Каждая наука имеет свой предмет, содержание, структуру и метод. Предмет науки – сторона, область действительности, которая изучается данной наукой. Предметом науки может быть область объективной действительности (физич, химич, биологич, социальная) или субъективной действительности (психич.процессы, духовная культура общества).
Предмет философии – наиболее общие стороны мира в целом и его познания; или наиболее общая сущность мира и сущность сознания; или сущность мира, сущность человека, место человека в мире, смысл и сущность его существования.
Предмет научной философии определяет ее структуру. Научная философия – это система философских наук. Главными являются общая философия и соц.философия. В марксизме эти науки выступают как диалектич.материализм и историч.материализм. Общая философия изучает наиболее общие стороны мира в целом и процесса его познания. Соц.философия – наиболее общая философская наука об обществе. Различие между ними можно определить как различие между наукой о всеобщем и наукой об особенном. Основной вопрос диалектич.материализма – об отношении сознания к материи – может быть решен только в связи с основным вопросом историч.материализма – об отношении обществ.сознания к обществ.бытию.
К общей и соц.философии примыкает ряд других более частных философских наук: история философии, философия природы, философия человека, этика, эстетика, логика; методология – общая теория метода, аксиология – теория ценностей, праксеология – теория деятельности.
В рамках диалектич.материализма можно провести 2 структурных рассечения: вертикальное на материализм и диалектику, горизонтальное на теорию и метод.
Диалектич.материализм – единство двух филос.концепций – материализма и диалектики. Причем они становятся научными, только когда развиваются в единстве. Материализм решает ОВФ, а диалектика 2й вопрос философии. Следовательно, они не являются равноправными концепциями; материализм является ведущим, а диалектика зависимой. Материализм выясняет сущность мира – его материальность, а диалектика раскрывает существенную сторону мира – его развитие. Материализм – это целое, а диалектика – неотъемлемая сторона, атрибут. Материализм включает в себя диалектику.
Всякая наука представляет собой единство теории и метода. Теория – описание и объяснение действительности. Она отвечает на вопрос что? – что такое действительность; почему? – почему изучаемые объекты таковы, каковы они есть. Метод – это способ познания и практическое действие по изменению вещей и явлений. Он отвечает на вопрос как познавать и изменять действительность? Марксистская философия имеет диалектико-материалистич.теорию и диалектико-материалистич.метод.
В целом философия выполняет следующие функции:
1. Мировоззренческая функция: помогает сформировать целостную картину мира.
2. Воспитательная и образовательная функция: участвует в формировании личности.
3. Функция соц.критики: осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
4. Идеологическая функция: создаёт представление о желательном политич. и обществ.устройстве.
5. Футурологическая функция: отвечает на вопрос о том, каким должно быть будущее.
6. Эвристическая (поисковая) функция: создаёт новые области теоретич. исследования.
7. Методологическая функция: формулирует правила познания для всех частных наук.
19. Проблема сущности мира. Трудности и способ определения материи.
Сущность – внутр.определенность предмета; наиболее важное в предмете; то, что отличает предмет от др.предметов.
На протяжении истории были предприняты попытки объяснения сущности мира: религиозная, субъективно-идеалистическая, объективно-идеалистическая, материалистическая.
Религиозная утверждала, что мир сотворен богом; бог – высшая сущность мира, творец мира, «неподвижный перводвигатель». По сути, понятие бога – понятие-фантом, несуществующее понятие. Понятие бога, включая одновременно мысль о боге, как о перводвигателе всего сущего и мысль о неподвижности бога, т.е. его полноте, совершенстве, законченности, представляет собой логич.противоречие, бессмыслицу.
Суб.идеализм утверждал, что мир – это комплекс ощущений. Суб.идеализм находится в полном противоречии с естеств. и соц.науками, которые говорят о том, что природа существует до, вне и независимо от сознания (т.е. ощущений).
Об.идеализм утверждал, что мир – объективное сознание, дух, мышление, которое порождает природу и человека. (Но откуда же берется это сознание, как ни из материи, человека?)
Материализм с античных времен стремился объяснить мир из него самого, не перенося на мир человеч.качества. Материализм утверждал, что мир – материя (в ее бесконечных проявлениях). Осталось определить понятие материи, чтобы ответить на вопрос о глубинной сущности мира. В разные времена существовали разные понятия материи. В античности материю отождествляли с какой-либо конкретной формой материи (вода, воздух, огонь), либо понимали как неделимые частицы – атомы. В Новом времени материя – это природа, бесконечная совокупность вещей; но признак «природности» не мог быть отнесен к соц.бытию, человеку.
Вывод: в старой философии проблема сущности мира не имела решения.
Решение было найдено в научной философии.
Определить что-либо – значит отличить его от другого. Но от чего можно отличить мир в целом, вне которого ничего нет? Если бесконечный мир нельзя отличить от чего-то вне его, то надо отличить от чего-то в нем самом! Искомое явление должно быть универсальной противоположностью мира как целого и его сущности. Искомым явлением является человеч.сознание.
Строгое научное определение материи дал Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм»: Материя – есть объективная реальность. Термин реальность означает бытие, действительность, невымышленное существование. Термин объективное означает существующее до, вне и независимо от сознания. Существование до сознания означает предшествование материи сознанию. Существование вне сознания означает, что внешний мир не принадлежит сознанию, не является содержанием сознания. Независимость от сознания означает, что внешний мир не нуждается для своего существования в сознании, обладает самостоят.существованием.
Также существует понятие материи как субстанции – причина и первооснова самой себя. Субстанция – то, что ни в чем не нуждается для своего существования кроме себя самой. Выделяются свойства материи – ее атрибуты. 3 главные атрибута материи – пространство (протяженность), время (длительность) и движение (изменение)-развитие(движение от простого к сложному).
Дата: 2019-12-22, просмотров: 251.