Типовые организационные структуры кредитных организаций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рассмотрим, как строятся типовые организационные структуры кредитных организаций.

Традиционная функциональная структура банка, представленная на рисунке 1, является наиболее распространенной схемой организационного построения российской кредитной организации, главным образом небольших и средних размеров. Она строится на основе пооперационного разделения подразделений. Ее типичные составляющие - Валютный, Кредитный и Операционный отделы. Отличительными чертами такой структуры являются жесткое разделение обязанностей и "бюрократический дух".

Смешанная функционально-дивизиональная структура банка, изображенная на рисунке 2, является реальной организационной структурой одного из достаточно крупных московских банков. На первый взгляд, эта структура кажется функциональной, однако ей присуща одна из особенностей дивизиональной структуры, а именно: ориентация на разные классы потребителя (клиента). В то же время мы не можем назвать данную структуру дивизиональной, поскольку в данном примере кредитное и валютное подразделения функционируют независимо, как в чисто функциональной структуре. Следовательно, эта структура относится к типу межклассовых, смешанных структур.

 

                     ┌───────────────────────┐

                     │ Руководство банка │

                     └────────┬────┬─────────┘

┌──────────────┬───────────────┼────┼───────┬──────────────────┐

┌───┴─────┐ ┌────┴───┐ ┌────────┴───┐│ ┌─────┴─────┐ ┌─────────┴────┐

│Кредитный│ │Валютный│ │Отдел ценных││ │Бухгалтерия│ │Отдел кассовых│

│ отдел │ │ отдел │ │ бумаг ││ │      │ │ продаж │

└─────────┘ └────────┘ └────────────┘│ └───────────┘ └──────────────┘

  ┌──────────────────┬─────────────┴────────┬───────────────┐

┌──────┴─────┐ ┌─────────┴───────────┐ ┌──────┴──────┐ ┌─────┴──────┐

│Операционный│ │ Административно- │ │ Отдел │ │ Отдел │

│ отдел │ │ хозяйственный отдел │ │автоматизации│ │безопасности│

└────────────┘ └─────────────────────┘ └─────────────┘ └────────────┘

 

 

Рис. 1. Традиционная функциональная организационная структура банка

 

 

                                  ┌─────────────────────┐

                                  │ Руководство банка │

                                  └─────────┬───────────┘

┌─────────────┬─────────────────┬───────────┴─────┬─────────────┬─────────────┬────────────┬────┐

┌────┴──────┐ ┌────┴────────┐ ┌──────┴───────┐ ┌───────┴────┐ ┌──────┴─────┐┌──────┴───┐┌───────┴──┐ │

│ Отдел │ │ Отдел │ │ Департамент │ │ Департамент│ │ Департамент││Управление││Управление│ │

│внутреннего│ │экономической│ │корпоративного│ │ клиентского│ │кредитования││ активных ││ валютных │ │

│ аудита │ │безопасности │ │ развития │ │обслуживания│ │       ││ операций ││ операций │ │

└────┬──────┘ └─────────────┘ └──────┬───────┘ └───────┬────┘ └──────┬─────┘└──────┬───┘└───────┬──┘ │

┌────┴──────┐            ┌──────┴───────┐ ┌───────┴────┐ ┌──────┴─────┐┌──────┴───┐┌───────┴──┐ │

│ Служба │            │ Управление │ │ Управление │ │ Управление││ Отдел ││ Отдел │ │

│внутреннего│            │ развития │ │ по работе с│ │ потреби- ││государст-││ межд. │ │

│ контроля │            │ банковских │ │ корпоратив-│ │ тельского ││ венных ││операций и│ │

└───────────┘            │ технологий │ │ ными │ │кредитования││ ценных ││ корп. │ │

