Как показывает мировой опыт, в кризисные периоды возникает тенденция к централизации экономической и политической власти. Действительно, в условиях унитарной бюджетной системы центральное правительство, видимо, имело бы меньше ограничений в проведении жесткой политики финансовой стабилизации. Однако для России усиление централизации бюджетно-налоговой системы чревато подрывом идей федерализма, которые с таким трудом прокладывают себе дорогу в пост-тоталитарном государстве. Поэтому необходим поиск разумного компромисса между следованием достаточно жестким требованиям политики финансовой стабилизации и достижением конечных целей экономических и политических реформ (в том числе становления полноценного федеративного государства) [6].
В связи с этим основными направлениями финансовой политики на перспективу следует считать: стабилизацию и подъем экономики Оренбургской области на основе развития отраслей материального производства, совершенствование механизмов финансовых взаимоотношений между федеральным центром и областью, обеспечение исполнения доходов консолидированного бюджета как основного источника финансирования социального развития области, создание рациональной налоговой системы области, обеспечивающей облегчение налогового бремени для производителей продукции (работ, услуг), осуществление бюджетного регулирования в соответствии со структурой бюджетной системы области, сокращение льгот и их исключений из общего режима налогообложения, реализацию в полном объеме основных положений концепции денежно-кредитных отношений, направленных на мобилизацию внутренних финансовых и кредитных ресурсов, упорядочение наличного и безналичного денежного обращения, совершенствование платежной системы, и др., развитие системы упрощенного учета для субъектов малого предпринимательства, создание базы учета недвижимости физических лиц, отказ от политики дотаций и предоставления гарантий из бюджета хозяйствующим субъектам, информационная открытость сведений о налоговых поступлениях и платежах в бюджеты всех уровней.; создание эффективного механизма государственного контроля за расходами средств из бюджета, внебюджетных фондов, за непроизводственными изъятиями, посредническими структурами, а также регулирование товарно-денежных потоков в области, сокращение объемов неденежных расчетов в консолидированный бюджет области, зачетных операций, бартера и других форм; для выполнения намеченных задач в налоговой, бюджетной, денежно-кредитной политике, в развитии банковского сектора и рынка ценных бумаг, создания экономических условий, благоприятных для развития хозяйствующих субъектов, необходимо: проведение регулирования цен на газ, электроэнергию, железнодорожные тарифы, оказание финансовой поддержки высокотехнологичным и эффективным производствам в форме предоставления инвестиционного налогового кредита; проведение реструктуризации задолженности в бюджет и внебюджетные фонды, включая адресную работу с основными предприятиями - недоимщиками, развитие рынка корпоративных ценных бумаг, создание законодательной базы для гарантий частных инвестиций в области [24].
Для достижения стабилизации банковской системы необходимо: структурные преобразования, направленные на ликвидацию убыточных и неплатежеспособных банков, слияние банков с незначительным собственным капиталом, создание регионального банка с филиальной сетью по области, повышение надежности финансово-устойчивых банков за счет увеличения уставного капитала, совершенствование управления банками, увеличение объема и качества предоставляемых банковских услуг, совершенствование форм и методов банковского надзора со стороны Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Оренбургской области за работой коммерческих банков; заключение соглашений администрацией области с самостоятельными коммерческими банками и филиалами иногородних банков на предоставление и использование свободных кредитных ресурсов под областные инвестиционные программы, совершенствования платежной системы через создание единой системы межбанковских расчетов в области.
Комплексное развитие инфраструктуры финансового рынка предполагает: выпуск ценных бумаг администрации области в форме внешних и внутренних займов, создание консалтинговой фирмы, принятие положения о порядке взаимодействия государственных органов по выявлению и пресечению незаконной деятельности граждан и юридических лиц, осуществляющих деятельность на фондовом рынке, разработку схемы обращения векселей на территории области с учетом стандартов и правил, принятых ассоциацией участников вексельного рынка АУВЕР, создание системы, обеспечивающей информационную прозрачность рынка ценных бумаг для инвесторов. [5]
Основными направлениями финансовой политики Оренбургской области являются:
· повышение качества жизни населения Оренбургской области;
· развитие экономики Оренбургской области в целях создания и накопления ресурсов на исполнение социальных функций;
· повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, региональных и местных органов власти;
· обеспечение последовательного прогрессивного развития всех отраслей социальной сферы;
· создание оптимальных предпосылок и возможностей для наращивания мер социальной защиты уязвимых слоев населения, нуждающихся в государственной поддержке, переход преимущественно к адресным формам социальной помощи.
