Биологическая форма материи.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С позиций научной философии реальный мирэто последовательность бесконечного множества форм материи. Форма материи – это вид материи, или материя на опред.ступени развития. В наст.время известны 4 формы материи: физич, химич, биологич, социальная. Они выступают в качестве ступеней единого бесконечного мирового процесса развития, который был разработан Энгельсом и Лениным.

Живая (биологич.) материя возникает в результате закономерного развития хим.формы материи. Энгельс определял «жизнь как способ существования белковых тел, который включает постоянное самообновление хим.составных частей этих тел». В середине 20в. была раскрыта огромная роль нуклеиновых кислот – ДНК и РНК, выступающих в качестве важнейшей хим.основы наследственности. В связи с рядом открытий в биологии жизнь определяют как способ существования высокоорганизованного материального субстрата, основными хим.компонентами которого выступают белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры, некоторые минеральные соединения.

 

Сущностью жизни (биологич.способа существования) является тенденция к самосохранению путем приспособления к окр.среде – адаптации. На самосохранение направлена вся совокупность физич, химич, биологич.процессов живого организма.

Самосохранение путем приспособления – 2 важнейших свойства БФМ, которые выражаются в совокупности др.свойств живой материи: ассимиляции и диссимиляции, росте и развитии организмов, раздражимости и сократимости живой ткани, способности к движению, способности к эволюции. Способность к эволюции включает ряд др.факторов (согласно теории Дарвина): изменчивость, наследственность и естеств.отбор.

Распад живого субстрата – диссимиляция – и его восстановление – ассимиляция – являются активным способом динамич.сохранения состава и структуры живого. Динамич.самосохранение жизни осуществляется посредством роста и развития организма. С помощью раздражимости живое получает сведения об изменяющейся внещней среде, посредством сократимости и движения – активно реагирует на ее изменения. Благодаря механизму наследственности живое накапливает, сохраняет и передает от поколения к поколению все важнейшие признаки и механизмы приспособления. Важнейшие признаки живого закрепляются посредством особых биологич.структур – генов, совокупность которых образует геном организма; совокупность геномов образует генофонд живой материи.

 

Все живые организмы образуют 4 царства природы – растения, животные, грибы и вирусы, которые делятся на типы, классы, отряды, семейства, роды, виды.

 

Живые организмы образуют популяции – самовоспроизводящиеся совокупности живых организмов данного вида, обладающие общим генофондом и территорией. Популяции разл.видов образуют биоценозы, связанные с опред.абиотической средой и составляющие с ней биогеоценозы. Совокупность всего живого на Земле образует биос, входящий наряду с атмосферой, литосферой и гидросферой в биосферу. На опред.этапе развития биосфера превращается в ноосферу – сферу разумной жизни, управляемую человеком. Целостное учение о ноосфере было разработано В.И.Вернадским.

 

Наиболее разработанной теорией биологич.эволюции является совр.дарвинизм, согласно которому важнейшими факторами эволюции являются наследственная изменчивость (мутации и рекомбинации генов) и естеств.отбор – выживание наиболее приспособленных организмов. Принято считать, что наследственная изменчивость имеет случайный характер и поэтому биологич.эволюция должна рассматриваться как случайностный, вероятностный процесс.

Далее биологич.эволюция приводит к появлению наиболее сложного живого существа – человека.

Социальная форма материи.

На вопрос: какие причины обусловили появление человека? – обычно дают ответ: человека создал труд. Этот ответ является далеко не полным и отражает марксистскую концепцию возникновения человека (трудовая концепция Маркса). Этот ответ парадоксален: способность к труду – важнейший признак человека и поэтому сказать, что человека создал труд – значит сказать, что человека создал человек…

В совр.науке широко распространено мнение о случайности появления человека в ходе биологич.эволюции, развитии природы. Однако утверждение о случайности человека по отношению к миру означает, что человек обладает случайным, несущественным содержанием, природой и, следовательно, природа мира для него оказывается непознаваемой, достоверное мировоззрение – невозможным. Концепция случайности человека приводит к заключению о бессодержательности и бессмысленности человеч.существования, ибо случайное и есть бессодержательное и, значит, бессмысленное.

 

С позиций научной философии возникновение человека вызвано 3мя группами причин: всеобщими, особенными и единичными.

К всеобщим факторам относится сущность бесконечного мира. Возможность и необходимость появления человека заложена в самой природе материи.

К особенным факторам относится эволюция биологич.формы материи, закономерно порождающая высшую форму жизни – мыслящее существо; труд – процесс взаимодействия человека с природой путем преобразования природных элементов, который осуществляется с помощью средств труда (прежде всего, орудий труда). Труд имеет коллективный характер и выступает основой формирования общества как сложного коллектива людей, объединенных соц.связями. Труд и коллективность обусловливают появление человеч.языка как средства общения между людьми, сохранения и передачи человеч.опыта. Труд, коллективность и язык обусловливают появление человеч.сознания (согласно Энгельсу).

К единичным факторам относятся локальные условия Земли, определившие специфич.черты земного человечества.

 

Сущность человека можно определить через его способ существования. Человек – это существо, которое производит само себя, свое бытие и сущность. Если все предшествующие формы материи существуют путем приспособления к окр.среде, то человек живет путем преобразования среды.

Человеч.сущность выражена в «сущностных свойствах»: труд – преобразовательная материальная деятельность человека, мысль – универсальная и неограниченная способность познания мира, общение – соц.связь с себе подобными; сознание; способности и потребности; коллективность и индивидуальность, свобода и ответственность. Развитие человеч.сущности происходит на основе ее внутр.противоречий между трудом и мыслью, трудом и формами общения, способностями и потребностями, коллективностью и индивидуальностью, свободой и ответственностью.

 

Человек – это соц.существо. Совокупность человеч.индивидов образует общество – сложноорганизованный коллектив людей, находящихся в соц.отношениях друг с другом.

 

Смысл человеч.существования. Научная философия показала, что смысл человеч.существования нельзя искать вне человеч.жизни – в природе, боге, идее и др. Смысл заложен в самом человеч.существовании. Смысл заложен в человеч.творчестве – труде и мысли, т.е. в матер.преобразовании мира и самого себя и в познании. Смысл существования состоит в углублении, движении человека в свою собственную бесконечную человеч.сущность.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 245.