Общественные/государственные СМИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Частное телерадиовещание

Существует ряд различных типов компаний частного телерадиовещания - от гигантских транснациональных корпораций, управляемых богатейшими и политически наиболее влиятельными людьми в мире, до маленьких местных FM станций. Категория эта искусственная, так как различия между ними так же велики, как и сходство.Общее же у них то, что все они принадлежат и служат частным интересам - как правило, компаниям, заинтересованным в прибыли. В большинстве случаев вещание подчиняется условиям лицензии, выдаваемой властями на определенный период. Предписания и ограничения, оговариваемые условиями этой лицензиями, также варьируются. Иногда лицензия на вещание ясно обозначает запрет на трансляцию новостей. Таков пример лицензии, выданной южно-африканской многонациональной корпорации М-Нет, которая вполне довольствуется предоставлением публике чисто развлекательных каналов, а выборы с их треволнениями и спорами полностью проходят мимо нее.Гораздо чаще лицензия на вещание оговаривает определенные условия, согласно которым новости могут выходить в эфир. Иногда эти условия включают в себя «рецепты» освещения предвыборных кампаний. Кроме того, в системе выдачи лицензий может предусматривать и элемент служения обществу, например, пункты, обязывающие орган СМИ транслировать образовательные программы.Частное телевидение - самый быстрорастущий сектор СМИ во многих частях света, а не только в Западной Европе, где оно появилось сравнительно поздно, но и в Азии, Африке, Латинской Америке и Восточной Европе. Часто владельцы частных теле- и радиостанций имеют четко выраженные политические и электоральные амбиции. Ярчайший пример - Сильвио Берлускони в Италии, чьи телеканалы успешно способствовали реализации его стремления стать премьер-министром страны. Похожее явление можно наблюдать и во многих странах Латинской Америки, а также в России.

Печатные СМИ

Печатные СМИ демонстрируют наибольшее разнообразие как типов собственности, так и содержания. В эту широкую категорию попадают самые разные издания: от ежедневных до еженедельных газет, от общественно-политических журналов до специальных изданий по интересам. В этой главе нас интересуют преимущественно газеты, хотя многие наблюдения и стандарты могут в равной мере быть применимы и к другим типам печатных СМИ.Даже в ситуации, когда за государством остается значительная часть электронных СМИ, пресса, как правило, находится в частных руках. Основные исключения составляют главным образом авторитарные или диктаторские системы, при которых свободные выборы вряд ли являются частью повестки дня. Но также существуют и страны, например, кое-где в северной Европе, в которых газетам выплачиваются общественные субсидии, призванные гарантировать политическую разносторонность прессы. В странах, недавно вышедших из-под диктаторского правления, субсидии газетам - с той же целью - являются частью гуманитарной помощи. Но в большинстве случаев доходы газетам приносят реклама и прибыль от продаж (причем первые, обычно, гораздо значительнее последних).Идеал «четвертой власти» - СМИ, осуществляющие надзор за правительством, - вероятно, наиболее эффективно воплощается в печатных СМИ, нежели в электронных. В любой стране найдется хотя бы одна газета, способная провести серьезные журналистские расследования или сопроводить политически важные события профессиональными и компетентными комментариями. То же не всегда можно сказать об электронных СМИ. Наличие же в стране выбора разных газет, отражающих противоположные политические точки зрения, гарантирует лучшее информирование общества и свободное взаимодействие политических идей.

Коммунальные (общинные) СМИ

Во многих частях света коммунальные СМИ являются стремительно растущим явлением. Не утихают споры о том, кто же именно заслуживает право называть себя этим именем. Как правило, под это определение попадает нечто, выпускаемое общиной (community) для нужд общины. Иными словами, недостаточно иметь небольшую местную целевую аудиторию, Необходимо, чтобы конечный продукт создавался при участии этой аудитории (общины).Но, что такое община? Традиционно, этот термин используют по географическому признаку. Но, скажем, в Южной Африке, стране с одной из самых разветвленных систем радио в мире, этим словом обозначают также и общности людей, связанных общими интересами, особенно, среди обделенной социальными благами части общества. Таким образом, могут существовать «женские общины», «общины людей с физическими недостатками» или иных меньшинств. Также, существуют коммунальные (общинные) СМИ, направленные на определенные религиозные группы.Сами СМИ также могут варьироваться. Коммунальные газеты имеют давнюю историю, однако, лишь в последние 20 лет появились недорогие теле-радио технологии и произошла либерализация режимов лицензирования. Это способствовало возникновению в некоторых странах довольно живого сектора коммунального радио (и, в меньшей степени, телевидения).Значение всего этого для выборов очевидно. Коммунальные СМИ почти по определению имеют небольшую, но чрезвычайно преданную аудиторию. В вопросе образования избирателей они также играют очень важную роль, так как они способны охватить те сегменты общества, которые зачастую бывают обойденными более традиционными СМИ.Часто условия лицензий на коммунальное вещание запрещают явную предвыборную агитацию. Органам власти, ответственным за регулирование, необходимо особенно внимательно следить за выполнением условий лицензии в период избирательных кампаний.