                         │         │ │ клиентами │ │       ││ бумаг ││отношений │ │

                         └──────────────┘ └───────┬────┘ └──────┬─────┘└──────┬───┘└───────┬──┘ │

                                          ┌───────┴────┐ ┌──────┴─────┐┌──────┴───┐┌───────┴──┐ │

                                          │ Управление │ │ Управление││ Отдел ││ Отдел │ │

                                          │по работе с │ │ вексельного││ долговых ││валютного │ │

                                          │   VIP- │ │ обращения ││ обяза- ││контроля │ │

                                          │ клиентами │ │ и взаимо- ││ тельств ││     │ │

                                          │       │ │ расчетов ││     ││     │ │

                                          └───────┬────┘ └──────┬─────┘└──────┬───┘└──────────┘ │

                                          ┌───────┴────┐ ┌──────┴──────┐┌─────┴────────┐   │

                                          │Информацион-│ │ Управление ││ Отдел │   │

                                          │ но-аналити-│ │коммерческого││ корпоративных│   │

                                          │ ческое │ │кредитования ││ акций │     │

                                          │управление │ │        ││         │   │

                                          └───────┬────┘ └─────────────┘└─────┬────────┘   │

                                          ┌───────┴────┐           ┌─────┴────────┐   │

                                          │ Управление │           │Отдел операций│   │

                                          │пластиковых │           │ на денежном │        │

                                          │ карт │           │ рынке │   │

                                          └───────┬────┘           └─────┬────────┘   │

                                          ┌───────┴────┐           ┌─────┴────────┐   │

                                          │ Управление │           │ Отдел анализа│   │

                                          │специальных │           │ контрагентов│   │

                                          │ программ │           │         │   │

                                          └───────┬────┘           └──────────────┘   │

                                      ┌───────────┴─────────┐                              │

                                      │Управление маркетинга│                              │

                                      │ и связей с │                              │

                                      │ общественностью │                              │

                                      └───────────┬─────────┘                              │

                                      ┌───────────┴─────────┐                              │

                                      │ Отдел депозитарных │                              │

                                      │     операций │                              │

                                      └───────────┬─────────┘                              │

                                      ┌───────────┴─────────┐                              │

                                      │Отдел доверительного │                              │

                                      │ управления │                              │

                                      └─────────────────────┘                              │

                                            ┌───────────────────────────────────────────────────┘

  ┌──────────────┬────────────────┬─────────┴─────┬──────────────┬──────────────┬────────┐

┌──────┴───────┐┌─────┴───────┐┌───────┴──────┐┌───────┴──────┐┌──────┴──────┐┌──────┴───┐┌───┴────┐

│ Управление по││ Управление ││ Управление ││ Управление ││ Отдел ││Управление││ Отдел │

│ работе с ││регионального││экономического││учета основных││автоматизации││ делами ││кассовых│

│драгметаллами ││ развития ││ анализа ││ операций ││ и обработки ││     ││операций│

│ и камнями ││        ││и планирования││         ││ информации ││     ││   │

└──────┬───────┘└─────┬───────┘└───────┬──────┘└───────┬──────┘└─────────────┘└──────┬───┘└────────┘

┌──────┴───────┐┌─────┴───────┐┌───────┴──────┐┌───────┴──────┐          ┌──────┴────┐

│Отдел закупок ││ Отдел ││ Отдел ││ Отдел учета │           │Юридический│

│ и продаж ││ координации ││экономического││хозяйственной │          │ отдел │

│         ││ и развития ││ анализа ││ деятельности │          │      │

│         ││ регион. сети││         ││         │          │      │

└──────┬───────┘└─────┬───────┘└───────┬──────┘└───────┬──────┘          └──────┬────┘

┌──────┴───────┐┌─────┴───────┐┌───────┴──────┐┌───────┴──────┐          ┌──────┴────┐

│ Отдел ││ Отдел   ││ Отдел ││ Отдел │          │ Отдел │

│ региональных ││ региональных││ планирования ││ организации │          │ кадров │

│ проектов ││ программ ││         ││ расчетов │          │      │

└──────┬───────┘└─────────────┘└──────────────┘└───────┬──────┘          └──────┬────┘

┌──────┴───────┐                          ┌───────┴──────┐          ┌──────┴────┐

│Информационно-│                          │Отдел налогов │          │Хозяйствен-│

│аналитический │                          │         │          │ ный отдел │

│ отдел │                          │         │          │      │

└──────────────┘                          └───────┬──────┘          └──────┬────┘

                                          ┌───────┴──────┐          ┌──────┴────┐

                                          │ Отдел │          │ Канцелярия│

                                          │ отчетности │          │      │

                                          └───────┬──────┘          └───────────┘

                                          ┌───────┴──────┐

                                          │ Отдел учета │

                                          │ активных │

                                          │ операций │

                                          └───────┬──────┘

                                          ┌───────┴──────┐

                                          │ Отдел учета │

                                          │ операций │

                                          │ филиалов │

                                          └──────────────┘

 

