Анализ расходов и затрат организации.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов или возникновение обязательств, приводящих к уменьшению капитала организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Расходы организации подразделяются: расходы от обычной деятельности (020), операционные расходы (070+100), внереализационные расходы (130), чрезвычайные расходы (180). По обычным видам деятельности: 1.материальные затраты (расходы, связанные с приобретением сырья, товаров). 2.затраты на оплату труда. 3.отчисления на соц.нужды. 4.амортизация. 5.прочие затраты (налоги). Операционные расходы: 1.расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации. 2.расходы, связанные с участием в уставном капитале других организаций. 3.расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием ОС и иных активов. 4. %, уплаченные за предоставление организации в пользование кредитов, займов и т.п. 5.расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями. 6.прочие операционные расходы. Внереализационные расходы: 1. штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договора. 2. убытки прошлых лет, признанные в отчетном году. 3. сумма дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности и других долгов, нереальных для взыскания. 4. курсовые разницы. 5. суммы уценки активов и т.д. Чрезвычайные расходы – отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств). Построить таблицу по расходам. Анализ состава и структуры производственных расходов. Анализ влияния факторов (трудовых, материальных и ОС) на динамику показателя производственных расходов. Производственные расходы – подразумеваются расходы, связанные с его основной деятельностью или производственная себестоимость. Отражается в ф.2, стр.020+030+040. В ф.5 приводится экономическая классификация расходов, включаемых в себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг. В соответствии с этой классификацией расходы, включаемые в себестоимость подразделяются на: 1.расходы, связанные с приобретением материалов, товаров. 2.расходы на оплату труда и начисления. 3.амортизация. 4.прочие затраты.

 

Процесс производства представляет собой совокупность хозяйственных операций, связанных с созданием готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг. В процессе создания продукции определяется фактическая себестоимость, включающая сумму затрат на ее изготовление. Себестоимость - это выраженные в денежной форме текущие затраты организации на производство и сбыт продукции.

В зависимости от сферы деятельности организации затраты могут выражаться в форме себестоимости (в сфере производства) либо в форме издержек обращения (в торговле).

Классификация затрат осуществляется в зависимости от цели учета: для определения себестоимости изготовленной продукции и формирования финансового результата деятельности; для осуществления текущего контроля и регулирования; для принятия управленческих решений.

По экономическому содержанию затраты подразделяют на экономические элементы и статьи расходов (статьи калькуляции). Экономическим элементом называют вид затрат, состоящий из однородных расходов.

Номенклатура экономических элементов:

- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных фондов;

- прочие затраты.

Статьей затрат, или калькуляционной статьей, называют определенный вид затрат, образующих себестоимость как отдельных видов продукции (работ, услуг), так и всего товарного выпуска. В основу такой группировки положен способ включения их в себестоимость отдельного вида продукции (прямо или косвенно). Состав калькуляционных статей:

1. Сырье и материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций.

4. Топливо и энергия на технологические цели.

5. Заработная плата производственных рабочих.

6. Отчисления на социальные нужды.

7. Расходы на подготовку и освоение производства.

8. Общепроизводственные расходы.

9. Общехозяйственные расходы.

10. Потери от брака.

11. Прочие производственные расходы. Итого: Производственная себестоимость продукции

12. Коммерческие расходы. Итого: Полная себестоимость продукции

По отношению к производственному (технологическому) процессу все затраты подразделяются на основные и накладные. Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства продукции; они занимают наибольший удельный вес в общей сумме затрат организации.

Накладные расходы образуются в процессе деятельности, в ходе обслуживания производства и управления им. Это общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

По отношению к объему производства все затраты делятся на переменные и постоянные. К переменным относятся расходы, размер которых изменяется прямо пропорционально изменению объема производства продукции. Постоянные затраты остаются неизменными при изменении объемов производства продукции. К ним относятся общепроизводственные, общехозяйственные и некоторые другие расходы.

В зависимости от способов включения в себестоимость продукции (работ, услуг) затраты бывают прямые и косвенные.

Прямые затраты связаны с производством определенного вида продукции и могут быть прямо и непосредственно отнесены на его себестоимость. К ним относят чаще всего расходы на сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо и энергию на технологические цели, оплату труда производственных рабочих.

К косвенным относят затраты, связанные с одновременным производством нескольких видов продукции, выполнением одновременно нескольких видов работ. Такие расходы могут быть распределены между себестоимостями каждого вида продукции (работ, услуг) только на основе специальных расчетов.

Для целей налогообложения прибыли затраты можно подразделить на лимитируемые и нелимитируемые. Под лимитируемыми понимают такие расходы, по которым законодательством установлены лимиты, нормы и нормативы. К не лимитируемым относят расходы, принимаемые в фактических размерах.

В зависимости от периодичности возникновения все расходы распадаются на текущие и единовременные. К текущим расходам относятся расходы, связанные с производством и продажей продукции данного периода. Обычно это основная часть расходов организации. Единовременными называют расходы, связанные с подготовкой новых производств, освоением новой продукции, резервированием затрат на какие-либо цели (оплату отпусков, ремонт основных средств и пр.).

По составу все расходы подразделяются на одноэлементные и комплексные. Одноэлементными называют затраты, состоящие из однородного вида затрат. Комплексные расходы состоят из нескольких видов затрат.

По целесообразности расходования затраты бывают производительные и непроизводительные.

По участию в производственном процессе расходы могут быть производственные и коммерческие (расходы на продажу). Производственные охватывают все расходы организации, связанные с изготовлением товарной продукции, выполнением работ и оказанием услуг и включаемые в их себестоимость.

Под методом учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции понимают совокупность приемов документирования и отражения производственных затрат, обеспечивающих определение фактической себестоимости продукции, а также отнесения издержек на единицу продукции. Иными словами, это совокупность способов аналитического учета затрат на производство по калькуляционным объектам и приемов исчисления калькуляционных единиц.

Методы учета затрат и калькулирования можно сгруппировать по трем признакам: по объектам учета затрат, по полноте учитываемых затрат и по оперативности учета и контроля за затратами. По объектам учета затрат выделяются попроцессный, попередельный и позаказный методы. С точки зрения полноты учитываемых издержек возможно калькулирование полной и неполной («усеченной») себестоимости. В зависимости от оперативности учета и контроля затрат различают метод учета фактических и нормативных затрат.

