Налоговая политика представляет собой систему мероприятий государства в области налогов.
Бюджетная политика определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве.
Стратегическими целями бюджетной политики являются: снижение налоговой нагрузки на экономику; упорядочение государственных обязательств; концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач; снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен; создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.
Динамику платежей с 2001г. по 2007г. можно проследить по рисунку 1.
Рисунок 1.Динамика налоговых и неналоговых доходов и других сборов, собранных на территории Оренбургской области в бюджеты всех уровней.
Данные рисунка 1 позволяют сделать вывод о том, что поступление налогов и неналоговых платежей в консолидированный бюджет Оренбургской области за 12 месяцев 2007 года обеспечено в размере 38,0 млрд. рублей, что на 10,4 млрд. рублей или на 37,5% выше поступлений соответствующего периода прошлого года.
Основная часть доходов консолидированного бюджета области сформирована за счет поступлений пяти видов налогов:
− налога на прибыль (49,5%),
− налога на доходы физических лиц (22,3%),
− налога на имущество организаций (8,7%),
− налога на добычу полезных ископаемых (8%)
− акцизов (6,8%).
Таблица 1. Динамика налоговых платежей.
(млн.руб.)
Виды налоговых платежей | Фактически поступило | Отклонение (+,-) | Темп роста % | |
2007 год | 2006 год | |||
Всего | 30010,2 | 21687,4 | 8322,9 | 138,4 |
в том числе: | ||||
Налог на прибыль организаций | 14852,2 | 9592,9 | 5259,4 | 154,8 |
Налог на доходы физических лиц | 6700,0 | 5061,9 | 1638,1 | 132,4 |
Налог на имущество организаций | 2604,5 | 2241,6 | 363,0 | 116,2 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 2402,6 | 2282,1 | 120,5 | 105,3 |
Акцизы | 2052,6 | 1354,9 | 697,6 | 151,5 |
Данные таблицы 1. позволяют определить, что наибольший рост поступлений произошел по налогу на прибыль организаций – на 5,3 млрд. руб. или в 1,5 раза, налогу на доходы физических лиц – на 1,6 млрд. рублей или в 1,3 раза в основном за счет увеличения поступлений от организаций отраслей добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства.
План доходов бюджета Оренбургской области, установленный на 2007 год в размере 24,9 млрд. руб., выполнен на 113,5%, дополнительно поступило 3,4 млрд. рублей [7].
По основным видам экономической деятельности крупных и средних организаций за январь–июнь 2007 года получен положительный сальдированный финансовый результат (прибыль минус убытки) в размере 42,3 млрд. рублей или 162,0% к аналогичному периоду 2006 года.
При этом прибыль прибыльных предприятий в январе–июне 2007 года получена в сумме 43,2 млрд. рублей, или 159,2% к соответствующему периоду прошлого года.
Общая сумма убытков в экономике области составила 918,4 млн. рублей (снижение на 12,3%). Удельный вес убыточных организаций увеличился на 0,4 процентных пункта и составил 28,6% от их общего числа.
Количество убыточных предприятий составило 313 и увеличилось по сравнению с январем–июнем предыдущего года на 4 единицы.
Улучшение финансовых результатов деятельности предприятий области способствовало сохранению положительной динамики в системе платежей и расчетов.
Позитивной тенденцией текущего года остается устойчивое снижение в структуре суммарной задолженности предприятий доли их просроченных обязательств. По состоянию на 1 июля 2007 года она составила 3,6% (на 1 июля 2006 года – 6,9%).
Просроченная кредиторская задолженность предприятий области сократилась на 3,6 млрд. рублей и составила 3,8 млрд. рублей, или 51,5% к соответствующему периоду прошлого года. Просроченная дебиторская задолженность сократилась на 1,6 млрд. рублей и составила 5,8 млрд. рублей, или 78,5%. [16]
По итогам 2007 года поступления налоговых платежей и сборов в бюджеты всех уровней составили 102,3 млрд. рублей, увеличившись к 2006 году на 13,3%, в том числе в федеральный бюджет собрано 64,2 млрд. рублей с ростом на 2,6%, в консолидированный бюджет области – 38,1 млрд. рублей и 37,6%.
