Такая структура возникла в связи с резким увеличением размера предприятия; дифертификацию (разнообразии) их деятельности; ключевыми фигурами являются менеджеры производственных подразделений; а не менеджеры функциональной. Преимущества: связь производства с потребностями рынка, ускоренная реакция на изменение во внешней среде; у производственных подразделений возникают конкурентные преимущества малых фирм; в подразделении подчинение осуществляется одному лицу => улучшается координация работ
Недостатки: дублирование функций управления на разных уровнях = > рост затрат на управление, дублирование работ для разных подразделений.
Требования к построению структур управления: Оперативность (т.е. управляющее воздействие должно дойти до объекта управления до того момента, пока наступит изменение (будет «поздно»)). Надёжность. Оптимальность. Экономичность. Но структура в первую очередь должна соответствовать целям, заданным принципам и методам управления фирмой.
№37
Стратегическое планирование в системе менеджмента представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.
Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Стратегический план должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Хотя, на личных предприятиях основатель предприятия может позволить себе относительную роскошь сочетать личные планы со стратегией организации.
Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.
Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.
Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Стратегическое планирование дает основу для принятия решения. Формальное планирование способствует снижению риска при принятии решения. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации.
Для стратегического планирования характерны следующие положения.
1.Небольшой плановый отдел (менее 6 человек) корпорации дополняется планированием на низших уровнях.
2.Возраст функции планирования даже в наиболее крупных корпорациях насчитывается менее десяти лет.
3.Стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего руководства корпорации, проводимых ежегодно.
4.Годовой стратегический план объединяется с годовым финансовым планом.
5. В большинстве организаций считают, что функция планирования
может быть усовершенствована.
Стратегическое планирование деятельности фирмы: сущность, решаемые проблемы, основные требования.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ («strategos» - искусство генералов) представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.
Согласно Питеру Лоранжу, процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача — обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, он видит четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования. К ним относятся: распределение ресурсов(распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт), адаптация к внешней среде(Компаниям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Стратегическое планирование преуспевающих компаний имеет дело с созданием новых благоприятных возможностей посредством разработки более совершенных производственных систем, путем взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.), внутренняя координация (включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций.) и организационное стратегическое предвидение(осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях).
В качестве функции управления планирование можно представить в виде отдельных процедур, которые выполняются параллельно-последовательно: прогнозирование, программирование, разработка проекта плана. Прогнозирование - это научное предвидение состояния какого-то объекта в будущем. Основывается на том, что можно опережающе отображать событие, зная законы, которым подчиняется его развитие. Результатом прогнозирования является прогнозный сценарий. Отличительными особенностями прогнозов является то, что они обязательно многовариантны (не менее 3-х: оптимистический, пессимистический, средний) и имеют временной параметр (нельзя прогнозировать вообще, а только на определенный срок). Чтоб достичь цели, необходимо выработать соответствующие мероприятия, сколько нужно средств на их реализацию. Выработка мероприятий и определение средств относятся к процедуре программирования. Программирование - разработка комплекса взаимосвязанных мероприятий, согласованных по срокам осуществления, материально-техническим, кадровым и финансовым ресурсам, закрепленных за конкретными исполнителями, которые (мероприятия) обеспечивают достижение определенных целей. Результатом программирования является целевая комплексная программа. А также необходимо разрабатывать и внепрограммные мероприятия, выделять на них ресурсы. Для этих целей служит проектирование, или разработка проекта плана. Одной из самых распространенных форм проекта плана является бюджет
Разработка стратегических планов фирмы.
Стратегия – это генеральный план действий, определяющий приоритет стратегических заад, ресурсы и последовательность способов достижения стратегических целей.
1. Определение миссий и целей
2. Стратегич анализ (внешней среды)
3. Анализ внутреннего потенциала организации
4. Разработка и анализ альтернатив, выбор стратегий
5. Управление реализацией стратегии
6. Контроль и оценка стратегии
Планирование как процесс включает в себя:
1. постановку целей
2. постановку задач, кот необходимо решить для достижения цели
3. средства и способы для достижения целей
4. определение необходимых ресурсов, их источников и способов их распределения
5. доведение планов до исполнителей
Критерии классификации планов организации:
1. стратегические (долгосрочные) от 5 до 10 лет
2. тактические (среднесрочные)
3. оперативные (краткосрочные) в течение 1 года
по уровням:
- разработанные для организации в целом
- разработанные для функциональных подсистем
- разработанные для самостоятельных подсистем
Логика разработки стратегических планов фирмы.
Стратегия фирмы – совокупность главных целей и основных способов их достижения. Начало стратегического планирования – это :постановка задач и выбор миссии. Стратегическое планирование – это стадия управления, на которой определяются цели деятельности организации на долговременный период, также разрабатывается система мероприятий, определяющих пути достижения этих целей. Этапы: Определение миссии орг-ии, Внешний и внутренний анализ, Формулирование целей и анализ стр. разрыва, Рассмотрение альтернативных стратегий, Выбор определенной стратегии, на базе которой будет развиваться оперативное планирование. Первым и, может быть самым существенным решением при планировании будет выбор целей предприятия.
Миссия - основная цель, ради которой компания создаётся, Включает как внешние, так и внутренние ориентиры деятельности компании. У миссии есть финиш. Черта – период времени, в течении которого оно должно быть реализовано.
Следующий этап- установка целей, которые должны быть конкретны, измеримы, ориентированы во времени, достижимы. Цели выражают конкретные направления деятельности организации.
Затем - Разработка стратегии предполагает определение будущего фирмы. Необходимо руководствоваться философией бизнеса, представить идеальную картину будущего (состояние, кот. Может быть достигнуто при самых благоприятных условиях.
Следующий шаг – определение факторов, воздействующих на стратегию(внутрифирменные отношения, контакты с конкурентами, клиентами, демограф., технолог., полит, эк., культ).
Стратегия реализуется в оперативных планах.
Содержание процесса стратегического планирования деятельности фирмы
Планирование – вид управленческой деятельности, связанный с составлением планов в целом, функц. подсистем, планов отдельных подразделений, а также отделов, служб и работников. Сущность планирования проявляется в конкретизации развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период времени; в установлении задач, способов, сроков и последовательности их выполнения => в воспроизведении трудовых, матер. и фин. ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Стратегическое планирование – набор действий и решений, принятых руководством, кот. ведут к разработке специфических стратегий. В рамках процесса стратег. планирования можно выделить 4 осн. вида управленческой деят-ти: 1) распределение ресурсов; 2) адаптация к внешней среде; 3) внутренняя координация; 4) осознание организационных стратегий.
Стратегия – детальный, всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии орг-ии и ее целей.
Планирование как процесс включает в себя: 1) постановку целей; 2) постановку задач, кот. необходимы для достижения целей; 3) разработку средств и способов для достижения целей; 4) определение необходимых ресурсов, их источников и способов распределения; 5) доведение планов до исполнителя.
Классификация планов оргии: I) По длительности планового периода: стратегические (долгосрочные, 5-10 лет), тактические (среднесрочные, 3-5 лет), оперативные (краткосрочные); II) По уровню организац. планирования, соответствующего структуре организации: разрабатываемые для орг-ии в целом, для функц. подсистем, для подразделений.
№40
Дата: 2019-12-22, просмотров: 264.