Партийные СМИПарадокс, но СМИ, напрямую принадлежащие и контролируемые политическими партиями, со всей очевидностью более других заинтересованы в исходе выборов, - и, вместе с тем, они полностью выпадают из большинства систем регулирования СМИ. Если газета является всего лишь агитационным листком партии, которой она принадлежит, она практически не зависит от профессиональных или правовых норм, управляющих поведением СМИ в целом.Во многих странах политическим партиям не дозволяется владеть теле и радио станциями, ибо это считается несправедливым распределением национальных ресурсов - эфирных частот - в узких политических интересах.Как правило, партийные СМИ попадают в одну из трех категорий. В какую именно, зависит от регулирующих СМИ государственных органов:Пропагандистские издания, не подпадающие под власть регулятора СМИ, но могущие быть наблюдаемы им, скажем, в рамках вопроса о расходовании средств на предвыборную агитацию, если эта сумма ограничена законом.Обычные частные СМИ, принадлежащие той или иной партии. В этом случае, они обязаны придерживаться общепринятых стандартов и ограничений, так же, как и остальные частные СМИ.Государственные СМИ в ситуации, когда правящая партия и государство переплетены друг с другом. В этом случае СМИ, пользующиеся общественным финансированием, должны выполнять те же нормы, что и другие общественные СМИ. На практике чаще всего это означает, что они не имеют права вести партийную агитацию вовсе.

«Новые интерактивные» СМИ - Интернет

Интернет превозносят как очередную революцию в избирательных коммуникациях, приписывая ему в этой сфере ту же революционную роль, что и в глобализации потоков информации. Уже сейчас через Интернет проводятся опросы общественного мнения (хотя стоит надеяться, что их результаты воспринимаются с чрезвычайной осторожностью), а будущие выборы президента США в 2004 г. уже называют первыми «Интернет-выборами». Заслуженный скептицизм в адрес подобных утверждений вовсе не означает, что их следует немедленно отвергать. Это лишь мнение о необходимости трезвого подхода к вопросу, насколько Интернет вписывается в общую структуру СМИ.Первый аргумент состоит в том, что Интернет зависим от телекоммуникаций: в большинстве случаев доступ к нему все еще осуществляется по наземным линиям, а не через спутниковую телефонию. В связи с этим сразу же всплывают два немаловажных факта. Во-первых, на одном только Манхеттене больше телефонов, чем во всей Африке. Во-вторых, в Южной Африке, стоящей на 18-м месте в мире по пользованию Интернетом, более половины населения никогда в жизни не звонили по телефону. Проще говоря, Интернет остается привилегией людей относительно богатых и уж никак не основной массы избирателей в мире. В этом он отличается от радио и даже от телевидения, и такая ситуация будет сохраняться в обозримом будущем.Тем не менее, Интернет стремительно становится жизненно важным средством политической коммуникации - стоит посмотреть хотя бы на то, что предпринимают некоторые правительства, вроде китайского, чтобы ограничить доступ к «подрывным» Web-сайтам. В обществе, где традиционные СМИ находятся под жесткой цензурой, Интернет для небольших групп людей является важным источником получения политически деликатной информации, которую затем можно широко распространять. Иными словами, для большей части земного шара значение Интернета скорее в том, что он способствует свободной циркуляции альтернативных идей, нежели является средством массовой информации, выступающим от имени партий, кандидатов или избирательных властей.Вероятно, что «конвергенция» технологий телерадиовещания и телекоммуникаций также приведет к более тесной связи традиционных СМИ и Интернета. Несомненно, крупнейшие провайдеры, играющие на одном поле, могут с легкостью переходить с одного на другое. Телефония продвинулась в сторону использования спутников, телерадиовещание - в сторону оптико-волоконных кабелей. Вероятные экономические и социальные последствия этого - рост частных медиа монополий в области телерадиовещания и Интернета.Даже в Соединенных Штатах, где Интернетом пользуются больше всех, политические партии на удивление мало и неумело обращаются с этим средством. Это, возможно, объясняется неохотой, с которой современные политики участвуют в спонтанном интерактивном общении с избирателями. Содержание же Web-сайтов политиков, как правило, копирует материалы, уже имеющиеся в печатных изданиях.Где Интернет развивается быстрее всего по отношению к избирательной тематике, так это в ресурсах различных неправительственных организаций. В США такие ресурсы включают в себя онлайновые базы данных с возможностью поиска, которые информируют пользователей о финансировании предвыборной кампании различных кандидатов, - это может лишь способствовать укреплению демократии.Более проблематичный аспект состоит в использовании Интернета для подрыва общепризнанных для традиционных СМИ правил, например, освещение проведения опросов на выходе с избирательных участков до окончания голосования.В сочетании с традиционными СМИ Интернет может лишь усилить свое значение. Не секрет, что многие журналисты при создании своих материалов используют Интернет в качестве важнейшего источника получения информации. Официальные структуры, отвечающие за проведение выборов, все чаще размещают в Сети информацию, которая затем используется СМИ и тем самым получает более широкое распространение. Это особенно важно, например, при публикации результатов выборов. Если Web-сайт связан с находящейся на официальном сервере базой данных по результатам, это будет означать, что все результаты выборов становятся публично доступными без всяких задержек.Интернет может также играть важную роль в распространении материалов для радиопередач. Это чрезвычайно эффективный метод помощи радиостанциям в их работе в больших странах, а также потенциальный способ передачи образовательных материалов для избирателей.

