Тема: ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

(НА ПРИМЕРЕ МО ГО «ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА»)

 

Выполнила: Студентка 4 курса заочной формы обучения ООП  
  Научный руководитель:  

Южно-Сахалинск 2007

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

  1. ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ЖКХ     1.1. Тарифная политика 1.2. Жилищно-коммунальное хозяйство 1.3. Нормативное обоснование тарифной политики   2. АНАЛИЗ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК     2.1. Общая характеристика МО ГО Южно-Сахалинск     2.2. Анализ тарифной политики в системе представления жилищно-коммунальных услуг населению     2.3. Проблемы, связанные с повышением тарифов на ЖКУ     3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОНИЖЕНИЮ ТАРИФОВ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ       3.1. Механизм решения проблем     3.2. Проект создания методики для понижения уровня тарифов на жилищно-коммунальные услуги     3.3. Рекомендации по внедрению проекта методики  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 



ВВЕДЕНИЕ

Тарифная политика в системе представления жилищно-коммунальных услуг населению очень важная тема на сегодняшний день. Актуальность темы обусловлена тем, что перед предприятиями отрасли стоит ответственная задача – представление населению услуг коммунального комплекса, которые являются социально значимыми и жизненно необходимыми независимо от того, убыточно или рентабельно их производство. Не смотря на то, что в ходе реформы жилищно-коммунального хозяйства не решаются проблемы по улучшению состояния отрасти, тем не менее, тарифы растут.

Цель работы: 1. Изучить нормативно-правовые базы, обоснованности тарифов и ценообразования на услуги ЖКХ, оценка их соответствия современным нормативам.

2. Проанализировать существующую систему финансирования жилищно-коммунального хозяйства.

3. Разработать предложения по совершенствованию существующей системы в муниципальном образовании городского округа.

Объект исследования муниципальное образование Городской округ «города Южно-Сахалинска».

Предмет исследования тарифная политика в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Правовое регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги осуществляется Жилищным Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса» от 22.12.2004 г. № 210-ФЗ, Федеральным законом «Об основах регулирования организаций коммунального комплекса» от 26.12.2005 г. № 184-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации № 491, Федеральным законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14.04.1995 г. № 41-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации «О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию» от 22.08.2003 года № 516, Приказом ФСТ России от 01.08.2006 года № 166-Э/1, Приказом «Об утверждении и методических указаний по расчету регулируемых, тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке» от 06.08.2004 г. № 20 – Э/2 и другими федеральными законами.

Основой регулирования тарифов является Федеральный закон № 210-ФЗ.

Этот закон определяет под производственной программой организации коммунального комплекса программу деятельности указанной организации по обеспечению производства ею товаров (оказания услуг) в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, и очистки сточных вод, утилизации отходов, которая включает мероприятия по реконструкции эксплуатируемой той организацией системы коммунальной инфраструктуры и (или) объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов   [30. С. 7].



ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ЖКХ

Тарифная политика

 

Порядок регулирования тарифов.

В современных условиях ранее принятый порядок установления тарифов недопустим как с экономической, так с политической и нравственной точек зрения. Уж больно высока цена принимаемых решений при установлении тарифов на коммунальные услуги. Необходимо изменить процедуру утверждения тарифа (цены) на услуги предприятий естественных локальных и не локальных монополий. Сделать ее более конструктивной и доступной общественности, потребителям. Для этого в регионах должны быть образованы специальные органы (комиссии), наделенные соответствующими полномочиями для осуществления регулирования – рассмотрения и утверждения тарифов на продукцию (работы, услуги) предприятий естественных монополистов, решение которых может быть отменено только судебным органом  высшей инстанции [1. С. 11].

Изменение правоотношений в жилищно-коммунальном хозяйстве началось с расширения самостоятельности предприятий, изменения форм их собственности, однако эти преобразования столкнулись с трудностями, связанными с искаженными в механизме оплаты выполняемых работ (услуг). В этих условиях реформа ценообразования, в том числе новая тарифная политика, стала основой дальнейших преобразований в этом секторе экономики [1. С. 19].

При введении на местах новой ценовой и тарифной политики в жи­лищно-коммунальном хозяйстве, которая определяется в настоящее время Постановлением Правительства РФ от 18.06.96 № 707 «Об упо­рядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг», следует ру­ководствоваться комплексным подходом, реализация которого содей­ствовала бы смене существовавшей ранее модели хозяйственной си­стемы, благоприятствовала оздоровлению механизма финансирова­ния, создавала условия для дальнейшего развития реформы. Новые подходы к формированию затрат в ЖКХ должны способствовать уре­гулированию важнейших хозяйственно-финансовых пропорций отрас­лей городского хозяйства, улучшению структуры управления и стиму­лирования их экономической эффективности, включая эффективность и качество предоставления услуг, а также стабилизации социально-экономической и политической обстановки в регионе.

