Налоговая система государства и ее региональные особенности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Налоговая система государства и ее региональные особенности

Основные принципы налогообложения.

 Основоположником теории налогообложения называют шотландского экономиста и философа Адама Смита (18 век). Из его теории можно вывести четыре основных принципа, которые не устарели и до нашего времени:

1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность и равномерность обложения.

2. Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были заранее известны плательщику.

3. Принцип удобства предполагает, что налог должен взиматься в наиболее удобные для налогообложения время и способом.

4. Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога.

Важным моментом в формировании налоговой системы страны является выбор основополагающего принципа налогообложения в целом. Существуют два принципа распределения налогового бремени в экономике.

Принцип полученных благ. Предполагает, что те, кто пользуется определенными общественными благами должны платить налоги, необходимые для финансирования этих благ. Однако, несостоятельность этого принципа во многих случаях вытекает из того, что было бы нелепо и безрезультатно заставлять бедные семьи выплачивать налоги, необходимые для финансирования пособий для них же. Аналогично с безработными.

Принцип платежеспособности. Базируется на идее, что тяжесть налогов должна быть поставлена в зависимость непосредственно от конкретного дохода и уровня благосостояния.

Системное изложение принципов налогообложения, не утративших своего значения, до настоящего времени, оставил немецкий ученый Адольф Вагнер: 9 основных принципов, которые классифицируются в 4 группы.

1.финансовые принципы: достаточности обложения (система налогообложения должна обеспечивать потребности бюджета); Эластичности (подвижность) обложения (налогообложение должно быть способно адаптироваться к государственным нуждам, т.е. налог может быть увеличен или сокращен по мере необходимости).

2.народнохозяйственные принципы: надлежащий выбор источника обложения (решение вопроса о том, должен ли облагаться налогом доход или капитал индивидуума или же всего населения в целом); правильная комбинация различных налогов с учетом последствий их переложения.

3.Этические принципы (принципы справедливости): всеобщность обложения; равномерность обложения.

4.Административно-технические принципы: определенность обложения; удобство уплаты налога; максимальное уменьшение издержек, связанных со взиманием налогов.

Налоговая система в России.

Каждое государство для реализации своих функций формирует налоговую систему.

Понятие “налоговая система” в узком смысле слова - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном государством порядке.

В то же время налоговую систему можно рассматривать и в более широком смысле слова, а именно как: совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном государством порядке, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

Различают два вида налоговой системы: шедyлярная и глобальная. В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога. В глобальной налоговой системе все доходы налогоплательщиков облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная система широко применяется в Западных государствах.

Строение налоговой системы обусловлено государственным устройством и бюджетным устройством государства. Поэтому системы налогообложения различают по уровням изъятия налогов:

- двухуровневые (федеральный и муниципальный – Япония, страны СНГ)

- трехуровневые (федеральный, региональный и муниципальный - Россия, США).

Эффективность налоговой системы оценивается в двух плоскостях. С одной стороны, оценивается фискальная составляющая налоговой системы, с другой — ее регулирующая компонента, т. е. воздействие налогов на рыночное поведение производителей и потребителей.

Рассмотрим последовательно составляющие категории “налоговая система” в РФ.

Первая составляющая: совокупность налогов, сборов и других обязательных платежей.

Все налоги РФ делятся на: федеральные; региональные; местные.

Другим элементом налоговой системы являются принципы налогообложения. Действующее в настоящее время в РФ законодательство о налогах и сборах основывается на следующих принципах:

ü всеобщности налогообложения; каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

ü на принципе учета платежеспособности;

ü равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и других подобных критериев.

ü принцип экономической целесообразности;

ü принцип законности; Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

ü не допускается установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство РФ.

Обязательным элементом налоговой системы является законодательная основа. В Российской Федерации законодательные основы взимания налогов и сборов продекларированы в главе 1 «Законодательство о налогах и сборах» главного налогового закона страны «Налоговый Кодекс РФ», в законах субъектов РФ о налогах и сборах, в нормативных правовых актах представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

Элементом налоговой системы является совокупность форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

Основная цель налогового контроля: препятствие уходу от уплаты налогов, обеспечение устойчивого поступления бюджетных доходов, создание условий неотвратимости привлечения к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Методы налогового контроля: прогноз, предупреждение, пресечение и восстановление.

Налоговый контроль является основной задачей налоговых органов и осуществляется должностными лицами этих органов. В своей деятельности они применяют следующие формы контроля:

· регистрация и учет налогоплательщиков объектов, подлежащих налогообложению;

· учет налоговых платежей и задолженности в бюджет;

· камеральные проверки (проверки данных отчетности);

·  выездные (документальные) проверки

В соответствии с налоговым кодексом (ст.82) выделяются такие формы налогового контроля как:

ü налоговые проверки,

ü получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц,

ü проверка данных учета и отчетности,

ü осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли)

ü и другие формы, предусмотренные налоговым кодексом.

Налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов. К налоговым органам в нашей стране относятся органы МНС РФ. В случаях, предусмотренных законодательством, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы РФ и государственные внебюджетные фонды.

Субъекты налоговых правоотношений. Кроме налогоплательщиков, которыми могут выступать юридические и физические лица, а также которых различают на резидентов и нерезидентов существуют и другие субъекты налоговых правоотношений.

¨ Лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему, называются налоговыми агентами. (ст.24) Они имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ. Прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет может осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами – сборщиками налогов и сборов. (ст.25) В Налоговый кодекс РФ привнесено новое понятие: взаимозависимые лица для целей налогообложения. Таковыми признаются хозяйствующие субъекты (физические лица и организации), отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

Федеральные налоги.

Все налоги РФ в соответствии с государственным и бюджетным устройством по уровню действия делятся на: федеральные; региональные; местные.

Кроме закрепленности за соответствующим бюджетом, к числу признаков классификации налогов по уровням изъятия следует отнести: уровень налогового законотворчества, масштаб территориальной применимости.

Именно два последних критерия используются при разделении налогов в налоговой системе РФ по уровням изъятия на федеральные, региональные и местные налоги.

Федеральные - это налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ (на федеральном уровне) и обязательные к уплате на всей территории РФ.

В соответствии с НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость (НДС);

2) акцизы;

3) налог на прибыль организаций;

4) налог на доходы физических лиц;

5) водный налог;

6) единый социальный налог;

7) государственная пошлина;

8) налог на добычу полезных ископаемых;

9) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

Основные из них: НДС, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.

Основной федеральный налог - НДС (косвенный налог).

Его плательщиками выступают как организации, так и индивидуальные предприниматели. Не являются плательщиками, перешедшие на специальные режимы (упрощенное налогообложение и вмененный налог).

Объект обложения - реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ.

Налоговая база - стоимость реализуемых товаров.

Ставки налога - 0% (по экспортным операциям), 10% (основные продукты питания и детские товары), 18% (прочие, до 2004г.- 20%)

Налоговый период - квартал.

Порядок исчисления и уплаты - исчисляется по итогам каждого налогового периода как разница между общей суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы и соотв.налоговой ставки минус сумму налоговых вычетов (суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров - "входной НДС").

Сроки уплаты - до 20 числа следующего месяца после налогового периода.  

Налог на прибыль.

Его плательщиками выступают только организации, включая иностранные. Не являются плательщиками, перешедшие на специальные режимы (упрощенное н/о и вмененный налог).

Объект обложения - прибыль (финансовый результат).

Налоговая база - разница между доходами и расходами.

Ставки налога - 24%

Налоговый период - календарный год; отчетный период - 1 квартал, 1 полугодие, 9 месяцев.

Порядок исчисления и уплаты - исчисляется по итогам отчетных периодов, производится уплата авансовых платежей.

Сроки уплаты - до 20 числа следующего месяца за отчетным периодом.  

Налоги субъектов РФ.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ и зачисляемые в региональные и местные бюджеты.

При установлении регионального налога законодательными органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В соответствии с НК РФ к региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) транспортный налог;

5) налог на игорный бизнес.

Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ.

Транспортный налог.

Его плательщиками - организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.

Объект обложения - транспортные средства: автомобили, мотоциклы, автобусы, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, снегоходы, мотосани, моторные лодки, и другие водные и воздушные транспортные средства. Не являются объектом налогообложения: промысловые морские и речные суда; пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, для осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок; сельхозтехника, используемая при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции; и т.п.

Налоговая база - 1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя в лошадиных силах;

2) в отношении водных транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах; 3) в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, - как единица транспортного средства.

Ставки налога - твердые ставки в абсолютном значении (рублей) к лошадиным силам и т.п.

Налоговый период - календарный год.

Порядок исчисления и уплаты - организации исчисляют сумму налога самостоятельно, по физ.лицам исчисляют налоговые органы на основании сведений органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.

Сроки уплаты - уплата производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ (в Омской области - для организаций - до 15 марта следующего года ( с авансовыми платежами ежеквартально), для физ.лиц - до 15 июля.  

Льготы - установлены для отдельных категорий плательщиков.

Налог на игорный бизнес.

Налогоплательщики - организации или инд.предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса.

Объект налогообложения - игровой стол, автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы.

Налоговая база - общее количество соответствующих объектов налогообложения.

Налоговый период - календарный месяц.

Ставки налога - твердые ставки в абсолютном значении (рублей) к единице объекта налогообложения (за 1 автомат, стол и т.п.).

Порядок исчисления - сумма налога исчисляется н/плательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.

Сроки уплаты - не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период (до 20 числа следующего месяца).

Местные налоги и сборы.

Местные налоги и сборы устанавливаются налоговым Кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, действуют на территории соответствующего МО и поступают в местный бюджет. 

При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Местные налоги и сборы являются собственными доходами бюджета МО.

Налоговая система государства и ее региональные особенности

Дата: 2019-12-09, просмотров: 216.