Теоретические аспекты анализа показателей рентабельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

  3
I. Теоретические аспекты анализа показателей рентабельности 5
1.1. Экономическая сущность и значение рентабельности предприятия 5
1.2. Методика расчета и анализа показателей рентабельности 11
1.3. Факторы и пути повышения рентабельности предприятия 15
II. Анализ основных показателей деятельности и рентабельности ООО «Горизонт» в 2007-2009 г.г. 16
2.1. Общая характеристика ООО «Горизонт» 16
2.2. Анализ основных показателей деятельности предприятия 2.3. Анализ рентабельности предприятия 19 22
III. Разработка мероприятий, направленных на повышение уровня показателей рентабельности 29  
3.1. Внедрение услуги по пошиву головных уборов из натурального меха 29
3.2. Мероприятие, направленное на повышение рентабельности продаж за счет получения заказа на пошив специализированной формы от охранного предприятия «ФорПост» 31
3.3. Сводный расчет показателей эффективности проектных мероприятий. Расчет планируемых показателей рентабельности  33
Заключение 35
Список литературы 37
Приложение 38
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

                                                                          Введение

 

Известно, что целью деятельности предприятия в современной экономике является получение прибыли. Именно при этом условии предприятие может стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста.

Показатели прибыльности и рентабельности являются основными обобщающими показателями финансовых результатов деятельности предприятия. Следует отметить, что показатели рентабельности более полно, чем показатели прибыли характеризуют результаты деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами.

Существуют определенные соотношения показателей, необходимых для нормального функционирования предприятия. Так, себестоимость продукции должна находиться в удовлетворительном отношении к объему реализации, выручка – в приемлемом отношении к вложенному капиталу и т.д. Этими соотношениями во многом определяются основные ценностные критерии прибыльного предприятия.

Актуальность исследования анализа показателей рентабельности обусловлена тем, что на основе анализа таких критериев и наметившихся тенденций их изменения предприятие имеет возможность разработать мероприятия, необходимые для стабилизации благоприятных тенденций или, наоборот, для устранения неблагоприятных.

Цель, ставящаяся в курсовой работе – повышение эффективности деятельности ООО «Горизонт» на основе разработки проекта мероприятий, направленных на повышение уровня рентабельности. 

Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:

- изучить экономическую сущность и значение показателей рентабельности; исследовать методику расчета и анализа показателей рентабельности; выявить основные факторы и направления повышения уровня рентабельности;

- выполнить анализ показателей рентабельности предприятия,

- разработать проект мероприятий, направленных на повышение уровня показателей рентабельности в ООО «Горизонт».

Предметом исследования в работе является методика анализа показателей рентабельности как важный элемент общей системы анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Объектом исследования в работе является ООО «Горизонт», занимающееся пошивом изделий по индивидуальным заказам населения.

Научно-методической основой работы явились законодательные и нормативные акты научная и методическая литература по исследуемой проблеме.



Анализ основных показателей деятельности и рентабельности ООО «Горизонт» в 2007-2009 г.г.

Анализ рентабельности предприятия

 

Динамика показателей, характеризующих себестоимость и прибыль в 2007-2009 гг., приведена в таблицах 2.10, 2.11.

Таблица 2.10

Таблица 2.11

Таблица 2.15

Анализ динамики прибыли предприятия за 2000-2002 гг.

Наименование показателя

2007

2008

2009

Отклонение

2009/2007

2009/2008

В тыс. руб. В % В тыс. руб. В %
Прибыль (убыток) от реализации продукции и услуг, тыс. руб.   1062,50   1067,60   1072,19   9,69   0,91   4,59   0,43
Прочие доходы, тыс.руб.   30,00   45,00   31,00   1,00   3,33   -14,00   -31,11
Прочие расходы, тыс. руб.   0,50   16,60   55,19   54,69   109,38   38,59   232,47
Прибыль до налогообложения, тыс.руб.    1092   1096   1048   -44   -4,03   -48   -4,38
Чистая прибыль, тыс.руб.   830,00   833,00   838,00   8,00   0,96   5,00   0,60

 

Из данных табл. 2.15 видно, что основная деятельность ООО «Горизонт» – оказание услуг по пошиву и ремонту одежды - в течение всего анализируемого периода – прибыльная. В 2009 г. прибыль от реализации продукции и услуг составил 1072,19 тыс.руб., что на 0,91 % больше, чем в 2007 г. и на 0,43 % больше, чем в 2008 г.

Сальдо прочих доходов и расходов предприятия в 2007-2008 гг. положительное.  Однако, в 2009 г. прочие доходы превысили прочие расходы на 24,19 тыс.руб., что уменьшило прибыль до налогообложения.

Величина прибыли до налогообложения, полученной в 2009 г. ниже показателя 2007 г. на 44 тыс. руб., или на 4,03 %, а показателя 2008 г. на 48 тыс.руб., или на 4,38 %. Чистая прибыль в 2009 г. составила 838 тыс.руб., что на 8 тыс.руб. выше показателя 2007 г. и на 5 тыс.руб. – показателя 2008 г. Рост чистой прибыли обусловлен снижение ставки налога на прибыль (с 24 % до 20 %).

Рассчитаем уровень рентабельности производственной деятельности.

Таблица 2.16

Анализ показателей рентабельности производственной деятельности за 2007-2009 г.г. в тыс.руб.