Тарифная политика. Необходимость проведения рациональной, социально взвешенной тарифной политики в жилищно-коммунальной сфере обусловливается также крайне неблагоприятной в нынешних экономических условиях динамикой доходов населения и значитель­но возросшей территориальной (в рамках городов) и региональной (межгородской и межобластной) дифференциацией жилищно-комму­нальных платежей населения.

Анализ показывает, что имеющиеся различия в величине оплаты населением услуг ЖКХ связаны с реальными различиями в затратах, включаемых в себестоимость производимых работ (услуг) и учитыва­ющих состояние основных фондов отрасли, а, следовательно, вели­чину расхода материальных и топливно-энергетических ресурсов, не­производительных потерь и др. Неодинаковый уровень доходов и сте­пень психологической готовности населения сковывают! инициативу местного руководства к переходу на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, что усугубляет и без того сложные проблемы улучшения финансирования этого социально значимого сектора город­ской экономики. В то же время дальнейшее увеличение доли затрат, покрываемых за счет населения, связано:

- с выявлением и анализом различий в нормативной и реальной себестоимости жилищно-коммунальных услуг;

- процедурами расчета этих величин;

- выявлением способов препятствовать необоснованному завышению издержек со стороны жилищных и коммунальных предприя­тий, в первую очередь, в рамках развития конкурентной среды в отрасли.

Цены на содержание жилья и оказание коммунальных услуг фор­мируются на основе затрат, необходимых для их производства и реа­лизации в соответствии с требуемым уровнем качества и надежности с учетом прибыли, обеспечивающей рентабельную работу подрядных организаций всех форм собственности, функционирующих в этом сек­торе экономики [1. С. 20-21]

Основной целью органов местного самоуправления является создание благоприятных условий для проживания населения, которые на прямую зависят как от уровня развития, так и от стоимости и источников оплаты их услуг.

Федеральным законодательством определены вопросы местного самоуправления по их решению одной из наиболее сложных сфер жизнедеятельности, на наш взгляд, является жилищно-коммунальное хозяйство. Органы местной власти отвечают за организацию в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения топливом, сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Для решения своих задач органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, размещать муниципальный заказ, устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами [5. С. 176].

 

Нормативно-правовая база

Правовое регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги осуществляется Жилищным Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса» от 22.12.2004 г. № 210-ФЗ, Федеральным законом «Об основах регулирования организаций коммунального комплекса» от 26.12.2005 г.  № 184-ФЗ, другими федеральными законами.

Федеральный закон № 210-ФЗ от 2004 года устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса [6. Ст. 1].

Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, Федеральным законом от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации [6. ст. 9].

Либерализация цен на жилищно-коммунальные услуги для насе­ления впервые за многие годы (с 1928 г.) была осуществлена Поста­новлением Правительства Российской Федерации от 19.12.91 № 55, в соответствии с которым вводились предельные размеры цен и тари­фов на потребительские товары (услуги), реализуемые населению, в том числе на газ, электроэнергию, услуги водо- и теплоснабжения [9].

При введении на местах новой ценовой и тарифной политики ЖКХ, которая определяется в настоящее время Постановлением Пра­вительства РФ от 18.06.96 № 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг» [10], следует руководствоваться ком­плексным подходом, реализация которого содействовала бы смене существовавшей ранее модели хозяйственной системы, благоприятст­вовала оздоровлению механизма финансирования и создавала усло­вия для дальнейшего развития реформы.

Можно выделить четыре основные фактора, способные оказывать наибольшее влияние на конкретный уровень жилищ­но-коммунальных тарифов - уровень фактических затрат, государст­венное вмешательство, конкуренция и платежеспособность населе­ния.

Определение затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг и правильное использование этих данных для обоснования тарифов - задача достаточно сложная и заслуживает особого рассмотрения [8. С. 55].

Основной целью органов местного самоуправления является создание благоприятных условий для проживания населения, которые напрямую зависят как от уровня развития и состояния объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, так и от стоимости и источников оплаты их услуг.

Федеральным законодательством определены вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления по их решению. Одной из наиболее сложных сфер жизнедеятельности является жилищно-коммунальное хозяйство. Органы местной власти отвечают за организацию в границах городского округа электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Для решения своих задач органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, размещать муниципальный заказ, устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями [5. С. 176].



