Лицензирование перемещения через таможенную границу продукции морского промысла.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 4

1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................. 7

1.1 Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок таможенного оформления продукции морского промысла.............................................. 7

1.2 Анализ перемещения продукции морского промысла через таможенную границу РФ.................................................................................................... 9

1.3 Классификация рыб............................................................................ 11

1.4 Систематизация и идентификация рыбы и их использование при товароведной оценке............................................................................................................. 12

1.4.1 Семейство осетровых....................................................................... 13

1.4.2 Семейство лососевых...................................................................... 15

1.4.3 Семейство тресковых...................................................................... 18

1.5 Нормативные документы..................................................................................... 29

2 ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА РЫБЫ.................................................. 38

2.1 Постановление о назначении экспертизы............................ 38

2.2 Ярлык обеспечения сохранности упаковки изъятых материалов и предметов................................................................................... 41

2.3 Заключение эксперта......................................................... 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................... 45

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................... 46

 

ВВЕДЕНИЕ

Рыбная промышленность России представляет собой многоотраслевой, органически взаимосвязанный производственно-хозяйственный комплекс с развитой межотраслевой кооперацией и международными связями. В общем балансе производства отрасль производит около 20 % полноценного белка животного происхождения и выпускает более 2500 на­именований пищевой продукции.

Рыбное хозяйство России находится в неразрывной связи с другими отраслями и сегодня поставляет свою продукцию 58 отраслям.

Несмотря на произошедшие в последние годы негативные изменения в рыбном хозяйстве, Россия продолжает оставаться одним из ведущих рыбопромышленных государств. Сегодня Россия занимает 6 место в мире по добыче рыбы и нерыбных объектов после Китая, Японии, Перу, Чили и США.

Рыбная промышленность является одной из тех отраслей экономики России, которая находится в постоянном контакте с мировым рынком, с различными международными организациями, иностранными компаниями и фирмами; отрасль имеет свои постоянные представительства в 12 зарубежных государствах, с 46 странами заключено 61 межправи­тельственное соглашение о сотрудничестве в области рыбного хозяйства. Стоимость промышленно-производственных фондов отрасли составляет около 35 % стоимости основных фондов пищевой промышленности страны. В общей численности работающих в пищевой промышленности на рыбное хозяйство приходится около 12,5 %.()

Важную роль рыбная отрасль играет в качестве поставщика кормовой продукции для животноводства и птицеводства, а также сырья и полуфабрикатов для медицинской, пищевой, легкой промышленности и других отраслей.

Приморский край и Владивосток в целом играют важную роль в рыбной промышленности, так как здесь добываются значимое количество этого ассортимента продукции. Рыба – это ассортимент различной продукции, во Владивостоке изготовляются множество продуктов из рыб: консервы, пищевые продукты, кормовые продукты, ветеринарная продукция, рыба мороженая, охлажденная, свежая и т. д..

Экспорт рыбы и рыбной продукции является одним из показателей во Владивостоке. Основными промыслом улова является семейство лососевых, а так же тресковых.

Перед таможенными органами на сегодняшний день стоят очень важные задачи по решению различных проблем, таких как незаконный вывоз рыбы и рыбной продукции.

Проблема классификации и идентификации рыбной продукции, не имея при этом никаких вспомогательных пособий, стоит в таможенных органах очень остро. При задержании контрабанды морепродуктов в процессе таможенного оформления и таможенного контроля составляется постановление о назначении экспертизы.

Целью курсовой работы является проведение таможенной экспертизы рыбной продукции на основании постановления о назначении экспертизы.

Основные задачи курсовой работы состоят в следующем:

- изучить биологическую характеристику рыбной продукции;

- исследовать особенности товароведческой характеристики рыбной продукции;

- изучить нормативно-правовую базу, регулирующую перемещение иглокожих через таможенную границу РФ, а также нормативные документы;

- проанализировать перемещение продукции морского промысла через таможенную границу РФ;

- провести товароведческую стоимостную экспертизу рыбной продукции на основании постановления о назначении экспертизы.

Данная тема актуальна, так как экспорт рыбы составляет одно из важных показателей в Приморском крае, добыча рыбы – один из основных промыслов. Как было выше сказано идет тесное сотрудничество между Россией и зарубежными странами, а значит идет огромный товарооборот, что влияет на работу таможенных органов. Должно быть, усиленный контроль со стороны таможни из-за контрабанды рыб и рыбной продукции. В свою очередь экспертные организации помогают таможенным органом осуществлять экспертизу рыбной продукции и рыб в целом.

Исследование было произведено на основании учебной и периодической литературы, нормативно-правовой базы ФТС, а также специализированных сайтов Интернет.

 

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.1 Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок таможенного оформления продукции морского промысла

 

В общем объеме экспорта продукция морского промысла занимает 4 место, промысловые суда оформляются восемью таможнями в 26 морских пунктах пропуска. В январе-сентябре 2003 г. таможенники оформили 701,1 тыс. т рыбы, моллюсков и ракообразных на сумму 201.3 млн. долларов.

При этом морскими таможнями Дальнего Востока совместно с ТОРПУ ФСБ уже в первом квартале 2004 г. в заливе Петра Великого было задержано 8 судов, возбуждено производство по 7 делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела, задержано более 37 т продукции морского промысла на сумму более 700 тыс. рублей [10].

В результате проведенного анализа установлено, что основной причиной, объясняющей тенденцию роста контрабанды биоресурсов является продажа рыбодобывающими компаниями продуктов промысла помимо таможенного контроля за пределы РФ с целью получения необлагаемой налогом прибыли в иностранной валюте, превышение установленных квот и лимитов на добычу морепродуктов.

Несовершенство законодательства, отсутствие надлежавшего правового механизма, а также недостаточный контроль со стороны государственных структур (в том числе в силу их низкой технической оснащенности) создают предпосылки к неуплате таможенных платежей, к сокрытию валютной выручки, соответственно, - к снижению прибыли и налоговых платежей.

На сегодняшний день основными документами, регламентирующими порядок таможенного оформления и контроля продукции морского промысла, является:

1) таможенный кодекс Российской Федерации;

2) указание ГТК России от 03.08.95г. №01-12/960 «О таможенном оформлении продукции морского промысла»;

3) приказ ГТК России от 9 марта 2004 г. N 283 «Об утверждении инструкции об особенностях совершения таможенных операций в отношении продукции морского промысла, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации российскими рыбопромысловыми судами;

4) закон РФ от 16.07.1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;

5) закон РФ от 01.04.1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации»;

6) закон РФ от 30.11.1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»;

7) закон РФ от 17.12.1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

Правила проведения таможенного оформления и таможенного контроля продукции морского промысла.