Профессиональный уровень

Важнейшим элементом медийной среды является уровень профессионализма и опыт журналистов и других сотрудников СМИ. Очень часто, в странах, только- что вышедших из под репрессивной политической системы, журналистам недостает многих навыков и профессиональных стандартов, по сравнению с их коллегами из стран с давней историей свободы СМИ.В подобных случаях нередко возникает тенденция злоупотреблять новообретенными свободами, публикуя непроверенные или неправдивые материалы. Часто журналисты, оказавшиеся в такой ситуации, просто не знают, каким профессиональным стандартам следовать из-за отсутствия профессиональных объединений или профсоюзов, вырабатывающих кодексы поведения. Им не хватает элементарных навыков проведения журналистского расследования, проверки и написания материалов или их передачи. В частности, журналисты, готовящиеся освещать первые в своей жизни свободные выборы, зачастую просто незнакомы с самыми простыми аспектами этого процесса. Часто отсутствуют учреждения, обучающие журналистов, или же они не способны дать им навыки, необходимые для выполнения функции «сторожевого пса» в демократическом обществе.Тем не менее, опыт авторитарного правления может иметь и положительные стороны. Во многих случаях смелые независимые журналисты играли важную роль в ниспровержении диктаторских режимов. Журналисты, во враждебном окружении успешно расследующие и публикующие опасные материалы, вырабатывают профессиональные навыки, не сравнимые с навыками тех их коллег, которые работают в благоприятных условиях. В контексте выборов профессиональный вызов для журналистов в том, чтобы эффективно использовать эти навыки в новых и незнакомых условиях.

Не допускается использование установленных прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации.

Запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.

Журналист обязан:

1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

2) проверять достоверность сообщаемой им информации;

3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;

7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;

Соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности Лекции по основам правовых знаний для журналистов / Ред. Г.В. Винокуров, А.Г. Рихтер, В.В. Чернышев. М., 1999. - С.96.

Определение круга прав и обязанностей журналистов является одним из важнейших элементов российского законодательства о средствах массовой информации, так как объём этих прав и обязанностей говорит о сути профессиональной деятельности работников СМИ. Как мы говорили, специфика профессии журналиста позволяет ему пользоваться правами, недоступными для других граждан, но это влечёт за собой и обязанность исполнять общественный долг.

Первая обязанность -- сохранение в тайне источника информации. Это один из основных профессиональных принципов, смысл которого заключается в следующем. Достоянием общественной свободы является то, что люди могут безбоязненно сообщать о социально значимых вещах и событиях в средствах массовой информации, а также обсуждать подобные события в СМИ, -- даже если информация включает сведения о неблаговидных поступках и поведении самих информаторов. При этом дискуссия в СМИ имеет большую общественную значимость, чем непосредственное нахождение и осуждение виновных. Введение такой нормы предоставляет защиту как гражданину, который, разглашая информацию, уже не опасается за свою судьбу и благополучие, так и журналисту -- от несвойственной ему роли агента государственных органов охраны правопорядка.

На первый взгляд эта норма противоречит положениям статьи 56 Уголовно-процессуального кодекса РФ. В статье даётся перечень лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетелей (адвокат, священнослужитель и др.), в который не входят работники СМИ. Но существование этого перечня не исключает возможности иных случаев освобождения от обязанности давать свидетельские показания. Такая возможность прямо предусмотрена Конституцией РФ (ч. 2 ст. 51), которая позволяет преодолеть указанное противоречие между нормами Закона о СМИ и УПК РФ Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации: Науч.-практ. комм. проф. М.А. Федотова. М., 1999. С. 348-380.