АНАЛИЗ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В

МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Плата за жилые помещения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Плата за содержание жилья

 

Плата за наем

 

Плата за ремонт

 

Плата за управление

   

 

 

 

 

 

 

Содержание общего имущества (подвала, чердака, подъезда, крыши)

   

Техобслуживание общих коммуникаций, технических устройств, в т.ч. лифтов и приборов учета, технических помещений жилого дома

 

Технический ремонт общего имущества

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

Кап. ремонт помещений

 

Кап. ремонт общего имущества дома

Вывоз бытовых отходов

   

Содержание придомовой территории

 

 

Рис. 4.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 

 

В ходе работы были выявлены следующие недостатки существующего механизма расчетов и обоснования тарифов на жилищно-коммунальные услуги:

1. Процедура утверждения тарифов в коммунальном секторе остается непрозрачной, политизированной и не совпадает по времени с изменением тарифов на энергоресурсы, с ростом инфляции и другими важнейшими факторами.

2. В жилищно-коммунальном хозяйстве сохраняется ограниченный уровень рентабельности, в результате доходы предприятий не соответствуют их реальным потребностям.

3. Расчет тарифов и надбавок на срок не более трех лет снижает эффективность реализуемых инвестиционных и производственных программ в сфере ЖКХ, делает невозможным осуществление долгосрочных проектов.

4. Существующая система ценообразования может способствовать монополизации структур, регулирующих этот процесс.

5. Размер оплаты за коммунальные услуги определяется исходя из утвержденных нормативов, что в значительной степени превышает фактическое потребление.

6. Установленный механизм расчета размера оплаты за содержание и ремонт жилья, исходя из площади занимаемой квартиры, имеет уравнительный характер. Оторванность величины стоимости 1 кв. метр площади от формирующих эту стоимость работ вносит искажения в характер отношений жилищно-эксплуатационных организаций и населения.

Учитывая, что при нынешнем уровне зар­плат и низкой платежеспособности большей части наших соотечественников обеспечить самофинансирование ЖКХ только за счет платежей населения невозможно, необходимы значительные объемы финансирования из бюджета. Поэтому задача состоит в реализации мер, направленных на стабилизацию финансо­во-экономического положения жилищного хозяйства, на поиск дополнительных источников дохода, улучшение хозяйственно-финансовой деятельности, перераспределение доходов и минимизацию встречных финансовых потоков, снижение нерациональных издержек и совершенствование системы нормативов [19. С. 7-9]. В худшем случае рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги будет продолжаться.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОНИЖЕНИЮ ТАРИФОВ

Механизм решения проблем

 Высокий уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги является одной из важных проблем в муниципальном образовании городского округа «город Южно-Сахалинск». Но как говорилось в начале, повышение тарифов будет продолжаться из-за неплательщиков, т.к. государство компенсирует расходы за счет увеличения тарифа, хотя и увеличение происходит по федеральным стандартам.

Для уменьшения роста тарифов в целях определения оценки объективности расчета затрат всех экономических субъектов, чьи товары, продукция, работы и услуги сво­ей стоимостью включаются в формирование тарифов на оплату жи­лья и коммунальных услуг, была введена обязательная ауди­торская экспертиза экономически обоснованных тарифов по соответ­ствующим видам деятельности услуг и ремонтно-эксплуатационного производства в жилье, благоустройстве и дорожно-мостовом хозяй­стве, если эта сфера деятельности не регулируется конкурентной сре­дой, а также услуги организаций водопроводно-канализационного хо­зяйства, тепло- и электроэнергетики, газоснабжения.

Элемент регулирования и контроля за ценообразо­ванием, обязательная аудиторская экспертиза экономического обосно­вания тарифов позволит выявить неэффективные и необоснованные затраты, включаемые в расчеты тарифов, определить пути снижения производственной себестоимости на всех уровнях соответствующего ценообразования и обеспечить защиту экономических интересов на­селения и других потребителей от монопольного повышения тарифов.

 

Рекомендации по внедрению проекта методик

 

При введении проекта методик с целью уменьшения роста тарифов следует учитывать все факторы, направленные пути снижения производственной себестоимости на всех уровнях соответствующего ценообразования.

Эта методика позволит выявить неэффективные и необоснованные затраты, включаемые в расчеты тарифов, что в свою очередь обеспечит защиту экономических интересов на­селения и других потребителей от монопольного повышения тарифов.

При утверждении тарифа проведенная экспертная проработка со стороны администрации поможет проконтролировать процесс, что в итоге приведет к формализованному контролю за их регули­рованием.

Использование данной методики, если не поможет понизить уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги, но хотя бы сможет не повышать тарифы.

 Уверенность администрации в полезности и окупаемости методики в дальнейшем поможет пройти оценку эффективности независимых экс­пертов, а, возможно, и конкурсный отбор. Принятие решения о включении инвестиционных составляющих структуру тарифа будет только после проведения проверок, которые позволят получить достаточные дока­зательства обоснованности формирования тарифов.

