Жилищно-коммунальное хозяйство
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Жилищно-коммунальное хозяйство города — это сложная со­циально-экономическая система, обеспечивающая жизнь и работу населения, а также предприятия различных отраслей народного хо­зяйства необходимыми ресурсами воды, газа, тепла и др.

Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зда­ниями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транс­портными, энергетическими и другими предприятиями, которые имеют обширное поле деятельности и от результативности функционирования которых зависит развитие городских объек­тов и состояние среды обитания жителей города.

Специфика ЖКХ состоит в его многопрофильности, многоот­раслевой структуре, которая требует соответствующих органи­зационно-правовой и экономической основ.

Современная финансово-экономическая ситуация такова, что без изменения системы финансирования и управления жи­лищно-коммунальной сферой эффективное ее функционирование невозможно. В течение длительного времени государство ком­пенсировало значительную часть расходов этой сферы, конт­ролировало строительство и размещение жилья и объектов коммунального хозяйства, ограничивало параметры проектиро­вания, эксплуатации, объемы и уровень предоставляемых ком­мунальных услуг. Проводимая политика исключала рыночный спрос на услуги и жилье, снижала активность населения и хо­зяйствующих субъектов в формировании требований к качест­ву эксплуатационных услуг.

В отличие от многих стран, в России ЖКХ является убыточным сектором экономики, который непосильным грузом «висит» на бюд­жете, но все равно находится в запущенном состоянии. Такая си­туация требует особого внимания, тщательного анализа и соответст­вующих организационно-экономических мер, способных коренным образом изменить положение дел в жилищно-коммунальной сфере [2. С. 4-5].

ЖКХ города является самостоятельной сферой в системе народно­го хозяйства, основной целью функционирования которой является удовлетворение потребностей населения и предприятий в услугах, обеспечивающих нормальные условия жизни и работы.

В состав ЖКХ входит комплекс предприятий различных под­отраслей: ремонтно-строительных, транспортных, энергетиче­ских, эксплуатационных и др.

Традиционно в составе ЖКХ выделяются:

1)  жилищный комплекс с ремонтно-строительными организациями;

2)  дорожное хозяйство и городской пассажирский транспорт;

3)  теплоэнергетическое хозяйство;

4)  газовое хозяйство;

5) инженерные коммуникации и системы связи, сигнализа­ции, пожарной охраны;

6) водопроводно-канализационное хозяйство;

7)  предприятия обслуживания инженерных сетей и соору­жений;

8)  электроснабжение и уличное освещение;

9)  зеленое хозяйство;

10)  зона отдыха, парки, бассейны;

11)  памятники, исторические комплексы;

12)  гостиничное хозяйство, мотели;

13)  банно-прачечное хозяйство;

14)  службы обеспечения и контроля экологической обстанов­ки в городе;

15)  благоустройство;

16)  объекты социальной сферы и бытового обслуживания [4. С. 18].

В нынешних условиях часть перечисленных объектов и сфер может не входить в систему городского хозяйства (по форме собственности или отраслевой принадлежности) или играть в ней незначительную роль [17, с. 18].

Разнообразие видов услуг и продукции указанных подотраслей, различие технологий, техники, организации работ обусловливают большое число организационных форм и методов управления в систе­ме ЖКХ.

Особенности ЖКХ как объекта управления определяются его спе­цификой как отрасли, объединяющей в себе сложный и разнообраз­ный конгломерат различных подотраслей, тесно взаимосвязанных едиными народнохозяйственными и социальными проблемами, целями и задачами.

Основной среди этих особенностей является высокий уровень ком­плексности отрасли ЖКХ, которая выражается в разнообразии науч­но-технического и технологического характера деятельности подо­траслей с одновременной увязкой их функционирования в единой системе городского хозяйства.

Это, в свою очередь, приводит к особенности системы управления ЖКХ в которую непосредственно или опосредованно входят различ­ные министерства и ведомства [4. С. 18]

Три большие группы объектов в системе ЖКХ представляют особую сложность в управлении:

– жилой фонд и объекты социальной сферы;

– системы теплоснабжения,  электроснабжения,  водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и др.;

– сфера обслуживания предприятий и инженерных систем (постоянно действующих зданий и сооружений, рассчитанных на длительный срок службы и использования, включая комплекс конструкций, устройств, оборудования, установок, приборов и сетей) городов и населенных пунктов.

