Чувственное познание и его формы.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Чувственное познание – отображение внешних сторон действительности, явления.

Осн.формы чувств.познания: ощущения, восприятия и представления.

1. Ощущение – отражение отдельных внешних свойств вещи, которые осознаются нами в виде цветов, запахов, вкусов и т.д. Ощущения включают как собственно свойства вещи, или объективное содержание, так и субъективную форму их отображения, зависимую от природы человека. Ощущения производят анализ действительности.

Анатомо-физиологическая основа ощущенийанализаторы – нервные структуры, состоящие из рецепторов (нервных окончаний в органах чувств). Ощущения, психич.образы возникают не в органах чувств, а в высших отделах центр.нервной системы – больших полушариях головного мозга и ближайшей подкорке.

Предметом и содержанием чувств.познания выступает явление. Явления несут в себе сущности вещей. Отображая явления, чувств.познание тем самым отображает и заложенную в явлениях сущность. Познание значит имеет 2 уровня: непосредственно осознаваемых сторон явления и отображаемой сущности; однако, отображение сущности пока не осознается. Чувственное познание противоречиво: оно есть единство непосредственно осознаваемого (явления) и неосознаваемого (сущности).

2. Восприятие – отражение предметов как целых; - формирование целостного образа предмета. Восприятие включает в себя совокупность ощущений и некоторый целостный момент отображения. Психология показала, что формирование целостного образа предмета происходит на основе практич.деятельности человека. В силу целостности в восприятии в сферу непосредств.осознания входят такие стороны чувств.явления, которые были скрытыми в ощущениях – целостность, движение, пространственные и временные характеристики вещей. На уровне восприятия мир предстает перед человеком как мир объективно существующих вещей, как предметный мир.

3. Представление – образ предмета или ситуации, существующий и тогда, когда предметы не действуют на органы чувств. Важнейшими особенностями представления являются независимость от непосредств.воздействия вещи на органы чувств и обобщенность – отображение общих признаков вещей.

Фундаментальный уровень логического познания.

Логическое познание – познание сущности вещей, явлений, процессов. Опираясь на материал чувственного познания, мысль углубляется в скрытую сущность реальной действительности, внешнего мира и человека.

В логич.познании выделяют 3 уровня: фундаментальный, обыденный и научный.

Фундаментальный уровень логич.познания состоит из логич.процессов, форм и законов.

Осн.логич.процессы.

Материал чувств.познания подвергается мысленной обработке с помощью ряда логич.процессов: обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции.

Обобщение – процесс выделения общего из единичного. Логич.обобщение опирается на полученное на уровне представления и далее выделяет все более существенные признаки.

Абстрагирование – процесс отвлечения существенных признаков вещей и явлений от несущественных. Все человеч.понятия выступают поэтому как абстракции, отображающие существ.признаки вещей.

Анализ – мысленное расчленение целого на части.

Синтез – мысленное объединение частей в единое целое. Анализ и синтез – противоположные мыслительные процессы. Однако ведущим оказывается анализ, поскольку он направлен на обнаружение различий и противоречий.

Индукция – движение мысли от единичного к общему.

Дедукция – движение мысли от общего к единичному.

Осн.логич.формы.

Логич.познание включает 3 формы: понятия, суждения и умозаключения. Логич.знание в целом представляет собой систему понятий. Суждения и умозаключения суть процессы формирования и движения понятий. Каждое понятие может быть представлено в виде системы суждений и умозаключений.

Понятие – отражение сущностных сторон вещи. Понятие всегда существует в словесной форме и не имеет наглядного характера. Понятие – сложное мыслительное образование, структура которого определяется предметом отражения.

Суждение связь понятий, точнее форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предмета мысли. Различают субъект суждения – предмет мысли и предикат – признак, наличие которого приписывается или оспаривается у предмета. Суждения могут быть утвердительными и отрицательными; возможности, действительности и необходимости и т.д. П: «Медь есть металл», «Водород не металл».

Умозаключение связь суждений, точнее форма мысли, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание. П: Все элементарные частицы сложны; Электрон – элементарная частица; Следовательно электрон сложен.

Осн.логич.законы.

Логич.познание подчинено своим строгим законам, которые изучаются логикой. Существует 4 осн.закона мышления: тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания.

Закон тождества требует, чтобы предмет мысли оставался в процессе мышления одним и тем же, не подменялся другим: «А есть А» (А=А).

Закон противоречия требует, чтобы об одном и том же предмете, в одном и том же отношении, в одно и то же время не высказывались 2 противоположные мысли: «А не есть не-А». П: нельзя определять одно и то же как белое и черное, положит. и отрицат. и т.д.

Закон исключенного третьего требует считать истинным лишь одно из 2х противоречащих высказываний о предмете, исключая истинность какого-либо третьего высказывания: :А есть либо В, либо не-В».

Закон достаточного основания требует, чтобы всякая мысль была обоснована другими мыслями, истинность которых доказана: «Если есть В, то есть его основание – А».

Обыденное познание.

Обыденное познание связано с решением вопросов, возникающих в повседневной жизни людей, текущей практич.деятельности, быту и т.д. Оно не способно углубляться в законы действительности.

Обыденное познание основывается на здравом смысле, т.е. представлениях о мире, человеке, обществе, сформировавшихся на основе повседневного практич.опыта человечества. Здравый смысл историчен – на каждом уровне развития общества он имеет свои специфич.критерии. Так, в средневековье было здравомысленным полагать, что Солнце вращается вокруг Земли. Позднее такое представление становится нелепым. В силу своей относит.простоты и консервативности обыденное познание несет в себе остатки давно изжитых наукой форм мысли. Здравый смысл всегда ограничен и не располагает средствами решения сложных проблем человеч.бытия.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 229.