Теперь пришло время рассмотреть и проанализировать недостатки и преимущества двух, описанных выше моделей бюджетирования. Приведем их сравнительный анализ в виде таблицы 1.
Прежде чем приступить к выводам по результатам нашего сравнительного анализа, хотелось бы пояснить самый первый пункт нашей таблицы, так как он является, на наш взгляд, одним из самых важных и принципиальных для оценки рассматриваемых моделей.
Итак, основным недостатком традиционной модели бюджетирования является то, что она не стимулирует снижение издержек у вспомогательных служб и небольших по объему доходов Центров Прибыли. Рассмотрим, как это проявляется. Во-первых, все издержки Центра Затрат в любом случае полностью переносятся на Центры Прибыли, и это не располагает к их сокращению. С другой стороны, общехозяйственные издержки, которые перераспределяются на них, могут быть существенно выше собственных, и тогда им также становится невыгодно сокращать свои издержки, так как бремя общехозяйственных затрат не позволит им заработать существенной прибыли.
Таблица 1
Сравнительный анализ схем бюджетирования
┌────────────────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┐
│ Традиционная модель бюджетного планирования с │Модель бюджетирования на основе прямых затрат (2 │
│ использованием трансфертных цен (1 модель) │ модель или Direct Costing) │
├───────────────────────┬────────────────────────┼──────────────────────────┬──────────────────────┤
│ Преимущества │ Недостатки │ Преимущества │ Недостатки │
├───────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────────┼──────────────────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │
├───────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────────┼──────────────────────┤
│ │Не стимулирует снижение│Весьма эффективно│ │
│ │издержек у│действует как│ │
│ │вспомогательных служб и│саморегулирующийся │ │
│ │небольших по объему│механизм оптимизации и│ │
│ │доходов Центров Прибыли │сокращения затрат, как для│ │
│ │ │всех Центров Прибыли, так│ │
│ │ │и для Центров Затрат │ │
├───────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────────┼──────────────────────┤
│ │Внутреннее трансфертное│Так как данная модель не│ │
│ │ценообразование на│подразумевает внутренних│ │
│ │практике чрезвычайно│"рыночных отношений",│ │
│ │негативно отражается на│конкуренции и постоянной│ │
│ │взаимоотношениях между│борьбы за финансы,│ │
│ │подразделениями и│существующие только на│ │
│ │сотрудниками банка и на│бумаге, то влияния на│ │
│ │психологическом климате│психологический климат она│ │
│ │в коллективе вообще │не оказывает │ │
├───────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────────┼──────────────────────┤
│ │Сложность построения и│Относительная простота при│ │
│ │запутанность данной│разработке, внедрении и│ │
│ │модели, прежде всего│оперативном управлении│ │
│ │из-за механизма│бюджетным планированием по│ │
│ │трансфертных цен,│этой модели │ │
│ │реализация и управление│ │ │
│ │которым очень трудны │ │ │
├───────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────────┼──────────────────────┤
│ │Необходимость постоянной│Как правило, не требуется│ │
│ │и весьма трудоемкой│постоянного регулирования│ │
│ │дополнительной настройки│модели, а первичная│ │
│ │и регулирования модели │настройка более проста │ │
├───────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────────┼──────────────────────┤
│Высокая точность в│ │ │Относительность с│
│оценке финансовых│ │ │экономической точки│
│результатов │ │ │зрения финансовых│
│ │ │ │результатов, так как│
│ │ │ │они не содержат полной│
│ │ │ │оценки с учетом всех│
│ │ │ │затрат │
├───────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────────┼──────────────────────┤
│Стимулирует Центры│ │Стимулирует Центры Прибыли│ │
│Прибыли на активный│ │на активный поиск новых и│ │
│поиск новых и│ │увеличение существующих│ │
│увеличение существующих│ │доходов │ │
│доходов │ │ │ │
├───────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────────┼──────────────────────┤
│Очень удобное средство│ │ │Прозрачность схемы не│
│давления со стороны│ │ │позволяет использовать│
│руководства на│ │ │ее руководством банка│
│бюджетные единицы│ │ │как средство│
│посредством │ │ │манипулирования и│
│регулирования │ │ │давления на│
│общехозяйственных │ │ │подразделения │
│издержек, так как│ │ │ │
│сложность и│ │ │ │
│запутанность схемы│ │ │ │
│позволяет вполне│ │ │ │
│логично увеличивать или│ │ │ │
│уменьшать издержки│ │ │ │
│конкретных единиц для│ │ │ │
│регулирования их│ │ │ │
│прибыли │ │ │ │
├───────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────────┼──────────────────────┤
│ │Реализация данной модели│Эта модель более│ │
│ │сама по себе достаточно│эффективна с экономической│ │
│ │затратная, в том числе и│точки зрения, так как│ │
│ │за счет использования│затрат на ее реализацию и│ │
│ │специального │оперативное управление│ │
│ │программного │требуется меньше │ │
│ │обеспечения, больших│ │ │
│ │трудовых ресурсов на│ │ │
│ │оперативное управление и│ │ │
│ │регулирование данной│ │ │
│ │схемой │ │ │
├───────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────────┼──────────────────────┤
│Хорошая практическая и│ │ │Недостаточная │
│теоретическая │ │ │практическая │
│проработанность, │ │ │проработанность и│
│выражающаяся в том│ │ │редкость специалистов│
│числе и в наличии│ │ │по данной модели,│
│большого количества│ │ │являющаяся следствием│
│специалистов, владеющих│ │ │ее относительной│
│данной методологией │ │ │новизны и│
│ │ │ │неизвестности для│
│ │ │ │российских банков │
└───────────────────────┴────────────────────────┴──────────────────────────┴──────────────────────┘
Учитывая этот, а также прочие недостатки (как видно из таблицы у традиционной модели их больше), можно констатировать, что мы пришли к выводу о том, что модель организации бюджетного планирования через прямые издержки (Direct Costing) является более прогрессивной и лучше способна решать основные из базовых задач бюджетирования. Тем не менее наш вывод не носит всеобщего характера, так как задача организации бюджетного планирования является индивидуальной и ее решение существенно зависит от особенностей и потребностей конкретного банка.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 242.