Налоговая и бюджетная политика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Налоговая политика представляет собой систему мероприятий государства в области налогов.

Бюджетная политика определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве.

Стратегическими целями бюджетной политики являются: снижение налоговой нагрузки на экономику; упорядочение государственных обязательств; концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач; снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен; создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

 

Динамику платежей с 2001г. по 2007г. можно проследить по рисунку 1.

Рисунок 1.Динамика налоговых и неналоговых доходов и других сборов, собранных на территории Оренбургской области в бюджеты всех уровней.

Данные рисунка 1 позволяют сделать вывод о том, что поступление налогов и неналоговых платежей в консолидированный бюджет Оренбургской области за 12 месяцев 2007 года обеспечено в размере 38,0 млрд. рублей, что на 10,4 млрд. рублей или на 37,5% выше поступлений соответствующего периода прошлого года.

Основная часть доходов консолидированного бюджета области сформирована за счет поступлений пяти видов налогов:

− налога на прибыль (49,5%),

−  налога на доходы физических лиц (22,3%),

−  налога на имущество организаций (8,7%),

−  налога на добычу полезных ископаемых (8%)

−  акцизов (6,8%).

 

Таблица 1. Динамика налоговых платежей.

 (млн.руб.)

Виды налоговых платежей

Фактически поступило

Отклонение

(+,-)

Темп роста %

2007 год 2006 год
Всего 30010,2 21687,4 8322,9 138,4
в том числе:        
Налог на прибыль организаций 14852,2 9592,9 5259,4 154,8
Налог на доходы физических лиц 6700,0 5061,9 1638,1 132,4
Налог на имущество организаций 2604,5 2241,6 363,0 116,2
Налог на добычу полезных ископаемых 2402,6 2282,1 120,5 105,3
Акцизы 2052,6 1354,9 697,6 151,5

 

Данные таблицы 1. позволяют определить, что наибольший рост поступлений произошел по налогу на прибыль организаций – на 5,3 млрд. руб. или в 1,5 раза, налогу на доходы физических лиц – на 1,6 млрд. рублей или в 1,3 раза в основном за счет увеличения поступлений от организаций отраслей добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства.

План доходов бюджета Оренбургской области, установленный на 2007 год в размере 24,9 млрд. руб., выполнен на 113,5%, дополнительно поступило 3,4 млрд. рублей [7].

По основным видам экономической деятельности крупных и средних организаций за январь–июнь 2007 года получен положительный сальдированный финансовый результат (прибыль минус убытки) в размере 42,3 млрд. рублей или 162,0% к аналогичному периоду 2006 года.

При этом прибыль прибыльных предприятий в январе–июне 2007 года получена в сумме 43,2 млрд. рублей, или 159,2% к соответствующему периоду прошлого года.

Общая сумма убытков в экономике области составила 918,4 млн. рублей (снижение на 12,3%). Удельный вес убыточных организаций увеличился на 0,4 процентных пункта и составил 28,6% от их общего числа.

Количество убыточных предприятий составило 313 и увеличилось по сравнению с январем–июнем предыдущего года на 4 единицы.

Улучшение финансовых результатов деятельности предприятий области способствовало сохранению положительной динамики в системе платежей и расчетов.

Позитивной тенденцией текущего года остается устойчивое снижение в структуре суммарной задолженности предприятий доли их просроченных обязательств. По состоянию на 1 июля 2007 года она составила 3,6% (на 1 июля 2006 года – 6,9%).

Просроченная кредиторская задолженность предприятий области сократилась на 3,6 млрд. рублей и составила 3,8 млрд. рублей, или 51,5% к соответствующему периоду прошлого года. Просроченная дебиторская задолженность сократилась на 1,6 млрд. рублей и составила 5,8 млрд. рублей, или 78,5%. [16]

По итогам 2007 года поступления налоговых платежей и сборов в бюджеты всех уровней составили 102,3 млрд. рублей, увеличившись к 2006 году на 13,3%, в том числе в федеральный бюджет собрано 64,2 млрд. рублей с ростом на 2,6%, в консолидированный бюджет области – 38,1 млрд. рублей и 37,6%.

