Рефлексия как психолого-педагогическая категория
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные данные о работе

Версия шаблона 1.1
Филиал Кировский
Вид работы Курсовая работа
Название дисциплины Педагогическая психология
Тема Современные рефлексивные технологии развития профессионального мастерства педагога
Фамилия студента  
Имя студента  
Отчество студента  
№ контракта  


Содержание

                                                                                                                   Стр.

Введение……………………………………………………………………………….…3

1. Рефлексия как психолого-педагогическая категория……………………………...5

1.1. Сущность понятия «рефлексия»…………………………………………....5

1.2. Значение рефлексивных способностей педагога в образовательной деятельности……………………………………………………………………………..8

2. Рефлексия в структуре инновационной деятельности педагога…………………15

3. Рефлексивные модели повышения уровня профессионализма современных педагогов………………………………………………………………………………..19

4. Формирование профессионально-рефлексивного мышления у будущих педагогов………………………………………………………………………….……..28

Заключение…………………………………………………………………………..…30

Глоссарий…………………………………………………………………………….…32

Список использованных источников………………………………………………….34

Приложение……………………………………………………………………………..36

 

 



Введение

 

Отечественное образование находится в фазе перемен, оно переживает сложный, противоречивый путь. Социально-экономические преобразования в стране обусловили необходимость в смене парадигмы отечественного образования, в контексте которой создается образовательное пространство развития свободной, социально-отечественной, общественно-полезной, творческой личности.

В Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010 года актуализируется проблема повышения качества образования в направлении его соответствия современным мировым тенденциям и требованиям. В концепции просматривается четкая ориентация на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. Социальный контекст в вопросе качества образования раскрывается как общегосударственная, общенациональная, политическая задача. Одним из условий высокой профессиональной подготовки педагогов является их рефлексивная деятельность.

Педагогическая ценность профессиональной рефлексии будущего педагога в значительной мере опосредуется целенаправленным включением в контекст его самосовершенствования мыслительной активности, сопряжённой с волевой саморегуляцией собственного общеличностного роста.

Психолого-теоретические основы профессионально педагогического мышления в своих трудах рассматривают К.А. Абульханова-Славская, Л.М. Митина. Пути профессионального совершенствования студентов в вузах педагогического профиля наиболее широко освещают В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик.

Проблему общего теоретико-методологического обоснования, психолого-педагогического обеспечения и практико-методической поддержки усилий преподавателей по формированию у студенчества педагогических учебных заведений умений и навыков профессионально-рефлексивного отслеживания актуального состояния развитости подопечных в желаемых отношениях по ходу созидательно-преобразовательного вмешательства в школьный учебно-воспитательный процесс затрагивают в своих изысканиях В.И. Андреев, В.А. Сластенин.

Рефлексивная деятельность современных педагогов и ее значение освещено в работах Ю.Н. Семенова, С.Ю. Степанова, Т.Ю. Колошиной, Г.Ф. Похмелкиной, Т.В. Фроловой. Рефлексивные модели повышения педагогического мастерства педагогов раскрыты в работах Г.Ф. Похмелкиной, Т.Ю. Колошиной, Т.В. Фроловой, С.Ю. Степанова, Н.Н. Семенова и других.

На основе вышесказанного обоснования актуальности нашего исследования сформулируем цель нашей работы: изучить современные рефлексивные технологии развития профессионального мастерства педагога и описать наиболее интересные, на наш взгляд.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность понятия «рефлексия» и степень изученности вопроса в педагогической и психологической практике.

2. Раскрыть сущность современных технологий рефлексивной деятельности педагогов.

3. Описать основные тенденции применения рефлексивных технологий в Вузах по подготовке педагогических кадров.

4. Сделать выводы по теме исследования.



Основная часть

 

Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
1 Децентрация лат. de — от + centrum — центр] — преодоление центрации (эгоцентризма), т. е. видения мира только со своей точки зрения и невозможности учитывать точку зрения других лиц на те же явления и предметы.
2 Идентификация (от позднелат. identifico — отождествляю), признание тождественности, отождествление объектов, опознание.
3 Навык действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизации.
4 Педагогический такт это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся
5 Педагогические умения это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.         
6 Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
7 Рефлексивная деятельность является не только педагогической, но и государственной проблемой, так как развитие потребности личности в саморазвитии является основой для дальнейшего становления профессиональных компетенции и обучения «через всю жизнь».
8 Специальные способности система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности.
9 Способности индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения.
10 Эмпатия способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами.
11 Я - концепция система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного Я


Приложения

1.
2.
3.
4.
5.
6.

 


[1] См: http://ru.wikipedia.org/wiki/Рефлексия

[2] См: Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации в психологии творчества рефлексии //В кн.: Наука о человеке. – М., 1989.