 

Затраты ¸ на:

- материальные затраты;

- расходы на оплату труда;

- отчисления в различные фонды и бюджеты;

- амортизация ОС;

- прочие расходы.

Классификация затрат:

1. По целевому использованию:

- основные – затраты, непосредственно связанные с процессом пр-ва;

- накладные – затраты по управлению и обслуживанию производственного процесса.

2. По порядку включения в с/с:

- прямые – прямо относятся на определенные виды продукции;

- косвенные – одновременно можно отнести ко всем видам продукции.

3. По периодичности использования:

- переменные – относятся пропорционально объему выпущенной продукции;

- const – не зависящие от V выпущенной продукции.

Методы учета затрат:

1. С использованием сч. 20 «Основное пр-во», 21 «Полуфабрикаты собственного производства», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26, 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» – расходы группируются по статьям калькуляции, местам возникновения, а также исчисления с/с продукции.

2. С использованием сч. 30-39, где группируются расходы по элементам, их название и порядок использования предприятие устанавливает самостоятельно.

С/с продукции – затраты на пр-во и реализацию выраженные в денежной форме.

Виды с/с: цеховая, производственная, полная.

Калькулирование – система расчета с/с единицы продукции.

Объект калькулирования – вид продукции предназначенный к реализации.

Принципы калькулирования:

1. Классификация затрат на производство.

2. Установление объектов учета затрат, объектов калькулирования, калькуляционных единиц.

3. Выбор метода распределения косвенных затрат.

4. Выбор метода учета затрат и калькулирования

 

 

№26

 

30. Рынок труда – важная и многоплановая сфера экономической и социально- политической жизни общества, отражает основные моменты в динамике занятости, ее основных структурах. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, т.е.в общественном разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.          

 Рынок труда подразделяется на первичный и вторичный. Первичный рынок труда - это рынок высококвалифицированной рабочей силы, специалистов, опытных работников. Он характеризуется достаточно высокими гарантиями занятости и высокой заработной платой. Вторич­ный рынок труда - это рынок низкоквалифицированной рабочей силы, подсобных рабочих, обслуживающего персонала, т.е. тех, чья работа не требует сложной подготовки и соответственно больших затрат на обу­чение. Естественно, на такую рабочую силу меньший спрос, отсюда меньшая заработная плата и большие трудности в поисках рабочего места. Рынок труда - это рынок ресурсов труда как товара, равновесная цена иколичество которого определяются взаимодействием спроса и предложения. Этотакая экономическая среда или пространство, на котором в результатеконкуренции между экономическими агентами (предприниматели и трудоспособноенаселение) через механизм спроса и предложения устанавливается определенныйобъем занятости и уровень оплаты труда. Использование рабочей силы осуществлялось за то или иноевознаграждение, плату в натуральной или денежной форме. Совокупностьтоварно-денежных отношений, охватывающая спрос и предложение рабочей силы,ее найм, (распределение работников по видам деятельности) и обмен нажизненные средства представляет собой рынок рабочей силы. Вознаграждаетсяне потенциальная, а функционирующая рабочая сила; не вся совокупностьспособностей, а только первичные, профессиональные востребованныеспособности к труду. Это и есть рынок функционирующей рабочей силы. Рынка труда определяется разными признаками. Рассмотрим его исходя изкритерия минимума числа компонентов, необходимых для возникновения и началафункционирования современного цивилизованного рынка труда в широком смысле. По указанному критерию можно выделить следующие компоненты: 1) субъекты рынка труда; 2) экономические программы, решения и юридические нормы, принятыесубъектами; 3) рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочейсилы, конкуренция); 4) безработица и социальные выплаты, связанные с ней; 5) рыночная инфраструктура.  Первый компонент - субъекты рынка труда — это наемные работники (и ихобъединения - профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы,государство и его органы - абсолютное большинство занятых (около 90%).      Рабочие - наибольшая часть наемных работников. Они составляют более60% численности всех наемных работников. Мужчин в этой группы больше, чемженщин. Второе место по численности занимают специалисты. Средиспециалистов большой удельный вес занимают женщины. Более стабильна третьягруппа — наемные руководители. Среди мужчин доля руководителей выше, чемсреди женщин. И незначительной является четвертая группа — другие служащие. Работодатель — это индивидуум, работающий самостоятельно, и постояннонанимающий на работу одного и более человек. Государство как субъект рыночных отношений представлено федеральными,региональными органами власти, отраслевыми органами управления и местнымсамоуправлением. В качестве субъекта оно выполняет следующие функции: — социально-экономические, связанные с обеспечением полной занятостипутем стимулирования создания рабочих мест во всех секторах экономики; — законодательные, связанные разработкой основных юридических норм иправил; — регулирования рынка труда косвенными методами; — защиты прав всех субъектов рынка труда; — ролевые (функции работодателя на государственных предприятиях). Второй компонент — юридические нормы и экономические программы. Длянормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы,правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка,четко определяли их права, создавали равные возможности для реализацииспособностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривалисоциальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормыпредусмотрены в Конституции Российской Федерации, в Законе «О занятостинаселения Российской Федерации», других законах. Законодательные нормы иэкономические программы создают основу для более полного и цивилизованногодействия третьего компонента рыночного механизма, т.е. взаимосвязи ивзаимодействия спроса и предложения как реакции на информацию рыночной ценытруда и конкуренцию. Четвертый компонент современного рынка труда - безработица исоциальные выплаты, связанные с ней. Действие рыночного механизма ведет квысвобождению части работников, к появлению безработицы. Чтобы поддержатьвысвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для ихпереподготовки и повторное вовлечение в трудовой процесс, законом озанятости населения предусматриваются выплаты пособий по безработице,компенсаций при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплатыстипендий во время учебы и др. Пятый компонент - рыночная инфраструктура - это совокупностьинститутов содействия занятости, профориентации, профподготовки   ипереподготовки кадров; сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центровподготовки и переподготовки рабочей силы и т.д. В конечном счете, взаимодействие всех компонентов нацелено на созданиеи поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда. Рынок труда в России окончательно в развитом виде не сформировался, ноимеются все его основные компоненты. Поэтому можно утверждать, что рыноктруда, хотя и несовершенный в России есть. О нем можно составитьопределенное представление по масштабам и структуре движения рабочей силы вэкономике. В результате действия механизма спроса и предложения рынок трудавыполняет следующие функции:    . регулирование спроса и предложения труда; обеспечение встречи      между продавцами рабочей силы и покупателями (работодателями)      для заключения договоров в целях соединения рабочей силы со      средствами производства (капиталом);    . обеспечение конкуренции между работниками за  рабочее место, а      между работодателями за наем рабочей силы;    . установление равновесной (доминирующей) цены;    . содействие полной, но экономически эффективной занятости. Одной из главных особенностей рынка труда является  заработная плата.Заработная плата образует большую часть доходов потребителей и поэтомуоказывает существенное влияние на размер спроса на потребительские товары ина их цены. Современная экономическая теория определяет заработную плату как ценутруда. В узком смысле слова под заработной платой понимается ставказаработной платы, т. е. цена, выплачиваемая за использование единицы трудав течение определенного времени. Различают номинальную и реальнуюзаработную плату. Под номинальной заработной платой понимается сумма денег, которую получаетработник наемного труда за свой дневной, недельный, месячный труд. Повеличине номинальной заработной платы можно судить об уровне заработка,дохода, но не об уровне потребления и благосостояния человека. Для этогонадо знать, какова реальная заработная плата. Реальная заработная плата —эта та масса жизненных благ и услуг, которые можно приобрести за полученныеденьги. Она находится в прямой зависимости от номинальной зарплаты и вобратной — от уровня цен на предметы потребления и платные услуги. Спрос натруд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. Если предложение труда превышает спрос на него вследствие установлениязаработной платы выше равновесного уровня, появляются безработные, готовыепредложить свой труд по более низкой цене, на которую вынуждены согласитьсяи те, кто занят в производстве, чтобы не потерять свои рабочие места.Предприниматели готовы занять большее количество труда, но при условииснижения заработной платы. Таким образом, тенденция к снижению заработнойплаты складывается как в сфере предложения труда, так и в сфере спроса натруд. В том же случае, когда спрос на труд превышает его предложение из-заснижения заработной платы по сравнению с ее равновесным значением,наблюдается иная картина. Работодатели, чтобы заполнить пустующие рабочиеместа, готовы повысить заработную плату. Благодаря такому повышениюрасширяется круг работников, готовых при более высокой заработной платепредложить свой труд. Как в первом, так и во втором случаях равновесие нарынке труда восстанавливается, и этот рынок приходит в состояние полнойзанятости.   Размер заработной платы зависит от качества труда, квалификации ипрофессиональной подготовки; например, наиболее высокие заработки у такихспециалистов, как врачи, преподаватели, гористы: их труд требует большихзатрат на обучение, и заработная плата должна компенсировать эти затраты.Различные виды работ могут быть более или, например, менее привлекательнымидля человека — значит заработная плата должна стимулировать выполнениеменее приятных (грязных, тяжелых), но необходимых для общества работ. Дифференциация в размерах заработной платы — явление объективное,поскольку расширяется профессиональный состав работников и миграция междугруппами лиц разных профессий не может быть абсолютно беспрепятственной. Наличие устойчивой безработицы может свидетельствовать лишь об одном- о том, что на рынке труда присутствуют внеконкурентные факторы, которыеспособствуют устойчивости отклонения заработной платы вверх от ееравновесного значения, при этом часть  трудящихся оказывается в положениибезработных. Внеконкурентные факторы – это: прежде всего, государство, активнорегулирующее рынок труда, законодательно лишая заработную плату рыночнойгибкости. Государство в различных странах устанавливает минимальногарантированный уровень заработной платы, индексацию доходов; тормозящеевлияние на колебание цены труда оказывают в ряде случаев и другиенаправления социальной политики государства; профсоюзы, содействующиедлительному и устойчивому отклонению рынка труда от состояния полнойзанятости.