· Для реализации указанных целей необходимо исходить из следующих основных направлений развития:
· обеспечение развития отраслей, дающих основной приток финансовых средств для создания ресурсов и стимулирования экономического роста других секторов экономики;
· увеличение производства товаров и услуг в целях удовлетворения внутреннего спроса, вовлечения в хозяйственный оборот внутренних ресурсов, а также для их экспорта в другие регионы Российской Федерации и за рубеж;
· восстановление и устойчивое развитие аграрно-промышленного комплекса (АПК) с помощью институциональных и структурных преобразований, опережающего роста мощностей и объемов выпуска перерабатывающих производств, поддержание устойчивого спроса на продукцию АПК через активизацию внутреннего спроса и активное продвижение омской продукции на рынки других регионов;
· повышение эффективности сферы обращения для снижения трансакционных издержек и издержек обращения, а также обеспечения устойчивого оборота средств на территории области;
· развитие областной инфраструктуры в целях активизации экономических процессов в Оренбургской области;
· повышение инвестиционной привлекательности экономики Оренбургской области; реализация системы мероприятий по оздоровлению экономики Оренбургской области;
· создание системы повышения квалификации и переподготовки, специальные программы в сфере создания высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест, а также активизация жилищного строительства в Оренбургской области;
· повышение эффективности инновационной политики, ориентированной на развитие высокотехнологичных производств, углубленную переработку сырья и расширение сферы услуг, на перевод финансовых потоков и переориентацию экономически активной части населения в эти секторы экономики;
· структурные и технологические преобразования, направленные на снижение материало-, трудо- и энергоемкости и повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции. [4]
Выводы и предложения
В заключение хотелось бы сформулировать основные направления финансовой стабилизации Оренбургской области. Это:
· увеличение бюджета;
· повышение эффективности налоговой системы.
Необходимо всеми доступными средствами пополнять бюджет. Средства из бюджета направлять в промышленность как инвестиции.
Основными источниками восстановления равновесия в бюджете области являются:
1. Рост доходов бюджета и сокращение его расходов.
Одним из основных направлений в налоговой политике должно стать экстренное погашение задолженности предприятиям за уже выполненные государственные заказы.
2. Второй источник бюджетных доходов – займы внутри области.
3. Для пополнения доходной части бюджета могут привлекаться сбережения населения. Они непрерывно уменьшаются в результате инфляции и девальвации. Основная проблема заключается в том, что после обвала банковской системы люди не доверяют свои сбережения банкам. И большинство эти деньги не отдадут ни при каких обстоятельствах.
Все приведенные данные, характеризующие результаты финансовой стабилизации в Оренбургской области, подтверждают вывод о необходимости эффективной финансовой политики, ориентированной на создание благоприятных условий для экономического роста. При этом новая политика должна решать, как минимум, две фундаментальные задачи. Во-первых, обеспечить выживание и развитие производственной сферы, в том числе ее сегментов, страдающих от оттока денежных средств в сферу обращения капитала. Во-вторых, устранить барьеры между сферами и внутри них, восстанавливая интеграцию между производственной сферой и сферой обращения капитала.
Взвешенная финансово-бюджетная политика позволит Оренбургской области эффективно наполнять и целевым образом расходовать имеющиеся бюджетные средства в целях повышения темпов роста экономики области и обеспечения роста качества жизни населения.
Финансово-бюджетная политика направлена на:
· повышение налоговых и неналоговых доходов областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Оренбургской области, стимулирование роста налогооблагаемой базы Оренбургской области;
· повышение эффективности и адресности расходования средств бюджетной системы Оренбургской области;
· использование программно-целевого подхода для создания и исполнения областных целевых программ для решения важнейших вопросов социально-экономического развития Оренбургской области;
· использование механизмов бюджета развития в целях обеспечения экономического роста в Оренбургской области.