Рис. 2. Смешанная функционально-дивизиональная структура банка

 

Отличительной особенностью дивизиональной структуры, ориентированной на клиента (рис. 3), является то, что входящие в ее состав структурные единицы, призванные обеспечивать обслуживание клиентов, отделены от подразделений, занятых обеспечением деятельности банка и осуществляющих его развитие, концентрируя усилия на качестве и скорости обслуживания. Благодаря такой организации, специалисты и структуры, обслуживающие клиентов, освобождаются от рутинной работы (формирование отчетности, выполнение запросов и указаний высшего руководства и других служб и т.п.).

На верхнем уровне этой структуры расположены пять департаментов: департамент по работе с клиентами, казначейство, департамент обеспечения банковских операций, департамент бухгалтерского учета и отчетности и департамент анализа и развития.

В обязанности сотрудников управлений по работе с клиентами входит полное обслуживание клиентов по всем видам оказываемых банком услуг. Эти сотрудники обязаны уметь объяснить клиенту правила предоставления услуг и дать свои рекомендации по возможным операциям. Они должны выступать инициаторами общения с клиентом, отслеживать его финансовое состояние и финансовые потоки, создавать ему комфортные условия обслуживания, аргументировано убеждать и оказывать квалифицированные консультации по состоянию рынка банковских услуг и общей ситуации в финансовой сфере.

В рамках данного подразделения могут функционировать три управления: управление по работе с физическими лицами, управление по работе с юридическими лицами, управление по работе с VIP-клиентами, иногда может встречаться и управление по работе со специальными клиентами. В категорию последних могут входить, например, целые финансово-промышленные группы, или VIP-клиенты, которые осуществляют специфический набор операций, например, с очень крупными суммами.

                                  ┌─────────────────────┐

                                  │ Руководство банка │

                                  └─────────┬───────────┘

     ┌───────────────────┬──────────────────┼─────────────────────────┬──────────────────────┐

┌─────────┴───────────┐┌──────┴─────┐┌───────────┴───────────┐┌────────────┴────────────┐┌────────┴──────────┐

│Департамент по работе││Казначейство││Департамент обеспечения││Департамент бухгалтерско-││Департамент анализа│

│ с клиентами ││       ││ банковских операций ││ го учета и отчетности ││ и развития │

└─────────┬───────────┘└──────┬─────┘└───────────┬───────────┘└────────────┬────────────┘└────────┬──────────┘

┌─────────┴───────────┐┌──────┴─────┐┌───────────┴───────────┐┌────────────┴────────────┐┌────────┴──────────┐

│Управление по работе ││ Отдел ││ Юридический отдел ││  Отдел учета  ││ Отдел стратегичес-│

│ с юридическими ││ контроля ││                  ││ внешних операций ││ кого развития │

│  лицами   ││ платежной ││                  ││                    ││              │

│                ││ позиции ││                  ││                    ││              │

└─────────┬───────────┘└──────┬─────┘└───────────┬───────────┘└────────────┬────────────┘└────────┬──────────┘

┌─────────┴───────────┐┌──────┴─────┐┌───────────┴───────────┐┌────────────┴────────────┐┌────────┴──────────┐

│Управление по работе ││ Отдел ││ Управление по работе с││ Отдел учета внутренних ││ Отдел прогнозиро- │

│с физическими лицами ││ исполнения ││ нефинасовыми активами ││    операций   ││ вания ликвидности │

│                ││ бюджета ││                  ││                    ││              │

└─────────┬───────────┘└──────┬─────┘└───────────┬───────────┘└────────────┬────────────┘└────────┬──────────┘

┌─────────┴───────────┐┌──────┴─────┐┌───────────┴───────────┐┌────────────┴────────────┐┌────────┴──────────┐

│ Отдел по работе с ││ Управление ││ Управление по работе с││ Отдел кассовых операций ││ Отдел внешних │

│ VIP-клиентами ││привлечения ││  филиалами  ││                    ││   связей │

│                ││ ресурсов ││                  ││                    ││              │