Сфера обслуживания инженерных систем городов и насе­ленных пунктов включает в себя выполнение работ по эксплуа­тации:

– внешних систем электроснабжения;

– внутренних систем электроснабжения;

– внешних систем теплоснабжения;

– внутренних систем теплоснабжения;

– внешних систем водоснабжения и водоотведения;

– жилищного фонда и нежилых помещений;

– систем вентиляции и кондиционирования воздуха;

– систем пожарно-охранной сигнализации;

– систем наружного освещения;

– систем инженерной защиты территорий.

Эксплуатация инженерных систем городов и населенных пунктов требует большой организационно-управленческой рабо­ты, четкого планирования и контроля за расходованием средств, выделяемых из городского бюджета на соответствующие цели.

Специфика жилищно-коммунальной сферы такова, что в со­временной финансово-экономической ситуации нормальное функционирование ее невозможно без административного подчинения муниципальным органам управления.

Разнообразие видов услуг и продукции перечисленных под­отраслей, различие технологий, техники и организации работ обусловливают также разнообразие организационных форм и методов управления в системе ЖКХ.

Поскольку поддержание жизнедеятельности города — ос­новная задача муниципального уровня управления, то выбор организационных форм осуществляется на месте, с учетом тер­риториальных особенностей и перспектив развития города.

Коммунальные службы действуют в структуре управления городом обособленно – в рамках Департамента ЖКХ как струк­турного подразделения администрации.

Ряд предприятий ЖКХ непосредственно подчиняется Де­партаменту, другие входят в общую схему управления как юридические лица и обеспечивают жизнедеятельность города, а также предоставляют коммунальные у слуги [2. С. 26-27].

Нормативно-правовая база

Правовое регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги осуществляется Жилищным Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса» от 22.12.2004 г. № 210-ФЗ, Федеральным законом «Об основах регулирования организаций коммунального комплекса» от 26.12.2005 г.  № 184-ФЗ, другими федеральными законами.

Федеральный закон № 210-ФЗ от 2004 года устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса [6. Ст. 1].

Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, Федеральным законом от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации [6. ст. 9].

Либерализация цен на жилищно-коммунальные услуги для насе­ления впервые за многие годы (с 1928 г.) была осуществлена Поста­новлением Правительства Российской Федерации от 19.12.91 № 55, в соответствии с которым вводились предельные размеры цен и тари­фов на потребительские товары (услуги), реализуемые населению, в том числе на газ, электроэнергию, услуги водо- и теплоснабжения [9].

При введении на местах новой ценовой и тарифной политики ЖКХ, которая определяется в настоящее время Постановлением Пра­вительства РФ от 18.06.96 № 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг» [10], следует руководствоваться ком­плексным подходом, реализация которого содействовала бы смене существовавшей ранее модели хозяйственной системы, благоприятст­вовала оздоровлению механизма финансирования и создавала усло­вия для дальнейшего развития реформы.

Можно выделить четыре основные фактора, способные оказывать наибольшее влияние на конкретный уровень жилищ­но-коммунальных тарифов - уровень фактических затрат, государст­венное вмешательство, конкуренция и платежеспособность населе­ния.

Определение затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг и правильное использование этих данных для обоснования тарифов - задача достаточно сложная и заслуживает особого рассмотрения [8. С. 55].

Основной целью органов местного самоуправления является создание благоприятных условий для проживания населения, которые напрямую зависят как от уровня развития и состояния объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, так и от стоимости и источников оплаты их услуг.

Федеральным законодательством определены вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления по их решению. Одной из наиболее сложных сфер жизнедеятельности является жилищно-коммунальное хозяйство. Органы местной власти отвечают за организацию в границах городского округа электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Для решения своих задач органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, размещать муниципальный заказ, устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями [5. С. 176].



АНАЛИЗ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В

МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Дата: 2019-12-22, просмотров: 268.