Сравнительный анализ данных по экспорту морепродуктов из России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Страна

Япония

Россия

Год Кол-во ввезенной продукции, тыс. т Стоимость, мил. долларов США Кол-во вывезенной продукции, тыс. т Стоимость, мил. долларов США
2000

От 83

до 117

1281,3

От 46

До 46,8

253,2
2001 1040 262,6
2002 943,1 234,7
2003 1033,8 242,2
2004 1055,6 219,7

Источник: Отчет Счетной палаты РФ

 

Таким образом, стоимость несанкционированно ввезенной в Японию продукции рыбного промысла, добытой в ИЭЗ России за 2000-2003 годы, составила 3305,8 млн. долларов США, или же в среднем за год более чем на 826 млн. долларов США, и равноценна трети стоимости товарной продукции рыбной отрасли Российской Федерации.

Расчеты показывают, что по этой причине только в виде таможенных платежей и отчислений с заработной платы в федеральный бюджет и внебюджетные фонды ежегодно не поступало около 150 млн. долларов США.

Значительная часть поставляемой в Японию морепродукции, выработанной из незаконно добытого сырья, относится к наиболее ценным видам – крабы (камчатский, опилио, берди, волосатый), морские ежи, частично нерка и кета, креветки, сельдь и другие.

 

Рисунок 1.

Удельный вес морепродукции поставляемой в Японию; %

В соответствии с рисунком 1 краб и морской еж, занимают до 50% в общих поставках морепродуктов в Японию. При этом данные поставки превышают утверждаемые Правительством Российской Федерации объемы допустимых уловов в 1,5 раза, а по отдельным видам крабов и районам промысла – от 2,5 до 4 раз [14].

При ведении контрабандного промысла в территориальных водах РФ используются самые разнообразные ухищрения, направленные на сокрытие следов и признаков нарушений, таможенных правил. На сегодняшний день наиболее распространенными из них являются:

1) ведение российскими судами, не имеющих систем ГМССБ, опознавательных знаков, браконьерского промысла без разрешительных документов и перемещение добытых морепродуктов через государственную таможенную границу Российской Федерации без разрешения погранвластей и таможенного контроля. Этот способ наиболее характера о-ва Сахалин. Выручка от незаконной сдачи идет на зарплату экипажу, расчеты за получаемое топливо, продукты питания, новое промвооружение. Действия данных судов направлены не только на контрабанду морепродуктов, но также на уклонение от уплаты налоговых платежей, нарушение режима государственной границы РФ, правил для рыбного промысла. Такие суда («летучие голландцы») при преследовании их силами ФПС РФ и вхождении в территориальные воды поднимают японский флаг.

2) при оформлении на отход в ГТД заявляются недостоверные сведения о количестве выловленной морепродукции, товарной позиции, качестве и др. Этот способ имеет наибольше распространение. Выявленные недостоверных сведений о качестве и товарной позиции продукции возможно на этапе таможенного оформления. В этом случае инспекторам досмотровых групп особое внимание следует обращать на товарную позицию заявленной продукции и район промысла судна, так как каждый промысловый вид имеет собственную зону обитания (например, на юге Приморского края зона обитания краба находится в 12-ной зоне). При квалификации данных действий необходимо установить направленность умысла, он может быть нацелен как на контрабандное перемещение, так и на уклонение от уплаты таможенных платежей.

3) в период путины маломерные суда, владельцами которых являются многочисленные частные предприниматели, рыболовецкие, рыбоконсервные предприятия и всевозможные общества, доставляют добытую продукцию морского промысла к линии 12-мильной зоны, где за наличные продают ее на визированные суда. Наибольшее распространение этот способ получил на побережье Камчатки. В целях выявления данного вида нарушения необходимо проводить работу по пресечению фактов незаконного ввоза в РФ иностранной валюты, полученной от продажи морепродуктов, что может являться косвенным доказательством сдачи морепродуктов.