По существу регулирование коммунальных тарифов не под юрисдикцией формы собственности (муниципальная, государственная, частная и т.д.) приведет к сохранению единого экономического пространства территории в це­лом.

Основной задачей такой методики является проверка эффек­тивности работы предприятий, работающих в сфере производства монопольных коммунальных услуг, учитывая, что эффективная рабо­та коммунального предприятия зависит от таких параметров, как уп­равление затратами, сокращение производственных потерь и эффек­тивное использование рабочей силы. Исследуется необходимость и целесообразность произ­водства коммунальных услуг по принятой на предприятии технологии и на ее стадиях [1.].

Высокий уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги является одной из важных проблем в муниципальном образовании городского округа «город Южно-Сахалинск».

Не маловажное внимание стоит уделить степени информативности расчетов по обоснованию тари­фа, позволяющей сопоставлять данные расчетов с данными бухгал­терской отчетности. Одной из проблемы повышения тарифов является то, что средняя собираемость платежей населения в соот­ветствии с предъявленными к оплате суммами за жилищно-коммунальные услуги значительно ниже. Из-за того, что часть населения своевременно не оплачивают оказанные им жилищно-коммунальные услуги, тем самым способствуют неустойчивой ситуа­ции с финансированием текущей деятельности пред­приятий.

При введении проекта методик с целью уменьшения роста тарифов следует учитывать все факторы, направленные пути снижения производственной себестоимости на всех уровнях соответствующего ценообразования.

Эта методика позволит выявить неэффективные и необоснованные затраты, включаемые в расчеты тарифов, что в свою очередь обеспечит защиту экономических интересов на­селения и других потребителей от монопольного повышения тарифов.

 

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Основной целью органов местного самоуправления является создание благоприятных условий для проживания населения, которые напрямую зависят как от уровня развития и состояния объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, так и от стоимости и источников оплаты их услуг.

Федеральным законодательством определены вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления по их решению. Одной из наиболее сложных сфер жизнедеятельности является жилищно-коммунальное хозяйство. Органы местной власти отвечают за организацию в границах городского округа электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Для решения своих задач органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, размещать муниципальный заказ, устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями [5. С. 176].

Исходя из приведенных данных в п. 2.2. можно сделать вывод, что даже федеральные стандарты тарифов на оказание жилищно-коммунальных услуг в городе Южно-Сахалинске оставляют желать лучшего. Даже без приведения статистки на оказание услуг электроснабжения, теплоснабжения, водоотведения и других, можно сделать вывод, что в городе Южно-Сахалинске тарифы значительно превышают тарифы городов, находящихся на материке. И эта проблема является не маловажной для большинства.

Высокий уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги является одной из важных проблем в муниципальном образовании городского округа «город Южно-Сахалинск».

Не маловажное внимание стоит уделить степени информативности расчетов по обоснованию тари­фа, позволяющей сопоставлять данные расчетов с данными бухгал­терской отчетности. Одной из проблемы повышения тарифов является то, что средняя собираемость платежей населения в соот­ветствии с предъявленными к оплате суммами за жилищно-коммунальные услуги значительно ниже. Из-за того, что часть населения своевременно не оплачивают оказанные им жилищно-коммунальные услуги, тем самым способствуют неустойчивой ситуа­ции с финансированием текущей деятельности пред­приятий.

При введении проекта методик с целью уменьшения роста тарифов следует учитывать все факторы, направленные пути снижения производственной себестоимости на всех уровнях соответствующего ценообразования.

Эта методика позволит выявить неэффективные и необоснованные затраты, включаемые в расчеты тарифов, что в свою очередь обеспечит защиту экономических интересов на­селения и других потребителей от монопольного повышения тарифов.

 



КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Тема: ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

(НА ПРИМЕРЕ МО ГО «ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА»)

 

Выполнила: Студентка 4 курса заочной формы обучения ООП  
  Научный руководитель:  

Южно-Сахалинск 2007

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

  1. ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ЖКХ     1.1. Тарифная политика 1.2. Жилищно-коммунальное хозяйство 1.3. Нормативное обоснование тарифной политики   2. АНАЛИЗ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «ГОРОД ЮЖНО-САХАЛИНСК     2.1. Общая характеристика МО ГО Южно-Сахалинск     2.2. Анализ тарифной политики в системе представления жилищно-коммунальных услуг населению     2.3. Проблемы, связанные с повышением тарифов на ЖКУ     3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОНИЖЕНИЮ ТАРИФОВ НА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ       3.1. Механизм решения проблем     3.2. Проект создания методики для понижения уровня тарифов на жилищно-коммунальные услуги     3.3. Рекомендации по внедрению проекта методики  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 274.