Возможности использования межбюджетных механизмов при реализации программы финансовой стабилизации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При реформировании межбюджетных отношений в рамках программы финансовой стабилизации и сокращения бюджетного дефицита предстоит решить две взаимосвязанные задачи: создать для региональных и местных органов власти и управления систему стимулов к сокращению субсидирования отраслей народного хозяйства, а также к уменьшению экономически и социально неоправданного дотирования цен на товары и услуги из территориальных бюджетов; найти наиболее эффективные способы использования возникающей на низших уровнях бюджетной системы экономии. Для их решения могут быть использованы различные варианты действий.

Перевод финансирования дотаций, подлежащих ликвидации, в федеральный бюджет. В результате правительство РФ получит возможность постепенно снижать уровень субсидирования тех или иных отраслей, направляя высвобождаемые средства на выплату адресных пособий малоимущим слоям населения и на сокращение дефицита регионального бюджета. Основной недостаток данного варианта состоит в том, что правительство должно будет хотя бы на время принять на себя ответственность за функционирование субсидируемых отраслей, имеющих, как правило, региональное или местное значение [20].

Организация долевого финансирования сокращаемых дотаций из федерального и территориальных бюджетов. При этом в федеральном бюджете появится соответствующая статья расходов, ассигнования по которой будут передаваться регионам в виде целевых субвенций. Сокращение федеральных субвенций должно стимулировать регионы снижать уровень субсидирования отраслей. Ключевой вопрос рассматриваемого варианта - определение пропорций финансирования (дотирования) тех или иных отраслей из федерального и региональных бюджетов. В общем случае они должны быть "привязаны" к уровню субсидирования отрасли (точнее, к соблюдению регионами графика его снижения), а также к финансовому состоянию региона.

Очевидное преимущество данного варианта - сохранение отрасли в ведении местных властей, что позволяет вопрос о сокращении бюджетной поддержки перевести в чисто финансовую сферу. Однако для его реализации потребуются тщательная подготовка и внедрение новых элементов межбюджетных отношений. При этом темпы выполнения программы сокращения дотаций могут оказаться ниже, чем по предыдущему варианту, если введенные косвенные финансовые стимулы будут недостаточными для проведения региональными властями жесткой бюджетной политики. [12]

Как в первом, так и во втором варианте необходимо изыскивать источники финансирования дополнительных расходов федерального бюджета. Это возможно за счет: перераспределения налоговых поступлений в пользу федерального бюджета; сокращения централизованной помощи регионам; передачи регионам определенных расходов (то есть "обмена" расходными полномочиями, в результате которого на федеральном уровне окажутся сосредоточенными расходы, подлежащие сокращению, а на региональном - расходы, которые в любом случае должны быть сохранены за тем или иным уровнем бюджетной системы). Независимо от того, какой метод будет выбран, он должен базироваться на экономических расчетах и иметь четкую "привязку" к согласованной с регионами программе сокращения бюджетных субсидий и бюджетного дефицита. [20]

Использование механизмов предоставления регионам финансовой помощи (трансфертов). В рамках действующей модели распределения
трансфертов это возможно на основе:

- чисто административных методов (исключение региона из числа нуждающихся или особо нуждающихся в случае несоблюдения им графика сокращения дотационности отрасли);

- жестких финансовых мер (сокращение суммы трансфертов на величину превышения регионом нормативных затрат на субсидирование отрасли);

- мягких финансовых мер (исключение из состава расходов, учитываемых в формулах выравнивания, затрат на сверхнормативные дотации).

Основное преимущество данного варианта - сохранение финансовой самостоятельности субъектов Федерации и их ответственности за состояние снимаемой с бюджетного финансирования отрасли. Но есть и недостатки, связанные с ограниченностью сферы распространения (регионы, не получающие трансферты, не будут иметь и финансовых стимулов для реализации программы), с усложненностью процедур предоставления финансовой помощи и их лишь косвенным воздействием на бюджетную политику региональных властей, с трудностями использования "выигрыша" от снижения уровня дотационности отрасли [9].

Кроме того, из состава фонда финансовой поддержки регионов может быть выделен специальный фонд, доступный для тех регионов, которые проводят в соответствии с заранее установленными требованиями и критериями жесткую бюджетную политику. Это даст толчок для организации мониторинга проводимой региональными властями экономической политики. Его результаты должны учитываться при предоставлении регионам централизованной финансовой помощи.

Перераспределение налоговых поступлений в пользу федерального бюджета по определенному графику. В рамках этого варианта перед региональными властями не должны ставиться какие-то конкретные требования и ограничения по проведению бюджетной политики. Основанием для перераспределения налоговых поступлений должно быть сокращение по мере снижения дотационности народного хозяйства реальной нагрузки на региональные бюджеты. При этом потребуется нормативно -законодательное закрепление четких принципов и методов определения потребности различных уровней власти в финансовых ресурсах и соответственно распределения между ними доходных источников [17].

В любом случае населению и региональным властям необходимо будет с цифрами и фактами в руках доказать, что территории реально выигрывают от сокращения экономически и социально неэффективных дотаций и что лучший способ использования данного выигрыша в общих интересах - это передача определенной его части в федеральный бюджет для укрепления финансовой стабилизации. Одновременно следовало бы усилить интенсивность процесса территориального перераспределения бюджетных ресурсов с тем, чтобы централизованная финансовая помощь сосредоточивалась только в тех регионах, которые в ней действительно нуждаются.

Для предотвращения возможного противостояния между федеральным правительством и субъектами Федерации надо заблаговременно привлечь региональные власти к разработке и согласованию новых элементов механизма регулирования межбюджетных отношений. Сокращение бюджетных расходов, на каком бы уровне оно ни происходило, - весьма болезненный процесс. До сих пор его основная тяжесть падала на федеральное правительство. Смысл предложений не в том, чтобы обосновать целесообразность перераспределения бюджетных ресурсов в пользу федерального бюджета, а в том, чтобы создать механизмы участия субъектов Федерации (в рамках их компетенции и полномочий) в решении важнейшей в настоящее время проблемы - достижения финансовой стабилизации. Именно формулирование общенациональных целей и приоритетов на федеральном уровне и их реализация на региональном уровне полностью отвечают общепризнанным принципам бюджетного федерализма.


Дата: 2019-12-22, просмотров: 258.