4) перемещение судами, не имеющими систем ГМССБ и не оформляющимися в таможенном отношении на отход за границу, продукции морского промысла за пределами территориальных вод РФ на промысловое судно с закрытой границей. Данный способ является разновидностью приведенного выше, но характеризуется большей общественной опасностью. В этом случае нарушаются режим государственной границы и правила ведения рыбного промысла.

5) российское судно оформляется в своем порту с грузом морепродуктов на экспорт. В 12-мильной зоне происходит перегруз либо догруз продукции морского промысла с других судов. Расчет за продукцию осуществляется наличными на месте сделки сразу либо после сдачи продукции морского промысла. В случае угрозы проверки инспекторами Рыбвода и пограничниками незаконно добытая морепродукция сбрасывается за борт. В данном случае досмотровой группе следует обращать внимание на возможность «догруза» рыбопродукции (оформление судна в режиме экспорт, неполная, частичная загруженность трюмов).

6) отдельные суда с закрытой границей осуществляют промысел краба в территориальных водах РФ. Добытый таким образом краб не предъявляется в таможенные органы РФ и не оформляется в таможенном режиме «экспорт». Такой промысел, как правило, осуществляется в районах, где отсутствуют структурные подразделения таможенных органов, других контролирующих органов, и в районах, где не работают системы пунктов технического наблюдения ФПС РФ либо такие системы не могут контролировать отдельные участки территориальных вод РФ. При этом из таких районов промысловые суда могут осуществлять две-три поставки продукции морского промысла в Японию в течение недели, имея поддельные документы о прохождении таможенного оформления в российском порту. Контроль над деятельностью таких судов возможен лишь путем пресечения фактов ввоза иностранной валюты, полученной за сданную морепродукцию [18].

Говоря о незаконном перемещении продукции морского промысла нельзя не упомянуть о других наиболее распространенных способов незаконного промысла и перемещения добытой морепродукции:

1) обход контрольных точек выставляемых региональной инспекцией по охране морских и биологических ресурсов (РИОМБР) ФПС России;

2) использование для незаконных операций многочисленных портов-ковшей, расположенных в малонаселенных районах, в которых отсутствуют пограничный и таможенный контроль;

3) суда, прошедшие таможенное оформление и таможенный контроль товаров один раз, совершают несколько рейсов в зарубежные порты с неоформленным грузом, который сдают по поддельным документам;

4) использование неблагоприятных погодных условий (штормовая погода, туманы, темное время суток) для совершения незаконных операций;

5) передача в сводку суточных донесений ложных координат своего местонахождения;

6) заход в территориальные воды по причинам, заявленным как форс-мажорные обстоятельства, в действительности не являющимися таковыми;

7) ведение промысла судами, ходящими под флагами иностранных государств, но принадлежащими российским лицам с российскими экипажами на борту;

8) подкуп сотрудников контролирующих служб, зачастую для обеспечения с их помощью безопасности незаконного промысла [10].

Так, в ходе проверки 20-22 января 2004 г. в 8-ми рыбных портах острова Хоккайдо было выявлено 41 российское рыбопромысловое судно, из которых 15 были без опознавательных знаков (бортовой номер, позывной) или находились под флагом других государств. Остальные 26 судов идентифицированы и, по данным Федерального агентства по рыболовству России, принадлежат рыбопромысловым компаниям и официально зарегистрированы государственными администрациями рыбных портов Дальнего Востока Российской Федерации. При этом 14 судов имели на борту морепродукты, в том числе 11 на момент проверки выгружали крабов и морского ежа [14].

В то же время, по данным Федерального агентства по рыболовству России и Пограничной службы ФСБ России, ни одно из этих судов не могло иметь на борту морепродуктов, а также не имели права на их промысел. У части судов отсутствовали ТСК, обеспечивающие автоматическую передачу информации о местонахождении судна, они не проходили контрольных точек, согласно данным ТСК представляли неточную информацию о своем местонахождении.