Рисунок 2.График распределение платежей по уровням бюджета.
По-прежнему более половины всех собранных на территории области налогов – 62,8% консолидируется в доходах федерального бюджета и лишь 37,2% зачисляется в бюджет области (рис. 1).
Инвестиционная политика
Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании таких условий, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России и в частности в экономику Оренбургской области, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.
В экономике области продолжается повышение инвестиционной активности. Объем инвестиций в основной капитал за прошедший год составил 76,6 млрд. рублей, что на 25,1% выше уровня 2006 года (рис 3).
В экономику области привлечено 529,4 млн. долларов США иностранных инвестиций, что в 2,8 раза выше уровня прошлого года. [23]
Рисунок 3. Динамика инвестиций в основной капитал.
В 2007 году из общего объема инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям направлено на добычу полезных ископаемых 40,3%, на развитие обрабатывающих производств – 18,5% (наибольший объем инвестиций был направлен в металлургическое производство – 10,7%), в операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг – 7,3%, на развитие транспорта и связи – 11,5% и в другие виды экономической деятельности – 22,4%.
Основными источниками финансирования по-прежнему остаются внебюджетные источники, доля которых составляет 92,0% от общего объема инвестиций в основной капитал. Удельный вес собственных средств предприятий, используемых на инвестиционные цели составляет 57,9%, привлеченных – 42,1%, в том числе бюджетные средства – 8,0%, из них средства федерального бюджета – 2,5%. Заметно активизируется работа банковского сектора в инвестиционной сфере, доля банковских кредитов в прошедшем году составила 12,9%, а за 9 месяцев 2007 года – 16,4%.
Высокая инвестиционная активность в экономике во многом поддерживается за счет значительных капитальных вложений в строительство зданий и сооружений. За январь-сентябрь 2007 года объем работ по виду деятельности «строительство» увеличился на 22,9% (против 8,5% в 2006 году).
Кроме того, по сравнению с прошлым годом ускоренными темпами велось жилищное строительство. За счет всех источников финансирования сдано в эксплуатацию 3968 квартир общей площадью 422,2 тыс. кв. метров, в то время как за соответствующий период 2006 года – 383,6 тыс. кв. метров. Большая часть жилья, около 80% от общего ввода за январь-сентябрь т.г., построена населением за счет собственных и заемных средств – 330,0 тыс. кв. метров, рост 111,2%.
Таможенная политика
Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) путем установления соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенная политика - неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства. Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары. В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны. Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное регулирование). Одной из задач таможенной политики Российской Федерации является рационализация товарной структуры российского импорта. В этих целях, как правило, снижаются или полностью отменяются таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики; в то же время сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественным производителям.
С помощью инструментов таможенной политики государство обеспечивает выполнение одной из важнейших своих функций - функцию защиты прав и свобод человека и общественных интересов. В соответствии со статьей 20 Таможенного кодекса РФ может быть запрещен ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств "исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, защиты права собственности, в том числе на объекты интеллектуальной собственности, защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов Российской Федерации на основании актов законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации". Использование таможенных инструментов призвано также содействовать прогрессивным изменениям в структуре производства и потребления товаров в Российской Федерации.
Задачей таможенной политики является также защита экономики России от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. На мировом рынке присутствует большое количество поставщиков аналогичного товара, многие из которых по техническим и ценовым параметрам значительно превосходят отечественных производителей. Этим объясняется высокий уровень внешнеторговой конкуренции и существование "ножниц цен" на мировом и внутреннем рынке. Меры по защите российской экономики от неблагоприятного воздействия внешних факторов служат достижению глобальной цели - обеспечению экономической безопасности России, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
Ценовая политика
Ценовая политика - совокупность мероприятий и стратегий, которые использует предприятие при установлении цен на реализуемую продукцию. При выработке ценовой политики учитываются издержки производства, цены конкурентов, конъюнктура рынка, затраты на рекламу и стимулирование сбыта и т.д.