 

№27

Рентабельность это относительный показатель предст.собой отношение полученного эк-го эффекта к затратам на его получение*100%.

Виды Р.:1.Р.продаж=приб.от продаж\выручка отпродаж*%2. чистаяР.=ЧП\выручк.от продыж*%3.Экономич.Р.=ЧП(м.б.от продаж)\сред ст-ть активов.4.Р.собст капит=ЧП\сред.ст-ть собств.кап.5.Р.перманентного капит=ЧП\сред.ст.собс кап.+ср.ст.долгоср.обяз.

№28

Признаки совершенной конкуренции:

· бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей

· однородность и делимость продаваемой продукции

· отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка

· высокая мобильность факторов производства

· равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

В случае, когда хотя бы один признак отсутствует, конкуренция называется несовершенной. В случае, когда эти признаки искусственно удаляются с целью занятия монопольного положения на рынке, ситуацию именуют недобросовестная конкуренция.

В некоторых странах одним из широко используемых видов недобросовестной конкуренции является дача взяток в явном и неявном виде различным представителям государства в обмен на различного рода преференции.

Давид Рикардо выявил закономерную в условиях свободной конкуренции тенденцию нормы прибыли к понижению.

В реальной экономике биржевой рынок наиболее походит на рынок совершенной конкуренции. В ходе наблюдения за явлениями экономических кризисов был сделан вывод, что подобная форма конкуренции обычно терпит фиаско, выйти из которого может лишь благодаря внешнему вмешательству.

Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однакохарактер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способдостижения рыночного равновесия.Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или

совершенном конкуренции

Совершенная конкуренция – это конкурентная структура рынка, на котором множество относительно мелких, независимых производителей (продавцов) предлагают стандартный продукт, покупаемый множеством покупателей. Поскольку продукт стандартный, то покупателю безразлично у кого из продавцов его покупать. Поэтому на таком рынке нет оснований для ценовой конкуренции.Условия возникновения:1.свободный доступ всех производителей к производственным ресурсам по одинаковым ценам. Ресурсы понимаются в широком смысле, т.е. не только материальные, но и рабочая сила, капитал, технологии, информация, другие интеллектуальные, материальные и финансовые ресурсы.2. Положительный эффект масштаба достигается при объемах производства значительно меньших, чем имеющийся рыночный спрос. Этим предопределяется экономическая целесообразность действия в отрасли множества мелких производителей.3. Цены на продукцию не зависят от объемов производства и ценовой политики отдельного производителя. В ценообразовании фирмы, действующие в отрасли, выступают в роли “Price-Taker”, поскольку цена определяется рынком (цена рыночного равновесия).