Закон о СМИ гласит, что журналист, редакция СМИ не вправе разглашать источник информации и называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени (ч. 2 ст. 41 и п. 4 ч. 1 ст. 49). Это обязанность. Исключением являются случаи поступления соответствующих требований от суда в связи с находящимся в его производстве делом. В соответствии с Законом о СМИ журналист не вправе разглашать имя источника ни по требованию милиции, ни по требованию прокуратуры, ни по требованию Федеральной службы безопасности, но он обязан сделать это по требованию суда в связи с рассматриваемым этим судом делом Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации: Науч.-практ. комм. проф. М.А. Федотова. М., 1999. С. 332-335..

Второе право журналиста, которому соответствует схожая обязанность, -- соблюдение достоверности информации. Журналист, с одной стороны, имеет право проверять достоверность сообщаемой ему информации (п. 8 ч. 1 ст. 47 ЗоСМИ), с другой -- он обязанубедиться в достоверности информации до её распространения (п. 2 ч. 1 ст. 49). Последнее фактически означает, что журналист отвечает за каждое слово, написанное в статье или прозвучавшее в телерадиопередаче, если он готовил распространённый материал.

Право проверять сообщаемую журналисту информацию является тем принципом, который позволяет ему требовать ответа на запрос, посещать государственные органы и организации, быть принятым должностными лицами, получать доступ к документам и материалам, производить записи, посещать места стихийных бедствий и катастроф, обладать другими правами, специально оговоренными в Законе о СМИ (ст. 47).

Обязанность всесторонней проверки распространяемой информации в свою очередь лежит в основе социально ответственной журналистики, на страже прав которой и стоит законодательство о СМИ. При этом не имеет никакого значения, идет ли речь о статье под рубрикой «Слухи» или о материале на полосе новостей. Вся информация должна быть достоверной (или, по крайней мере, не должна затрагивать ничьих прав и интересов). Журналист не может сказать в телевизионной программе что-то вроде следующего: «...все мы знаем, что мэр нашего города является честнейшим человеком, который заботится о судьбе горожан, следит за чистотой и порядком в городе. И хотя на прошлой неделе на центральном рынке старухи стали распространять нелепые слухи, о том, что уважаемый мэр берёт по субботам взятки со своих подчиненных, зарабатывая при этом несметное количество денег для строительства своей дачи, мы все прекрасно понимаем, что это -- совершеннейшая глупость, чепуха, и никто не должен в неё верить». С той самой секунды, как эти слова прозвучат в эфире, будут опубликованы в газете и т.п., к журналисту можно предъявлять судебный иск, можно привлекать к ответственности как его самого, так и редакцию и т.д. Все ссылки на то, что это слухи, что журналист сам в них не верит и никто в них не поверит, суд не обязан принимать во внимание Кудрявцев М.А. Право СМИ в современной России: проблемы и перспективы // ЗиП. 1999. № 3. С. 11-18..

В связи с этим следует остановиться на использовании несовершенного вида глагола в статье Закона о СМИ «Обязанности журналиста»: «Журналист обязан проверять достоверность сообщаемой им информации» -- именно проверять (но не проверить).Законодатель, видимо, употребил глагол в форме несовершенного вида не случайно. Журналисты не имеют возможности досконально проверить достоверность тех или иных фактов в отличие от работников органов дознания, следствия, прокуратуры, суда. Они не могут проводить графологические и иные экспертизы, устраивать очные ставки, организовывать другие следственные мероприятия для определения подлинности документов и истинности чьих-то слов. То есть результаты проводимых журналистами проверок во многих случаях не смогут на 100% подтвердить достоверность той информации, которую они намерены распространять. Однако это не означает, что журналисты должны верить всему на слово; они обязаны предпринять всё, что в их силах, для проверки достоверности информации. Эти действия, как правило, сводятся к опросу объективно настроенных очевидцев событий, получению ответов на официальные запросы информации, поискам в архивах и т.п.

 

Статья 7. Учредитель

Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган.

Не может выступать учредителем:

  • гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным;
  • объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;
  • гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.

Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.

Тоже самое,что и в 23.1.

24.2. Медиалогия — российская компания. Полное наименование — ООО «Медиалогия». Штаб-квартира компании расположена в Москве. Разработчик первой в России автоматической системы мониторинга и анализа СМИ в режиме реального времени.

История

Компания «Медиалогия» появилась как эксперимент сотрудников ИТ-холдинга IBS. Для своей консалтинговой практики им потребовалась система поиска и анализа информации. Инструмент оказался настолько удачным, что вскоре его начали использовать не только внутри ИT-холдинга, но и для сторонних клиентов. Так, в 2003 годупоявилась независимая компания «Медиалогия»..

О компании

«Медиалогия» – это автоматизированная система, осуществляющая мониторинг СМИ и медиа анализ. Входит в тройку лидеров рынка. Круглосуточный режим работы обеспечивают более 100 сотрудников: инженеры-

Система состоит из двух основных частей:

§ база данных СМИ (насчитывает более 7 000 источников на постсоветском пространстве);

§ автоматизированный аналитический модуль.

