Сравнительный анализ двух основных моделей бюджетирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теперь пришло время рассмотреть и проанализировать недостатки и преимущества двух, описанных выше моделей бюджетирования. Приведем их сравнительный анализ в виде таблицы 1.

Прежде чем приступить к выводам по результатам нашего сравнительного анализа, хотелось бы пояснить самый первый пункт нашей таблицы, так как он является, на наш взгляд, одним из самых важных и принципиальных для оценки рассматриваемых моделей.

Итак, основным недостатком традиционной модели бюджетирования является то, что она не стимулирует снижение издержек у вспомогательных служб и небольших по объему доходов Центров Прибыли. Рассмотрим, как это проявляется. Во-первых, все издержки Центра Затрат в любом случае полностью переносятся на Центры Прибыли, и это не располагает к их сокращению. С другой стороны, общехозяйственные издержки, которые перераспределяются на них, могут быть существенно выше собственных, и тогда им также становится невыгодно сокращать свои издержки, так как бремя общехозяйственных затрат не позволит им заработать существенной прибыли.

 

Таблица 1

 

Сравнительный анализ схем бюджетирования

 

┌────────────────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────────┐

│ Традиционная модель бюджетного планирования с │Модель бюджетирования на основе прямых затрат (2 │

│ использованием трансфертных цен (1 модель) │      модель или Direct Costing)       │

├───────────────────────┬────────────────────────┼──────────────────────────┬──────────────────────┤

│ Преимущества │  Недостатки  │  Преимущества  │ Недостатки │

├───────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────────┼──────────────────────┤

│      1      │      2       │       3        │     4      │

├───────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────────┼──────────────────────┤

│                  │Не стимулирует снижение│Весьма     эффективно│                 │

│                  │издержек          у│действует         как│                 │

│                  │вспомогательных служб и│саморегулирующийся   │                 │

│                  │небольших по объему│механизм оптимизации и│                 │

│                  │доходов Центров Прибыли │сокращения затрат, как для│                 │

│                  │                   │всех Центров Прибыли, так│                 │

│                  │                   │и для Центров Затрат │                 │

├───────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────────┼──────────────────────┤

│                  │Внутреннее трансфертное│Так как данная модель не│                 │

│                  │ценообразование  на│подразумевает внутренних│                 │

│                  │практике чрезвычайно│"рыночных отношений",│                 │

│                  │негативно отражается на│конкуренции и постоянной│                 │

│                  │взаимоотношениях между│борьбы за финансы,│                 │

│                  │подразделениями   и│существующие только на│                 │

│                  │сотрудниками банка и на│бумаге, то влияния на│                 │

│                  │психологическом климате│психологический климат она│                 │

│                  │в коллективе вообще │не оказывает         │                 │

├───────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────────┼──────────────────────┤

│                  │Сложность построения и│Относительная простота при│                 │

│                  │запутанность данной│разработке, внедрении и│                 │

│                  │модели, прежде всего│оперативном управлении│                 │

│                  │из-за     механизма│бюджетным планированием по│                  │

│                  │трансфертных   цен,│этой модели          │                 │

│                  │реализация и управление│                     │                 │

│                  │которым очень трудны │                     │                 │

├───────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────────┼──────────────────────┤

│                  │Необходимость постоянной│Как правило, не требуется│                 │

│                  │и весьма трудоемкой│постоянного регулирования│                 │

│                  │дополнительной настройки│модели, а первичная│                 │

│                  │и регулирования модели │настройка более проста │                 │

├───────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────────┼──────────────────────┤

│Высокая точность в│                   │                     │Относительность   с│

│оценке  финансовых│                   │                     │экономической точки│

│результатов       │                   │                     │зрения финансовых│

│                  │                   │                     │результатов, так как│

│                  │                   │                     │они не содержат полной│

│                  │                   │                     │оценки с учетом всех│

│                       │                   │                     │затрат           │

├───────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────────┼──────────────────────┤

│Стимулирует Центры│                   │Стимулирует Центры Прибыли│                 │

│Прибыли на активный│                   │на активный поиск новых и│                 │

│поиск      новых и│                   │увеличение существующих│                 │

│увеличение существующих│                   │доходов              │                 │

│доходов           │                   │                     │                 │

├───────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────────┼──────────────────────┤

│Очень удобное средство│                   │                     │Прозрачность схемы не│

│давления со стороны│                   │                       │позволяет использовать│

│руководства     на│                   │                     │ее руководством банка│

│бюджетные  единицы│                   │                     │как      средство│

│посредством       │                   │                     │манипулирования и│

│регулирования     │                   │                     │давления       на│

│общехозяйственных │                   │                     │подразделения    │

│издержек, так как│                   │                     │                 │

│сложность        и│                   │                     │                 │

│запутанность      схемы│                   │                     │                 │

│позволяет   вполне│                   │                     │                 │

│логично увеличивать или│                   │                     │                 │

│уменьшать издержки│                   │                     │                 │

│конкретных единиц для│                   │                     │                 │

│регулирования   их│                   │                     │                 │

│прибыли           │                   │                     │                 │

├───────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────────┼──────────────────────┤

│                  │Реализация данной модели│Эта модель более│                 │

│                  │сама по себе достаточно│эффективна с экономической│                 │

│                  │затратная, в том числе и│точки зрения, так как│                 │

│                  │за счет использования│затрат на ее реализацию и│                 │

│                  │специального       │оперативное управление│                  │

│                  │программного       │требуется меньше     │                 │

│                  │обеспечения, больших│                     │                 │

│                  │трудовых  ресурсов на│                     │                 │

│                  │оперативное управление и│                     │                 │

│                  │регулирование данной│                     │                 │

│                  │схемой             │                     │                 │

├───────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────────────┼──────────────────────┤

│Хорошая практическая и│                   │                     │Недостаточная    │

│теоретическая     │                   │                     │практическая     │

│проработанность,  │                   │                     │проработанность   и│

│выражающаяся в том│                   │                     │редкость специалистов│

│числе и в наличии│                   │                     │по данной модели,│

│большого количества│                   │                     │являющаяся следствием│

│специалистов, владеющих│                   │                     │ее  относительной│

│данной методологией │                   │                     │новизны         и│

│                       │                   │                     │неизвестности для│

│                  │                   │                     │российских банков │

└───────────────────────┴────────────────────────┴──────────────────────────┴──────────────────────┘

 

Учитывая этот, а также прочие недостатки (как видно из таблицы у традиционной модели их больше), можно констатировать, что мы пришли к выводу о том, что модель организации бюджетного планирования через прямые издержки (Direct Costing) является более прогрессивной и лучше способна решать основные из базовых задач бюджетирования. Тем не менее наш вывод не носит всеобщего характера, так как задача организации бюджетного планирования является индивидуальной и ее решение существенно зависит от особенностей и потребностей конкретного банка.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 205.