Жилищно-коммунальное хозяйство города — это сложная социально-экономическая система, обеспечивающая жизнь и работу населения, а также предприятия различных отраслей народного хозяйства необходимыми ресурсами воды, газа, тепла и др.
Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, которые имеют обширное поле деятельности и от результативности функционирования которых зависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города.
Специфика ЖКХ состоит в его многопрофильности, многоотраслевой структуре, которая требует соответствующих организационно-правовой и экономической основ.
Современная финансово-экономическая ситуация такова, что без изменения системы финансирования и управления жилищно-коммунальной сферой эффективное ее функционирование невозможно. В течение длительного времени государство компенсировало значительную часть расходов этой сферы, контролировало строительство и размещение жилья и объектов коммунального хозяйства, ограничивало параметры проектирования, эксплуатации, объемы и уровень предоставляемых коммунальных услуг. Проводимая политика исключала рыночный спрос на услуги и жилье, снижала активность населения и хозяйствующих субъектов в формировании требований к качеству эксплуатационных услуг.
В отличие от многих стран, в России ЖКХ является убыточным сектором экономики, который непосильным грузом «висит» на бюджете, но все равно находится в запущенном состоянии. Такая ситуация требует особого внимания, тщательного анализа и соответствующих организационно-экономических мер, способных коренным образом изменить положение дел в жилищно-коммунальной сфере [2. С. 4-5].
ЖКХ города является самостоятельной сферой в системе народного хозяйства, основной целью функционирования которой является удовлетворение потребностей населения и предприятий в услугах, обеспечивающих нормальные условия жизни и работы.
В состав ЖКХ входит комплекс предприятий различных подотраслей: ремонтно-строительных, транспортных, энергетических, эксплуатационных и др.
Традиционно в составе ЖКХ выделяются:
1) жилищный комплекс с ремонтно-строительными организациями;
2) дорожное хозяйство и городской пассажирский транспорт;
3) теплоэнергетическое хозяйство;
4) газовое хозяйство;
5) инженерные коммуникации и системы связи, сигнализации, пожарной охраны;
6) водопроводно-канализационное хозяйство;
7) предприятия обслуживания инженерных сетей и сооружений;
8) электроснабжение и уличное освещение;
9) зеленое хозяйство;
10) зона отдыха, парки, бассейны;
11) памятники, исторические комплексы;
12) гостиничное хозяйство, мотели;
13) банно-прачечное хозяйство;
14) службы обеспечения и контроля экологической обстановки в городе;
15) благоустройство;
16) объекты социальной сферы и бытового обслуживания [4. С. 18].
В нынешних условиях часть перечисленных объектов и сфер может не входить в систему городского хозяйства (по форме собственности или отраслевой принадлежности) или играть в ней незначительную роль [17, с. 18].
Разнообразие видов услуг и продукции указанных подотраслей, различие технологий, техники, организации работ обусловливают большое число организационных форм и методов управления в системе ЖКХ.
Особенности ЖКХ как объекта управления определяются его спецификой как отрасли, объединяющей в себе сложный и разнообразный конгломерат различных подотраслей, тесно взаимосвязанных едиными народнохозяйственными и социальными проблемами, целями и задачами.
Основной среди этих особенностей является высокий уровень комплексности отрасли ЖКХ, которая выражается в разнообразии научно-технического и технологического характера деятельности подотраслей с одновременной увязкой их функционирования в единой системе городского хозяйства.
Это, в свою очередь, приводит к особенности системы управления ЖКХ в которую непосредственно или опосредованно входят различные министерства и ведомства [4. С. 18]
Три большие группы объектов в системе ЖКХ представляют особую сложность в управлении:
– жилой фонд и объекты социальной сферы;
– системы теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и др.;
– сфера обслуживания предприятий и инженерных систем (постоянно действующих зданий и сооружений, рассчитанных на длительный срок службы и использования, включая комплекс конструкций, устройств, оборудования, установок, приборов и сетей) городов и населенных пунктов.
Сфера обслуживания инженерных систем городов и населенных пунктов включает в себя выполнение работ по эксплуатации:
– внешних систем электроснабжения;
– внутренних систем электроснабжения;
– внешних систем теплоснабжения;
– внутренних систем теплоснабжения;
– внешних систем водоснабжения и водоотведения;
– жилищного фонда и нежилых помещений;
– систем вентиляции и кондиционирования воздуха;
– систем пожарно-охранной сигнализации;
– систем наружного освещения;
– систем инженерной защиты территорий.
Эксплуатация инженерных систем городов и населенных пунктов требует большой организационно-управленческой работы, четкого планирования и контроля за расходованием средств, выделяемых из городского бюджета на соответствующие цели.
Специфика жилищно-коммунальной сферы такова, что в современной финансово-экономической ситуации нормальное функционирование ее невозможно без административного подчинения муниципальным органам управления.
Разнообразие видов услуг и продукции перечисленных подотраслей, различие технологий, техники и организации работ обусловливают также разнообразие организационных форм и методов управления в системе ЖКХ.
Поскольку поддержание жизнедеятельности города — основная задача муниципального уровня управления, то выбор организационных форм осуществляется на месте, с учетом территориальных особенностей и перспектив развития города.
Коммунальные службы действуют в структуре управления городом обособленно – в рамках Департамента ЖКХ как структурного подразделения администрации.
Ряд предприятий ЖКХ непосредственно подчиняется Департаменту, другие входят в общую схему управления как юридические лица и обеспечивают жизнедеятельность города, а также предоставляют коммунальные у слуги [2. С. 26-27].
Нормативно-правовая база
Правовое регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги осуществляется Жилищным Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса» от 22.12.2004 г. № 210-ФЗ, Федеральным законом «Об основах регулирования организаций коммунального комплекса» от 26.12.2005 г. № 184-ФЗ, другими федеральными законами.
Федеральный закон № 210-ФЗ от 2004 года устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса [6. Ст. 1].
Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, Федеральным законом от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации [6. ст. 9].
Либерализация цен на жилищно-коммунальные услуги для населения впервые за многие годы (с 1928 г.) была осуществлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.91 № 55, в соответствии с которым вводились предельные размеры цен и тарифов на потребительские товары (услуги), реализуемые населению, в том числе на газ, электроэнергию, услуги водо- и теплоснабжения [9].
При введении на местах новой ценовой и тарифной политики ЖКХ, которая определяется в настоящее время Постановлением Правительства РФ от 18.06.96 № 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг» [10], следует руководствоваться комплексным подходом, реализация которого содействовала бы смене существовавшей ранее модели хозяйственной системы, благоприятствовала оздоровлению механизма финансирования и создавала условия для дальнейшего развития реформы.
Можно выделить четыре основные фактора, способные оказывать наибольшее влияние на конкретный уровень жилищно-коммунальных тарифов - уровень фактических затрат, государственное вмешательство, конкуренция и платежеспособность населения.
Определение затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг и правильное использование этих данных для обоснования тарифов - задача достаточно сложная и заслуживает особого рассмотрения [8. С. 55].
Основной целью органов местного самоуправления является создание благоприятных условий для проживания населения, которые напрямую зависят как от уровня развития и состояния объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, так и от стоимости и источников оплаты их услуг.
Федеральным законодательством определены вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления по их решению. Одной из наиболее сложных сфер жизнедеятельности является жилищно-коммунальное хозяйство. Органы местной власти отвечают за организацию в границах городского округа электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Для решения своих задач органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, размещать муниципальный заказ, устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями [5. С. 176].
АНАЛИЗ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В
МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Дата: 2019-12-22, просмотров: 299.