└─────────────────────┘└──────┬─────┘└───────────┬───────────┘└────────────┬────────────┘└────────┬──────────┘

                  ┌──────┴─────┐┌───────────┴───────────┐┌────────────┴────────────┐┌────────┴──────────┐

                  │ Управления ││ Служба безопасности ││ Отдел налоговых ││ Отдел экономичес- │

                  │ размещения ││  и инкассации ││    платежей   ││ кого анализа │

                  │ ресурсов и ││                  ││                    ││              │

                  │ инвестиций ││                  ││                    ││              │

                  └──────┬─────┘└───────────┬───────────┘└────────────┬────────────┘└────────┬──────────┘

                  ┌──────┴─────┐┌───────────┴───────────┐┌────────────┴────────────┐┌────────┴──────────┐

                  │ Отдел ││  Управление ││ Отдел платежей ││ Отдел развития │

                  │ дилинга   ││ автоматизацией ││                    ││ банковских услуг │

                  └────────────┘└───────────┬───────────┘└────────────┬────────────┘└────────┬──────────┘

                                ┌───────────┴───────────┐┌────────────┴────────────┐┌────────┴──────────┐

                                │ Управление делами ││ Отдел сводной отчетности││ Отдел анализа и │

                                │                  ││                    ││ планирования │

                                │                  ││                    ││  бюджета │

                                └───────────┬───────────┘└────────────┬────────────┘└───────────────────┘

                                ┌───────────┴───────────┐┌────────────┴────────────┐

                                │ Фондовый отдел ││ Отдел методологии учета │

                                └───────────────────────┘└─────────────────────────┘

Рис. 3 Дивизиональная структура, ориентированная на клиента

 

Казначейство в такой структуре несет ответственность за управление финансовыми потоками, привлечением и размещением ресурсов, работой на финансовых рынках. Оно обеспечивает также контроль и управление ликвидностью, позициями, разнообразными бюджетами и лимитами.

Департамент обеспечения банковских операций объединяет все подразделения, обеспечивающие и поддерживающие выполнение операций.

На нашей схеме (см. рис. 3) департамент бухгалтерского учета и отчетности выделен отдельно, хотя он, казалось бы, должен относится к службам, обеспечивающим операции. Особое выделение департамента бухгалтерского учета нам представляется вполне логичным и оправданным для России, так как в отечественных кредитных организациях насчитывается очень большое количество бухгалтерских работников, исполняемая ими работа очень важна и требования к качеству ее исполнения со стороны контролирующих органов очень высоки (усложненный учет, множество разнообразных отчетных форм, высокая ответственность и т.п.).

Департамент анализа и развития осуществляет поиск и реализацию путей возможного усовершенствования банковских услуг, контроль качества их реализации, подготовку материалов по их технологическому описанию, проведение маркетинговых компаний, анализ текущего состояния банка.

При подобном структурном делении весьма прозрачны цели каждого из подразделений. Целью департамента по работе с клиентами является качественное обслуживание, целью служб обеспечения - осуществление операций с минимальными затратами на требуемом уровне качества и с заданными характеристиками, например скорости и контроля, департамент развития отвечает только за движение банка вперед, внедрение новых продуктов и услуг, анализ рыночной конъюнктуры и т.п.

Рассмотрим более сложную модель потребительской дивизиональной структуры, которая типична для многих зарубежных банков (рис. 4). В такой структуре присутствуют два подуровня управления. Один (более низкий) - операционный уровень. Он в свою очередь делится на front (основной) и back (вспомогательный) офисы. Другой (более высокий) - head офис (головной офис) - представляет собою уровень, ответственный за общее управление и развитие. Задачей операционного уровня является осуществление обслуживания клиентов и совершение собственных операций. Front офис осуществляет только обслуживание клиентов, a back офис - весь необходимый для этого обслуживания спектр операций. Задачей head офиса является общее управление, развитие, анализ, маркетинг и управление финансами.