Порядок выдачи разрешения на применение Правил проведения таможенного оформления и таможенного контроля продукции морского промысла.

Правила проведения таможенного оформлении и таможенного контроля продукции морского промысла (далее - Правила) могут применяться с разрешения таможенного органа, если на момент подачи таможенной декларации неизвестны или не могут быть точно заявлены отдельные сведения о товарах (сведения о количестве товаров, таможенной стоимости и тому подобные сведения, непосредственно зависящие от количества и качества перемещаемых товаров, сведения о перевозочных документах), а также о стране назначения вывозимых товаров.

Правила могут применяться при соблюдении следующих условий:

- отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей и пеней по ним, процентов за предоставление отсрочки или рассрочки по этим платежам, а также штрафов за административные правонарушения в области таможенного дела, защиты государственной границы Российской Федерации, охраны окружающей природной среды и природопользования;

- наличие рыболовного билета;

- вывоз продукции российского происхождения;

- декларирование вывозимых товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта осуществляется с применением особого порядка декларирования с использованием временных грузовых таможенных деклараций (ВГТД);

- таможенные платежи в отношении товаров, декларируемых с использованием ВГТД, должны быть уплачены до или одновременно с принятием ВГТД [5].

До начала промысла лицо, перемещающее товары, или таможенный брокер подает в таможню, в регионе деятельности которой находится большинство районов, где предполагается вести основной промысел, письменное заявление для получения разрешения на применение Правил.

Заявление до его представления в контролирующую таможню подлежит обязательному согласованию с региональным управлением ФПС России. В заявлении должны содержаться следующие сведения:

а) о лице, перемещающем товары (наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму, местонахождение согласно учредительным документам, фактические адреса, регистрационный номер свидетельства о государственной регистрации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), наименования, юридические адреса и ИНН банков, в которых открыты рублевые и валютные счета, номера таких счетов), в случае декларирования товаров таможенным брокером дополнительно указывают номер и дату выдачи лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера (копии), а также номер и дату заключения договора с представляемым лицом;

б) основные сведения, известные на момент подачи заявления о внешнеторговых договорах и перемещаемых товарах:

- стороны внешнеторговых договоров с указанием наименований сторон, их местонахождения и банковских реквизитов сторон;

- номер, дата заключения и срок действия каждого внешнеторгового договора, номера и даты дополнений к ним;

- наименования товаров, их коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД России), их количество и стоимость в соответствии с условиями каждого внешнеторгового договора (в случае большого количества наименований товаров допускается указывать группы товаров в соответствии с ТН ВЭД России);

- общая сумма каждого внешнеторгового договора, условия поставки и оплаты перемещаемых товаров;

в) номера и даты выдачи паспортов сделок на каждый внешнеторговый договор;

г) номера и даты выдачи лицензий, разрешений, сертификатов и иных документов, если товары в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат лицензированию и (или) контролю иных уполномоченных органов;

д) о районах (подрайонах) морского промысла, судах, расстановке промыслового флота, выданных разрешениях на ведение промысла [5].

Сведения, оговоренные в подпунктах б), в), г), указываются в заявлении в случае, если на момент его подачи заключены внешнеторговые договоры.

Одновременно с заявлением в контролирующую таможню представляют документы, сведения о которых указаны в заявлении. Если лицо, перемещающее товары, поставлено на учет в соответствующей таможне с выдачей учетной карты участника внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) документы, сведения о которых содержатся в этой учетной карте, для получения разрешения могут в контролирующую таможню не представляться.

Решение о возможности применения Правил принимается контролирующей таможней не позднее десяти рабочих дней с даты поступления заявления и оформляется в виде распоряжения за подписью начальника контролирующей таможни или лица, его замещающего.

Разрешение на применение Правил выдает контролирующая таможня на текущий календарный год сроком действия до 31 декабря.

Разрешение оформляют на каждое из судов, указанных в заявлении, в трех экземплярах. Один экземпляр выдают заявителю. Второй подлежит передаче в региональное управление ФПС России. Третий экземпляр Разрешения вместе с документами, необходимыми для последующего производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля, направляют в структурное подразделение контролирующей таможни или на таможенный пост, должностные лица которого будут осуществлять операции по таможенному оформлению [5].

Таможенное оформление и таможенный контроль продукции морского промысла

ВГТД подается в таможенный орган декларантом до начала промысла. При этом в ВГТД предъявляются сведения о предполагаемой к вывозу продукции морского промысла, а также о судах, наименование которых указано в Разрешении. Конкретные сроки ее подачи устанавливает таможенный орган исходя из объявленной декларантом даты начала промысла.

Количество подаваемых ВГТД определяет декларант исходя из установленных участнику ВЭД квот вылова продукции морского промысла, а также предполагаемого количества:

- заходов в иностранный порт с целью выгрузки добытой морепродукции;

- перегрузок добытой морепродукции на приемно-транспортное либо обрабатывающее судно с целью последующей выгрузки в иностранном порту.

Количество прилова устанавливается Госкомрыболовством России [5].

В третьем подразделе графы 1 проставляют «ВД» (временная декларация). В графе 44 под номером 9 указывают регистрационный номер Разрешений на применение Правил.

Прилов, добытый одновременно с продукцией морского промысла, выловленной в рамках установленных участнику ВЭД квот вылова, подлежит декларированию таможенным органам одновременно с продукцией морского промысла либо путем подачи отдельной ГТД.

Срок подачи полной ГТД не должен превышать 15 рабочих дней с даты последнего подъема или выборки орудий лова.

При исчислении суммы таможенных платежей в полной ГТД применяются ставки таможенных платежей и курсы иностранных валют, действующие на день принятия ВГТД.

Таможенный и пограничный контроль судов, осуществляющих промысел

После получения Разрешения на применение Правил судно подлежит пограничному контролю и таможенному оформлению в морских портах, открытых для международного грузового и (или) пассажирского сообщения, расположенных в регионе деятельности контролирующей таможни.

О каждом пересечении границы Российской Федерации капитан судна уведомляет таможенный орган и орган пограничной службы, а также вносит соответствующую запись в промысловый журнал.

Уведомление подается до пересечения границы в письменном (электронном) виде, в том числе оперативными средствами связи. Если судно пересекает государственную границу в течение суток более двух раз, то по согласованию с контролирующей таможней и региональным управлением ФПС России уведомление может подаваться два раза в сутки - при первом и последнем пересечениях государственной границы в течение суток.

