Описание методики и схема организации эксперимента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Методический эксперимент, разработанный представителями двух компаний, был направлен на решение следующих задач:

· определение уровня готовности различных групп населения к участию в подобных исследованиях;

· выявление технологических барьеров, связанных с организацией подобных исследований, и возможностей их преодоления;

· изучение психологических барьеров, снижающих отклик респондентов, и возможностей их преодоления;

· оценка достоверности данных, получаемых при использовании данной методики сбора информации;

· анализ экономической целесообразности анкетных опросов с использованием мобильных телефонов.

Исследование состояло из двух этапов. На первом этапе по случайной выборке телефонных номеров была произведена рассылка SMS-сообщений с приглашением принять участие в анкетном опросе. В SMS-приглашении респонденту было обещано небольшое вознаграждение за заполнение анкеты, приводился бесплатный контактный телефон для справок («горячая линия»), а также сообщалось о необходимости наличия настройки WAP. Для получения анкеты было необходимо направить SMS определенного содержания на указанный короткий телефонный номер.

Выборка телефонных номеров была сформирована случайным образом из базы данных телефонных номеров абонентов, принимавших участие в акциях «Интерэктив сервисез». Поскольку в SMS-акциях чаще оказываются вовлечены представители младших возрастных групп, перед исследованием изначально не ставилась задача репрезентации населения или какой-либо его части. В список в равном соотношении были включены телефонные номера трех ведущих операторов мобильной связи (МТС, «Билайн» и «Мегафон») в двух регионах — Москве и Московской области, Оренбурге и Оренбургской области. В общий список рассылки вошло 1200 номеров, заданные квоты отражены в таблице 1.

Таблица 1. Квоты телефонных номеров для рассылки SMS-приглашений принять участие в исследовании

Москва Оренбург Всего
Номера МТС 200 200 400
Номера «Билайн» 200 200 400
Номера «Мегафон» 200 200 400
Всего 600 600 1200

Если респондент отправлял SMS-запрос, в ответ на него приходила ссылка, по которой можно было скачать небольшую WAP-анкету, состоящую из 13 вопросов; с учетом переходов каждый респондент должен был ответить на 12 из них. Содержание анкеты — базовая социально-демографическая информация и пользование мобильной связью. Были предложены различные типы вопросов: открытые и закрытые, с возможностью выбора одного и нескольких вариантов ответа. Респондентам, заполнившим анкету и успешно отправившим информацию, до конца дня на счет телефона поступало оговоренное вознаграждение.

На втором этапе эксперимента, начавшемся через несколько дней после завершения первого этапа, был произведен обзвон по базе отобранных для рассылки телефонных номеров. В зависимости от реакции респондента на SMS-приглашение с ним проводилось интервью по одному из трех сценариев.

1. Если респондент никак не отреагировал на приглашение принять участие в исследовании, выяснялась причина отказа. Если респондент хотел, но не мог заполнить анкету по причинам технического характера, ему оказывалось содействие (консультации по настройке WAP и др.).

2. Если респондент запросил анкету, однако не отправил ответы на вопросы, также выяснялись причины его поведения, а при необходимости оказывалась техническая поддержка.

3. Если респондент отправил заполненную анкету, производилась частичная проверка собранной информации, а также выявлялось общее впечатление респондента от участия в исследовании. Обязанности по подготовке и проведению экспериментального исследования были распределены между организаторами следующим образом. Компания «ГфК-Русь» разработала методику исследования, осуществила поддержку «горячей линии» и обзвон респондентов силами собственной CATI-студии и провела анализ полученных данных. Компания «Интерэктив сервисез» подготовила базу телефонных номеров и осуществила техническую поддержку исследования (рассылка SMS-приглашений, программирование анкеты, сбор информации и др.).

Полевые работы в рамках эксперимента были начаты 2 апреля 2009 года. SMS-приглашения рассылались в течение двух дней: 2 апреля — по Москве и области, 3 апреля — по Оренбургу и области. Рассылка производилась в течение рабочего дня, по 50 SMS в течение получаса. Соответствующий график использовался с целью предотвращения возможной перегрузки «горячей линии». Телефонный обзвон респондентов был осуществлен 6–8 апреля. Датой завершения полевых работ следует считать 11 апреля — в этот день была получена последняя заполненная WAP-анкета. Таким образом, полевые работы продолжались в общей сложности 10 дней.

Перейдем к рассмотрению основных результатов первого и второго этапов эксперимента.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 246.