Рисунок 2.График распределение платежей по уровням бюджета.

 

По-прежнему более половины всех собранных на территории области налогов – 62,8% консолидируется в доходах федерального бюджета и лишь 37,2% зачисляется в бюджет области (рис. 1).

 

Инвестиционная политика

Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании таких условий, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России и в частности в экономику Оренбургской области, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

В экономике области продолжается повышение инвестиционной активности. Объем инвестиций в основной капитал за прошедший год составил 76,6 млрд. рублей, что на 25,1% выше уровня 2006 года (рис 3). 

В экономику области привлечено 529,4 млн. долларов США иностранных инвестиций, что в 2,8 раза выше уровня прошлого года. [23]

Рисунок 3. Динамика инвестиций в основной капитал.

В 2007 году из общего объема инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям направлено на добычу полезных ископаемых 40,3%, на развитие обрабатывающих производств – 18,5% (наибольший объем инвестиций был направлен в металлургическое производство – 10,7%), в операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг – 7,3%, на развитие транспорта и связи – 11,5% и в другие виды экономической деятельности – 22,4%.

Основными источниками финансирования по-прежнему остаются внебюджетные источники, доля которых составляет 92,0% от общего объема инвестиций в основной капитал. Удельный вес собственных средств предприятий, используемых на инвестиционные цели составляет 57,9%, привлеченных – 42,1%, в том числе бюджетные средства – 8,0%, из них средства федерального бюджета – 2,5%. Заметно активизируется работа банковского сектора в инвестиционной сфере, доля банковских кредитов в прошедшем году составила 12,9%, а за 9 месяцев 2007 года – 16,4%.

Высокая инвестиционная активность в экономике во многом поддерживается за счет значительных капитальных вложений в строительство зданий и сооружений. За январь-сентябрь 2007 года объем работ по виду деятельности «строительство» увеличился на 22,9% (против 8,5% в 2006 году). 

Кроме того, по сравнению с прошлым годом ускоренными темпами велось жилищное строительство. За счет всех источников финансирования сдано в эксплуатацию 3968 квартир общей площадью 422,2 тыс. кв. метров, в то время как за соответствующий период 2006 года – 383,6 тыс. кв. метров. Большая часть жилья, около 80% от общего ввода за январь-сентябрь т.г., построена населением за счет собственных и заемных средств – 330,0 тыс. кв. метров, рост 111,2%.  

 

Таможенная политика

Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) путем установления соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенная политика - неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства. Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары. В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны. Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное регулирование). Одной из задач таможенной политики Российской Федерации является рационализация товарной структуры российского импорта. В этих целях, как правило, снижаются или полностью отменяются таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики; в то же время сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественным производителям.

С помощью инструментов таможенной политики государство обеспечивает выполнение одной из важнейших своих функций - функцию защиты прав и свобод человека и общественных интересов. В соответствии со статьей 20 Таможенного кодекса РФ может быть запрещен ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств "исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов Российской Федерации на основании актов законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации". Использование таможенных инструментов призвано также содействовать прогрессивным изменениям в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации.

Задачей таможенной политики является также защита экономики России от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. На мировом рынке присутствует большое количество поставщиков аналогичного товара, многие из которых по техническим и ценовым параметрам значительно превосходят отечественных производителей. Этим объясняется высокий уровень внешнеторговой конкуренции и существование "ножниц цен" на мировом и внутреннем рынке. Меры по защите российской экономики от неблагоприятного воздействия внешних факторов служат достижению глобальной цели - обеспечению экономической безопасности России, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. 

 

Ценовая политика

Ценовая политика - совокупность мероприятий и стратегий, которые использует предприятие при установлении цен на реализуемую продукцию. При выработке ценовой политики учитываются издержки производства, цены конкурентов, конъюнктура рынка, затраты на рекламу и стимулирование сбыта и т.д.