Данное уведомление подается в форме декларации о грузе, которую подписывает капитан судна (лицо, им уполномоченное).

Декларация о грузе должна содержать следующие сведения:

- название судна;

- национальная принадлежность;

- фамилия капитана;

- порт отправления (если судно следует в район промысла непосредственно из порта);

- место составления декларации о грузе;

- маркировка, серийный номер, количество мест, тип упаковки, количество и описание грузов (товаров).

В случае многократного пересечения границы в течение суток указывают координаты каждого пересечения, а также сведения о морепродукции, находящейся на борту, по результатам промысловых суток.

Уведомление принимает сотрудник таможенного органа, осуществляющий контроль за соблюдением Правил, и приобщает его к информации, представленной ранее и хранящейся в делах таможенного органа.

По завершении промысла и до пересечения таможенной границы с целью вывоза морепродукции декларант подает в таможенный орган уведомление о намерении вывезти товары за пределы территории Российской Федерации в форме декларации о грузе [5].

Таможенный орган определяет формы и методы таможенного контроля исходя из целей пересечения таможенной границы, информации, содержащейся в уведомлениях, иных сведений. Выпуск продукции морского промысла осуществляется, как правило, без фактического предъявления вывозимой продукции морского промысла таможенному органу. В тех случаях, когда таможенный орган принимает решение о проведении таможенного досмотра, капитану судна назначается время и место, куда судно и товары должны быть доставлены для осуществления таможенного контроля.

Если после пересечения границы (перегрузки на другое судно) изменяются намерения вывезти помещенную под таможенный режим экспорта продукцию морского промысла, последняя может быть ввезена на таможенную территорию Российской Федерации после получения соответствующего разрешения контро­лирующей таможни и регионального управления ФПС России. По прибытии судна в порт оно подлежит пропуску через государственную границу в установленном порядке.

После завершения таможенного контроля в отношении ввезенной морепродукции ВГТД может быть изъята по заявлению декларанта [5].

Классификация рыб

Особенности строения рыб обусловлено обитанием их в воде. У большинства рыб тело удлиненное, веретенообразной или стреловидной обтекаемой формы, слегка сжатое с боков. Встречаются рыбы с плоской формой тела (камбала, палтус), змеевидной (угорь, минога), лентовидной (сабля-рыба) или неопределенной (мероу, солнечник). Тело рыбы состоит из трех основных частей – головы, туловища и хвоста, которые плавно переходят одна в другую.

Классифицировать рыб следует по:

1. По строению скелета:

- хрящевые (акулы, скаты);

- хрящекостные (осетровые рыбы);

- костные – все остальные1

2. По образу жизни:

а) морские рыбы - постоянно живут и размножаются в морях и океанах. Они делятся на океанические, которые обитают в открытых морях в толще воды (сельдь, скумбрия, сардина, тунец и др.); донные и придонные, обитающие на дне или у дна водоема (треска, камбала, палтус, пикша и др.);

б) проходные рыбы - обитающие в морях, но для нереста заходящие в устье рек (лососевые, осетровые и др.) или, наоборот, живущие в пресной воде, а для икрометания заходящие в моря и океаны (угорь);

в) полупроходные рыбы - обычно обитают в опресненных участках морей, а для нереста и зимовки уходят в верховье рек (судак, лещ, сазан, сом и др.);

г) пресноводные рыбы – постоянно живут и нерестуют в пресных водоемах (щука, стерлядь, форель, карась, налим, толстолобик и др.).

3. Рыбы подразделяются по длине и массе тела:

- крупная рыба;

- средняя рыба;

- мелкая рыба.

Измеряют длину рыбы по прямой линии от вершины рыла до начала средних лучей хвостового плавника. Отдельные виды относят к мелочи 1, 2 и 3 группы, которые не подразделяются ни по длине, ни по массе. 

4. По упитанности рыбы бывают:

-упитанные;

-средней упитанности;

-тощие.

5. Рыбы подразделяются по времени вылова:

- весеннего;

- весенне-летнего;

- летнего;

- летне-осеннего;

- зимнего.

6. По половой принадлежности:

- самец;

- самка.

7. По возрасту - возраст рыб определяют по количеству годовых колец на чешуе и районам добычи.

8. По физиологическому состоянию - рыбы питающиеся, жирующие, нагульные, преднерестовые, отнерестившиеся.

9. По характеру питания - хищные, плантоноядные, бентосоядные.

10. По содержанию жира - тощая – 2% жира, среднежирная – 2-8%, жирная до 15%, особо жирная более 15% жира.

11. По содержанию белка делятся: с низким 13-16% (мойва, минога, макрурус), средним 17-20% (салака, сардина севрюга, сельдь, хариус, щука и др.) и высоким содержанием белка. 21-23% (кета тунец горбуша).

 

 

Семейство осетровых

Осетровые имеют удлиненное веретенообразное тело, покрытое пятью рядами костных образований-жучек: двумя брюшными, двумя боковыми и одним спинным между которыми рассеяны мелкие костные пластины. Рыло удлиненное, коническое или лопатовидное. Рот поперечный, нижний, на нижней стороне рыло четыре усика. Хвостовой плавник неравнополостный, скелет хрящекостный.

Мясо осетровых рыб белое с прослойками межмышечного жира, характеризуется превосходными вкусовыми и пищевыми свойствами. Икра осетровых рыб является исключительно ценным пищевым сырьем. Спинная хорда используется для получения визиги. Выход съедобной части около 85%. В реализацию осетровые рыбы поступают, как правило, в мороженом виде - потрошеными.

Применяются рыбы для приготовления в основном вяленых и копченых балыков, изделий горячего копчения, натуральных рыбных консервов, икорных товаров, а в кулинарии для ухи, супов (из голов и хрящей), заливных и отварных блюд, начинок для пирогов, кулебяк, расстегаев (из визиги).

К промысловым осетровым рыбам относят два рода: род белуги и род осетра.

Род белуги представлен двумя видами – белугой и калугой.

Род осетровых представлен несколькими видами, в том числе осетром русским и сибирским, шипом, севрюгой, стерлядью, бестером.

 

 

Семейство лососевых

У лососевых рыб тело несколько сжато с боков, покрыто мелкой, плотно - прилегающей чешуей, голова голая, боковая линия полная. Спинных плавников два: первый – лучистый, второй – мягкий жировой, расположенный над анальным плавником. Мясо лососевых рыб очень нежное, жирное, превосходного вкуса, почти не имеет межмышечных костей.