Негативным моментом в развитии инфляционных процессов в 2007 году явилось ускорение темпов роста потребительских цен по сравнению с предыдущим годом.
Темпы роста потребительских цен к декабрю 2006 года составили 111,8% (в 2006 году – 108,7%), по РФ соответственно – 111,9% и 109,0%.
Цены на продовольственные товары к декабрю 2006 года увеличились на 14,4% (в 2006 году – на 8,7%), на непродовольственные товары – на 7,8% (6,4%), на платные услуги – на 15,0% (13,5%).
Вклад в инфляцию повышения цен на продовольственные товары составил 5,7 процентных пункта (в 2006 году – 3,7 п.п.), на непродовольственные товары – 3,2 процентных пункта (2,4 п.п.), на платные услуги – 2,9 процентных пункта (2,6 п.п.).
Если в I квартале 2007 года была зафиксирована самая низкая инфляция за последние годы (103,1%), то во II квартале наметилась тенденция дальнейшего ускорения ее роста (102,1%) против 100,8% в 2006 году. В июне 2007 года она достигла, как и в среднем по РФ 101%, в то время как в июне предыдущего года –100,2% (РФ – 100,3%).
Рост цен продолжился и в III квартале: в июле он составил 100,7%, августе – 100,9%, сентябре – 100,3%. В целом прирост цен за третий квартал составил 1,9% (РФ – 1,8%). Такой прирост цен нетрадиционен для этого времени года. Ежегодно в июле–сентябре темпы инфляции снижаются до минимальных значений, а в 2002–2003 годах наблюдалась дефляция.
В IV квартале рост цен ускорился. В октябре он составил 101,6%, ноябре – 101,3%, декабре – 101,2%, в целом за три месяца – 104,2%.
Основной причиной высокой инфляции в 2007 году стало значительное удорожание продуктов питания: хлеба, молочных продуктов, растительного масла, яиц, плодоовощной продукции и других продовольственных товаров.
Среди 14 субъектов Приволжского федерального округа за год самый низкий уровень инфляции отмечен в Республике Татарстан – 111,6%, самый высокий в Пермском крае – 116,4%. Оренбургская область по этому показателю занимала 2 место (в 2006 году – 7 место).
В отдельных секторах потребительского рынка динамика цен была следующей. На рынке продовольственных товаров прирост цен составил 14,4% (РФ – 15,6%) против 8,7% (РФ – 8,7%) в 2006 году. Существенно выросли цены на масло подсолнечное – на 67,1% (РФ – 52,3%). Главной причиной роста цен на подсолнечное масло стало их резкое увеличение на мировых рынках растительных масел, вызванный прогнозом низкого урожая подсолнечника в России и на Украине – главных производителях подсолнечника в мире. В начале сезона цена на подсолнечник составила до 12 тысяч рублей за тонну, или в 2 раза выше чем в 2006 году. Рост цен на масличном рынке закономерно привел к увеличению цен на растительное масло.
Молоко и молочная продукция подорожала на 32,9% (РФ – на 30,4%) против 9,1% (РФ – 8,7%) в 2006 году. Рост цен на сырое молоко на мировом рынке затронул и Россию, так как 25% молочной продукции в стране является импортным. Также причиной роста цен стала отмена Европейским Союзом субсидий производителям молока. С увеличением цен на молоко выросли цены на масло сливочное на 40,2% (в 2006 году – на 6,7%) и сыры – на 67,6%.
С начала июля на потребительском рынке области начали дорожать хлеб и хлебобулочные изделия. За год повышение цен составило 18,4%, (РФ – 22,4%), в 2006 году – 6,6% (РФ – 11,1%). Основной причиной стал рост закупочных цен на зерно. Рост мировых цен вызвал дестабилизацию рынка зерна и, последовавшее за этим, увеличение цен на хлеб и хлебобулочные изделия.