Негативным моментом в развитии инфляционных процессов в 2007 году явилось ускорение темпов роста потребительских цен по сравнению с предыдущим годом.

Темпы роста потребительских цен к декабрю 2006 года составили 111,8% (в 2006 году – 108,7%), по РФ соответственно – 111,9% и 109,0%.

Цены на продовольственные товары к декабрю 2006 года увеличились на 14,4% (в 2006 году – на 8,7%), на непродовольственные товары – на 7,8% (6,4%), на платные услуги – на 15,0% (13,5%).

Вклад в инфляцию повышения цен на продовольственные товары составил 5,7 процентных пункта (в 2006 году – 3,7 п.п.), на непродовольственные товары – 3,2 процентных пункта (2,4 п.п.), на платные услуги – 2,9 процентных пункта (2,6 п.п.).

Если в I квартале 2007 года была зафиксирована самая низкая инфляция за последние годы (103,1%), то во II квартале наметилась тенденция дальнейшего ускорения ее роста (102,1%) против 100,8% в 2006 году. В июне 2007 года она достигла, как и в среднем по РФ 101%, в то время как в июне предыдущего года –100,2% (РФ – 100,3%).

Рост цен продолжился и в III квартале: в июле он составил 100,7%, августе – 100,9%, сентябре – 100,3%. В целом прирост цен за третий квартал составил 1,9% (РФ – 1,8%). Такой прирост цен нетрадиционен для этого времени года. Ежегодно в июле–сентябре темпы инфляции снижаются до минимальных значений, а в 2002–2003 годах наблюдалась дефляция.

В IV квартале рост цен ускорился. В октябре он составил 101,6%, ноябре – 101,3%, декабре – 101,2%, в целом за три месяца – 104,2%.

Основной причиной высокой инфляции в 2007 году стало значительное удорожание продуктов питания: хлеба, молочных продуктов, растительного масла, яиц, плодоовощной продукции и других продовольственных товаров.

Среди 14 субъектов Приволжского федерального округа за год самый низкий уровень инфляции отмечен в Республике Татарстан – 111,6%, самый высокий в Пермском крае – 116,4%. Оренбургская область по этому показателю занимала 2 место (в 2006 году – 7 место).

В отдельных секторах потребительского рынка динамика цен была следующей. На рынке продовольственных товаров прирост цен составил 14,4% (РФ – 15,6%) против 8,7% (РФ – 8,7%) в 2006 году. Существенно выросли цены на масло подсолнечное – на 67,1% (РФ – 52,3%). Главной причиной роста цен на подсолнечное масло стало их резкое увеличение на мировых рынках растительных масел, вызванный прогнозом низкого урожая подсолнечника в России и на Украине – главных производителях подсолнечника в мире. В начале сезона цена на подсолнечник составила до 12 тысяч рублей за тонну, или в 2 раза выше чем в 2006 году. Рост цен на масличном рынке закономерно привел к увеличению цен на растительное масло.

Молоко и молочная продукция подорожала на 32,9% (РФ – на 30,4%) против 9,1% (РФ – 8,7%) в 2006 году. Рост цен на сырое молоко на мировом рынке затронул и Россию, так как 25% молочной продукции в стране является импортным. Также причиной роста цен стала отмена Европейским Союзом субсидий производителям молока. С увеличением цен на молоко выросли цены на масло сливочное на 40,2% (в 2006 году – на 6,7%) и сыры – на 67,6%.

С начала июля на потребительском рынке области начали дорожать хлеб и хлебобулочные изделия. За год повышение цен составило 18,4%, (РФ – 22,4%), в 2006 году – 6,6% (РФ – 11,1%). Основной причиной стал рост закупочных цен на зерно. Рост мировых цен вызвал дестабилизацию рынка зерна и, последовавшее за этим, увеличение цен на хлеб и хлебобулочные изделия.