Из рыб семейства лососевых приготавливают высококачественные рыбные гастрономические товары: икру, слабосоленую и копченую рыбу, балычные изделия; консервы (в основном натуральные). В кулинарии их используют для приготовления холодных закусок, разнообразных первых и вторых блюд. Характерной особенностью большинства лососевых рыб является их способность созревать при посоле.

Семейство лососевых, обитающее в наших водах, представлено несколькими родами.

К роду тихоокеанских лососей относятся кета, горбуша, чавыча, нерка, кижуч и сима. Это проходные рыбы, живущие в морях и входящие на нерест в реки, которые впадают в Тихий океан. В анальном плавнике от 10 до 16 ветвистых лучей. Все тихоокеанские лососи мечут икру лишь раз в жизни, осенью, погибая после нереста. Во время миграции по рекам лососи не питаются и сильно худеют. У них появляется брачный наряд: тело уплощается, чешуя врастает в кожу и теряет блеск, челюсти искривляются, на спине вырастает горб, серебристая окраска исчезает, и на теле появляются пятна малинового или лилово-красного цвета. Мясо становится тощим, бледным, водянистым и дряблым.

К роду благородных лососей относят благородный лосось (семга), озерный лосось, кумжа, каспийский лосось, форели. Они отличаются от тихоокеанских лососей более коротким анальным плавником, содержащим всего 7-10 ветвистых лучей. Во время нереста рыбы приобретают брачный наряд, но не погибают после первого нереста.

Род белорыбицы и нельмы представлен белорыбицей и нельмой.

Род сиговых имеет меньше, чем у других лососевых, рот; более крупную серебристую чешую без пятен. К ним относятся европейская ряпушка, сибирская ряпушка (обская сельдь), тугун (сосвинская сельдь), омуль, пелядь, сиг и др.

Род гольцов представлен проходными и пресноводными формами, населяющими водоемы бассейнов Северной Атлантики, Северного Ледовитого и северной части Тихого океанов. К ним относятся гольцы, малама, кунджа, палия. Промысловое значение их невелико. Мясо гольцов нежное и жирное (до 11% жира), отличаются высокими вкусовыми свойствами. Остальные рыбы во вкусовом и пищевом отношении менее ценны.    

 

 

Семейство тресковых

К роду тресковых, которые в основном вылавливаются на территории Приморского края относится: треска, минтай, навага. Тело тресковых покрыто мелкой чешуей.

Отличительным признаком рыб этих семейств является наличие трех спинных и двух анальных плавников. Брюшные плавники расположены несколько впереди грудных или под ними. Все плавники без колючих лучей, мягкие. Рот большой, челюсти с зубами, на нижней челюсти обычно один усик. Пленка, выстилающая внутреннюю полость, ядовита, поэтому при переработке ее обязательно удаляют.

Все тресковые являются морскими рыбами.

Мясо тресковых белое, вкусное и малокостистое, но тощее. Печень богата жиром. Большинство тресковых имеет специфический запах, который не является признаком порчи, даже если он сильно выражен.

Тресковые обитают преимущественно в северных морях, особенно их много в Баренцевом море. Большие уловы тресковых и на Дальнем Востоке.

Средняя длина трески - 50 см, вес - 5 кг, но встречаются экземпляры размером свыше 1 м и весом до 24 кг и выше.

 Боковая линия светлая, образует дуги над грудными плавниками. На хвостовом плавнике выемки нет. В торговле к крупной относится треска весом более 1 кг (без головы), а к мелкой - весом 1 кг и менее. Печень трески содержит более 60% жира.

Минтай — промысловая, рыба дальневосточных морей, средний вес -около 500 г. Мясо минтая на вкус хуже, чем мясо трески. Икра очень вкусная, а жирная печень минтая (жира более 50%) во много раз богаче витаминами А и D, чем печень трески.

Навага северная - одна из основных промысловых рыб Белого и Карского морей. Обычная длина наваги - до 30 см, вес – 75-250 г (бывает и выше). Навага имеет своеобраз­ный вкус; это лучшая по вкусу рыба из семейства треско­вых. Среди видов наваги выделяется по качеству мезенская, вылавливаемая в северной части Белого моря.

Навага тихоокеанская - вахня - крупнее северной наваги, но значительно уступает ей по вкусу. Мясо тихоокеанской наваги по консистенции грубее мяса северной наваги. Крупная вахня хуже по вкусу, чем вахня обычных средних размеров.

Оба вида наваги поступают в продажу в мороженом виде. Соленая навага имеет неудовлетворительные вкусовые качества и расценивается ниже свежей на 50%. При продаже нельзя допускать оттаивание наваги, так как она теряет нормальный товарный вид: брюшко ее ослабевает, сморщивает­ся или лопается.

 

 

Нормативные документы

Ниже приведена нормативная документация по рыбе и рыбной продукции.

По органолептическим, физическим и химическим показателям лососевые рыбы должны соответствовать требованиям, указанным в таблице.

Табл. 1

Показатели качества рыбы, рыбной продукции.

 

#G0Наименование показателя  

Характеристика и норма для сортов

 

    первого   второго  
Внешний вид  

Поверхность рыбы чистая, у неразделанной рыбы брюшко целое, плотное.

 

   

Сбитость чешуи не нормируется.

 

    Могут быть:      
   

отпечатки сетки, проколы от шомполов или крючков в хвостовой части, морщинистая поверхность;

 

   

у отдельных рыб - незначительные трещины в брюшной полости и на срезах;

 

    небольшие белково-жировые натеки на поверхности тела рыбы;   белково-жировые натеки на поверхности тела рыбы;  
    незначительный налет соли у жаберных крышек, глаз и основания хвостового плавника незначительный налет соли на поверхности тела рыбы;  
        неравномерно прокопченные экземпляры;  
        легкое пожелтение в приголовной части, а у полупласта - в области позвоночника;  
        у неразделанной рыбы - брюшко ослабевшее;  
        у потрошенных рыб - слегка оголенные концы реберных костей;  
        у дальневосточных лососей:  
        частичное отслаивание кожи от мяса;  
        слабо выраженный брачный наряд - не "зубатка"*  
Цвет чешуйчатого или кожного покрова  

От светло-золотистого до темно-золотистого или коричневого

Разделка

В соответствии с 4.2.1. Может быть отклонение линии разреза от середины брюшка, см, не более:

 

    1   2  
Консистенция  

Сочная, плотная, у чавычи - слегка мажущая.

 

    Может быть:      
   

Легкое расслоение мяса у ломтиков.