База СМИ «Медиалогии» обновляется и пополняется на ежедневной основе.

Автоматизированный аналитический модуль в свою очередь состоит из двух частей: 1) робота поисковика (по аналогии с поисковым роботом Google, и 2) автоматической системой распознавания и анализа контента. Это все является комплексной разработкой компании.

Также «Медиалогия» разработала и зарегистрировала Индекс информационного благоприятствования (ИИБ®), призванный облегчить задачу качественного анализа публикаций. Индекс основывается на различных показателях размещаемого материала, как то:

§ цитируемость СМИ;

§ позитив/негатив;

§ размер статьи, номер полосы, аудитория (PR value);

§ наличие фотографии;

§ главная/второстепенная роль;

§ упоминание объекта в заголовке;

§ наличие прямой речи.

Индекс рассчитывается автоматически и может колебаться в пределах от -1000 до +1000. Знак индекса зависит от позитивного или негативного упоминания искомого объекта в статье. Чем выше ИИБ опубликованного материала, тем более позитивным и заметным является сообщение в поле СМИ.

Работа с системой происходит через веб-интерфейс. Упомянутые технологии позволяют проводить мгновенный количественный и качественный анализ текстов. Наряду с контекстным присутствует объектный поиск, исключающий информационный шум. Результаты поиска и/или анализа доступны в виде графиков и таблиц с возможностью экспорта готовых отчетов в различные форматы документов. В системе доступны текстовые версии телепрограмм основных федеральных телевизионных каналов: 1 канал, Россия, НТВ, РЕН, ТВЦ, РБК-ТВ. В мае 2009 года появилась функция мониторинга социальных медиа.

Пользователи

Пользователями «Медиалогии» являются пресс-службы публичных коммерческих организаций и государственных учреждений.

Деятельность компании

Компания занимается отраслевыми медиа исследованиями, а также публикует на регулярной основе рейтинги самых цитируемых СМИ.

«Медиалогия» - это система он-лайн анализа информации из открытых источников: газет, журналов, информагентств, телевидения, радио и интернет-ресурсов.

Система предназначена для PR и пресс-служб, аналитиков, маркетологов, сотрудников отделов продаж, руководителей и топ менеджеров.

 

Медиалогия позволяет решать следующие задачи:

· мониторинг СМИ и пресс-клипинг;

· поиск информации по открытым источникам;

· конкурентный анализ;

· изучение отраслевых рынков;

· оперативное получение новостей по интересующим темам;

· информационная разведка;

· управление репутацией.

Доступ к системе «Медиалогия» осуществляется через интернет. Пользователь системы может самостоятельно формировать запросы в он-лайн режиме или использовать предварительно настроенные специально для него решения. Результаты можно экспортировать в Word, Excel и другие форматы для подготовки мониторингов СМИ и аналитических документов.

Основное преимущество «Медиалогии» состоит в том, что благодаря наличию аналитического модуля пользователь получает из системы структурированную информацию с минимальным количеством «мусора», пригодную для последующего анализа, что сильно ускоряет ее дальнейшую обработку и интерпретацию.

«Медиалогия» используется для решения задач информационного обеспечения управления крупнейшим российским компаниям и госструктурам.

 

Общественные/государственные СМИ

Весьма значительная часть мировых СМИ, особенно радио и телевидения, являются общественной или государственной собственностью. Существуют три разных термина, имеющих принципиально разные значения:

- Общественные СМИ пользуются общественным финансированием для вещания в интересах общества в целом. Они не выражают точку зрения ни одной из партий, включая правящую. (Общественный - Public - в этом случае переводится так же, как и государственный. Прим. переводчика)
- Государственные СМИ принадлежат государству (хотя, разумеется, государство финансируется за счет общества) и находятся под его прямым контролем.
- Государственные СМИ принадлежат и находятся под контролем правительства (финансирующегося за счет все того же общества), сформированного правящей в данный момент партией.Две модели общественного/государственного телерадиовещания развивались параллельно друг другу. В Западной Европе большинство электронных СМИ изначально являлись общественной собственностью и пользовались, как правило, строгими юридическими гарантиями независимости от правительства. В то же время, в Советском Союзе (и позже во многих странах, последовавших его примеру) существовала модель вещания, направленного на достижение государственных целей и контролируемого государством.Европейская модель служения обществу, как правило, неплохо функционировала в своих родных странах, но не выдерживала испытаний экспортом в другие регионы. Колониальные электронные СМИ, созданные по британской и французской моделям, не могли похвастаться независимостью своих образцов из метрополий, ибо были основаны скорее на принятых обычаях, чем на серьезных правовых гарантиях. После обретения независимости постколониальные правительства традиционно продолжали рассматривать телерадиовещание как средство государственной пропаганды. Таким образом, четкое различение государственных и общественных СМИ на практике было утеряно.И все же, такое различие остается важным. Телерадиовещание как служение обществу было основано на принципе, все еще остающемся неопровержимым в большинстве стран мира и утверждающем, что один лишь частный сектор не способен гарантировать плюрализма в телерадиовещании. Проблема в том, что государственные СМИ, по большому счету, не преуспели и в этом. Во многих странах появление частного телерадиовещания подтолкнуло правительства к тому, чтобы еще жестче контролировать общественные электронные СМИ.В отдельных случаях предпринимались бесстрашные попытки вновь обрести и модернизировать идеал служения обществу, например, в Южной Африке, где с 1993 г. общественный орган телевещания обладает законодательно закрепленной независимостью и даже на одном из этапов утверждает членов совета директоров после публичных слушаний.Общественные или государственные СМИ могут финансироваться из одного или всех трех основных источников:

- Абонентная плата, взимаемая со зрителей.
- Государственный бюджет
- Коммерческая реклама

В отдельных случаях финансирование может быть дополнено поступлениями из других доходов, таких как продажа программ. Все эти источники прибыли имеют потенциальную значимость для повседневной независимости органа СМИ. Абонентная плата или коммерческая реклама позволяют дистанцироваться от государства, хотя определенная зависимость от государственных механизмов (скажем, от почтовой службы) проявляется при необходимости эту абонентную плату взимать.Большинство споров по поводу «регулирования» СМИ во время выборов - термина, вызывающего нервозность у некоторых защитников свободы слова - в реальности больше вызваны необходимостью гарантировать работу общественных СМИ независимо от действующего в данный момент правительства, чем с попытками ограничить работу тех СМИ, которые в полной мере пользуются творческой свободой.Общественные или государственные СМИ - это, как правило, электронные СМИ. Тем не менее, существует достаточно большое количество газет, принадлежащих государству. Они финансируются иначе, чем общественные электронные СМИ, и зачастую являются ни чем иным, как пропагандистскими агитками государства. Бывают и исключения: государственная газета Уганды, например, обладает репутацией надежного и независимого источника информации. Но, как правило, в случае с газетами такой подход приводит к тому, что они попадают в один и тот же старый порочный круг.





Частное телерадиовещание

Существует ряд различных типов компаний частного телерадиовещания - от гигантских транснациональных корпораций, управляемых богатейшими и политически наиболее влиятельными людьми в мире, до маленьких местных FM станций. Категория эта искусственная, так как различия между ними так же велики, как и сходство.Общее же у них то, что все они принадлежат и служат частным интересам - как правило, компаниям, заинтересованным в прибыли. В большинстве случаев вещание подчиняется условиям лицензии, выдаваемой властями на определенный период. Предписания и ограничения, оговариваемые условиями этой лицензиями, также варьируются. Иногда лицензия на вещание ясно обозначает запрет на трансляцию новостей. Таков пример лицензии, выданной южно-африканской многонациональной корпорации М-Нет, которая вполне довольствуется предоставлением публике чисто развлекательных каналов, а выборы с их треволнениями и спорами полностью проходят мимо нее.Гораздо чаще лицензия на вещание оговаривает определенные условия, согласно которым новости могут выходить в эфир. Иногда эти условия включают в себя «рецепты» освещения предвыборных кампаний. Кроме того, в системе выдачи лицензий может предусматривать и элемент служения обществу, например, пункты, обязывающие орган СМИ транслировать образовательные программы.Частное телевидение - самый быстрорастущий сектор СМИ во многих частях света, а не только в Западной Европе, где оно появилось сравнительно поздно, но и в Азии, Африке, Латинской Америке и Восточной Европе. Часто владельцы частных теле- и радиостанций имеют четко выраженные политические и электоральные амбиции. Ярчайший пример - Сильвио Берлускони в Италии, чьи телеканалы успешно способствовали реализации его стремления стать премьер-министром страны. Похожее явление можно наблюдать и во многих странах Латинской Америки, а также в России.

