Рассмотрено на заседании кафедры истории и теории журналистики Института гуманитарных наук ТюмГУ (от 22.03.2011 г., Протокол № 6).
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М./

__________ _____________ 2011 г.

 

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 031300.62 «Журналистика» профилей «Печать», «Телевидение» очной формы обучения  

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________________/ Шишкин Н. Э./

«______»___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры истории и теории журналистики Института гуманитарных наук ТюмГУ (от 22.03.2011 г., Протокол № 6).

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 13 стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Петрова О.А./

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК Института гуманитарных наук ТюмГУ

(_________________________________________________________________)

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Тумакова Е.В./

«______»_____________2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./

«______»_____________2011 г.

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт гуманитарных наук

Кафедра истории и теории журналистики

 

Шишкин Н. Э.

 

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 031300.62 «Журналистика»

профилей «Печать», «Телевидение» очной формы обучения

 

Тюменский государственный университет

2011

     Шишкин Н. Э. Основы теории журналистики. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031300.62 «Журналистика» профилей «Печать», «Телевидение» очной формы обучения. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, 12 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Основы теории журналистики [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой истории и теории журналистики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. 

 

 

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Петрова О. А., , к. филол. н., доцент, зав. кафедрой истории и теории журналистики

 

 

 

© Тюменский государственный университет, 2011.

© Шишкин Н. Э., 2011.

 

Пояснительная записка

 

1.1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса «Основы теории журналистики» – сформировать у будущих журналистов представления об общих закономерностях и принципах функционирования системы средств массовой информации. Вооружить их  фундаментальным, базовым знанием, определяющим последующее освоение данной профессии. Задачи – сформировать у студентов понимание роли СМИ в демократическом обществе как важнейшего социального института, представить им спектр функций масс-медиа, ознакомить студентов с особенностями массовой информации и массово-информационной деятельности в контексте потребностей общества и интересов аудитории.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина относится к профессиональному циклу Б.3 (базовая часть), теоретико-профессиональному модулю. Для ее освоения являются необходимыми представляются предварительные знания общеориентирующего характера об особенностях и социальных ролях журналистов, качествах их личности (параллельно читается дисциплина «Введение в специальность»). Знания, полученные в ходе изучения курса «Основы теории журналистики», являются фундаментальной базой для освоения последующих профессиональных дисциплин («История отечественной и зарубежной журналистики», «Социология журналистики», «Правовые основы журналистики», «Профессиональная этика журналиста»), особенно профессионально-творческих («Основы журналистской деятельности», подготовка учебных СМИ, профессионально-творческие практикумы, производственная практика).

Таблица 1

 

 

Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерактивной форме, в час

Итого количество баллов

Лекции Лабораторные занятия Самостоятельная работа
1 2 3 4 5   6 7 8 9
  Модуль 1              
1. Введение 1 2 2 8 12 4 0-10
2. Специфика массовой информации 3 2 2 8 12 4 0-10
3. Информационное пространство 5 2 2 8 12 4 0-10
  Всего   6 6 24 36 12 0-30
  Модуль 2              
1. Функции журналистики 7 2 2 8 12 4 0-10
2. Идеологические модели СМИ 9 2 2 8 12 4 0-10
3. Пропаганда и агитация в СМИ 11 2 2 8 12 4 0-10
  Всего   6 6 24 36 12 0-30
  Модуль 3              
1. Коммуникатор 13 2 2 8 12 4 0-10
2. Аудитория СМИ 15 2 2 8 12 4 0-10
3. Факторы эффективности СМИ 17 2 2 8 12 4 0-20
  Всего   6 6 24 36 12 0-40
  Итого (часов, баллов):   18 18 72 108   0-100
  из них часов в интерактивной форме   13 13     26  

Таблица 2

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Итого количество баллов

собеседование ответ на семинаре лабораторная работа тест комплексные ситуационные задания

Модуль 1

1. Вводное занятие.   0-5 0-5 0-10
2. Структурная схема журналистского текста 0-5 0-5 0-10
3 Единое информационное пространство   0-5 0-5 0-10
Всего 0-5 0-15 0-10 0-30

Модуль 2

1. Функции журналистики   0-5 0-5 0-10
2. Идеологические модели СМИ   0-5 0-5 0-10
3. Пропаганда и агитация в СМИ   0-5 0-5 0-10
Всего 0-15 0-15 0-30

Модуль 3

1. Коммуникатор   0-5 0-5 0-10
2. Аудитория СМИ   0-10 0-10
3. Факторы эффективности СМИ   0-5 0-5 0-10 0-20
Всего 0-10 0-10 0-10 0-10 0-40
Итого 5 40 35 10 10 0 – 100

Планирование самостоятельной работы студентов

Таблица 3

Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные дополнительные

Модуль 1

   

 

    1.1 Введение подготовка устного сообщения, работа с литературой, источниками  

1-2

8 0-5 1.2. Специфика массовой информации составление структурной схемы текста, работа с литературой, источниками

3-4

8 0-5 1.3. Информационное пространство работа с литературой, источниками  

5-6

8 0-5

Всего по модулю 1:

 

24

0-15

Модуль 2

   

 

    2.1 Функции журналистики работа с литературой, источниками  

7-8

8 0-5 2.2 Идеологические модели СМИ работа с литературой, источниками  

9-10

8 0-5 2.3 Пропаганда и агитация в СМИ работа с литературой, источниками  

11-12

8 0-5  

Всего по модулю 2:

24

0-15

Модуль 3

   

 

    3.1 Коммуникатор работа с литературой, источниками  

13-14

8 0-5 3.2 Аудитория СМИ подготовка презентации, работа с литературой, источниками

15-16

8 0-5 3.3 Факторы эффективности СМИ семестровое тестирование работа с литературой, источниками,  

17-18

8 0-5

Всего по модулю 3:

24 0-15

ИТОГО:

72 0-45                

4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Таблица 4

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1.1 1.2 1.3 2.1 2.2 2.3 3.1 3.2 3.3
1. История отечественной журналистики       + + +      
2. История зарубежной журналистики + + + +
3. Основы журналистской деятельности + + + + + + +
4. Правовые основы журналистики +
5. Профессиональная этика журналиста +
6. Социология журналистики + + + + + + + + +
7. Профессионально-творческий практикум, Выпуск учебных СМИ + + + + + +

5. Содержание дисциплины.

Таблица 5

1.1. Введение Журналистика как предмет изучения. Структура основных теоретических понятий курса. Задачи курса. Основные действующие силы института массовой коммуникации. Нормы, регулирующие деятельность СМИ.
1.2. Специфика массовой информации Социальная информация. Виды информации. Различные трактовки термина информация. Особенности массовой информации. Массово-информационный процесс.
1. 3. Информационное пространство Сущность информационного пространства и мира. Мировое, региональное, областное, местное информационное пространство страны. Различные трактовки понятия «информационное пространство». Факторы, нарушающие единое информационное пространство.
2.1.Функции журналистики Понятие функции применительно к журналистике. Общая характеристика функций журналистики. Система функций СМИ, постановка целей и задач их деятельности в соответствии с потребностями и интересами аудитории. Идеологические функции. Культуроформирующие, рекламно-справочные, рекреативные функции. Непосредственно-организаторские функции. Зависимость характера функционирования СМИ от понимания функций и их содержательного осмысления
2.2.Идеологические модели СМИ Идеология. Зависимость условий функционирования СМИ от государственного строя. Четыре теории прессы. Авторитарная и либертарианская модели.
2.3. Пропаганда и агитация в СМИ Понятие и виды пропаганды. Формы агитации. Манипулирование в СМИ.
3.1. Коммуникатор Личность и имидж коммуникатора. Факторы доверия коммуникатору. Харизма.
3.2. Аудитория СМИ Понятие аудитории СМИ. Виды аудитории. Двухступенчатая и многоступенчатая модели убеждения. Характеристики аудитории. Редакционная политика в отношении аудитории.
3.3. Факторы эффективности СМИ Результативность деятельности СМИ (общая характеристика). Действенность как результативность взаимодействия с социальными институтами и пути ее повышения.. Эффективность – характер и мера контактов с массовой аудиторией. Творческие факторы эффективности. Психологические факторы эффективности. Различные концепции результативности СМИ.

Планы семинарских занятий

Не предусмотрены.

Образовательные технологии

В процессе освоения дисциплины используются такие интерактивные технологии как ролевые игры (Аудитория СМИ), разбор конкретных ситуаций (Единое информационное пространство, Функции журналистики, Коммуникатор), диспуты по теме (Факторы эффективности СМИ), в процессе которых студенты смогут вырабатывать навыки практической профессиональной деятельности.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1. Основная литература:

1. Ахмадулин Е. Краткий курс теории журналистики. М. - Ростов-на-Дону, 2006.

2. Ворошилов В. Журналистика. СПб., 2006.

3. Корконосенко С. Основы теории журналистики. СПб., 1995.

4. Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М., 2007.

5. Шишкин Н. Введение в теорию журналистики. Тюмень, 2004.

 

11.2.  Дополнительная литература:

1. Березин В. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2004.

2. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. Москва-С.-Петербург-Киев, 2004.

3. Ветров К. Культурно-нравственный аспект деятельности средств массовой информации. М., 2005.

4. Грабельников А. Работа журналиста в прессе. М., 2001.

5. Деннис Эверетт, Меррилл Джон Беседы о масс-медиа. М., 1997.

6. Дзялошинский И. Информационное пространство России: структура, особенности функционирования, перспективы эволюции. М. 2001.

7. Засорина Т., Федосова Н. Профессия – журналист. Ростов-на-Дону. 1999.

8. Засурский И. Масс-медиа второй республики. М., 1999.

9. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2004.

10. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000.

11. Лозовский Б. Журналистика: техника безопасности. Тюмень, 2004.

12. Профессиональная этика журналистов. Т. 1. Документы и справочные материалы. М., 1999.

13. Прохоров Е. Проблемы эффективности журналистской деятельности. М.,1987.

14. Рощин С. Психология и журналистика. М.,1989.

15. Рэндалл Д. Универсальный журналист. М., 2000.

16. Сиберт Ф. С, Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998

17. Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. М. 2002.

 

11.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

Поисковые системы Google, Yandex и др, он-лайновые билиотеки.

 

12. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины

       Проекционное оборудование для лекционных занятий.

 

 

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М./

__________ _____________ 2011 г.

 

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 031300.62 «Журналистика» профилей «Печать», «Телевидение» очной формы обучения  

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________________/ Шишкин Н. Э./

«______»___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры истории и теории журналистики Института гуманитарных наук ТюмГУ (от 22.03.2011 г., Протокол № 6).

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 13 стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Петрова О.А./

«______»___________ 2011 г.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 263.