Налоги – один методов мобилизации государственных доходов. В широком смысле налоги – взимаемый на основе государственного принуждения, не носящий характер наказания или компенсации, обязательный безвозмездный платеж.
Налог - это обязательный и индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.
Налог является необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Оно, выражая интересы общества в различных сферах, осуществляло экономическую, социальную, демографическую и другие политики. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования используется финансово-кредитный механизм.
Налоги являются основными источниками дохода государственного бюджета: на 80 % бюджет зависит от налоговых поступлений и лишь на 20% от неналоговых (доходы от продажи федеральной и муниципальной собственности, от внешнеэкономической деятельности, от реализации государственных запасов и др.).
Изъятие государством в свою пользу определенной части ВВП в виде обязательного взноса составляет сущность налога.
Взносы осуществляют основные участники производства ВВП: работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага; хозяйствующие субъекты.
В экономическом смысле налог – способ перераспределения новой стоимости (национального дохода) и выступает частью единого процесса производства. Экономическое содержание налога выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующего субъекта по поводу формирования государственных финансов.
Основные исходные положения системы налогообложения впервые сформулировал Адам Смит. Он выделял следующие принципы: всеобщность; справедливость; определенность; удобность.
Со временем этот перечень был дополнен Адольфом Вагнером принципами обеспечения, достаточности и надежности.
В современных условиях налоговая система должна отвечать следующим принципам:
· Налоговое звено должно быть стабильно;
· Взаимоотношения налогоплательщика и государства должны носить правовой характер;
· Тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между различными категориями налогоплательщиков;
· Взимаемые налоги должны быть соизмеримы с доходами налогоплательщиков;
· Способы и время взимания должны быть удобны для налогоплательщиков;
· Равенство налогоплательщиков перед законом;
· Издержки по сбору налогов должны стремиться с минимуму;
· Доступность информации по налогообложения;
· Соблюдение налоговой тайны.
Налог взимается с целью покрытия общественно необходимых потребностей и является индивидуально-безвозмездным. Таким образом, целью взимания налога является обеспечение государственных расходов в общем, а не какого-то конкретного расхода. В статье 8 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) дается следующее определение налога: налог – это обязательный, индивидуально –безвозмездный платеж, который взимается с организаций и других лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения государства и (или) муниципальных образований.
Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функции показывают, каким образом реализуется назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения доходов государства.
Налоги выполняют ряд функции.
Фискальная функция. Она исторически первая и основная функция, которая отражает предназначение налогов, их историческую роль. Фиском называли в Древнем Риме военную кассу, а позже (при Римской империи) – централизованную государственную казну. Фискальная - бюджетная, т.е. обеспечивает доходы бюджета. Во всех государствах в первую очередь налоги обеспечивают финансирование расходов государства (80-90%).
Второй важнейшей функцией налога, является Распределительная функция налога. Содержание данной функции характеризуется возможностью перераспределения полученных благ в соответствии с целями и задачами государства (общества). Эта функция более полно раскрывает экономическую сущность налогов как инструмента при распределении и перераспределении валового внутреннего продукта. Она реализуется посредством введения или отмены налогов, изменения ставок, изменения налоговой базы, состава н/плательщиков, изменения уровня зачисления налогов.
Основной подфункцией распределительной функции является социальная (как важнейший приоритет перераспределения). С помощью социально ориентированных налогов, как и с помощью социальных выплат, государство осуществляет перераспределение чистого национального продукта в целях укрепления социальной стабильности в обществе.
Регулирующая функция налогов реализуется как стимулирующая и сдерживающая (дестимулирующая) через систему льгот, исключений, вычетов и т.п.. Регулирующая функция у налогов появилась исторически позже фискальной и распределительной. Данная функция стала реализовываться с осознанием возможности целенаправленного вмешательства государства для воздействия на экономику. Она реализуется через налоговое регулирование. Налоговое регулирование – это составная часть государственного регулирования экономики посредством использования такого экономического инструмента воздействия государства как налоги. Регулирование достигается через установление и изменение системы налогообложения; определение налоговых ставок, их дифференциации, предоставление налоговых льгот.
Некоторые экономисты в число функций налогов включают воспроизводственную функцию. Это относится к, так называемым, целевым налогам: земельный налог, плата за пользование водными объектами, плата за загрязнение окружающей природной среды и т.п. Так как содержание данных налогов изначально предполагает целевое использование средств - на мероприятия природоохранного назначения (на воспроизводство, на восполнение, на сохранение).
В налоговой системе в той или иной мере реализуются все функции в комплексе.
В каждой стране взимается большое количество налогов и сборов, которые различны по названию и по способу взимания. Существуют различные виды налогов в зависимости от того основания, которое заложено в создание налога.
Для классификации налогов используют различные признаки:
1). Плательщики налога (юридические и физические лица, совместно юридические и физические лица);
2). Объекты обложения (налог на доходы, налог на имущество, налог на реализацию товаров, налог на определенные виды расходов, налоги на совершение определенных операций, налоги и сборы за право осуществления определенных видов деятельности);
3). Компетенция властей (налоги, взимаемые на всей территории государства, взимаемые на определенной территории);
4). Целевая направленность (общие и целевые налоги);
5). Периодические и разовые налоги;
6).Регулярные и чрезвычайные налоги.
Также существует и другая классификация:
1. На основе критерия перелагаемости налогового бремени налоги делятся на подоходно-имущественные (прямые) и налоги на потребление (косвенные). Первые взимаются в процессе приобретения, вторые- в процессе их расходования.
Нет жесткого правила деления налогов на прямые и косвенные. Согласно одному из мнений, прямы е налоги – налоги, бремя которых ложиться непосредственно на налогоплательщика, а косвенные налоги должны быть переложены налогоплательщиком на других лиц.
Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. К реальным налогам относятся налоги на отдельные виды дохода или объекты имущества (земля, дом, предприятие), которые взимаются не в зависимости от фактического дохода, а исходя из внешних признаков (площадь земельного участка, численность работающих, число квартир в доме). Реальные налоги сохраняются в основном в системе местных налогов.
К личным налогам относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль юридических лиц. В основу обложения личным налогом закладывается величина дохода.
Косвенные налоги – это налоги на потребление товаров и услуг, устанавливаемые в виде надбавки к ценам. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы.
Основным косвенным налогом в настоящее время является налог на добавленную стоимость (НДС). Объектом обложения при исчислении НДС является добавленная стоимость, которая образуется путем исключения из объема продукции потребленных сырья, материалов, полуфабрикатов. Сумма НДС, вносимая в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными
Государство, выражая интересы общества, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику: экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его казне и необходимые для осуществления собственно государственных функций (военно-оборонительных, правоохранительных, социальных /поддержка незащищенных слоев населения – дети, пенсионеры, инвалиды; финансирование социальных сфер – образование, здравоохранение и т.п./, природоохранных, по развитию фундаментальной науки и т.д.).
Изъятие государством на общественные цели определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Основные участники производства ВВП: работники, создающие материальные и нематериальные блага и получающие за это доход; хозяйствующие субъекты, собственники капитала, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Соответственно, экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями участников производства ВВП и государства по поводу формирования государственных доходов.
Дата: 2019-12-09, просмотров: 251.