Монопо́лия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром. При чистой монополии на рынке всего один продавец.Это может быть государственная организация,частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия.В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному.Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых разных целей:например,установить цену ниже себестоимости,если товар имеет важное значение для покупателей,которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость.Цена может быть составлена с рассчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов.А может быть и так,что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления.В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки,обеспечивающие получение "справедливой нормы прибыли",которая даст организации возможность поддерживать производство,а при необходимости и расширять его.И наоборот при нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену,какую только выдержит рынок.Тем не менее по ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену.Здесь может играть роль боязнь введения государственного регулирования,нежелание привлекать конкурентов или стремление быстрее проникнуть-благодаря невысоким ценам-на всю глубину рынка. Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции — регулирование цен, принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т. п. Виды монополий1.Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии — это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (напр. системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).2.Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.3.Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.4.Конгломерат (Концерн) (в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (напр. в России ЗАО «Газметалл»).5Монопсония — единственный или доминирующий на рынке определенного товара покупатель6.Олигополия — контроль над рынком осуществляется несколькими крупными независимыми субъектами, обеспечивающими высокий порог входа на рынок и ориентирующимися на ценовую политику друг друга (напр. в России в первой половине 2000-х годов — ситуация на рынке штрипса).7Картель — договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике.8.Синдикат — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией (напр. в России «Единая торговая компания» на рынке каустической соды).

Регулирование монополий

· Цены Рамсея;

· Регулирование доходности;

· Контроль отношений собственности.

№38Кривую D в называют кривой спроса. Проецируя на нее цены, можно определить,как изменится величина спроса при изменении цены.Полученная кривая иллюстрирует закон постепенного убывания спроса, которыйможно сформулировать следующим образом: если цена какого-либо товараповышается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спросбудет предъявляться на меньшее количество этого товара. Та же зависимостьможет быть сформулирована иначе: если на рынок поступает большее количествокакого-либо товара, то, при прочих равных условиях, он может бытьреализован по менее высокой цене.Если теперь рассмотрим рыночную ситуацию со стороны продавцов или состороны предложения, то заметим обратную картину. Все продавцы будутстремиться получить на рынке самую высокую цену, и чем выше будет цена, темактивнее они будут пытаться продать большее количество товара, т. е.увеличить предложение.Иными словами, у каждого продавца объем предложения будет меняться взависимости от цены: чем выше цена, тем, при прочих равных условиях, вышеразмер предложения на рынке данного товара. Графически данная зависимостьизображена ниже (абсцисса служит для обозначения количества товара Q,доставленного на рынок; ордината обозначает движение цены Р). Кривую Sназывают кривой предложения.[pic]Тенденция к увеличению производства при высоких ценах объясняется тем, что,с одной стороны, повышение цены привлекает в данную отрасль новыхпроизводителей. С другой стороны, при росте цен предприниматель получаетдобавочную прибыль и имеет возможность нанять больше рабочих, купить большесырья и машин, расширить производство.Вместе с тем следует иметь в виду, что речь идет .лишь о тенденции кувеличению предложения. До известного предела рост цен вызывает ростпредложения.Однако, если рост цен продолжается, то производитель может снизить объемпроизводства. Это объясняется, с одной стороны тем, что высокий уровеньдохода в известной мере снижает стимулы к продолжению интенсивной работы. Сдругой стороны, производитель может опасаться, что при дальнейшемнаращивании объемов производства произойдет затоваривание и цены начнутснижаться.Для каждого товара существуют свои кривые спроса и предложения. Однако былобы неправильно представить, их как раз и навсегда данные. Под воздействиемряда факторов кривые спроса и предложения могут смещаться. В этой связиважно различать величину спроса и сам спрос. При снижении ценыувеличивается величина спроса, сам спрос как выражение потребности в данномтоваре остается неизменным. Можно говорить об увеличении спроса, если прикаждой цене (и высокой, и низкой) покупатели будут приобретать большееколичество данного товара. В этом случае будем двигаться не по кривой D1 апроизойдет сдвиг кривой в новое положение D2.[pic]Кроме того, следует отметить, что на величину спроса кроме цены, влияютуровень доходов, размер рынка, цена и полезность других товаров, особеннотоваров-заменителей (субститутов), субъективные вкусы и предпочтения, модаи т. п. Если, например, средний доход покупателей возрастает, то, припрочих равных условиях, кривая спроса Dl сместится вправо вверх и тому жеуровню цены Р1 будет соответствовать возросший уровень спроса Q2. Главныйфактор, воздействующий на предложение, — издержки производства. Поэтому,если в результате использования достижений технического прогресса илиприменительно к сельскому хозяйству, в силу благоприятных погодных условийудается снизить издержки производства, кривая предложения S1 смещаетсявправо вниз. Величина предложения при неизменной цене P1 возрастает c Q1 доQ2.[pic]Рассмотренные кривые, взятые сами по себе, показывают, что происходит спокупками и продажами, если цена изменяется. Но на каком уровне должнаустановиться цена? Чтобы ответить на этот вопрос, надо свести вместе исопоставить кривые спроса и предложения.Если наложить друг на друга два графика, обозначающие совокупный спрос исовокупное предложение одного и того же товара, получим график,показывающий одновременное поведение спроса и предложения интересующего настовара. В какой-то точке две кривые пересекутся.В точке встречи Е спрос количественно равен предложению (Q1) и цена P1выступает как уравновешивающая цена, или цена равновесия.[pic]При более высокой цене P2 возникает избыток предложения над спросом (равныйпо величине отрезку АВ). Этот избыток в результате конкуренции продавцовбудут способствовать снижению цены. При цене ниже уравновешивающей (Р3)спрос превышает предложение (отрезок CF). В этом случае излишек спроса иконкуренция покупателей будет толкать цену вверх. Лишь в точке Е,достигается равновесие сил и устойчивая цена, которая может сохраняться.Важно подчеркнуть, что при цене равновесия устанавливается равенство непокупок и продаж — такое равенство существует при любой цене. При ценеравновесия количество продукции, в пределах которой потребители намереныпродолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции,которое производители намерены продолжать поставлять на рынок. Только притакой цене будет отсутствовать тенденция к повышению или понижению цены.Таким образом, конкуренция и колебания спроса и предложения привели кустановлению равновесия на рынке. Ограниченное количество имеющегося вобществе данного товара распределено между возможными его потребителями. Ноэто лишь частичное равновесие на единичном рынке. Надо учитывать, что ценына рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в предложенииили спросе товаров. Эти изменения не являются независимыми друг от друга, анапротив, все взаимосвязаны. Каждое изменение цены одного товара приводит кизменениям в цене других товаров. Существует целая система цен, котораяможет оказаться в равновесии, если рассматривать ее в определенный момент иодновременно в ее совокупности. В этом случае говорят об общем равновесиирынка.В точке равновесия экономическое движение прекращается. Для того, чтобы ононачалось вновь, должны измениться внешние условия — уровень цен,

технология, ожидания и предпочтения производителей или потребителей.