 

        Ослабевшая, но без признаков подпарки.  
        Жесткая или мягковатая, слегка крошащаяся при разрезании  
Вкус и запах  

Свойственные данному виду рыбы с ароматом копчености без посторонних привкусов и запахов

 

Массовая доля поваренной соли, %:          
для дальневосточных лососевых рыб и спинки сиговых рыб   5-10   5-13  
для прочих рыб   5-12   5-13  
Массовая доля влаги, %:  

 

 

для дальневосточных лососевых рыб, иссык-кульской форели**  

52-58

 

для атлантического лосося  

52-60

 

для прочих рыб  

42-58

 

Массовая доля жира в мясе иссык-кульской форели, %, не менее  

12

 

Наличие посторонних примесей (в потребительской таре)  

Не допускается

 

* "Зубатка" - дальневосточные лососевые рыбы с резкими изменениями челюстей и горба и ярко выраженными поперечными и продольными брачными полосами и пятнами разного оттенка на поверхности рыбы.

 

** У дальневосточных лососевых рыб, сиговых рыб и иссык-кульской форели холодного копчения, реализуемых в местах изготовления, массовая доля влаги в мясе может быть не более 60%.

 

 

Табл. 2

Показатель безопасности рыбы, рыбной продукции.

Индекс, группа продуктов Показатели Допустимые уровни мг/кг, не более  ,¦ Примечание 
1 2 3 4

1.3.1. Рыба живая, свежая, охлажденная, мороженная

Токсичные элементы:  

Тунец меч- рыба, белуга пресноводная

Морская

пресноводная

Свинец 1,0 2,0
мышьяк 1,0 5,0
кадмий 0,2
ртуть 0,3 0,6 0,5 1,0
Гистамин 100,0       Тунец, скумбрия,
     лосось, селдь
Нитрозамины сумма НДМА и НДЭА 0,003      
Пестициды Гексахлорцикло гексан (альфа, бета -, гамма изомеры) ДДТ и его метаболиты    
     

 

 

Из таблиц видно, что рыба по качеству должна соответствовать ТУ ГОСТ 11298-2002, а по показателям безопасности должны соответствовать СанПин 2.3.2.10.7801.

 

 

ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА РЫБЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении Товароведческой стоимостной экспертизы
  (наименование экспертизы)  

 

г. Владивосток 15 февраля 200 7 года

Профессор Мамедова Т. Д., кафедра Т и ТЭ

(должность, фамилия, инициалы должностного лица, наименование таможенного органа)

при осуществлении таможенного контроля установил:
выполнить курсовую работу на тему «Особенности экспертизы рыбы и рыбной продукции при таможенном оформлении и таможенного контроле»,

(краткое изложение обстоятельств, основания и цель

приказ № 138 с от 17.04.2007 г.

проведения экспертизы или номер приказа, распоряжения ФТС России, номер ТД)

 

 

Принимая во внимание, что при осуществлении таможенного контроля необходимо исследовать ряд вопросов, требующих специальных познаний, руководствуясь статьей 378 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК России), принял решение:

1. Назначить проведение    товароведческой стоимостной          экспертизы,

(наименование экспертизы)

поручив ее эксперту научно-методического экспертного центра ВФРТА

(наименование экспертного учреждения; если экспертиза проводится вне экспертного учреждения -

Ким Владимиру Виссарионовичу, студенту

фамилия, инициалы эксперта, специальность, стаж работы по ней, должность, ученая степень)

4 курса специальности 080115 Таможенное дело

 

2. Срок проведения экспертизы с 15.02.07 по 15.05.07

(устанавливается с учетом трудоемкости экспертизы или по согласованию с начальниками ЦЭКТУ, ЭКС)

3. Поставить перед экспертом(ми) вопросы:

1. Каковы торговые ограничения по экспорту рыбы?

2. Каковы идентификационные признаки семейства лососевых?

3. Каковы условия хранения и транспортирования рыбы?

4. Какова таможенная пошлина партии замороженной рыбы (семейства лососевых) в количестве 100000 кг на 2007 г.?

4. В распоряжение эксперта(ов) представить: 

(перечень проб, образцов с приложенной

постановление о назначении товароведческой стоимостной экспертизы;

к ним документацией)

партию товара, изъятую в ходе таможенного досмотра; нормативно-правовые документы; учебную, справочную литературу; периодические издания; информацию ООО «ДВрыбинфоцентр»; официальную информацию сеть Интернет

5. Поручить доценту Таскаеву В. И.                           разъяснить эксперту его права

(кому именно)

и ответственность.

Должностное лицо профессор к. т. н., доцент Мамедова Т. Д.

(должность, специальное звание, фамилия, инициалы, подпись)

Служебный телефон должностного лица, назначившего экспертизу: 630302

 

Адрес таможенного органа: Владивосток, ул. Стрелковая 16-в

 

СОГЛАСОВАНО

начальник таможенного органа

    Зав. Кафедрой Т и ТЭ Н. В. Берлова
(подпись)   (инициалы, фамилия)

 

(дата)

Права и обязанности, предусмотренные статьями 378, 381 ТК России, мне разъяснены

 

    г. Одновременно я предупрежден(а) об административной

ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со ст. 19.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Эксперт                                                                         

(подпись)

Права декларанта, иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, и их представителей, при назначении и проведении экспертизы,

 

предусмотренные ст. 382 ТК России, мне разъяснены “     г.

Декларант                                                                     

(подпись)

Лицо, обладающее полномочиями
в отношении товаров и (или)

транспортных средств                                                 

(подпись)

Представители                                                             

(подпись)

 

(подпись)

 

 

2.2 Ярлык обеспечения сохранности упаковки изъятых материалов и предметов

 

      ┌─────────────────────────────────────────┐

      │         Дело N __12__         │

      │  Образец (проба) 2 N 122      │

      │                                    │

      │ГОУ ВПО ВФРТА____________________________│

      │ (наименование таможенного органа) │

      │____________партия сушеного трепанга_____│

      │(наименование материалов и предметов) │

      │_____________________________________ │

      │                                    │

      │Специалист __Ким В. В._______________ │

      │Дознаватель _________________________ │

      │                                    │

      │"__" ________ 200_ г. м.п. / / │

      │                                    │

      │                                    │

      │                                    │

      └─────────────────────────────────────────┘

 

 

2.3 Заключение эксперта

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исходя из проделанной работы можно сделать вывод, что сегодня таможня не застрахована от незаконного вывоза рыбной продукции.