Печатные СМИ

Печатные СМИ демонстрируют наибольшее разнообразие как типов собственности, так и содержания. В эту широкую категорию попадают самые разные издания: от ежедневных до еженедельных газет, от общественно-политических журналов до специальных изданий по интересам. В этой главе нас интересуют преимущественно газеты, хотя многие наблюдения и стандарты могут в равной мере быть применимы и к другим типам печатных СМИ.Даже в ситуации, когда за государством остается значительная часть электронных СМИ, пресса, как правило, находится в частных руках. Основные исключения составляют главным образом авторитарные или диктаторские системы, при которых свободные выборы вряд ли являются частью повестки дня. Но также существуют и страны, например, кое-где в северной Европе, в которых газетам выплачиваются общественные субсидии, призванные гарантировать политическую разносторонность прессы. В странах, недавно вышедших из-под диктаторского правления, субсидии газетам - с той же целью - являются частью гуманитарной помощи. Но в большинстве случаев доходы газетам приносят реклама и прибыль от продаж (причем первые, обычно, гораздо значительнее последних).Идеал «четвертой власти» - СМИ, осуществляющие надзор за правительством, - вероятно, наиболее эффективно воплощается в печатных СМИ, нежели в электронных. В любой стране найдется хотя бы одна газета, способная провести серьезные журналистские расследования или сопроводить политически важные события профессиональными и компетентными комментариями. То же не всегда можно сказать об электронных СМИ. Наличие же в стране выбора разных газет, отражающих противоположные политические точки зрения, гарантирует лучшее информирование общества и свободное взаимодействие политических идей.

Коммунальные (общинные) СМИ

Во многих частях света коммунальные СМИ являются стремительно растущим явлением. Не утихают споры о том, кто же именно заслуживает право называть себя этим именем. Как правило, под это определение попадает нечто, выпускаемое общиной (community) для нужд общины. Иными словами, недостаточно иметь небольшую местную целевую аудиторию, Необходимо, чтобы конечный продукт создавался при участии этой аудитории (общины).Но, что такое община? Традиционно, этот термин используют по географическому признаку. Но, скажем, в Южной Африке, стране с одной из самых разветвленных систем радио в мире, этим словом обозначают также и общности людей, связанных общими интересами, особенно, среди обделенной социальными благами части общества. Таким образом, могут существовать «женские общины», «общины людей с физическими недостатками» или иных меньшинств. Также, существуют коммунальные (общинные) СМИ, направленные на определенные религиозные группы.Сами СМИ также могут варьироваться. Коммунальные газеты имеют давнюю историю, однако, лишь в последние 20 лет появились недорогие теле-радио технологии и произошла либерализация режимов лицензирования. Это способствовало возникновению в некоторых странах довольно живого сектора коммунального радио (и, в меньшей степени, телевидения).Значение всего этого для выборов очевидно. Коммунальные СМИ почти по определению имеют небольшую, но чрезвычайно преданную аудиторию. В вопросе образования избирателей они также играют очень важную роль, так как они способны охватить те сегменты общества, которые зачастую бывают обойденными более традиционными СМИ.Часто условия лицензий на коммунальное вещание запрещают явную предвыборную агитацию. Органам власти, ответственным за регулирование, необходимо особенно внимательно следить за выполнением условий лицензии в период избирательных кампаний.

Партийные СМИПарадокс, но СМИ, напрямую принадлежащие и контролируемые политическими партиями, со всей очевидностью более других заинтересованы в исходе выборов, - и, вместе с тем, они полностью выпадают из большинства систем регулирования СМИ. Если газета является всего лишь агитационным листком партии, которой она принадлежит, она практически не зависит от профессиональных или правовых норм, управляющих поведением СМИ в целом.Во многих странах политическим партиям не дозволяется владеть теле и радио станциями, ибо это считается несправедливым распределением национальных ресурсов - эфирных частот - в узких политических интересах.Как правило, партийные СМИ попадают в одну из трех категорий. В какую именно, зависит от регулирующих СМИ государственных органов:Пропагандистские издания, не подпадающие под власть регулятора СМИ, но могущие быть наблюдаемы им, скажем, в рамках вопроса о расходовании средств на предвыборную агитацию, если эта сумма ограничена законом.Обычные частные СМИ, принадлежащие той или иной партии. В этом случае, они обязаны придерживаться общепринятых стандартов и ограничений, так же, как и остальные частные СМИ.Государственные СМИ в ситуации, когда правящая партия и государство переплетены друг с другом. В этом случае СМИ, пользующиеся общественным финансированием, должны выполнять те же нормы, что и другие общественные СМИ. На практике чаще всего это означает, что они не имеют права вести партийную агитацию вовсе.