№29

Первое необх.условие возникновения товорн.произв. связано с обществ.разд труда.ОРТ-то обособление различных видов трудовой д-тикоторое способствует повыш.произ.труда и и создавало матр-е предпосылки д\регулярного обмена. Первым крупным ОРТ мтало отделение пастухов от земледельцев.

Первоначально обмен носил нерегуляр.случ хар-р.Он способст росту произв.тр, специализации производителей,что постеп.привело к ко второму крупному ОРТ –отделению ремесла от земледел. Обмен стал носить более регул.хах. стали созд условия для того чтобы отдельные люди начали специализ.на торговле , появились купцы.т.е.произ.третье ОРТ.торговля стала самост.видом д-ти.Итак товарное произ-во возникает и сущ.т про след. Условиях1.ОРТ.2.экономич.обособление товаро-производит.

В развитии товарн.произв.м.выделить 2этапа.1.простое тов.произв-индивид одновр явл собственником ср.произв-ва и производит-м.продукции, раб.сила не явл. Товаром,тов.произв.еще носит всеобщ.хахр-р, произв.базир.на отсталой технике.2.капиталист.тов.произ.ср.произ.принадлеж.юпреднпринимат.произв.основано на наемном труде работника, раб сила сталатоваром в силу объективн.и субъективн. Причин.:1.человек лично свободен, лишен средств произ-ва и ср. к существованию, не имеет предприн.способн.,не желает заним.предприн.деят.2.товарн.произ.носит всеобщий хар.произв.базир.на развитой машинной технике.Именно капиталист пр-во и было исторически изначальн моделью современ.рыноч.произ..

Фун-ции гос-ва:создание правовой основы обеспечение правопорядка и нац безопасн., стабилиз.эк-ки соц.защита , защита конкуренции. МЕТОДЫ1.эконом рычаги(налоги,кредитно финанс.механизм)2. административн.рычаги(приказы, указы , штрыфы)

 

№30

З\п-предст. Собой часть фонда потребления мат благ и услуг поступающих работникам в соответст с кал-вом , кач-вом ии результативностью труда.Формы оплаты1.повременная(1.1простая.1.2.премиальная)2.сдельная(2.1простая.2.2сдельнюпремиальн.2.3.косвенносдел.2.4сдел прогресс.2.5.аккордная)

№31

144 Персонал – личный состав или работники учреждения, предприятия, составляющие группу по профессио. Понятие кадры включает основной (штатный) состав квалифицированных работников предприятий, государственных учреждений, общественных организаций. Отечественная экономика оперирует еще понятием “несписочный состав”, имея в виду работников, не состоящих в штате8  предприятия.

Для описания персонала предприятия используют различные аспекты классификации в зависимости от решаемых задач. Например, для описания предприятия или его подразделения используют показатель списочной численности, т.е. по штату и штатным расписаниям; для определения динамики рабочей силы и исчисления производительности труда, средней зарплаты используют среднесписочную численность за тот или иной период, рассчитываемую как средняя арифметическая величина.

Для ежедневного контроля используется показатель явочной численности.

Списочное или среднесписочное число работников дает лишь самое общее представление о динамике рабочей силы. Эти понятия не раскрывают движение внутри периода. Сопоставление же списочного числа работников на две даты со среднесписочным числом за данный период, ограниченный этими датами, дает представление об изменении численности работников. Исходя из этого необходимо учитывать число принятых и число уволенных работников за данный период. Это даст возможность характеризовать оборот рабочей силы, т.е. изменение численности работников как вследствие их приема на работу, так и в связи с их выбытием. В зависимости от этого различают: а) оборот по приему и б) оборот по выбытию, т.е. сколько человек принято (уволено) за отчетный период. Если численность на начало периода равна численности на конец периода, то за данный период не было движения рабочей силы, или оборот по приему был равен обороту по выбытию.

Для характеристики интенсивности оборота используется отношение оборота к среднесписочной численности за исследуемый период.

Различают оборот необходимый и текучесть.

Необходимый оборот рабочей силы включает прием в связи с расширением производства и увольнение по сокращению производства, вследствие прекращения сезонных работ, в результате перевода на другое предприятие, в связи с призывом в армию, с выходом на пенсию.

Текучесть рабочей силы - это оборот вследствие всех других причин: выбытие по собственному желанию, увольнение за нарушение трудовой дисциплины. Текучесть рассчитывается как отношение числа работников, выбывших по вышеназванным причинам, к среднесписочной численности работников за исследуемый период.

Кроме названных показателей, персонал характеризует его структура как квалификационная, так и половозрастная. Для экономических расчетов применяется дифференциация персонала по категориям.

Кроме того, из общей численности персонала выделяют административно-управленческий персонал (АУП), т.е., по существу, всех менеджеров.

Управление персоналом - сложное направление управленческой деятельности, требующее разработки политики по крайней мере в пяти поднаправлениях: занятость, обучение, оплата труда, производственные отношения, охрана здоровья и благосостояние. Из-за необходимости решать все эти вопросы комплексно, экономя при этом средства, в менеджменте наметилась тенденция к организации кадровых служб взамен наших отечественных отделов кадров, занимавшихся традиционно лишь наймом, увольнением и переводом работников.

Планы в кадровой политике связаны с функцией мотивации. Кадровая политика направлена на наем эффективной рабочей силы, увеличение эффективности посредством создания лучших условий работы, улучшение отношений рабочих и руководства.

Существует ряд признанных принципов, составляющих основу кадровой политики. Среди них - демократизация управления, от которой зависит готовность к сотрудничеству; знание отдельных людей и их потребностей; справедливость, соблюдение равенства и последовательность.