[3] См: Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии").

[4] См: Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М: Издательская корпорация "Логос", 1996. 320 с.

[5] См: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./ Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 - 672 с., ил. Т. 2 - М - Я - 1999.

[6] См: Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 544 с.

[7] См: Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.

[8] См: Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти... (Техника профессионального поведения).

[9] См: Педагогическая и возрастная психология. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества.

С.Ю.Степанов, Г.Ф. Похмелкина, Т.Ю. Колошина, Т.В. Фролова http://www.voppsy.ru/issues/1991/915/915005.htm

[10] См: Степанов С. Ю., Похмелкина Г. Ф. Проблемы рефлексивно-творческой педагогики // Развитие творческой личности в условиях непрерывного образования. Т. 3. Казань, 1990

[11] См: Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов http://www.psychologov.net/view_post.php?id=355


Основные данные о работе

Версия шаблона 1.1
Филиал Кировский
Вид работы Курсовая работа
Название дисциплины Педагогическая психология
Тема Современные рефлексивные технологии развития профессионального мастерства педагога
Фамилия студента  
Имя студента  
Отчество студента  
№ контракта  


Содержание

                                                                                                                   Стр.

Введение……………………………………………………………………………….…3

1. Рефлексия как психолого-педагогическая категория……………………………...5

1.1. Сущность понятия «рефлексия»…………………………………………....5

1.2. Значение рефлексивных способностей педагога в образовательной деятельности……………………………………………………………………………..8

2. Рефлексия в структуре инновационной деятельности педагога…………………15

3. Рефлексивные модели повышения уровня профессионализма современных педагогов………………………………………………………………………………..19

4. Формирование профессионально-рефлексивного мышления у будущих педагогов………………………………………………………………………….……..28

Заключение…………………………………………………………………………..…30

Глоссарий…………………………………………………………………………….…32

Список использованных источников………………………………………………….34

Приложение……………………………………………………………………………..36

 

 



Введение

 

Отечественное образование находится в фазе перемен, оно переживает сложный, противоречивый путь. Социально-экономические преобразования в стране обусловили необходимость в смене парадигмы отечественного образования, в контексте которой создается образовательное пространство развития свободной, социально-отечественной, общественно-полезной, творческой личности.

В Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010 года актуализируется проблема повышения качества образования в направлении его соответствия современным мировым тенденциям и требованиям. В концепции просматривается четкая ориентация на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. Социальный контекст в вопросе качества образования раскрывается как общегосударственная, общенациональная, политическая задача. Одним из условий высокой профессиональной подготовки педагогов является их рефлексивная деятельность.

Педагогическая ценность профессиональной рефлексии будущего педагога в значительной мере опосредуется целенаправленным включением в контекст его самосовершенствования мыслительной активности, сопряжённой с волевой саморегуляцией собственного общеличностного роста.

Психолого-теоретические основы профессионально педагогического мышления в своих трудах рассматривают К.А. Абульханова-Славская, Л.М. Митина. Пути профессионального совершенствования студентов в вузах педагогического профиля наиболее широко освещают В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик.

Проблему общего теоретико-методологического обоснования, психолого-педагогического обеспечения и практико-методической поддержки усилий преподавателей по формированию у студенчества педагогических учебных заведений умений и навыков профессионально-рефлексивного отслеживания актуального состояния развитости подопечных в желаемых отношениях по ходу созидательно-преобразовательного вмешательства в школьный учебно-воспитательный процесс затрагивают в своих изысканиях В.И. Андреев, В.А. Сластенин.

Рефлексивная деятельность современных педагогов и ее значение освещено в работах Ю.Н. Семенова, С.Ю. Степанова, Т.Ю. Колошиной, Г.Ф. Похмелкиной, Т.В. Фроловой. Рефлексивные модели повышения педагогического мастерства педагогов раскрыты в работах Г.Ф. Похмелкиной, Т.Ю. Колошиной, Т.В. Фроловой, С.Ю. Степанова, Н.Н. Семенова и других.

На основе вышесказанного обоснования актуальности нашего исследования сформулируем цель нашей работы: изучить современные рефлексивные технологии развития профессионального мастерства педагога и описать наиболее интересные, на наш взгляд.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть сущность понятия «рефлексия» и степень изученности вопроса в педагогической и психологической практике.

2. Раскрыть сущность современных технологий рефлексивной деятельности педагогов.

3. Описать основные тенденции применения рефлексивных технологий в Вузах по подготовке педагогических кадров.

4. Сделать выводы по теме исследования.



Основная часть

 

Рефлексия как психолого-педагогическая категория

Дата: 2019-12-22, просмотров: 185.