Россия сотрудничает со многими зарубежными странами во многих отраслях промышленности, во многом доля сотрудничества и выпадает на экспорт рыбной продукции, так как Россия, Дальний Восток в частности являются одним из крупных поставщиков рыбной продукции на рынки. Все вышесказанное ставит перед таможней ряд вопросов, которые должны помочь в связи с контрабандой рыбной продукцией. Таможня прежде всего должна издать ряд приказов по усовершенствованию работы на пунктах проверки, так же по повышении квалификации сотрудников ТО, для самоопределения продукции.

 

Хочется отметить, что в ходе работы были выполнены все поставленные задачи, в частности, дана общая характеристика семейства лососевых; охарактеризованы семейство тресковых, осетровых. Дана их классификация, систематизация и идентификация для товароведной оценки. В экспериментальной части – проведена товароведческая стоимостная экспертиза свежемороженой кеты. 

Курсовая работа написана на основании учебной и периодической литературы, нормативно-правовой базы ГТК, а также материалов полученных при прохождении практики во Владивостокской таможне.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 4

1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................. 7

1.1 Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок таможенного оформления продукции морского промысла.............................................. 7

1.2 Анализ перемещения продукции морского промысла через таможенную границу РФ.................................................................................................... 9

1.3 Классификация рыб............................................................................ 11

1.4 Систематизация и идентификация рыбы и их использование при товароведной оценке............................................................................................................. 12

1.4.1 Семейство осетровых....................................................................... 13

1.4.2 Семейство лососевых...................................................................... 15

1.4.3 Семейство тресковых...................................................................... 18

1.5 Нормативные документы..................................................................................... 29

2 ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА РЫБЫ.................................................. 38

2.1 Постановление о назначении экспертизы............................ 38

2.2 Ярлык обеспечения сохранности упаковки изъятых материалов и предметов................................................................................... 41

2.3 Заключение эксперта......................................................... 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................... 45

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................... 46

 

ВВЕДЕНИЕ

Рыбная промышленность России представляет собой многоотраслевой, органически взаимосвязанный производственно-хозяйственный комплекс с развитой межотраслевой кооперацией и международными связями. В общем балансе производства отрасль производит около 20 % полноценного белка животного происхождения и выпускает более 2500 на­именований пищевой продукции.

Рыбное хозяйство России находится в неразрывной связи с другими отраслями и сегодня поставляет свою продукцию 58 отраслям.

Несмотря на произошедшие в последние годы негативные изменения в рыбном хозяйстве, Россия продолжает оставаться одним из ведущих рыбопромышленных государств. Сегодня Россия занимает 6 место в мире по добыче рыбы и нерыбных объектов после Китая, Японии, Перу, Чили и США.

Рыбная промышленность является одной из тех отраслей экономики России, которая находится в постоянном контакте с мировым рынком, с различными международными организациями, иностранными компаниями и фирмами; отрасль имеет свои постоянные представительства в 12 зарубежных государствах, с 46 странами заключено 61 межправи­тельственное соглашение о сотрудничестве в области рыбного хозяйства. Стоимость промышленно-производственных фондов отрасли составляет около 35 % стоимости основных фондов пищевой промышленности страны. В общей численности работающих в пищевой промышленности на рыбное хозяйство приходится около 12,5 %.()

Важную роль рыбная отрасль играет в качестве поставщика кормовой продукции для животноводства и птицеводства, а также сырья и полуфабрикатов для медицинской, пищевой, легкой промышленности и других отраслей.

Приморский край и Владивосток в целом играют важную роль в рыбной промышленности, так как здесь добываются значимое количество этого ассортимента продукции. Рыба – это ассортимент различной продукции, во Владивостоке изготовляются множество продуктов из рыб: консервы, пищевые продукты, кормовые продукты, ветеринарная продукция, рыба мороженая, охлажденная, свежая и т. д..

Экспорт рыбы и рыбной продукции является одним из показателей во Владивостоке. Основными промыслом улова является семейство лососевых, а так же тресковых.

Перед таможенными органами на сегодняшний день стоят очень важные задачи по решению различных проблем, таких как незаконный вывоз рыбы и рыбной продукции.

Проблема классификации и идентификации рыбной продукции, не имея при этом никаких вспомогательных пособий, стоит в таможенных органах очень остро. При задержании контрабанды морепродуктов в процессе таможенного оформления и таможенного контроля составляется постановление о назначении экспертизы.

Целью курсовой работы является проведение таможенной экспертизы рыбной продукции на основании постановления о назначении экспертизы.

Основные задачи курсовой работы состоят в следующем:

- изучить биологическую характеристику рыбной продукции;

- исследовать особенности товароведческой характеристики рыбной продукции;

- изучить нормативно-правовую базу, регулирующую перемещение иглокожих через таможенную границу РФ, а также нормативные документы;

- проанализировать перемещение продукции морского промысла через таможенную границу РФ;

- провести товароведческую стоимостную экспертизу рыбной продукции на основании постановления о назначении экспертизы.

Данная тема актуальна, так как экспорт рыбы составляет одно из важных показателей в Приморском крае, добыча рыбы – один из основных промыслов. Как было выше сказано идет тесное сотрудничество между Россией и зарубежными странами, а значит идет огромный товарооборот, что влияет на работу таможенных органов. Должно быть, усиленный контроль со стороны таможни из-за контрабанды рыб и рыбной продукции. В свою очередь экспертные организации помогают таможенным органом осуществлять экспертизу рыбной продукции и рыб в целом.

Исследование было произведено на основании учебной и периодической литературы, нормативно-правовой базы ФТС, а также специализированных сайтов Интернет.

 

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.1 Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок таможенного оформления продукции морского промысла

 

В общем объеме экспорта продукция морского промысла занимает 4 место, промысловые суда оформляются восемью таможнями в 26 морских пунктах пропуска. В январе-сентябре 2003 г. таможенники оформили 701,1 тыс. т рыбы, моллюсков и ракообразных на сумму 201.3 млн. долларов.

При этом морскими таможнями Дальнего Востока совместно с ТОРПУ ФСБ уже в первом квартале 2004 г. в заливе Петра Великого было задержано 8 судов, возбуждено производство по 7 делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела, задержано более 37 т продукции морского промысла на сумму более 700 тыс. рублей [10].

В результате проведенного анализа установлено, что основной причиной, объясняющей тенденцию роста контрабанды биоресурсов является продажа рыбодобывающими компаниями продуктов промысла помимо таможенного контроля за пределы РФ с целью получения необлагаемой налогом прибыли в иностранной валюте, превышение установленных квот и лимитов на добычу морепродуктов.

