Формы предпринимательского сотрудничества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Прежде всего различают следующие сферы предпринимательской деятельности:

1. Производственная деятельность (производственное предпринимательство), то есть, когда собственник средств производства сам организует производство, иначе говоря, сам производит и сам реализует товары.

2. Коммерческое производство (предпринимательство). Здесь предприниматель выступает в виде торговца, сам не производя товары и услуги, а закупая их у производителя за свой собственный счет и затем перепродавая, извлекая торговую прибыль.

3. Финансовое предпринимательство - имеет место тогда, когда предприниматель продает денежные средства или ценные бумаги и извлекает проценты или дивиденды.

4. Посредническое предпринимательство - когда предприниматель не производит, не приобретает товары, а выступает в качестве посредника - сводит покупателя и продавца и выполняет их поручения за их же счет (брокеры, риэлтеры).

5. Страховое предпринимательство - предприниматель гарантирует страхование имущества, возмещает нанесенный ущерб за определенную плату.

В процессе предпринимательской деятельности в сферах выделяют определенные формы предпринимательского сотрудничества:

 

           Сотрудничество в производственной сфере

 

а) Совместные предприятия. Совместные предприятия (СП) - такие предприятия, уставный фонд которых создан на основе паевых взносов нескольких предпринимателей, один из которых является иностранным лицом, физическим или юридическим. Деятельность СП регулируется Законом об иностранных инвестициях. При планировании создания СП предприниматель должен определить профиль СП, найти партнера, подписать договор о намерениях - договор, который заключают участники сделки, и в котором указывают основные направления деятельности.

   

б) Производственная кооперация.

в) Лизинг.

Лизинг является очень важной и распространенной формой предпринимательского сотрудничества. Лизинг - это операции по размещению движимого и недвижимого имущества, которое закупается лизинговой фирмой, остается в ее собственности, но сдается в аренду предпринимателю.

                     Механизм лизинговой сделки:

В лизинговой сделке присутствуют три стороны:

- поставщик;

- лизинговая фирма;

- получатель (арендатор).

Предприниматель (в схеме - получатель) обращается в лизинговую фирму с запросом на оборудование. После получения заказа лизинговая фирма разрабатывает маркетинговое поручение или предложение. Лизинговая фирма изучает возможности получения оборудования (выявляет его производителей) и определяет платежеспособность арендатора. Вместе с тем одновременно изучается и определяется уровень риска по оборудованию. Если оборудование мобильно, то есть, легко перенастраивается на производство другого продукта и имеет небольшой срок морального износа, то по такому оборудованию риск низок. Если же оборудование жестко специализировано и не поддается переналадке на другие технологии, а также имеет длительный срок морального износа, то риск довольно высок.

В стадии подготовки лизинговых предложений анализируется также закупочная цена оборудования, аванс и размеры арендных платежей, сроки действия лизингового договора. После этого лизинговая фирма знакомит с лизинговым предложением производителя оборудования и его получателя. Если с их сторон возражений нет, то заключается лизинговый договор. Затем поставщик поставляет оборудование арендатору; лизинговая фирма уплачивает стоимость оборудования производителю и становится собственником оборудования. Арендатор обязан внести первый взнос при получении оборудования.

Существуют несколько видов лизинга:

1. Лизинг с неполной оплатой, то есть, сделка заключается на более короткий период, чем физический цикл жизни оборудования. В течении амортизационного периода оборудование не полностью амортизируется и может быть сдано во вторичную аренду. Разновидностью лизинга с неполной оплатой является оперативный лизинг, когда лизинговая фирма берет на себя обязательство оперативно обслуживать оборудование (обычно она специализируется на данном виде оборудования длительное время и имеет специальный персонал).

2. Лизинг с полной оплатой, то есть, договор заключается на полный жизненный цикл оборудования. На протяжении базового периода арендодатель получает полную покупную стоимость оборудования, которое он отдал в аренду. Разновидностью лизинга с полной оплатой является раздельный лизинг: лизинговая фирма финансирует только часть  лизинговых операций, а остальная часть финансируется банком.

3. Возвратный лизинг - когда производитель оборудования продает его  лизинговой фирме, а затем берет обратно в аренду.

