Анализ производства и реализации услуг
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В таблице 2.2 представлена динамика объема продаж ООО «Горизонт» за 2007 - 2009 гг.

Таблица 2.2

Динамика объема продаж ООО «Горизонт»

за 2007-2009 годы (в сопоставимых ценах)

 

 

Годы

Объем товарооборота, тыс.руб.

Абсолютное изменение объема товарооборота, тыс. руб.

Темп роста объема товарооборота,

%

Темп прироста объема товарооборота,

%

Значение 1% прироста объема товарооборота,

тыс. руб.

пред. год базис. год пред. год базис. год пред. год базис. год пред год базис.год
2007 2074,8
2008 2104,8 30 30 101,45 101,45 1,45 1,45 20,75 20,75
2009 2124,5 19,7 49,7 100,94 102,40 0,94 2,40 21,05 20,75

 

 

Исходя из приведенных данных таблицы 2.4, видно, что в 2008 г. произошло увеличение объема продаж – на 1,45 %. В 2009 году предприятие также увеличило объемы продаж, превысив показатель 2008 года на 0,94 %.

Существенное влияние на равномерность товарооборота оказывает сезонность в работе предприятия. Сезонность характеризуется коэффициентом сезонности, который рассчитывается на основе данных табл.2.6 по формуле:

                                                    ( 2.1)

где сез i – это коэффициент сезонности в i-том месяце,

Тмес i – товарооборот в i-том месяце,

Тмес – среднемесячный товарооборот.

Таблица 2.3

Расчетно-аналитические показатели для исследования сезонности продаж в

ООО «Горизонт» за 2007-2009 гг.

№ п/п

Период времени

2007 год

2008 год

 

2009 год

Абс. откл. Квадрат абс. откл. Абс. откл. Квадрат абс. откл. Абс. откл. Квадрат абс. откл.
1 Январь 1,12 0,12 0,0144 1,24 0,24 0,0576 0,72 0,28 0,0784
2 Февраль 1,24 0,24 0,0576 1,21 0,21 0,0441 0,98 0,02 0,0004
3 Март 1,21 0,21 0,0441 0,86 0,14 0,0196 1,37 0,37 0,1369
4 Апрель 0,86 0,14 0,0196 0,84 0,16 0,0256 1,08 0,08 0,0064
5 Май 0,84 0,16 0,0256 0,84 0,16 0,0256 0,90 0,10 0,0100
6 Июнь 0,84 0,16 0,0256 0,72 0,28 0,0784 1,21 0,21 0,0441
7 Июль 0,72 0,28 0,0784 0,98 0,02 0,0004 1,24 0,24 0,0576
8 Август 0,98 0,02 0,0004 1,37 0,37 0,1369 1,21 0,21 0,0441
9 Сентябрь 1,37 0,37 0,1369 1,08 0,08 0,0064 0,86 0,14 0,0196
10 Октябрь 1,08 0,08 0,0064 0,90 0,10 0,0100 0,84 0,16 0,0256
11 Ноябрь 0,90 0,10 0,0100 1,21 0,21 0,0441 0,84 0,16 0,0256
12 Декабрь 0,84 0,16 0,0256 0,74 0,26 0,0676 0,74 0,26 0,0676
13 Итого за год   2,02 0,4446   2,22 0,5163   2,22 0,5163

 

Размах вариации, как показатель сезонности, характеризует разность между наибольшим и наименьшим значениями месячных коэффициентов сезонности. По данным таблицы 2.3 на ООО «Горизонт» размах вариации составляет:

– за 2007 год:  R  = 1,37 – 0,72 = 0,65;

– за 2008 год:  R  = 1,20 – 0,88 = 0,32;

– за 2009 год:  R  = 1,14 – 0,90 = 0,24.

Размах вариации за исследуемые три года снизился, что говорит о снижении влияния сезонных колебаний спроса на товары ООО «Горизонт» за 2007-2009гг. (отклонение максимального объема продаж от минимального в начале периода составляет 65 % от среднемесячного объема реализации, в конце периода аналогичный показатель составляет 32 %).

Среднелинейное отклонение определяется по формуле:

                                (2.2)

По данным таблицы 2.4 видно, что:

∆2007 = 2,02 / 12 = 0,17

∆2008 = 2,22 / 12 = 0,19

∆2009 = 2,22 / 12 = 0,19

Среднеквадратическое отклонение определяется по формуле:

 .                               (2.3)

σ2008 = 0,4446 / 12 = 0,19,

σ2009 = 0,5163 / 12 = 0,21,

σ2010 = 0,5163 / 12 = 0,21.

Все показатели, характеризующую сезонность на ООО «Горизонт», систематизированы в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Показатели сезонности по ООО «Горизонт» за 2007-2009 гг.

№ п\п Показатели 2007 год 2008 год 2009 год
1 Размах вариации 0,65 0,32 0,24
2 Среднелинейное отклонение 0,17 0,19 0,19
3 Среднеквадратическое отклонение 0,19 0,21 0,21
4 Коэффициент вариации 19 % 21 % 21 %

 

При условии сглаживания сезонности возможно получение дополнительного товарооборота, который можно определить по формуле:

Δ Tсез = Тф *                                                   (2.4)

По данным за 2009 год, дополнительный (недоданный) товарооборот составляет: Δ

Tсез = 2124,5 * 0,21 = 446 (тыс. руб.)

Таким образом, сглаживание сезонности позволит использовать значительные резервы роста товарооборота.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 269.