В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями
понимание социальной роли и общественной миссии журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ – ПК-1;
понимание смысла свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, их взаимосвязи, важности обеспечения информационной безопасности общества – ПК-2;
понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций – ПК-4;
знание основных этапов развития отечественной литературы и журналистики, понимание значения их опыта для практики современных российских СМИ – ПК-5;
знание основ международного гуманитарного права, правовых норм, регулирующих функционирование СМИ в России, в том числе прав и обязанностей журналиста, авторского права – ПК-11;
понимание значения этических ориентиров и регуляторов журналистской деятельности, знание основных российских и международных документов по профессиональной этике – ПК-12.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: основные понятия теории журналистики, понимать значение теории для оптимальной организации функционирования СМИ и журналистской деятельности, существующие отечественные и зарубежные теоретические концепции; особенности организации информационного пространства страны и мира; понимать роль СМИ в демократическом обществе как важнейшего социального института, спектр их функций, главные принципы функционирования; представлять смысл и понимать взаимосвязь свободы и социальной ответственности журналистики и журналиста, осознавать важность проблем информационной безопасности общества; знать базовые характеристики массовой информации; понимать их обусловленность потребностями и интересами аудитории, а также механизмами ее восприятия массовым сознанием.
Уметь: опираться на получение теоретического знания в процессе освоения других аспектов журналистской работы, получений практических знаний и навыков;
Владеть: быть способным на базе положений теории журналистики анализировать современную редакционную практику СМИ.
2. Структура и трудоемкость дисциплины
Семестр 1. Форма промежуточной аттестации экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов.
3. Тематический план
Тематический план
Таблица 1
№ |
Тема | недели семестра | Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. | Итого часов по теме | Из них в интерактивной форме, в час | Итого количество баллов | ||
Лекции | Лабораторные занятия | Самостоятельная работа | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Модуль 1 | ||||||||
1. | Введение | 1 | 2 | 2 | 8 | 12 | 4 | 0-10 |
2. | Специфика массовой информации | 3 | 2 | 2 | 8 | 12 | 4 | 0-10 |
3. | Информационное пространство | 5 | 2 | 2 | 8 | 12 | 4 | 0-10 |
Всего | 6 | 6 | 24 | 36 | 12 | 0-30 | ||
Модуль 2 | ||||||||
1. | Функции журналистики | 7 | 2 | 2 | 8 | 12 | 4 | 0-10 |
2. | Идеологические модели СМИ | 9 | 2 | 2 | 8 | 12 | 4 | 0-10 |
3. | Пропаганда и агитация в СМИ | 11 | 2 | 2 | 8 | 12 | 4 | 0-10 |
Всего | 6 | 6 | 24 | 36 | 12 | 0-30 | ||
Модуль 3 | ||||||||
1. | Коммуникатор | 13 | 2 | 2 | 8 | 12 | 4 | 0-10 |
2. | Аудитория СМИ | 15 | 2 | 2 | 8 | 12 | 4 | 0-10 |
3. | Факторы эффективности СМИ | 17 | 2 | 2 | 8 | 12 | 4 | 0-20 |
Всего | 6 | 6 | 24 | 36 | 12 | 0-40 | ||
Итого (часов, баллов): | 18 | 18 | 72 | 108 | 0-100 | |||
из них часов в интерактивной форме | 13 | 13 | 26 |
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 2
№ темы | Устный опрос | Письменные работы | Технические формы контроля | Итого количество баллов | ||
собеседование | ответ на семинаре | лабораторная работа | тест | комплексные ситуационные задания | ||
Модуль 1 | ||||||
1. Вводное занятие. | 0-5 | 0-5 | 0-10 | |||
2. Структурная схема журналистского текста | 0-5 | 0-5 | 0-10 | |||