Рост цен произошел по всей цепочке: от зерна до конечного продукта – хлеба. Кроме хлеба подорожала и другая продукция, производимая из зерна: мука – на 34,5%; крупы овсяная и перловая – на 42,2%; макаронные изделия – на 30,7%; вермишель – на 32,6%. Рост цен на зерно, неурожай масличных культур спровоцировали рост цен на яйца – на 27,8%.

Снижение цен на плодоовощную продукцию в III квартале на 20%, не перекрыло рост цен в I полугодии, возникший в результате реорганизации продовольственных рынков, различных запретительных мер на экспорт ранней овощной продукции из Польши, Грузии, Молдовы и заменой их более дорогой из Средней Азии, сезонным повышением таможенных пошлин на некоторые виды плодоовощной продукции. К этому добавилось сезонное повышение цен в IV квартале. В результате за год прирост цен на плодоовощную продукцию (27,2%) был значительно выше прошлогоднего (8,7%), что также оказало повышающее давление на инфляцию.

Несмотря на рост цен производителей на корма, высокое предложение сдерживало рост цен на мясо птицы, которое за год подорожало на 16,3% в основном за счет роста цен на импортные куриные окорочка на 20,9% вследствие сокращения импорта и более низкой цены по отношению к отечественным курам, подорожание которых составило 10,2%.

 Замедлились темпы роста цен на мясо – в целом по этой группе товаров прирост составил 3,2%. Значительное замедление отмечено на говядину (кроме бескостного мяса) – прирост на 4,0% против 19,6% в 2006 году. Свинина (кроме бескостного мяса) подешевела на 0,6% (за 2006 год рост на 4,0%) вследствие увеличения предложения.

Выше уровня инфляции был прирост цен на крупы и бобовые (31,7%): рис подорожал на 43,5%; пшено – на 55,7%. Так как рис является наиболее зависимым от импорта видом круп (половину объема российского рынка риса составляет импорт), поэтому введенный в декабре 2006 года запрет на импорт риса в нашу страну отрицательно отразился на ценах. На повышение цен повлияло решение Правительства РФ об увеличении на 70% ставок сезонных пошлин на рис и мукомольно-крупяную продукцию из него.

Сокращение производства в связи с истощением прошлогодних запасов сырья и прогноз снижения валового сбора проса в этом году явились причиной роста цен на пшено. За год рыбопродукты подорожали на 6,2%.

Вследствие насыщения рынка цены на сахар снизились на 3,6% (РФ – на 4,3%). Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, за декабрь 2007 года в среднем по Оренбургской области увеличилась на 25,8% (ПФО – на 26,2%; РФ – на 22,3%).

По этому показателю, отражающему межрегиональную дифференциацию уровней потребительских цен, Оренбургская область в рейтинге регионов страны находилась на 12 месте, Самарская область – на 55, Саратовская – на 17, Свердловская – на 59, Челябинская – на 49, Республика Башкортостан – на 21 месте. Как и в предыдущие месяцы, самый дешевый набор в Оренбургской области был в г.Бузулуке, самый дорогой – в г.Орске.

 В конце декабря в Оренбурге среди региональных центров ПФО ниже чем в среднем по округу были цены на муку пшеничную, хлеб (хлеб пшеничный 1 и 2 сорта – самый дешевый), пшено, вермишель, лук репчатый, мясо птицы, колбасы, рыбу мороженную, масло сливочное и растительное, маргарин, молоко, сыр твердый, яйца. Выше средних были цены на сахар, рис, картофель, капусту, морковь, яблоки, говядину, сметану и творог. За 2007 год цены на непродовольственные товары увеличились на 7,8% (РФ – на 6,5%), что выше, чем в 2006 году – 6,4% (РФ – 6,0%).

Динамика цен по отдельным товарным группам отличалась незначительно от средних показателей и имела те же тенденции, что и в прошлом году: цены на товары повседневного спроса росли ускоренными темпами по сравнению с ценами на товары длительного спроса.

