все налоги РФ делятся на: федеральные; региональные; местные.
Другим элементом налоговой системы являются принципы налогообложения. Действующее в настоящее время в РФ законодательство о налогах и сборах основывается на следующих принципах:
ü всеобщности налогообложения; каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
ü на принципе учета платежеспособности;
ü равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и других подобных критериев.
ü принцип экономической целесообразности;
ü принцип законности; Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
ü не допускается установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство РФ.
Обязательным элементом налоговой системы является законодательная основа. В Российской Федерации законодательные основы взимания налогов и сборов продекларированы в главе 1 «Законодательство о налогах и сборах» главного налогового закона страны «Налоговый Кодекс РФ», в законах субъектов РФ о налогах и сборах, в нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.
Элементом налоговой системы является совокупность форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.
Основная цель налогового контроля: препятствие уходу от уплаты налогов, обеспечение устойчивого поступления бюджетных доходов, создание условий неотвратимости привлечения к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.
Методы налогового контроля: прогноз, предупреждение, пресечение и восстановление.
Налоговый контроль является основной задачей налоговых органов и осуществляется должностными лицами этих органов. В своей деятельности они применяют следующие формы контроля:
· регистрация и учет налогоплательщиков объектов, подлежащих налогообложению;
· учет налоговых платежей и задолженности в бюджет;
· камеральные проверки (проверки данных отчетности);
· выездные (документальные) проверки
В соответствии с налоговым кодексом (ст.82) выделяются такие формы налогового контроля как:
ü налоговые проверки,
ü получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц,
ü проверка данных учета и отчетности,
ü осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли)
ü и другие формы, предусмотренные налоговым кодексом.
Налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов. К налоговым органам в нашей стране относятся органы МНС РФ. В случаях, предусмотренных законодательством, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы РФ и государственные внебюджетные фонды.
Субъекты налоговых правоотношений. Кроме налогоплательщиков, которыми могут выступать юридические и физические лица, а также которых различают на резидентов и нерезидентов существуют и другие субъекты налоговых правоотношений.
¨ Лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему, называются налоговыми агентами. (ст.24) Они имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ. Прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет может осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами – сборщиками налогов и сборов. (ст.25) В Налоговый кодекс РФ привнесено новое понятие: взаимозависимые лица для целей налогообложения. Таковыми признаются хозяйствующие субъекты (физические лица и организации), отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 232.