В действиях капитанов указанных судов усматриваются признаки незаконного промысла морепродуктов в ИЭЗ России. По минимальной экспертной оценке специалистов Федерального агентства по рыболовству России, суда незаконно добыли и вывезли в Японию не менее 200 тонн крабов и 10 тонн морского ежа на сумму 1,5 млн. долларов США.

В соответствии с Консульским уставом и Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации капитаны всех российских судов, заходящих в зарубежные порты, должны извещать о своем прибытии и обстоятельствах плавания консульство Российской Федерации. В генеральном консульстве Российской Федерации в г. Саппоро в 2002 году из 4937 судозаходов официально зарегистрировано только 40 (0,81%), в 2003 году из 5525 судозаходов - 19 (0,3%) [10].

Таким образом, несмотря на предпринимаемые таможенным органом меры, опасность понести наказания за нарушения установленных правил и другие преграды, многие участники ВЭД в погоне за сверхприбылью идут на любые противоправные действия. Указанные в работе проблемы свойственны не только отдельно взятому таможенному органу. С ними сталкиваются в своей повседневной деятельности все дальневосточные таможни, имеющие дело с продукцией морского промысла. Назревает острая необходимость принятия действенных мер со стороны государства.

 

 

Классификация рыб

Особенности строения рыб обусловлено обитанием их в воде. У большинства рыб тело удлиненное, веретенообразной или стреловидной обтекаемой формы, слегка сжатое с боков. Встречаются рыбы с плоской формой тела (камбала, палтус), змеевидной (угорь, минога), лентовидной (сабля-рыба) или неопределенной (мероу, солнечник). Тело рыбы состоит из трех основных частей – головы, туловища и хвоста, которые плавно переходят одна в другую.

Классифицировать рыб следует по:

1. По строению скелета:

- хрящевые (акулы, скаты);

- хрящекостные (осетровые рыбы);

- костные – все остальные1

2. По образу жизни:

а) морские рыбы - постоянно живут и размножаются в морях и океанах. Они делятся на океанические, которые обитают в открытых морях в толще воды (сельдь, скумбрия, сардина, тунец и др.); донные и придонные, обитающие на дне или у дна водоема (треска, камбала, палтус, пикша и др.);

б) проходные рыбы - обитающие в морях, но для нереста заходящие в устье рек (лососевые, осетровые и др.) или, наоборот, живущие в пресной воде, а для икрометания заходящие в моря и океаны (угорь);

в) полупроходные рыбы - обычно обитают в опресненных участках морей, а для нереста и зимовки уходят в верховье рек (судак, лещ, сазан, сом и др.);

г) пресноводные рыбы – постоянно живут и нерестуют в пресных водоемах (щука, стерлядь, форель, карась, налим, толстолобик и др.).

3. Рыбы подразделяются по длине и массе тела:

- крупная рыба;

- средняя рыба;

- мелкая рыба.

Измеряют длину рыбы по прямой линии от вершины рыла до начала средних лучей хвостового плавника. Отдельные виды относят к мелочи 1, 2 и 3 группы, которые не подразделяются ни по длине, ни по массе. 

4. По упитанности рыбы бывают:

-упитанные;

-средней упитанности;

-тощие.

5. Рыбы подразделяются по времени вылова:

- весеннего;

- весенне-летнего;

- летнего;

- летне-осеннего;

- зимнего.

6. По половой принадлежности:

- самец;

- самка.

7. По возрасту - возраст рыб определяют по количеству годовых колец на чешуе и районам добычи.

8. По физиологическому состоянию - рыбы питающиеся, жирующие, нагульные, преднерестовые, отнерестившиеся.

9. По характеру питания - хищные, плантоноядные, бентосоядные.

10. По содержанию жира - тощая – 2% жира, среднежирная – 2-8%, жирная до 15%, особо жирная более 15% жира.

11. По содержанию белка делятся: с низким 13-16% (мойва, минога, макрурус), средним 17-20% (салака, сардина севрюга, сельдь, хариус, щука и др.) и высоким содержанием белка. 21-23% (кета тунец горбуша).

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 235.