Для таких организационных структур типично разделение бухгалтерии (в нашем понимании) на два уровня: основную (или главную) бухгалтерию и операционную (или вспомогательную). Главная бухгалтерия относится к head офису. В ее компетенцию входит определение методологии учета, регламентация учета, контроль и внутренний аудит, управление налогами, консолидация и анализ отчетности вспомогательных бухгалтерий, взаимодействие с контролирующими органами, корректировка данных и т.д. Вспомогательные бухгалтерии обеспечивают отражение операций в регистрах учета в соответствии с требованиями главной бухгалтерии. Построение бухгалтерского аппарата более подробно рассмотрено нами ниже в главе "Система учета".

 

                  ┌─────────────────────────┐

                  │ Руководство банка │

                  └───────────┬─────────────┘

                  ┌───────────┴─────────────┐

                  │HEAD OFFICE (Департамент)│

                  └───────────┬─────────────┘

   ┌─────────────────────┐ │ ┌───────────────────────┐

   │ Главная бухгалтерия ├────┼────┤ Финансовый отдел │

   └─────────────────────┘ │ └───────────────────────┘

   ┌─────────────────────┐ │ ┌───────────────────────┐

   │ Информационно- ├────┼────┤ Служба безопасности │

   │ аналитический отдел │ │ │                  │

   └─────────────────────┘ │ └───────────────────────┘

   ┌─────────────────────┐ │ ┌───────────────────────┐

   │ Отдел банковских │ │ │ Административно- │

   │ технологий ├────┼────┤ хозяйственный отдел │

   └─────────────────────┘ │ └───────────────────────┘

   ┌─────────────────────┐ │ ┌───────────────────────┐

   │ Канцелярия ├────┼────┤   Маркетинг │

   └─────────────────────┘ │ └───────────────────────┘

   ┌─────────────────────┐ │ ┌───────────────────────┐

   │ Казначейство │ │ │ Отдел стратегического │

   │                ├────┼────┤ планирования │

   └─────────────────────┘ │ └───────────────────────┘

┌────────────────────────────┴────────────────────────┐

┌─────┴────────────────────┐           ┌───────────────┴─────────┐

│FRONT OFFICE (департамент)├────┐      │BACK OFFICE (департамент)├─┐

└──────────────────────────┘ │      └─────────────────────────┘ │

                ┌──────────┘                                  │

┌──────────────────┐ │ ┌──────────────────┐                        │

│ Консультационная │ │ │Отдел обслуживания│                        │

│ служба   ├─┼─┤ корпоративных │                        │

│             │ │ │ клиентов │                        │

└──────────────────┘ │ └──────────────────┘                        │

┌──────────────────┐ │ ┌──────────────────┐                        │

│Отдел обслуживания│ │ │Отдел обслуживания│                        │

│ физических лиц ├─┴─┤ VIP-клиентов │                        │

└──────────────────┘ └──────────────────┘                        │

    ┌─────────────┬─────────────┬────────────┬────────────┬────────┤

┌────────┴──────┐┌─────┴─────┐┌──────┴──────┐┌────┴──────┐┌────┴──────┐ │

│Вспомогательные││ Отдел ││ Отдел ││ Отдел ││ Отдел │ │

│ бухгалтерии ││обеспечения││автоматизации││обеспечения││обеспечения│ │

│          ││ платежей ││        ││ дилинга ││ других │ │

│          ││      ││        ││      ││ операций │ │

└───────────────┘└───────────┘└─────────────┘└───────────┘└───────────┘ │

┌─────────────────┐                                                │

│Отдел процессинга├─────────────────────────────────────────────────────┘

└─────────────────┘

 

Рис. 4. Типичная для многих зарубежных банков дивизиональная структура, ориентирования на клиента

 

На рисунке 5 изображена модель матричной структуры, отличительной особенностью которой является наличие двух совместно функционирующих, наложенных друг на друга структур. Следствием такого наложения является двойное подчинение некоторых сотрудников, занятых в так называемой проектной работе. В таких структурах помимо основной организационной структуры и соответственно базовых задач периодически возникают отдельные задачи, решение которых осуществляют специально формируемые для этого группы или проекты. Они составляются из сотрудников разных подразделений, которые наиболее подходят для решения той или иной задачи и управляются специально выделенным для этого "проектным руководством". Руководство проекта обладает всеми полномочиями, необходимыми для выполнения поставленной задачи. После выполнения задачи проект расформировывается. При этом базовая структура может быть и обычной, функциональной, и дивизиональной, ориентированной на потребителя, как на нашей схеме.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 258.