Исходными положениями политики в области кадров являются следующие:

- политика занятости - обеспечение эффективным персоналом и побуждение его к получению удовлетворения от работы посредством создания привлекательных условий труда, безопасности и возможностей для продвижения;

- политика обучения - обеспечение соответствующими обучающими мощностями, чтобы работники могли улучшить исполнение своих нынешних обязанностей и подготовиться к продвижению;

- политика оплаты труда - предоставление более высокой зарплаты, чем в других местных фирмах, в соответствии со структурой, определяемой способностями, опытом, ответственностью;

- политика производственных отношений - установление определенных процедур для решения трудовых проблем;

- политика благосостояния - обеспечение услуг и льгот, более благоприятных, чем у других нанимателей; социальные условия отдыха должны быть желанны для работников и взаимовыгодны для них и компании.

. Мотивация – состояние, побуждающее совершать действия, направленные на удовлетворение потребностей.

Для осуществления мотивации прежде всего необходимо опреде­лить потребности людей. А. Маслоу множество человеческих потреб­ностей разделил на пять групп по приоритетности их удовлетворения:

физиологические — вода, еда, жилище;

безопасность и уверенность в будущем. Защита от физических и физиологических опасностей и уверенность, что физиологи­ческие потребности будут удовлетворены в будущем;

социальные - социальное признание, взаимодействие, привя­занность и поддержка;

уважение - самоуважение, личные достижения, признание, ува­жение со стороны окружения;

самовыражение — реализация своих потенциальных возможно­стей.

Первые две группы — первичные потребности, остальные - вто­ричные, удовлетворить которые человек стремится после удовлетво­рения первичных. В общей массе людей, в основном, выдерживается приведенная последовательность потребностей, хотя в конкретных обстоятельствах какая-то из потребностей может доминировать.

Из теории Маслоу следует, что мотивация людей зависит от мно­жества их потребностей. С ростом материального благосостояния и стабильности в обществе на первый план выступают вторичные по­требности. Однако потребности людей меняются. Поэтому руково­дителю необходимо следить за способами мотивации в каждом конк­ретном случае.

Все же в условиях управления людьми следует исходить из того, что четкого разграничения потребностей не существует. Кроме того, руководитель должен учитывать индивидуальные качества людей Особенно следует учитывать прошлый опыт, который оказывает доминирующее влияние на потребности в настоящем.

Другой исследователь Д. МакКлелланд считал, что мотивация должна основываться на трех потребностях: власти, успехе, причастности. Эта теория в какой-то мере схожа с теорией Маслоу. Так, потреб­ность власти и успеха у Маслоу - это самовыражение и уважение. Потребность в причастности — это социальные потребности.

Еще одна модель мотивации была разработана Ф. Герцбергом. Он выделил два фактора процесса побуждения себя и других к дея­тельности: гигиенические факторы и мотивации. Гигиенические фак­торы - это факторы окружающей среды. Герцберг утверждал, что при отсутствии или при недостаточном наличии этих факторов возника­ет ощущение неудовлетворенности работой. Но если их достаточно, то они ни на что человека не воодушевляют. Человек к ним безразли­чен.

К мотивациям Герцберг относит успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокую степень ответ­ственности, возможности творческого и делового роста. Их отсутствие не вызывает неудовлетворенности работой, но наличие побуждает к эффективной деятельности.

Анализируя все три теории, можно сделать вывод, что -примене­ние их в практике управления безусловно дает положительный резуль­тат в целом. Но все же следует внимательно относиться к отдельным группам, отдельным типам людей и использовать предложенные тео­ретические положения с учетом конкретных условий и конкретной ситуации.

Рассмотренные теории основаны на потребностях, удовлетворе­ние которых влияет на поведение людей. Существует еще три про­цессуальных теории, в которых мотивация рассматривается как про­цесс последовательных состояний. Это теория ожидания, теория спра­ведливости и модель Портера — Лоулера.

Теория ожидания основана на том, как конкретная личность оце­нивает возможность свершения ожидаемого события. По отношению мотивации к труду теория ожидания рассматривает процесс: "затра­ты труда - результаты — вознаграждение и удовлетворенность им". Мотивация будет эффективна только в том случае, когда на каждом этапе ожидание будет Положительным. Если человек недостаточно Удовлетворен вознаграждением, то мотивация будет ослаблена.

Теория справедливости основана на соизмерении вознаграждения с затраченными усилиями и соотношением этого вознаграждения к вознаграждению других людей, выполняющих аналогичную работу. Опыт показывает, что если сотрудники считают, что им недоплачива­ет - они начинают работать хуже. Если же считают, что им перепла­чивают, отношение к труду (как правило) не меняется. Поскольку у каждого работника потребности разные, то по-разному будет оцене­но и конкретное вознаграждение. До тех пор пока люди не будут считать себя справедливо вознагражденными, они будут стремиться к уменьшению интенсивности труда.

Элементы обеих процессуальных теорий объединяет теория моти­вации, разработанная Портером и Лоулером. Модель содержит пять факторов: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. В соответствии с моделью результаты зависят от приложенных усилий, способностей работни­ка, индивидуальных особенностей и осознания своей роли. Степень уверенности в том, что данный уровень усилий приведет к конкрет­ному уровню ценности, вознаграждения способствует приложению этих усилий. Модель ставит вознаграждение в зависимость от достиг­нутых результатов.

Модель построена на понятии "результативный труд ведет к удов­летворению" вопреки мнению большинства менеджеров, которые счи­тают, что "удовлетворение ведет к достижению высоких результатов".

Исследования последних лет подтвердили теорию Портера- Лоу-лера. Ценностью их модели является также то, что она показала эф­фективность объединения понятий "усилия", "способности", "ре­зультаты", "вознаграждение" и "восприятие" в единой взаимосвязан­ной системе.

 

 

 

№34

Одна из специфических черт рыночной экономики - ее нестабильность, одним из основных проявлений которой является безработица. Понятие безработицы неразрывно связано с понятием полной занятости. Проблемы занятости - это проблемы, связанные с процессами движения рабочей силы, ее включения в общественное производство, использование, высвобождение, распределение и перераспределение, иными словами, вся система трудовых отношений. Таким образом, можно говорить о том, что проблема безработицы -это один из основных аспектов проблемы занятости.