Лизинг выгоден предпринимателю, когда:

1) Возникает временная потребность в данном оборудовании.

2) Возникает потребность в оборудовании, не связанном с основным профилем предпринимательской деятельности.

3) Возникает необходимость использования капитала в другом целевом назначении.

4) Фирма нуждается в сложном, многопрофильном, новейшем оборудовании; в этом случае лучше предоставить его обслуживание лизинговой фирме.

5) Есть необходимость использовать оборудование неизвестных фирм.

6) Оборудование всегда берется в аренду, если это обходится дешевле, быстрее, лучше.

г) Трастовские компании.

 

Следующей формой предпринимательского сотрудничества в сфере производства является франчайзинг - предоставление известной фирмой, имеющей престижную на рынке марку, возможности более мелкой и неизвестной фирме эту марку использовать в предпринимательских целях. Наряду с предоставлением марки практикуется также предоставление определенных прав на технологии, ноу-хау и т.д. Данная форма сотрудничества получила распространение, поскольку она соединяет особенности и преимущества как большого, так и малого бизнеса. Объемы оборота франчайзинга превышают 50 миллиардов долларов в год в США. Какие же формы франчайзинга имеют место в современном бизнесе?

1. Реализация своей продукции под маркой известной фирмы.

2. Реализация продукции известной фирмы через свою торговую систему.

3. Разработка и реализация своей продукции с использованием технологий и маркетинга известной фирмы.

4. Использование авторского права в предпринимательских целях.

Какие преимущества дает франчайзинг фирме, предоставляющей свою марку?

1. Возможности роста дохода за счет процентных отчислений от реализации товаров мелкой фирмы.

2. За счет экономии на торговых издержках.

3. За счет большей эффективности реализации товаров мелкой фирмой, поскольку она осуществляется, как правило, на хорошо освоенном сегменте рынка.

Конечно же, франчайзинг для крупной фирмы имеет и отрицательные стороны. Это:

- угроза дискредитации марки;

- необходимость предоставления опережающего кредита;

- расходы в связи с необходимостью содержать штат контролеров.

Положительными сторонами использования франчайзинга в мелкой фирме являются:

1. Гарантия реализации товаров, поскольку марка большой фирмы престижна.

2. Оказание помощи со стороны большой фирмы, управление процессом реализации.

3. Детальные инструкции со стороны большой фирмы по каждому возникающему вопросу.

4. Готовый маркетинг - большая фирма производит, как правило, обширную рекламную кампанию за свой счет.

5. Финансовая помощь со стороны большой фирмы.

Конечно же, и малый бизнес получает свою долю проблем от использования франчайзинга. К ним относятся:

- необходимость выплачивать процент от прибыли вне зависимости от результатов франчайзинговой деятельности;

- полная зависимость от большой фирмы и регламентация деятельности;

- заранее обусловленный проигрыш во всех судебных спорах и разбирательствах.

Таким образом, использование франчайзинга приносит обеим сторонам как определенные преимущества, так и недостатки. Тем не менее, для многих крупных современных компаний использование франчайзинга является не просто желательным; оно единственно необходимо для выживания на рынке, поскольку почти ни одна крупная компания, реализующая товары народного потребления, не способна создать столь обширную сеть распространения продукции, какая создается усилиями отдельных распространителей.

 

Еще одна форма предпринимательского производственного сотрудничества - проектное финансирование. Прежде всего это форма партнерских связей в двух случаях:

1. Когда одна сторона, имеющая разработанный проект, предлагает другой стороне практическую его реализацию; причем первая сторона финансирует проект, а вторая - обязуется вернуть кредит товарами и услугами, которые будут произведены в ходе реализации.

2. Первая сторона финансирует, а вторая - реализует имеющийся у второй стороны проект.

Второй случай очень выгоден для малого бизнеса, особенно в молодых, развивающихся отраслях; по-видимому подобные предприятия обычно являются венчурными.

 

Весьма близкой к франчайзингу формой сотрудничества является лицензирование. Субъектами отношений лицензирования являются лицензиар, то есть, обладатель прав и технических средств, и лицензиат - лицо, приобретающее эти права на постоянной или временной основе.

