Основные данные о работе
Версия шаблона | 1.1 |
Филиал | Кировский |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Педагогическая психология |
Тема | Современные рефлексивные технологии развития профессионального мастерства педагога |
Фамилия студента | |
Имя студента | |
Отчество студента | |
№ контракта |
Содержание
Стр.
Введение……………………………………………………………………………….…3
1. Рефлексия как психолого-педагогическая категория……………………………...5
1.1. Сущность понятия «рефлексия»…………………………………………....5
1.2. Значение рефлексивных способностей педагога в образовательной деятельности……………………………………………………………………………..8
2. Рефлексия в структуре инновационной деятельности педагога…………………15
3. Рефлексивные модели повышения уровня профессионализма современных педагогов………………………………………………………………………………..19
4. Формирование профессионально-рефлексивного мышления у будущих педагогов………………………………………………………………………….……..28
Заключение…………………………………………………………………………..…30
Глоссарий…………………………………………………………………………….…32
Список использованных источников………………………………………………….34
Приложение……………………………………………………………………………..36
Введение
Отечественное образование находится в фазе перемен, оно переживает сложный, противоречивый путь. Социально-экономические преобразования в стране обусловили необходимость в смене парадигмы отечественного образования, в контексте которой создается образовательное пространство развития свободной, социально-отечественной, общественно-полезной, творческой личности.
В Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010 года актуализируется проблема повышения качества образования в направлении его соответствия современным мировым тенденциям и требованиям. В концепции просматривается четкая ориентация на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. Социальный контекст в вопросе качества образования раскрывается как общегосударственная, общенациональная, политическая задача. Одним из условий высокой профессиональной подготовки педагогов является их рефлексивная деятельность.
Педагогическая ценность профессиональной рефлексии будущего педагога в значительной мере опосредуется целенаправленным включением в контекст его самосовершенствования мыслительной активности, сопряжённой с волевой саморегуляцией собственного общеличностного роста.
Психолого-теоретические основы профессионально педагогического мышления в своих трудах рассматривают К.А. Абульханова-Славская, Л.М. Митина. Пути профессионального совершенствования студентов в вузах педагогического профиля наиболее широко освещают В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик.
Проблему общего теоретико-методологического обоснования, психолого-педагогического обеспечения и практико-методической поддержки усилий преподавателей по формированию у студенчества педагогических учебных заведений умений и навыков профессионально-рефлексивного отслеживания актуального состояния развитости подопечных в желаемых отношениях по ходу созидательно-преобразовательного вмешательства в школьный учебно-воспитательный процесс затрагивают в своих изысканиях В.И. Андреев, В.А. Сластенин.
Рефлексивная деятельность современных педагогов и ее значение освещено в работах Ю.Н. Семенова, С.Ю. Степанова, Т.Ю. Колошиной, Г.Ф. Похмелкиной, Т.В. Фроловой. Рефлексивные модели повышения педагогического мастерства педагогов раскрыты в работах Г.Ф. Похмелкиной, Т.Ю. Колошиной, Т.В. Фроловой, С.Ю. Степанова, Н.Н. Семенова и других.
На основе вышесказанного обоснования актуальности нашего исследования сформулируем цель нашей работы: изучить современные рефлексивные технологии развития профессионального мастерства педагога и описать наиболее интересные, на наш взгляд.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия «рефлексия» и степень изученности вопроса в педагогической и психологической практике.
2. Раскрыть сущность современных технологий рефлексивной деятельности педагогов.
3. Описать основные тенденции применения рефлексивных технологий в Вузах по подготовке педагогических кадров.
4. Сделать выводы по теме исследования.
Основная часть
Глоссарий
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Децентрация | лат. de — от + centrum — центр] — преодоление центрации (эгоцентризма), т. е. видения мира только со своей точки зрения и невозможности учитывать точку зрения других лиц на те же явления и предметы. |
2 | Идентификация | (от позднелат. identifico — отождествляю), признание тождественности, отождествление объектов, опознание. |
3 | Навык | действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизации. |
4 | Педагогический такт | это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся |
5 | Педагогические умения | это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне. |
6 | Рефлексия | (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. |
7 | Рефлексивная деятельность | является не только педагогической, но и государственной проблемой, так как развитие потребности личности в саморазвитии является основой для дальнейшего становления профессиональных компетенции и обучения «через всю жизнь». |
8 | Специальные способности | система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. |
9 | Способности | индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. |
10 | Эмпатия | способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами. |
11 | Я - концепция | система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного Я |
Приложения
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. |
[1] См: http://ru.wikipedia.org/wiki/Рефлексия
[2] См: Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации в психологии творчества рефлексии //В кн.: Наука о человеке. – М., 1989.