Повышающее давление на динамику цен в этом секторе потребительского рынка оказал значительный рост цен на строительные материалы. С начала года цены увеличились на 22,7%, что почти в два раза выше прошлогодних показателей (13,3%), в том числе на цемент – на 66,0%, кирпич красный – на 50,0%.

Несколько выше средних показателей инфляции был прирост цен на табачные изделия (13,1%), медикаменты (11,0%), мебель (10,7%), моющие и чистящие средства (10,5%). В пределах инфляции повышались цены на трикотажные изделия, обувь, ткани, одежду и белье, печатные изделия, парфюмерно-косметические товары (4,7–7,4%). Незначительно выросли цены на электротовары и телерадиотовары (2,8–4,1%).

Прирост цен на бензин – 5,9% (РФ – 8,5%) был существенно ниже, чем в 2006 году – 22,2% (РФ – 10,9%). Темпами, превышающими уровень 2006 года, росли цены (тарифы) на платные услуги, оказываемые населению. За январь–декабрь их прирост составил 15,0% (РФ – 13,3%) против 13,5% (РФ – 13,9%) в 2006 году.

Значительно увеличились тарифы на услуги связи – на 16,9% (РФ – 10,8%); в 2006 году – на 2,0% (РФ – на 2,1%). Среди услуг связи наибольший рост тарифов отмечен на услуги городской телефонной связи на 35,1% (из-за введения новой системы оплаты телефонных соединений). Услуги почтовой связи остались на прежнем уровне, тарифы за междугороднее соединение снизились на 2,2%. Проезд в железнодорожном транспорте подорожал на 13,8%, воздушном – на 13,0%. Принимаемые меры по усилению контроля за ростом тарифов ЖКХ путем введения предельных параметров роста тарифов положительно сказались на инфляции. Рост тарифов за 2007 год составил 16,0% против 21,0% в 2006 году.

Среди жилищно-коммунальных услуг оплата жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов выросла на 10,7%, по РФ – 11,2% (в 2006 году – на 24,5%, по РФ – на 17,7%), плата за водоснабжение и канализацию – на 14,1% (РФ – на 15,7%) против 20,9% (РФ – 19,7%) в 2006 году, отопление – на 16,2% (РФ – на 13,8%) против 15,8% (РФ – 18,1%), горячее водоснабжение – на 29,5% (РФ – 16,4%) против 21,9% (РФ – 18,7%). Увеличилась оплата за услуги, отпускаемые естественными монополиями непосредственно населению: электроэнергия (самая дешевая в ПФО) подорожала на 10,0% (2006 год – на 25%), газ сетевой – на 16% (22,4%).

Из нерегулируемых услуг на 18,7% подорожали услуги образования (2006 год – на 12,5%), услуги организаций культуры – на 24% (3,4%), санаторно-оздоровительные – на 13,4% (10,2%), бытовые – на 12,1% (8,9%), медицинские – на 6% (13,7%).

Правительством Оренбургской области в целях стабилизации ситуации на продовольственном рынке области принимается ряд мер административного и экономического характера:

- продолжает действовать постановление Правительства области, ограничивающее размер предельных уровней рентабельности (в производстве) и торговых надбавок (в сфере торговли). Осуществляется оперативный контроль за применяемым уровнем торговых надбавок в предприятиях розничной торговли;

- осуществляется еженедельный мониторинг розничных цен на социально значимые продовольственные товары по 44 муниципальным образованиям области и 7 крупным розничным торговым сетям, а также мониторинг отпускных цен по крупным областным товаропроизводителям;

- прорабатывается возможность оказания адресной помощи малоимущим слоям населения путем выдачи социальных карт на покупку продовольственных товаров первой необходимости;

- подготовлен проект Концепции «Оренбургский продовольственный логистический центр» в целях создания логистической структуры по оптимизации продвижения продукции региональных товаропроизводителей.

 



Дата: 2019-12-22, просмотров: 307.