Лицензиар заключает с лицензиатом соглашение на право использования особой технологии по производству товара или патента, торговой марки за лицензионный платеж. При заключении подобного соглашения необходимо иметь в виду, что:

1. Могут передаваться все права или вся технология лицензиара. Здесь также могут быть варианты:

- лицензиар полностью владеет данным правом, технологией или патентом;

- лицензиар не полностью владеет новой технологией: часть узлов, деталей, разработок осуществляют смежники; в этом случае лицензиар должен заключить соглашение с субподрядчиками, поставщиками о получении лицензии, и только тогда он может заключить договор на полные права или полную технологию с лицензиатом.

2. Лицензиар заключил договор только на основную часть нового технологического процесса, а по методам подготовки, доводки лицензиат заключил соглашения с поставщиками лицензиара.

Особо важным моментом является защита незапатентованных проектов. В этом случае лицензиар должен использовать следующие методы:

1. При заключении договора раскрывается только часть проекта, которая могла бы заинтересовать партнера.

2. Можно потребовать от лицензиата заключения предварительного договора о неразглашении коммерческой тайны и определить меру ответственности.

3. Если лицензиат согласен на заключение лицензионного договора, но требует предварительно ознакомиться с документами, то в этом случае необходимо брать плату. Размер платы должен быть таким, чтобы у лицензиата не было интереса отказаться от договора; при соглашении плата включается в сумму договора.

 

Концессия - эта форма сотрудничества, как правило, выражается во взаимоотношениях иностранного предпринимателя и государственного или муниципального органа об аренде хозяйственных объектов, находящихся в монопольной собственности этого органа. Объектами концессии, как правило, являются прииски, леса, реки, озера, заводы и т.п. Обычно концессия - это долгосрочная аренда с целью интенсивного или эффективного использования ресурсов при помощи иностранного партнера. Выгода иностранного предпринимателя от такого сотрудничества ясна: коммерческая прибыль. Государственные и муниципальные же органы, как правило, преследуют две цели:

1. Освоение, организация соответствующих форм производства при отсутствии аналогичных отечественных технологий.

2. Сокращение издержек за счет использования иностранных технологий и получение прибыли.

Отношения между сторонами в концессии устанавливаются договором концессии.

 

И, наконец, последние рассматриваемые формы предпринимательского сотрудничества в производственной сфере - управление по контракту и подрядное производство. В первом случае один предприниматель передает другому патент в области управления и организации производства. Во втором случае один предприниматель заключает договор с другим на предмет производства товара, деталей, работ или же заключает договор с поставщиками

первой стороны (при этом с поставщиками расплачивается первая сторона).

 

  Формы сотрудничества в коммерческой деятельности и торговле.

 

Одной из наиболее ранних форм сотрудничества в этой сфере является бартер (кстати, почему не самой ранней - сам не знаю, фраза дословно цитируется по Мухаровскому). Бартер - это сделка между предпринимателями, при которой предполагается обмен товарами между сторонами без опосредования его деньгами. При составлении бартерного контракта прежде всего следует обратить внимание на три момента:

1. Необходимо указать, какие именно конкретные товары с конкретными        характеристиками будут поставляться.

2. Следует указать точное количество товара при разовой сделке, либо пропорции при долгосрочном договоре.

3. Указываются сроки выполнения поставок и санкции за их нарушение.

В случае обычной бартерной сделки подписывается только один контракт.

 

Разновидностью бартера является встречная поставка. Она заключается не одним, а двумя договорами. Если предприниматель не может реализовать свой товар по обычной (вернее, выгодной для него - прим. редактора) цене, но знает о другом предпринимателе, которому нужен этот товар, но он, в свою очередь, не может заплатить деньгами, однако налаживает производство товара, необходимого первому предпринимателю, то сначала заключается соглашение о поставках одного товара, а по истечении 6 месяцев, когда начинается производство второго товара, заключается встречная сделка.

Подобная сделка заключается не только из-за проблем с реализацией своего товара, но и с целью забронировать на рынке нужный для предпринимателя товар, а также получить гарантию сбыта по своему товару.

Офсетная сделка является разновидностью уже встречной поставки - это обмен товарами и услугами, а также получение возможности вложить свой капитал в выгодное дело взамен за определенные услуги.