Рассмотрение проблем занятости и безработицы надо начать с введения такого базового понятия, как; рабочая сила. Рабочая сила - совокупность физических и духовных способностей, которыми располагает человек и которые применяются им в процессе производства благ. Согласно марксистской теории, в капиталистическом обществе рабочая сила является товаром. Все население делится на три большие группы: в первую группу входят лица, не достигшие 16 лет, а также лица, находящиеся в специализированных учреждениях, например, в психиатрических больницах, исправительных колониях, - эти лица не входят в состав рабочей силы; во вторую группу входят "выбывшие из состава рабочей силы" - взрослые, потенциально имеющие возможность работать, но по какой-либо причине не работающие и не ищущие работу (учащиеся, пенсионеры, надомники); третья группа называется самодеятельным населением или рабочей силой! Обычно рабочая сила составляет порядка 50% всего населения. Теперь, определив категорию населения, по отношению к которой применимы понятия занятость и безработица, постараемся дать их определения.

Согласно российскому законодательству о занятости населения безработными признаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящем от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые трудиться и которым эта служба не сделала предложений подходящей работы.                                  

Таким образом, в общем случае официально безработными признаются лишь те незанятые, которые не только могут, но и хотят работать. Более того, официальной статистикой учитываются лишь те люди, которые, не имея работы, активно ее ищут, регистрируясь в государственных службах занятости, бюро по трудоустройству, на биржах труда и т.п., что влияет на официальную статистику, искажая реальную картину. Сегодня самым распространенным толкованием полной занятости является толкование, предложенное М.Фридменом. Он считает, что 100%-ная занятость просто недостижима, что определенная доля безработных неизбежна и образует естественный уровень безработицы. Следовательно, полная занятость-это занятость за вычетом естественного уровня безработицы. Для того чтобы понять,: что же имеется в виду, когда речь идет о понятии полной занятости, и из чего складывается естественный уровень безработицы, рассмотрим подробно типы безработиц

 Типы безработицы                    

.                                                      

Безработица бывает добровольной или вынужденной. Добровольная безработица возникает в условиях фиксированной заработной платы или когда работники не хотят трудиться за предлагаемую им заработную плату или заниматься низкопроизводительным и малооплачиваемым трудом. Вынужденная безработица является следствием причин, не зависящих от работника, и возникаете в результате спада производства. Конечно, говоря о добровольной безработице, мы лишь подразумеваем, что в конкретной ситуации выбор человека в пользу безработицы был добровольным, исходя из соотношения выгод и издержек (как экономических, так и внеэкономических), которые принесет ему каждое из принятых решении. Экономисты выделяют четыре типа безработицы: фрикционная, структурная, циклическая и сезонная.                                                                                      

Фрикционная безработица. Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, в каждый данный момент некоторые работники оказываются в положении "между работами". Одни добровольно меняют место работы. Другие ищут новую работу из-за увольнения. Третьи временно теряют сезонную работу (например, в строительной промышленности из-за плохой погоды, или в автомобильной промышленности из-за смены моделей), И есть категория работников, особенно молодых людей, которые впервые ищут работу. Когда, все эти люди найдут работу или возвратятся на старую после временного увольнения, другие "искатели" работы и временно уволенные работники заменяют их в "общем фонде безработных". Поэтому, хотя конкретные люди, оставшиеся без работы по тем или иным причинам, сменяют друг друга из месяца в месяц, данный тип безработицы остается.                                                                     

Экономисты используют термин фрикционная безработица (она связана с поиском или ожиданием работы) в отношении работников, которые ищут работу или ждут получения работы в ближайшем будущем. Определение "фрикционная" точно отражает суть явления: рынок труда функционирует неповоротливо, со скрипом, не приводя в соответствие количество рабочих и рабочих мест.       

Фрикционная безработица считается неизбежной и в какой-то мере желательной. Почему желательной? Потому что многие рабочие, добровольно оказавшиеся "между работами", переходят с низкооплачиваемой, малопродуктивной работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную работу. Это означает более высокие доходы для рабочих и более рациональное распределение трудовых ресурсов, а следовательно, и больший реальный объем национального продукта.

      Структурная безработица. Фрикционная безработица незаметно переходит во вторую категорию, которая называется структурной безработицей. Экономисты используют термин "структурный" в значении "составной". С течением времени в структуре потребительского спроса и в технологии происходят важные изменения которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу. Из-за таких изменений спрос на некоторые виды профессий уменьшается или вовсе прекращается. Спрос на другие профессии, включая новые, ранее не,увеличивается.  Возникает безработица, потому что рабочая сила реагирует медленно и ее структура полностью не отвечает новой структуре рабочих мест. В результате оказывается, что у некоторых рабочих нет таких навыков, которые можно,быстро продать; их навыки и опыт устарели и стали ненужными из-за изменений в технологии и характере потребительского спроса. К тому же постоянно меняется географическое распределение рабочих мест. Об этом свидетельствует миграция в промышленности из "Снежного пояса" в "Солнечный пояс" в течение  последних, десятилетий. Разница между фрикционной и структурной безработицей весьма неопределенна. Существенное различие состоит в том, что у "фрикционных" 'безработных есть навыки, которые они могут продать, а "структурные" безработные не могут сразу получить работу без переподготовки, дополнительного обучения, а то и перемены места жительства; фрикционная безработица носит более краткосрочный характер, а структурная безработица более долговременная и поэтому считается более серьезной.

 Циклическая безработица. Под циклической безработицей мы понимаем безработицу, вызванную спадом, то есть той фазой экономического цикла, которая  характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда

совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. Например, в период спада 1982 г.

уровень безработицы поднялся до 9,7%. Сезонная безработица - оборотная сторона сезонного характера деятельности в отдельных отраслях, например, в сельском хозяйстве или туризме: те, кто легко может найти работу летом в курортной зоне или на уборке урожая, как правило, лишаются ее зимой.                                               

Понятие "полной занятости"

Полный, или естественный, уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, то есть когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицы представляет собой в какой-то степени положительное явление. Ведь "фрикционным" безработным нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места. "Структурным" безработным тоже нужно время, чтобы приобрести квалификацию или переехать в другое место, когда это необходимо для получения работы. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, значит, рынки рабочей силы не сбалансированы; при этом наблюдается дефицит совокупного спроса и циклическая безработица. С другой стороны, при избыточном совокупном спросе ощущается "нехватка" рабочей силы, то есть количество свободных рабочих мест превышает количество рабочих, ищущих работу. В такой ситуации фактический уровень безработицы ниже естественного уровня. Необычайно "напряженная" ситуация на рынках рабочей силы связана с инфляцией.                                 