[3] См: Дружинин В.Н. Психология общих способностей - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии").
[4] См: Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М: Издательская корпорация "Логос", 1996. 320 с.
[5] См: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт./ Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 - 672 с., ил. Т. 2 - М - Я - 1999.
[6] См: Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 544 с.
[7] См: Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.
[8] См: Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти... (Техника профессионального поведения).
[9] См: Педагогическая и возрастная психология. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества.
С.Ю.Степанов, Г.Ф. Похмелкина, Т.Ю. Колошина, Т.В. Фролова http://www.voppsy.ru/issues/1991/915/915005.htm
[10] См: Степанов С. Ю., Похмелкина Г. Ф. Проблемы рефлексивно-творческой педагогики // Развитие творческой личности в условиях непрерывного образования. Т. 3. Казань, 1990
[11] См: Профессиональная рефлексия и ее место в формировании профессиональной компетентности педагогов http://www.psychologov.net/view_post.php?id=355
Основные данные о работе
Версия шаблона | 1.1 |
Филиал | Кировский |
Вид работы | Курсовая работа |
Название дисциплины | Педагогическая психология |
Тема | Современные рефлексивные технологии развития профессионального мастерства педагога |
Фамилия студента | |
Имя студента | |
Отчество студента | |
№ контракта |
Содержание
Стр.
Введение……………………………………………………………………………….…3
1. Рефлексия как психолого-педагогическая категория……………………………...5
1.1. Сущность понятия «рефлексия»…………………………………………....5
1.2. Значение рефлексивных способностей педагога в образовательной деятельности……………………………………………………………………………..8
2. Рефлексия в структуре инновационной деятельности педагога…………………15
3. Рефлексивные модели повышения уровня профессионализма современных педагогов………………………………………………………………………………..19
4. Формирование профессионально-рефлексивного мышления у будущих педагогов………………………………………………………………………….……..28
Заключение…………………………………………………………………………..…30
Глоссарий…………………………………………………………………………….…32
Список использованных источников………………………………………………….34
Приложение……………………………………………………………………………..36
Введение
Отечественное образование находится в фазе перемен, оно переживает сложный, противоречивый путь. Социально-экономические преобразования в стране обусловили необходимость в смене парадигмы отечественного образования, в контексте которой создается образовательное пространство развития свободной, социально-отечественной, общественно-полезной, творческой личности.
В Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2010 года актуализируется проблема повышения качества образования в направлении его соответствия современным мировым тенденциям и требованиям. В концепции просматривается четкая ориентация на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей. Социальный контекст в вопросе качества образования раскрывается как общегосударственная, общенациональная, политическая задача. Одним из условий высокой профессиональной подготовки педагогов является их рефлексивная деятельность.
Педагогическая ценность профессиональной рефлексии будущего педагога в значительной мере опосредуется целенаправленным включением в контекст его самосовершенствования мыслительной активности, сопряжённой с волевой саморегуляцией собственного общеличностного роста.
Психолого-теоретические основы профессионально педагогического мышления в своих трудах рассматривают К.А. Абульханова-Славская, Л.М. Митина. Пути профессионального совершенствования студентов в вузах педагогического профиля наиболее широко освещают В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик.
Проблему общего теоретико-методологического обоснования, психолого-педагогического обеспечения и практико-методической поддержки усилий преподавателей по формированию у студенчества педагогических учебных заведений умений и навыков профессионально-рефлексивного отслеживания актуального состояния развитости подопечных в желаемых отношениях по ходу созидательно-преобразовательного вмешательства в школьный учебно-воспитательный процесс затрагивают в своих изысканиях В.И. Андреев, В.А. Сластенин.
Рефлексивная деятельность современных педагогов и ее значение освещено в работах Ю.Н. Семенова, С.Ю. Степанова, Т.Ю. Колошиной, Г.Ф. Похмелкиной, Т.В. Фроловой. Рефлексивные модели повышения педагогического мастерства педагогов раскрыты в работах Г.Ф. Похмелкиной, Т.Ю. Колошиной, Т.В. Фроловой, С.Ю. Степанова, Н.Н. Семенова и других.
На основе вышесказанного обоснования актуальности нашего исследования сформулируем цель нашей работы: изучить современные рефлексивные технологии развития профессионального мастерства педагога и описать наиболее интересные, на наш взгляд.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятия «рефлексия» и степень изученности вопроса в педагогической и психологической практике.
2. Раскрыть сущность современных технологий рефлексивной деятельности педагогов.
3. Описать основные тенденции применения рефлексивных технологий в Вузах по подготовке педагогических кадров.
4. Сделать выводы по теме исследования.
Основная часть
Рефлексия как психолого-педагогическая категория
Дата: 2019-12-22, просмотров: 213.