 

Одной из форм  коммерческого сотрудничества является коммерческая трангуляция, широко используемая в коммерческой деятельности многих компаний. Суть этой сделки заключается в том, что первый предприниматель поставляет товар второму предпринимателю, который не производит нужный для первого предпринимателя товар, но в товаре второго предпринимателя заинтересован третий предприниматель, производящий искомый, нужный для первого товар. Таким образом, заключается тройная сделка.

 

                Формы финансового сотрудничества.

 

В данной теме будут рассмотрены лишь некоторые из форм финансового сотрудничества. В целом выделяют следующие формы:

1. Сотрудничество в финансово-кредитной сфере (изучается в курсе "Финансы и кредит").

2. Сотрудничество на фондовом рынке (изучается в курсе "Рынок ценных бумаг").

3. Факторинг.

4. Коммерческий трансферт.

 

Сущность факторинга заключается в том, что если фирма производит товары, то у нее обязательно имеются долговые обязательства получателей товара - дебиторская задолженность. Чтобы не ждать возврата денег по задолженности и в целях освобождения от затрат по ведению счетов дебиторов данные обязательства могут быть проданы факторинг-фирме. Факторинг - это

купля-продажа долговых обязательств покупателей, которая осуществляется между поставщиком товара и факторинг-фирмой.

В факторинговой сделке принимают участие три стороны:

1. Факторинг-фирма - специализированное предприятие, приобретающее счета-фактуры, долговые обязательства.

2. Клиент - поставщик товара, кредитор должника.

3. Должник.

Получив заказ от клиента, факторинг-фирма подготавливает предложение. Прежде всего, она изучает клиента, в особенности его баланс за последние два-три года, технические и бухгалтерские отчеты, продукцию, ее конкурентоспособность, спрос, перспективы. Затем изучается должник.

Особенно внимательно следует изучить активы и пассивы, возможности ликвидности. После этого заключается факторинговый договор. Факторинговые услуги оказываются в двух формах:

1. Без финансирования. В этом случае клиент, передавший счета факторинг-фирме, получает сумму этих счетов при наступлении срока платежа. При этом факторинг-фирма получает комиссионные от клиента за ведение счетов должника и за риск, который фирма берет на себя (если договор факторинга заключен без права регресса). Размер комиссионных составляет в промышленно развитых странах порядка 1,5-3% от суммы счетов.

2. С финансированием - факторинг-фирма сразу выплачивает клиенту 70-80% суммы предоставленных счетов-фактур, то есть, предоставляет кредит. Остальные 20-30% выплачиваются клиенту по окончательной оплате должником своих счетов-фактур. Эти 20-30% являются для факторинг-фирмы гарантом в случае недопоставок товара клиентом или возврата потребителем некачественных продуктов. При этом факторинг-фирма получает:

1. Комиссионные.

2. Процент за авансированный капитал (за кредит) - в промышленно-развитых странах обычно на 1-2% ставки коммерческого кредита.

Процент начисляется с момента выдачи аванса до дня его погашения. При этом факторинг-фирма подсчитывает доходы ежемесячно; она постоянно ведет учет погашенных и непогашенных счетов-фактур. На непогашенные фактуры необходимо выписывать счет т направлять его клиенту, чтобы он знал, сколько осталось непогашенного кредита.

Какие выгоды и возможности дает факторинг предпринимателю?

1. Возможность превратить дебиторскую задолженность в ликвидные ресурсы.

2. Предприниматель освобождается от риска возможных неплатежей.

3. Экономия средств на ведении счетов должников и контроле.

4. Факторинг-фирма всегда имеет наиболее свежую информацию, которую она предоставляет клиенту (on-line).

Основу факторинга составляет договор о факторинге, заключаемый на два года. В договоре сразу же указывается, что должник будет иметь дело с факторинг-фирмой, а не с ее клиентом.

 

Наконец, коммерческий трансферт получил распространение у фирм, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. Партнеры различных стран приобретают друг у друга капиталы в национальных валютах в определенных количествах по договорной цене. Так, российский предприниматель открывает счет в банке США, а американский - в банке России. Эта форма сотрудничества используется сегодня в межбанковских связях при открытии корреспондентских счетов.

 

  

Дата: 2019-12-22, просмотров: 533.