Прежде всего активность респондентов при заполнении WAP-анкеты следует признать крайне низкой. Свои ответы на вопросы прислали всего 38 человек — по 19 в каждой точке опроса. Таким образом, уровень отклика респондентов составил всего 3,2%.
При этом необходимо подчеркнуть, что приводимый показатель рассчитан с учетом респондентов, заполнивших анкету уже после телефонного контакта с интервьюером. Если же говорить об анкетах, заполненных непосредственно после рассылки SMS, то таковых оказалось всего 7, а «чистый» уровень отклика, таким образом, был равен 0,6%.
Подробный анализ причин столь плохого возврата анкет приводится в разделе, посвященном второму этапу исследования. Здесь же отметим, что 5,2% анкет были «потеряны» из-за наличия в базе неиспользуемых номеров. Действительно, из 1200 разосланных SMS-приглашений было получено подтверждение о доставке 1137 (94,8%). При этом SMS-запрос на получение анкеты отправили 120 человек (10,0%) — 50 (8,3%) в Москве и области, 70 (11,7%) в Оренбурге и области.
Если рассматривать только респондентов, отреагировавших непосредственно на SMS (то есть до начала телефонного обзвона), среднее время от получения приглашения до запроса ссылки на анкету составило 11 часов 38 минут, а от получения ссылки на анкету до отправки результатов — 6 минут.
Таблица 2. Отклик респондентов на WAP-анкету
ВСЕГО | В Москве и области | В Оренбурге и области | |
Разослано приглашений (абс.) | 1200 | 600 | 600 |
Доставлено приглашений (абс.) | 1137 | 569 | 568 |
Доставлено приглашений (% от разосланных приглашений) | 94,8 | 94,8 | 94,7 |
Скачано анкет (абс.) | 120 | 50 | 70 |
Скачано анкет (% от разосланных приглашений) | 10,0 | 8,3 | 11,7 |
Заполнено анкет (абс.) | 38 | 19 | 19 |
Заполнено анкет (% от разосланных приглашений) | 3,2 | 3,2 | 3,2 |
Заполнено анкет (% от скачанных) | 31,7 | 38,0 | 27,1 |
Заполнено анкет до телефонного звонка (абс.) | 7 | 3 | 4 |
Заполнено анкет до телефонного звонка (% от разосланных приглашений) | 0,6 | 0,5 | 0,7 |
В связи с небольшим количеством проведенных WAP-интервью анализ частотного распределения полученных ответов не имеет смысла (дважды в статье подобная информация приводится для справки). Поэтому остановимся на таких аспектах анкетирования с использованием мобильных телефонов, как качество собираемой информации, состав участников исследования и содержание звонков по «горячей линии».
Поскольку база рассылки SMS-сообщений была собрана из внутренних источников, представляется вполне вероятным, что состав получателей SMS исходно не соответствовал социально-демографическому составу населения изучаемых регионов. Чтобы проверить данное предположение, сопоставим сведения о половой принадлежности и дате рождения респондентов, полученные в рамках SMS-опроса и телефонных интервью (см. таблицы 3 и 4).
Таблица 3.Распределение респондентов по полу среди заполнивших WAP-анкеты и ответивших на вопросы в рамках телефонного интервью
Год рождения респондента | База телефонных интервью (CATI) | База заполненныых WAP-анкет | ||
Абс. | % | Абс. | % | |
Мужской | 325 | 42,5 | 18 | 52,9 |
Женский | 440 | 57,5 | 16 | 47,1 |
ВСЕГО | 765 | 100 | 34 | 100 |
Таблица 4. Распределение респондентов по году рождения среди заполнивших WAP-анкеты и ответивших на вопросы в рамках телефонного интервью
Год рождения респондента | База телефонныых интервью (CATI) | База заполненныых WAP-анкет | ||
Абс. | % | Абс. | % | |
До 1960 | 16 | 2,1 | 0 | 0,0 |
1960–1969 | 63 | 8,2 | 1 | 2,9 |
1970–1979 | 159 | 20,8 | 4 | 11,8 |
1980–1989 | 437 | 57,1 | 23 | 67,6 |
1990–1999 | 89 | 11,6 | 6 | 17,6 |
2000+ | 1 | 0,1 | 0 | 0,0 |
ВСЕГО | 765 | 100 | 34 | 100 |
Как мы уже отмечали, 34 респондента — недостаточная выборка для того, чтобы сделать статистически значимое заключение о наличии различий между двумя базами. И тем не менее мы считаем целесообразным обратить внимание на два факта. Во-первых, база рассылки несколько смещена в сторону женской аудитории, тогда как мужчины отвечали на вопросы WAP-анкеты несколько чаще. Во-вторых, респонденты 1980 года рождения и позднее более активно отреагировали на предложение заполнить WAP-анкету, чем представители более старших возрастных групп. Таким образом, полученные результаты укладываются в существующие представления о том, что в исследованиях с использованием технических средств коммуникации более активно участвуют именно эти социально-демографические группы. В то же время вопрос, бесспорно, нуждается в более детальном изучении.
Оценка качества полученной информации проводилась с использованием двух типов верификации данных. Во-первых, по таким параметрам, как пол и дата рождения респондента, осуществлялось сравнение данных WAP-анкеты и телефоYного интервью. Во-вторых, по таким параметрам, как оператор мобильной связи, услугами которого пользуется абонент, и марка мобильного телефона, с которого заполняется анкета, производилось сопоставление данных WAP-анкеты и автоматически собираемых сведений.
Проведенный анализ позволяет признать, что по уровню достоверности собранной информации WAP-анкетирование не уступает другим методам сбора информации. По каждому из четырех вопросов было получено не более двух несовпадений.
Наконец, скажем несколько слов о результатах работы «горячей линии». За первый день полевых работ — 2 апреля — поступило 40 звонков от 29 абонентов. Из них продолжительность 26 соединений составляла менее 60 секунд, а 14 соединений — от 60 секунд и более; средняя продолжительность разговора — 76 секунд. 22 абонента, звонившие на «горячую линию», воспользовались мобильными телефонными номерами, по которым производилась рассылка. Еще 7 — мобильные или квартирные номера, по которым рассылка не производилась. К сожалению, протоколы от 3 апреля по техническим причинам оказались недоступны.
Основные вопросы, интересовавшие респондентов, были связаны с компанией «ГфК-Русь», от лица которой проводился опрос («Чем занимается «ГфК»?», «Кто вы такие?»), с тематикой и методикой опроса («Почему мне это прислали?», «Чему посвящен опрос?»), с предполагаемым вознаграждением («Что мне за это будет?», «Каково вознаграждение?», «Зачем я буду отвечать?»). Некоторые респонденты желали убедиться, что такая компания действительно существует и проводит исследование. Только один из звонивших попросил оказать ему техническую помощь, связанную с настройкой WAP.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 305.