3 Единое информационное пространство | 0-5 | 0-5 | 0-10 | |||
Всего | 0-5 | 0-15 | 0-10 | 0-30 | ||
Модуль 2 | ||||||
1. Функции журналистики | 0-5 | 0-5 | 0-10 | |||
2. Идеологические модели СМИ | 0-5 | 0-5 | 0-10 | |||
3. Пропаганда и агитация в СМИ | 0-5 | 0-5 | 0-10 | |||
Всего | 0-15 | 0-15 | 0-30 | |||
Модуль 3 | ||||||
1. Коммуникатор | 0-5 | 0-5 | 0-10 | |||
2. Аудитория СМИ | 0-10 | 0-10 | ||||
3. Факторы эффективности СМИ | 0-5 | 0-5 | 0-10 | 0-20 | ||
Всего | 0-10 | 0-10 | 0-10 | 0-10 | 0-40 | |
Итого | 5 | 40 | 35 | 10 | 10 | 0 – 100 |
Планирование самостоятельной работы студентов
Таблица 3
№ |
Модули и темы
Виды СРС
Неделя семестра
Объем часов
Кол-во баллов
Модуль 1
1-2
3-4
5-6
Всего по модулю 1:
24
Модуль 2
7-8
9-10
11-12
Всего по модулю 2:
24
Модуль 3
13-14
15-16
17-18
Всего по модулю 3:
ИТОГО:
4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
Таблица 4
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | ||||||||
1.1 | 1.2 | 1.3 | 2.1 | 2.2 | 2.3 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | ||
1. | История отечественной журналистики | + | + | + | ||||||
2. | История зарубежной журналистики | + | + | + | + | |||||
3. | Основы журналистской деятельности | + | + | + | + | + | + | + | ||
4. | Правовые основы журналистики | + | ||||||||
5. | Профессиональная этика журналиста | + | ||||||||
6. | Социология журналистики | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
7. | Профессионально-творческий практикум, Выпуск учебных СМИ | + | + | + | + | + | + |
5. Содержание дисциплины.
Таблица 5
1.1. Введение | Журналистика как предмет изучения. Структура основных теоретических понятий курса. Задачи курса. Основные действующие силы института массовой коммуникации. Нормы, регулирующие деятельность СМИ. |
1.2. Специфика массовой информации | Социальная информация. Виды информации. Различные трактовки термина информация. Особенности массовой информации. Массово-информационный процесс. |
1. 3. Информационное пространство | Сущность информационного пространства и мира. Мировое, региональное, областное, местное информационное пространство страны. Различные трактовки понятия «информационное пространство». Факторы, нарушающие единое информационное пространство. |
2.1.Функции журналистики | Понятие функции применительно к журналистике. Общая характеристика функций журналистики. Система функций СМИ, постановка целей и задач их деятельности в соответствии с потребностями и интересами аудитории. Идеологические функции. Культуроформирующие, рекламно-справочные, рекреативные функции. Непосредственно-организаторские функции. Зависимость характера функционирования СМИ от понимания функций и их содержательного осмысления |
2.2.Идеологические модели СМИ | Идеология. Зависимость условий функционирования СМИ от государственного строя. Четыре теории прессы. Авторитарная и либертарианская модели. |
2.3. Пропаганда и агитация в СМИ | Понятие и виды пропаганды. Формы агитации. Манипулирование в СМИ. |
3.1. Коммуникатор | Личность и имидж коммуникатора. Факторы доверия коммуникатору. Харизма. |
3.2. Аудитория СМИ | Понятие аудитории СМИ. Виды аудитории. Двухступенчатая и многоступенчатая модели убеждения. Характеристики аудитории. Редакционная политика в отношении аудитории. |
3.3. Факторы эффективности СМИ | Результативность деятельности СМИ (общая характеристика). Действенность как результативность взаимодействия с социальными институтами и пути ее повышения.. Эффективность – характер и мера контактов с массовой аудиторией. Творческие факторы эффективности. Психологические факторы эффективности. Различные концепции результативности СМИ. |
Планы семинарских занятий
Не предусмотрены.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 278.