Главные источники возникновения и развития сознания заключены не в нем самом, а в обществ.бытии, в историч.практике людей.
Выделяют 3 закона:
1) Зависимость обществ.сознания от обществ.бытия, т.к. сознание отражает бытие, причем всегда неточно, неполно, приблизительно верно; при этом сознание всегда содержит в себе иллюзии, заблуждения, ошибки. Сознание есть осознание связи индивида с вещами и др.индивидами.
2) Относительная самостоятельность обществ.сознания. Как производное от бытия обществ.сознание не может обладать абсолютной, а только относит.самостоятельностью, которая означает, что сознание имеет собств.закономерности, присущие его собств.природе и выраженными в ряде тенденций:
· Отставание от обществ.бытия обусловлено консервативностью идей, традиций, чувств, их способностью быть активными и тогда, когда они уже устарели, не соответствуют изменившейся действительности.
· Преемственность идей, традиций: каждая эпоха не создает на пустом месте свою науку, мораль, искусство, культуру в целом, а использует достижения предшествующих эпох. Люди творят историю при обстоятельствах, которые к ним перешли от прошлого.
· Неравномерность развития уровней и форм сознания: экономич, политич, правового, экологич, нравственного, эстетич, научного, религиозного, философского. Эта неравномерность зависит от степени близости формы сознания к экономич.базису; поэтому экономич, политич, правовое сознание изменяются быстрее остальных форм.
3) Активное влияние обществ.сознания на матер.процессы, в т.ч. на экономические. Материалистич.понимание истории признает активную роль идей (научных и религиозных) в обществе. Наибольшая активность сознания вообще проявляется в его способности предвидеть будущее: результаты и последствия своей деятельности.
Формы обществ.сознания.
Форма сознания – система опред.взглядов и идеологич.отношений, которые складываются на основе опред.взглядов, идей, теорий, в которых отражается обществ.бытие. Формы сознания различают по предмету и способу отражения обществ.бытия, по содержанию. Отражение обществ.бытия формами сознания осуществляется посредством понятий, кроме эстетич.сознания, отражающего бытие в худож.образах.
Различают след.формы обществ.сознания: экономическое, нравственное, правовое, политическое, научное, эстетическое, философское, религиозное.
1) Экономич.сознание отражает хоз.деятельность людей и их взаимоотношения в процессе этой деятельности.
2) Мораль регулирует поведение людей, их отношения друг к другу и к обществу. Мораль включает нравств.чувства, понятия, принципы, идеалы, оценки и нормы. Важнейшими понятиями являются понятия добра и зла, справедливости, нравств.долга, совести – внутр.голос, побуждающий человека поступать в соответствии с понятиями и нормами морали. Главным вопросом нравств.сознания является вопрос о смысле жизни. Мораль имеет историч.характер, т.е. каждая ОЭФ характеризуется своей специфич.нравств.жизнью.
3) Право – совокупность взглядов и норм, регулирующих наиболее существенные отношения людей друг к другу, классам, обществу, государству. Право включает правосознание и нормы, которые определяются юр.законами. Право возникает из нравств.взглядов и норм. Однако в отличие от морали, право имеет свое учреждение, институт – государство, которое поддерживает и защищает право. Важнейшими понятиями являются справедливость и законность.
4) Политич.сознание отражает и регулирует отношения между классами, этнич.общностями, государствами. Оно включает политич.идеологию – система взглядов господствующего класса и политич.психологию – несистематизированные политич.взгляды, чувства и настроения классов. Политич.сознание обладает своеобразной универсальностью: политика выступает в качестве важнейшего регулятора всех сторон обществ.жизни.
5) Наука – адекватное отражение действительности в системах понятий. Любая наука имеет свой объект – действительность, изучаемая данной наукой, и предмет – область, сторона действительности, изучаемая данной наукой (физич, химич, биологич, социальная). Науки делятся на естеств, обществ. и технич, фундаментальные и прикладные.
6) Эстетич.сознание – отражение реального мира в худож.образах. Худож.образ – сложное образование, в котором содержание понятия выражено не в явной вербальной форме, а скрыто в формах сложных чувств.образов. Высшей формой эстетич.сознания является худож.сознание, выражающееся в искусстве. Важнейшими понятиями являются прекрасное и безобразное. Мир прекрасен, однако он содержит в себе также и безобразное, которому человек должен противостоять. Сделать окр.мир и самого себя прекрасным – одно из величайших стремлений человеч.духа. Эстетич.сознание имеет историч.характер.
7) Философия – система всеобщих взглядов на мир и человека. Объект философии – вся действительность в целом. Предмет философии – наиболее общие стороны действительности, процессы ее познания и развития. Она делится на 2 противоположных направления: материализм и идеализм.
8) Религия – фантастич.представление о мире, основанное на понятии сверхестеств.духовного существа – бога. Религия включает религиозное учение (идеологию), мифы, веру в сверхестественное и культ – система религиозного поведения. Религия имеет свое учреждение – церковь.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 249.