Рост цен произошел по всей цепочке: от зерна до конечного продукта – хлеба. Кроме хлеба подорожала и другая продукция, производимая из зерна: мука – на 34,5%; крупы овсяная и перловая – на 42,2%; макаронные изделия – на 30,7%; вермишель – на 32,6%. Рост цен на зерно, неурожай масличных культур спровоцировали рост цен на яйца – на 27,8%.
Снижение цен на плодоовощную продукцию в III квартале на 20%, не перекрыло рост цен в I полугодии, возникший в результате реорганизации продовольственных рынков, различных запретительных мер на экспорт ранней овощной продукции из Польши, Грузии, Молдовы и заменой их более дорогой из Средней Азии, сезонным повышением таможенных пошлин на некоторые виды плодоовощной продукции. К этому добавилось сезонное повышение цен в IV квартале. В результате за год прирост цен на плодоовощную продукцию (27,2%) был значительно выше прошлогоднего (8,7%), что также оказало повышающее давление на инфляцию.
Несмотря на рост цен производителей на корма, высокое предложение сдерживало рост цен на мясо птицы, которое за год подорожало на 16,3% в основном за счет роста цен на импортные куриные окорочка на 20,9% вследствие сокращения импорта и более низкой цены по отношению к отечественным курам, подорожание которых составило 10,2%.
Замедлились темпы роста цен на мясо – в целом по этой группе товаров прирост составил 3,2%. Значительное замедление отмечено на говядину (кроме бескостного мяса) – прирост на 4,0% против 19,6% в 2006 году. Свинина (кроме бескостного мяса) подешевела на 0,6% (за 2006 год рост на 4,0%) вследствие увеличения предложения.
Выше уровня инфляции был прирост цен на крупы и бобовые (31,7%): рис подорожал на 43,5%; пшено – на 55,7%. Так как рис является наиболее зависимым от импорта видом круп (половину объема российского рынка риса составляет импорт), поэтому введенный в декабре 2006 года запрет на импорт риса в нашу страну отрицательно отразился на ценах. На повышение цен повлияло решение Правительства РФ об увеличении на 70% ставок сезонных пошлин на рис и мукомольно-крупяную продукцию из него.
Сокращение производства в связи с истощением прошлогодних запасов сырья и прогноз снижения валового сбора проса в этом году явились причиной роста цен на пшено. За год рыбопродукты подорожали на 6,2%.
Вследствие насыщения рынка цены на сахар снизились на 3,6% (РФ – на 4,3%). Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, за декабрь 2007 года в среднем по Оренбургской области увеличилась на 25,8% (ПФО – на 26,2%; РФ – на 22,3%).
По этому показателю, отражающему межрегиональную дифференциацию уровней потребительских цен, Оренбургская область в рейтинге регионов страны находилась на 12 месте, Самарская область – на 55, Саратовская – на 17, Свердловская – на 59, Челябинская – на 49, Республика Башкортостан – на 21 месте. Как и в предыдущие месяцы, самый дешевый набор в Оренбургской области был в г.Бузулуке, самый дорогой – в г.Орске.
В конце декабря в Оренбурге среди региональных центров ПФО ниже чем в среднем по округу были цены на муку пшеничную, хлеб (хлеб пшеничный 1 и 2 сорта – самый дешевый), пшено, вермишель, лук репчатый, мясо птицы, колбасы, рыбу мороженную, масло сливочное и растительное, маргарин, молоко, сыр твердый, яйца. Выше средних были цены на сахар, рис, картофель, капусту, морковь, яблоки, говядину, сметану и творог. За 2007 год цены на непродовольственные товары увеличились на 7,8% (РФ – на 6,5%), что выше, чем в 2006 году – 6,4% (РФ – 6,0%).
Динамика цен по отдельным товарным группам отличалась незначительно от средних показателей и имела те же тенденции, что и в прошлом году: цены на товары повседневного спроса росли ускоренными темпами по сравнению с ценами на товары длительного спроса.