«Новые интерактивные» СМИ - Интернет

Интернет превозносят как очередную революцию в избирательных коммуникациях, приписывая ему в этой сфере ту же революционную роль, что и в глобализации потоков информации. Уже сейчас через Интернет проводятся опросы общественного мнения (хотя стоит надеяться, что их результаты воспринимаются с чрезвычайной осторожностью), а будущие выборы президента США в 2004 г. уже называют первыми «Интернет-выборами». Заслуженный скептицизм в адрес подобных утверждений вовсе не означает, что их следует немедленно отвергать. Это лишь мнение о необходимости трезвого подхода к вопросу, насколько Интернет вписывается в общую структуру СМИ.Первый аргумент состоит в том, что Интернет зависим от телекоммуникаций: в большинстве случаев доступ к нему все еще осуществляется по наземным линиям, а не через спутниковую телефонию. В связи с этим сразу же всплывают два немаловажных факта. Во-первых, на одном только Манхеттене больше телефонов, чем во всей Африке. Во-вторых, в Южной Африке, стоящей на 18-м месте в мире по пользованию Интернетом, более половины населения никогда в жизни не звонили по телефону. Проще говоря, Интернет остается привилегией людей относительно богатых и уж никак не основной массы избирателей в мире. В этом он отличается от радио и даже от телевидения, и такая ситуация будет сохраняться в обозримом будущем.Тем не менее, Интернет стремительно становится жизненно важным средством политической коммуникации - стоит посмотреть хотя бы на то, что предпринимают некоторые правительства, вроде китайского, чтобы ограничить доступ к «подрывным» Web-сайтам. В обществе, где традиционные СМИ находятся под жесткой цензурой, Интернет для небольших групп людей является важным источником получения политически деликатной информации, которую затем можно широко распространять. Иными словами, для большей части земного шара значение Интернета скорее в том, что он способствует свободной циркуляции альтернативных идей, нежели является средством массовой информации, выступающим от имени партий, кандидатов или избирательных властей.Вероятно, что «конвергенция» технологий телерадиовещания и телекоммуникаций также приведет к более тесной связи традиционных СМИ и Интернета. Несомненно, крупнейшие провайдеры, играющие на одном поле, могут с легкостью переходить с одного на другое. Телефония продвинулась в сторону использования спутников, телерадиовещание - в сторону оптико-волоконных кабелей. Вероятные экономические и социальные последствия этого - рост частных медиа монополий в области телерадиовещания и Интернета.Даже в Соединенных Штатах, где Интернетом пользуются больше всех, политические партии на удивление мало и неумело обращаются с этим средством. Это, возможно, объясняется неохотой, с которой современные политики участвуют в спонтанном интерактивном общении с избирателями. Содержание же Web-сайтов политиков, как правило, копирует материалы, уже имеющиеся в печатных изданиях.Где Интернет развивается быстрее всего по отношению к избирательной тематике, так это в ресурсах различных неправительственных организаций. В США такие ресурсы включают в себя онлайновые базы данных с возможностью поиска, которые информируют пользователей о финансировании предвыборной кампании различных кандидатов, - это может лишь способствовать укреплению демократии.Более проблематичный аспект состоит в использовании Интернета для подрыва общепризнанных для традиционных СМИ правил, например, освещение проведения опросов на выходе с избирательных участков до окончания голосования.В сочетании с традиционными СМИ Интернет может лишь усилить свое значение. Не секрет, что многие журналисты при создании своих материалов используют Интернет в качестве важнейшего источника получения информации. Официальные структуры, отвечающие за проведение выборов, все чаще размещают в Сети информацию, которая затем используется СМИ и тем самым получает более широкое распространение. Это особенно важно, например, при публикации результатов выборов. Если Web-сайт связан с находящейся на официальном сервере базой данных по результатам, это будет означать, что все результаты выборов становятся публично доступными без всяких задержек.Интернет может также играть важную роль в распространении материалов для радиопередач. Это чрезвычайно эффективный метод помощи радиостанциям в их работе в больших странах, а также потенциальный способ передачи образовательных материалов для избирателей.

Профессиональный уровень

Важнейшим элементом медийной среды является уровень профессионализма и опыт журналистов и других сотрудников СМИ. Очень часто, в странах, только- что вышедших из под репрессивной политической системы, журналистам недостает многих навыков и профессиональных стандартов, по сравнению с их коллегами из стран с давней историей свободы СМИ.В подобных случаях нередко возникает тенденция злоупотреблять новообретенными свободами, публикуя непроверенные или неправдивые материалы. Часто журналисты, оказавшиеся в такой ситуации, просто не знают, каким профессиональным стандартам следовать из-за отсутствия профессиональных объединений или профсоюзов, вырабатывающих кодексы поведения. Им не хватает элементарных навыков проведения журналистского расследования, проверки и написания материалов или их передачи. В частности, журналисты, готовящиеся освещать первые в своей жизни свободные выборы, зачастую просто незнакомы с самыми простыми аспектами этого процесса. Часто отсутствуют учреждения, обучающие журналистов, или же они не способны дать им навыки, необходимые для выполнения функции «сторожевого пса» в демократическом обществе.Тем не менее, опыт авторитарного правления может иметь и положительные стороны. Во многих случаях смелые независимые журналисты играли важную роль в ниспровержении диктаторских режимов. Журналисты, во враждебном окружении успешно расследующие и публикующие опасные материалы, вырабатывают профессиональные навыки, не сравнимые с навыками тех их коллег, которые работают в благоприятных условиях. В контексте выборов профессиональный вызов для журналистов в том, чтобы эффективно использовать эти навыки в новых и незнакомых условиях.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 292.