Несовершенство законодательства, отсутствие надлежавшего правового механизма, а также недостаточный контроль со стороны государственных структур (в том числе в силу их низкой технической оснащенности) создают предпосылки к неуплате таможенных платежей, к сокрытию валютной выручки, соответственно, - к снижению прибыли и налоговых платежей.

На сегодняшний день основными документами, регламентирующими порядок таможенного оформления и контроля продукции морского промысла, является:

1) таможенный кодекс Российской Федерации;

2) указание ГТК России от 03.08.95г. №01-12/960 «О таможенном оформлении продукции морского промысла»;

3) приказ ГТК России от 9 марта 2004 г. N 283 «Об утверждении инструкции об особенностях совершения таможенных операций в отношении продукции морского промысла, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации российскими рыбопромысловыми судами;

4) закон РФ от 16.07.1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;

5) закон РФ от 01.04.1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации»;

6) закон РФ от 30.11.1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»;

7) закон РФ от 17.12.1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

Правила проведения таможенного оформления и таможенного контроля продукции морского промысла.

Порядок выдачи разрешения на применение Правил проведения таможенного оформления и таможенного контроля продукции морского промысла.

Правила проведения таможенного оформлении и таможенного контроля продукции морского промысла (далее - Правила) могут применяться с разрешения таможенного органа, если на момент подачи таможенной декларации неизвестны или не могут быть точно заявлены отдельные сведения о товарах (сведения о количестве товаров, таможенной стоимости и тому подобные сведения, непосредственно зависящие от количества и качества перемещаемых товаров, сведения о перевозочных документах), а также о стране назначения вывозимых товаров.

Правила могут применяться при соблюдении следующих условий:

- отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей и пеней по ним, процентов за предоставление отсрочки или рассрочки по этим платежам, а также штрафов за административные правонарушения в области таможенного дела, защиты государственной границы Российской Федерации, охраны окружающей природной среды и природопользования;

- наличие рыболовного билета;

- вывоз продукции российского происхождения;

- декларирование вывозимых товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта осуществляется с применением особого порядка декларирования с использованием временных грузовых таможенных деклараций (ВГТД);

- таможенные платежи в отношении товаров, декларируемых с использованием ВГТД, должны быть уплачены до или одновременно с принятием ВГТД [5].

До начала промысла лицо, перемещающее товары, или таможенный брокер подает в таможню, в регионе деятельности которой находится большинство районов, где предполагается вести основной промысел, письменное заявление для получения разрешения на применение Правил.

Заявление до его представления в контролирующую таможню подлежит обязательному согласованию с региональным управлением ФПС России. В заявлении должны содержаться следующие сведения:

а) о лице, перемещающем товары (наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму, местонахождение согласно учредительным документам, фактические адреса, регистрационный номер свидетельства о государственной регистрации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), наименования, юридические адреса и ИНН банков, в которых открыты рублевые и валютные счета, номера таких счетов), в случае декларирования товаров таможенным брокером дополнительно указывают номер и дату выдачи лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера (копии), а также номер и дату заключения договора с представляемым лицом;

б) основные сведения, известные на момент подачи заявления о внешнеторговых договорах и перемещаемых товарах:

- стороны внешнеторговых договоров с указанием наименований сторон, их местонахождения и банковских реквизитов сторон;

- номер, дата заключения и срок действия каждого внешнеторгового договора, номера и даты дополнений к ним;

- наименования товаров, их коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД России), их количество и стоимость в соответствии с условиями каждого внешнеторгового договора (в случае большого количества наименований товаров допускается указывать группы товаров в соответствии с ТН ВЭД России);

- общая сумма каждого внешнеторгового договора, условия поставки и оплаты перемещаемых товаров;

в) номера и даты выдачи паспортов сделок на каждый внешнеторговый договор;

г) номера и даты выдачи лицензий, разрешений, сертификатов и иных документов, если товары в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат лицензированию и (или) контролю иных уполномоченных органов;

д) о районах (подрайонах) морского промысла, судах, расстановке промыслового флота, выданных разрешениях на ведение промысла [5].

Сведения, оговоренные в подпунктах б), в), г), указываются в заявлении в случае, если на момент его подачи заключены внешнеторговые договоры.

Одновременно с заявлением в контролирующую таможню представляют документы, сведения о которых указаны в заявлении. Если лицо, перемещающее товары, поставлено на учет в соответствующей таможне с выдачей учетной карты участника внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) документы, сведения о которых содержатся в этой учетной карте, для получения разрешения могут в контролирующую таможню не представляться.

Решение о возможности применения Правил принимается контролирующей таможней не позднее десяти рабочих дней с даты поступления заявления и оформляется в виде распоряжения за подписью начальника контролирующей таможни или лица, его замещающего.

Разрешение на применение Правил выдает контролирующая таможня на текущий календарный год сроком действия до 31 декабря.

Разрешение оформляют на каждое из судов, указанных в заявлении, в трех экземплярах. Один экземпляр выдают заявителю. Второй подлежит передаче в региональное управление ФПС России. Третий экземпляр Разрешения вместе с документами, необходимыми для последующего производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля, направляют в структурное подразделение контролирующей таможни или на таможенный пост, должностные лица которого будут осуществлять операции по таможенному оформлению [5].

Таможенное оформление и таможенный контроль продукции морского промысла

ВГТД подается в таможенный орган декларантом до начала промысла. При этом в ВГТД предъявляются сведения о предполагаемой к вывозу продукции морского промысла, а также о судах, наименование которых указано в Разрешении. Конкретные сроки ее подачи устанавливает таможенный орган исходя из объявленной декларантом даты начала промысла.

Количество подаваемых ВГТД определяет декларант исходя из установленных участнику ВЭД квот вылова продукции морского промысла, а также предполагаемого количества:

- заходов в иностранный порт с целью выгрузки добытой морепродукции;

- перегрузок добытой морепродукции на приемно-транспортное либо обрабатывающее судно с целью последующей выгрузки в иностранном порту.

Количество прилова устанавливается Госкомрыболовством России [5].

В третьем подразделе графы 1 проставляют «ВД» (временная декларация). В графе 44 под номером 9 указывают регистрационный номер Разрешений на применение Правил.

Прилов, добытый одновременно с продукцией морского промысла, выловленной в рамках установленных участнику ВЭД квот вылова, подлежит декларированию таможенным органам одновременно с продукцией морского промысла либо путем подачи отдельной ГТД.

Срок подачи полной ГТД не должен превышать 15 рабочих дней с даты последнего подъема или выборки орудий лова.

При исчислении суммы таможенных платежей в полной ГТД применяются ставки таможенных платежей и курсы иностранных валют, действующие на день принятия ВГТД.