Важнейшей составной частью экономической политики является инвестиционная политика. Ее главная задача в Оренбургской области - формирование благоприятного инвестиционного климата и создание на его основе механизмов для увеличения инвестиционных ресурсов и их эффективного использования.
Инвестиционная политика включает следующие основные направления:
· стимулирование привлечения средств населения и собственных средств предприятий;
· развитие рынка ценных бумаг, лизинговых операций и ипотечного кредитования;
· стимулирование формирования инвестиционных и залоговых фондов, страховых компаний и других образований, предназначенных для аккумуляции средств;
· целевое привлечение отечественного и иностранного капитала для финансирования отдельных инвестиционных проектов.
« ___»___________
____________
Литература:
1. Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления» от 25.09.1997 №126-ФЗ
2. Постановление правительства РФ от 30.06.2004г №329 «О Министерстве Финансов РФ»
3. Федеральный закон от 07.08.2001г №119 – ФЗ «Об аудиторской деятельности»
4. Устав Оренбургской области от 20.10.2000г. № 724/213-ОЗ
5. Указ главы администрации области от 28.12.2004 № 158-ук «О комиссии по развитию финансового рынка Оренбургской области»
6. Большаков С.В. Финансовая политика и финансовое регулирование экономики переходного периода. //Финансы 2006 г. № 4.- 278 с.
7. Бабич А.М., Павлова Л.Н.. Государственные и муниципальные финансы: Учебник, для ВУЗов – М.: ЮНИТИ, 2003.- 342 с.
8. Бобоев М. Важнейшие вопросы налоговой реформы, «Финансист», 2002г. №7.- 32 с.
9. Борькина Е.Ю., начальник отдела анализа и прогнозирования налоговых поступлений УФНС России по Оренбургской области. Отчет о поступлении налогов и сборов в бюджет Оренбургской области за 2007 год.
10. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Факты развития современных финансов. - М.: 2005.- 189 с.
11. Грицюк. В. Фискальная децентрализация и взаимодействие различных уровней власти, «Финансы и кредит», 2002г. № 17.- 326 с.
12. Деньги, кредит, банки / Под ред. Г.Н. Белоглазовой: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2004.- 509 с.
13. Деньги, кредит, банки: Учебник для ВУЗов. Под ред. Е.Ф. Жукова – М.: ЮНИТИ, 2004.- 290 с.
14. К.Смирнов Россия займет надолго, чтобы отдать быстро, «Коммерсантъ» 2002г. №12.- 111 с.
15. Караваева А.В., Волков А.В. Оценка основных современных преобразований в налоговой системе России, «Финансы и кредит», 2005г. №23.- 345 с.
16. Ковалев В.В. Управление финансами. - М.: Финансы и статистика – Пресс. 2000.- 576 с.
17. Лаврушин О.И. Банковское дело. - М.: Финансы и статистика. 2005. - 315 с.
18. Литовских А.М., Шевченко И.К. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие. - Таганрог: ТРТУ, 2004.- 276 с.
19. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Т.1,2. - М.: Республика, 2006.- 321 с.
20. Носова С.Г. Экономическая теория. - М.: Владос, 2003.- 289 с.
21. Рогова О., Евсеева А. Состояние финансово-денежной системы России, //Экономист. 2000 г. № 3.- 475 с.
22. Самуэльсон П. Экономика. Т 2. - М.: Экономика, 2004.- 398 с.
23. Трокаревская Л.Е. Государственные предприятия и финансовая политика в период проведения реформы. //Финансы 2006 г. № 6.- 541 с.
24. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Под. ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.:Финансы, ЮНИТИ, 2006.-417 с.
25. Финансы: Учебник для вузов/ Под. ред. проф. М.В.Романовского - М.: Юрайт-М, 2002.- 437 с.
26. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М. 2007 г.- 469 с.
27. Шуляк П.Н.. Финансы предприятий. Учебник. – М.: Дашков и К, 2003.- 301 с.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 324.