Повышающее давление на динамику цен в этом секторе потребительского рынка оказал значительный рост цен на строительные материалы. С начала года цены увеличились на 22,7%, что почти в два раза выше прошлогодних показателей (13,3%), в том числе на цемент – на 66,0%, кирпич красный – на 50,0%.
Несколько выше средних показателей инфляции был прирост цен на табачные изделия (13,1%), медикаменты (11,0%), мебель (10,7%), моющие и чистящие средства (10,5%). В пределах инфляции повышались цены на трикотажные изделия, обувь, ткани, одежду и белье, печатные изделия, парфюмерно-косметические товары (4,7–7,4%). Незначительно выросли цены на электротовары и телерадиотовары (2,8–4,1%).
Прирост цен на бензин – 5,9% (РФ – 8,5%) был существенно ниже, чем в 2006 году – 22,2% (РФ – 10,9%). Темпами, превышающими уровень 2006 года, росли цены (тарифы) на платные услуги, оказываемые населению. За январь–декабрь их прирост составил 15,0% (РФ – 13,3%) против 13,5% (РФ – 13,9%) в 2006 году.
Значительно увеличились тарифы на услуги связи – на 16,9% (РФ – 10,8%); в 2006 году – на 2,0% (РФ – на 2,1%). Среди услуг связи наибольший рост тарифов отмечен на услуги городской телефонной связи на 35,1% (из-за введения новой системы оплаты телефонных соединений). Услуги почтовой связи остались на прежнем уровне, тарифы за междугороднее соединение снизились на 2,2%. Проезд в железнодорожном транспорте подорожал на 13,8%, воздушном – на 13,0%. Принимаемые меры по усилению контроля за ростом тарифов ЖКХ путем введения предельных параметров роста тарифов положительно сказались на инфляции. Рост тарифов за 2007 год составил 16,0% против 21,0% в 2006 году.
Среди жилищно-коммунальных услуг оплата жилья в домах государственного и муниципального жилищных фондов выросла на 10,7%, по РФ – 11,2% (в 2006 году – на 24,5%, по РФ – на 17,7%), плата за водоснабжение и канализацию – на 14,1% (РФ – на 15,7%) против 20,9% (РФ – 19,7%) в 2006 году, отопление – на 16,2% (РФ – на 13,8%) против 15,8% (РФ – 18,1%), горячее водоснабжение – на 29,5% (РФ – 16,4%) против 21,9% (РФ – 18,7%). Увеличилась оплата за услуги, отпускаемые естественными монополиями непосредственно населению: электроэнергия (самая дешевая в ПФО) подорожала на 10,0% (2006 год – на 25%), газ сетевой – на 16% (22,4%).
Из нерегулируемых услуг на 18,7% подорожали услуги образования (2006 год – на 12,5%), услуги организаций культуры – на 24% (3,4%), санаторно-оздоровительные – на 13,4% (10,2%), бытовые – на 12,1% (8,9%), медицинские – на 6% (13,7%).
Правительством Оренбургской области в целях стабилизации ситуации на продовольственном рынке области принимается ряд мер административного и экономического характера:
- продолжает действовать постановление Правительства области, ограничивающее размер предельных уровней рентабельности (в производстве) и торговых надбавок (в сфере торговли). Осуществляется оперативный контроль за применяемым уровнем торговых надбавок в предприятиях розничной торговли;
- осуществляется еженедельный мониторинг розничных цен на социально значимые продовольственные товары по 44 муниципальным образованиям области и 7 крупным розничным торговым сетям, а также мониторинг отпускных цен по крупным областным товаропроизводителям;
- прорабатывается возможность оказания адресной помощи малоимущим слоям населения путем выдачи социальных карт на покупку продовольственных товаров первой необходимости;
- подготовлен проект Концепции «Оренбургский продовольственный логистический центр» в целях создания логистической структуры по оптимизации продвижения продукции региональных товаропроизводителей.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 299.