Таким образом, фрикционная и структурная безработица образуют естественный уровень безработицы. Является ли естественный уровень безработицы оптимальным уровнем? Ответ на этот вопрос не может быть; однозначным, так как неизвестно, что выгоднее для экономики в целом: наличие незанятой части рабочих или дополнительное количество продукта, который эти рабочие могли бы произвести Реальный уровень безработицы, как правило, всегда выше ее естественного уровня и лишь в чрезвычайных условиях может опускаться ниже уровня полной занятости.

Понятие "естественный уровень безработицы" требует уточнения в двух аспектах.                                                                                                                                       

Во-первых, этот термин не означает, что экономика всегда функционирует при естественном уровне безработицы и тем самым реализует свой производственный потенциал.

Споры по поводу определения уровня безработицы при полной занятости усугубляются тем, что на практике трудно установить фактический уровень безработицы. Все население США разделено на три большие группы. Статистическое управление министерства труда пытается установи количество работающих и безработных, проводя в масштабе всей страны? ежемесячные выборочные опросы примерно 60 тыс. семей. Задается целый ряд вопросов, в частности, кто из членов семей работает, кто остался без работы, кто ищет или не ищет работу и т.д. Несмотря на то, что выборка проводится очень тщательно и используются надежные методы опроса, полученные данные подвергались критике. 1. Частичная занятость. В официальной статистике все занятые неполный  рабочий день входят в категорию полностью занятых. В 1988 г. около 17 млн человек по собственному желанию работали неполный рабочий день. Еще 5 млн частично

занятых рабочих либо хотели работать полный рабочий день, но не могли найти подходящую работу, либо работали неполный рабочий день из-за временного сокращения потребительского спроса. Фактически эти две последние группы рабочих

были частично занятыми и частично безработными. Считая их полностью занятыми, официальная статистика занижает уровень безработицы. 2. Рабочие, потерявшие надежду на получение работы. Чтобы считаться безработным, надо активно искать работу. Другими словами, безработный, который активно, не ищет работу, считается "выбывшим из состава рабочей силы". Проблема заключается в том, что существует значительное количество рабочих, которые, безуспешно пытаясь найти работу в течение какого-то времени, теряют надежду на ее получение. Количество таких рабочих во время спада больше, чем в период

 процветания. He включая рабочих, потерявших надежду на получение работы, в категорию безработных, официальная статистика занижает уровень безработицы. Ложная информация. С другой стороны, уровень безработицы может быть завышен в том случае, когда некоторые неработающие респонденты утверждают, что они ищут работу, хотя это и не соответствует действительности. Поэтому эти лица заносятся в группу "безработных", а не "выбывших из состава рабочей силы". Респонденты дают ложную информацию, потому что компенсация по безработице или пособие по социальному обеспечению могут зависеть от мнимых поисков работы. Теневая экономика может также способствовать завышению официального уровня безработицы; Вполне вероятно, что человек, занятый торговлей наркотиками или работающий на мафию, назовет себя "безработным".  

Общий вывод состоит в том, что, хотя понятие уровня безработицы играет большую роль в определении экономической политики, оно обладает определенными недостатками. Несмотря на то что уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического положения страны, его нельзя считать безошибочным : барометром здоровья экономики.

Показатели безработицы

Теперь обратимся к некоторым дополнительным данным, характеризующим безработицу, которые помогут оценить рассмотренные выше теории безработицы, а также меры государственной политики, направленные на ее сокращение. Продолжительность безработицы.

Предположим, что Вы потеряли работу. Какова вероятность того, что Вам ; придется оставаться безработным в течение долгого времени? Ответ очень важен, поскольку он укажет нам и на причины безработицы, и на наиболее подходящие меры государственной политики. С одной стороны, если безработица носит краткосрочный характер, можно предположить, что она является фрикционной и, | возможно, неизбежна. Людям требуется какое-то время, чтобы найти новую работу, в наибольшей степени соответствующую их квалификации и желаниям. С другой стороны, безработица, носящая долговременный характер, - принципиально иное явление, поскольку вряд ли процесс поиска подходящей работы должен растягиваться на многие месяцы. Долговременная безработица является скорее

безработицей ожидания. Таким образом, данные о продолжительности безработицы могут повлиять на наше представление о ее причинах.          

Ответ на поставленный выше вопрос не так уж прост. Данные говорят о том что для большинства людей период нахождения без работы оказывается непродолжительным, но в то же время наибольший вклад в совокупную продолжительность безработицы вносят те, кто находится без работы длительное время. Например, в 1974 г. в США уровень безработицы был равен 5,6%; 60% безработных нашли себе работу в течение одного месяца. И в том же году 69% от совокупной продолжительности безработицы приходилось на те периоды нахождения без работы, которые продолжались два месяца и более.  

 

 

                  

Чтобы понять, почему эти факты не противоречат друг другу, рассмотрим следующий пример. Предположим, что 14 человек являются безработными в течение какой-то части данного года. Из них 12 находят работу в течение одного месяца, а 2 - не работают целый год. Получается, что в общей сложности эти люди не работали 36 месяцев. В данном примере большая часть безработных не имеет работы в течение коротких периодов: для 12 из 14 человек (или для 86%) безработица длится не более месяца. Тем не менее, большая часть совокупной продолжительности безработицы приходится на безработных, не работающих долгое время, - 24 из 36 месяцев (или 67%) приходится на двух человек, которые не работали целый год. В зависимости от того, что является предметом рассмотрения- отдельные периоды нахождения без работы или совокупная продолжительность безработицы -безработица может выглядеть либо краткосрочной, либо долгосрочной.   И

Данные о продолжительности безработицы имеют важное значение для разработки_государственной политики. Если задачей является значительное сокращение уровня безработицы, то политика должна быть нацелена на долговременную безработицу, поскольку именно долговременная безработица

ВНОСИТ НаибОЛЬШИЙ ВКЛаД В ОбЩуЮ ПрОДОЛЖИТеЛЬНОСТЬ безработицы.Однако такая

политика должна быть очень точно адресована, поскольку большая часть людей, оказавшись безработными, находит работу достаточно быстро.           

Дата: 2019-12-22, просмотров: 266.