Таможенный и пограничный контроль судов, осуществляющих промысел

После получения Разрешения на применение Правил судно подлежит пограничному контролю и таможенному оформлению в морских портах, открытых для международного грузового и (или) пассажирского сообщения, расположенных в регионе деятельности контролирующей таможни.

О каждом пересечении границы Российской Федерации капитан судна уведомляет таможенный орган и орган пограничной службы, а также вносит соответствующую запись в промысловый журнал.

Уведомление подается до пересечения границы в письменном (электронном) виде, в том числе оперативными средствами связи. Если судно пересекает государственную границу в течение суток более двух раз, то по согласованию с контролирующей таможней и региональным управлением ФПС России уведомление может подаваться два раза в сутки - при первом и последнем пересечениях государственной границы в течение суток.

Данное уведомление подается в форме декларации о грузе, которую подписывает капитан судна (лицо, им уполномоченное).

Декларация о грузе должна содержать следующие сведения:

- название судна;

- национальная принадлежность;

- фамилия капитана;

- порт отправления (если судно следует в район промысла непосредственно из порта);

- место составления декларации о грузе;

- маркировка, серийный номер, количество мест, тип упаковки, количество и описание грузов (товаров).

В случае многократного пересечения границы в течение суток указывают координаты каждого пересечения, а также сведения о морепродукции, находящейся на борту, по результатам промысловых суток.

Уведомление принимает сотрудник таможенного органа, осуществляющий контроль за соблюдением Правил, и приобщает его к информации, представленной ранее и хранящейся в делах таможенного органа.

По завершении промысла и до пересечения таможенной границы с целью вывоза морепродукции декларант подает в таможенный орган уведомление о намерении вывезти товары за пределы территории Российской Федерации в форме декларации о грузе [5].

Таможенный орган определяет формы и методы таможенного контроля исходя из целей пересечения таможенной границы, информации, содержащейся в уведомлениях, иных сведений. Выпуск продукции морского промысла осуществляется, как правило, без фактического предъявления вывозимой продукции морского промысла таможенному органу. В тех случаях, когда таможенный орган принимает решение о проведении таможенного досмотра, капитану судна назначается время и место, куда судно и товары должны быть доставлены для осуществления таможенного контроля.

Если после пересечения границы (перегрузки на другое судно) изменяются намерения вывезти помещенную под таможенный режим экспорта продукцию морского промысла, последняя может быть ввезена на таможенную территорию Российской Федерации после получения соответствующего разрешения контро­лирующей таможни и регионального управления ФПС России. По прибытии судна в порт оно подлежит пропуску через государственную границу в установленном порядке.

После завершения таможенного контроля в отношении ввезенной морепродукции ВГТД может быть изъята по заявлению декларанта [5].

Лицензирование перемещения через таможенную границу продукции морского промысла.

Лицензирование продукции морского промысла — регулирование компетентными государственными органами ввоза и вывоза товаров путём выдачи специальных разрешений — лицензий, является формой государственного контроля за внешнеторговой деятельностью.

Лицензия продукции морского промысла — это официальный документ, который разрешает осуществление экспортных и импортных операций в течение установленного срока.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 13.10.95 №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», лицензирование является нетарифным методом (инструментом) осуществления государственной политики в области внешнеторговой деятельности [2, Ст. 13].

Перечни лицензируемых товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок лицензирования экспорта и импорта товаров распространяется на всех участников внешнеэкономической деятельности независимо от формы собственности, места регистрации и положения на рынке.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», федеральный орган исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации непосредственно возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности (в настоящее время таким органом является Минэкономразвития Российской Федерации), является единственным органом государственной власти, выдающим лицензии на осуществление операций по экспорту и импорту товаров, в отношении которых установлены количественные ограничения или введён разрешительный порядок.

Приказом ГТК России от 15.07.97 № 423 "О лицензировании ввоза и вывоза товаров" установлено, что лицензия Минэкономразвития России является документом, необходимым для таможенных целей при таможенном оформлении товаров, подлежащих лицензированию. Выпуск указанных товаров производится таможенными органами при условии соблюдения требований, установленного порядка лицензирования, а также при условии представления лицензий МВЭС России [4, Ст. 54].

На основе постановлений Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1992 г. № 854 "О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации" и от 31 декабря 1994 г. № 1472 "О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации в области государственного регулирования экспорта товаров и услуг" Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации было разработано и утверждено Положение о порядке принятия решений о выдаче лицензий на экспорт ресурсов животного и растительного происхождения, выдаваемых МВЭС России (ныне Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации - Минэкономразвития России) [3, Ст. 3-4].

В соответствии с указанными Постановлениями Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (ныне Минприроды России) и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации принимают решение о выдаче лицензий на экспорт диких животных, дикорастущих растений, костей ископаемых животных, кости слоновой, рогов, копыт, кораллов и аналогичных материалов, лекарственного сырья растительного и животного происхождения; живых рыб, живых ракообразных, живых моллюсков и прочих живых водных беспозвоночных, развивающейся икры, молоки (спермы) осетровых, лососевых и частиковых рыб.

Для принятия решения о выдаче лицензий в системе Минприроды России, субъекты хозяйственной деятельности всех форм собственности, экспортирующие товары животного и растительного происхождения, представляют перечень необходимых документов, указанных в Положении о порядке принятия решений о выдаче лицензий на экспорт ресурсов животного и растительного происхождения, выдаваемых МВЭС России. Для принятия решения о выдаче лицензии, в Минприроды России или территориальный природоохранный орган подаётся:

- письменное заявление о выдаче лицензии;

- заявление/лицензия, оформленная на типовом бланке, утверждённом Минэкономразвития России;

- документ, удостоверяющий законность заготовки, приобретения или владения ресурсом (товаром), в отношении животных и растений, занесённых в Красную книгу РФ предъявляется разрешение на их добывание распорядительная лицензия на оборот;

-согласование Минздравмедпрома России, (при экспорте лекарственного сырья), согласование Роскомрыболовства (при экспорте водных биологических ресурсов).

До таможенных органов перечень товаров, экспорт которых осуществляется по лицензиям Минэкономразвития России, был доведён приказом ГТК России от 19.03.1996 № 149 «О лицензировании экспорта отдельных товаров». Таможенным органам приказано производить таможенное оформление товаров, указанных в приложении к приказу и вывозимых из Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, при условии представления лицензий, оформляемых Минэкономразвития России, и иных документов, необходимых для таможенных целей.

 

 



Дата: 2019-12-22, просмотров: 282.