Наименование показателя 2007 2008 2009

Изменение абсолютное

          2009/ 2007 2009/ 2008
1 Полная себестоимость, продукции и услуг тыс.руб.   1012,50   1037,40 1051,90   39,40   14,50
2 Прибыль (убыток) от реализации продукции и услуг, тыс. руб.   1062,50   1067,60   1072,19   9,69   4,59
3 Чистая прибыль, тыс.руб. 830,00 833,00 838,00 8 5
4 Рентабельность производства по прибыли от продаж, %   104,94   102,91   101,93   -3,01   -0,98
5 Рентабельность производственной деятельности по чистой прибыли, %   81,98   80,30   79,67   -2,31   -0,63

 

Данные таблицы 2.16 свидетельствуют, что показатель рентабельности производственной деятельности в расчете по прибыли от продаж в 2009 г. составил 101,93 %, что на 3,01 пункта ниже показателя 2007 г. и на 0,98 пункта ниже показателя 2008 г. Рентабельность производства по чистой прибыли в 2009 г. составил 79,67 %, что на 2,31 пункта ниже уровня 2007 г. и на 0,63 пункта ниже 2008 г.

Рассчитаем уровень рентабельности оборота.

Таблица 2.17

Анализ показателей рентабельности оборота за 2007-2009 г.г. в тыс.руб.

Наименование показателя 2007 2008 2009

Изменение абсолютное

          2009/ 2007 2009/ 2008
1 Выручка (нетто)от реализации товаров, продукции, работ, услуг(за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)   2075   2105   2124   49   19
2 Прибыль (убыток) от реализации продукции и услуг, тыс. руб.   1062,50   1067,60   1072,19   9,69   4,59
3 Чистая прибыль, тыс.руб. 830,00 833,00 838,00 8 5

 

 

Продолжение таблицы 2.17

1 2 3 4 5 6 7
4 Рентабельность оборота по прибыли от продаж, % 51,20 50,72 50,48 -0,72 -0,24
5 Рентабельность оборота по чистой прибыли, % 40,00 39,57 39,45 -0,55 -0,12

 

Данные таблицы 2.17 свидетельствуют, что показатель рентабельности оборота в расчете как по прибыли от продаж, так и по чистой прибыли ниже, чем в 2007-2008 гг.

Таким образом, анализ показателей рентабельности выявил, что в течение исследуемого периода все показатели рентабельности имеют отрицательную динамику.

 


Натурального меха

Одним из направлений повышения прибыльности и рентабельности работы предприятия является расширение объема реализации продукции за счет расширения предоставляемых услуг, пользующихся спросом у населения.

На предприятии «Горизонт» имеется в наличии скорняжное оборудование, которое на данный момент используется исключительно для ремонта изделий из натурального меха. Изготовлением головных уборов из натурального меха предприятие не занимается с 1993 года, когда спрос на данный вид услуг упал в связи с отсутствием на рынке необходимого исходного материала (натурального меха в шкурках).

Для выявления спроса на данный вид услуг было проведено выборочное обследование, в результате которого было выявлено, что 1 % респондентов предпочли бы индивидуальный пошив головного убора из натурального меха в ателье, нежели приобрели бы его на вещевом рынке либо в магазине. Исходя из того, что в 2009 г. число заказчиков ателье составило 2552 человека, можно прогнозировать спрос на услугу по пошиву головных уборов из натурального меха в размере 20 изделий (2552 *0,001) в год. 

Выявим потенциальные возможности ателье «Горизонт» для реализации предлагаемого мероприятия.

Численность рабочих, необходимых для пошива головных уборов из натурального меха, определим исходя из затрат времени на операции (таблица 3.1).

Таблица 3.1

Затраты времени на операции по пошиву одного изделия из натурального меха

Операция Затраты времени, мин.
Подборка меха 21,5
Раскрой меха 13,7
Сшивание меха 16,0
Раскрой подкладки и прокладки 11,5
Пошив изделия 205,0
Итого 267,7

 

Суточный выпуск изделий, исходя из планируемой годовой программы выпуска в 77 единиц, составляет 0,31 единиц (77/251; 251 дней – число рабочих дней в планируемом году).  В таблице 3.2 представлен расчет числа рабочих, необходимых для реализации услуги по пошиву головных уборов из натурального меха.

Таблица 3.2

Расчет числа рабочих по пошиву головных уборов из натурального меха

Изделие

Суточный выпуск изделий, шт.

Средняя затрата времени на изделие, мин.

Число рабочих в смену

На раскрой На пошив На раскрой На пошив Головной убор из натурального меха 0,31 46,7 221,0 0,03 0,14

 

Согласно технологии изготовления головных уборов из натурального меха необходимо следующее оборудование: стачивающая машина 1022 класса, скорняжная машина 23 класса (имеющиеся в наличии в ателье). Исследование рынка услуг по пошиву головных уборов из натурального меха позволили выявить среднюю цену на данный вид услуг, сложившуюся в ателье города – 1386 руб. за изделие.

Планируемый прирост объема реализации, исходя из планируемой цены и планируемого объема реализации 20 изделий в год (по данным анкетирования, результаты представлены в Приложении 1), составляет 27720 руб.(1386*20). Приобретение машины не требуется, так как в ООО «Горизонт» имеется в наличии скорняжное оборудование, которое на данный момент используется исключительно для ремонта изделий из натурального меха.

Таблица 3.3

Исходные данные для расчета технико-экономического обоснования мероприятия

Показатель Обозначение показателя Значение показателя Источник информации
Объем реализации услуг, тыс.руб. Оф 2124,5 Таблица 2.1
Прирост объема реализации за счет внедрения услуги по пошиву головных уборов из натурального меха, тыс.руб. Оп* 27,720 Расчет
Численность общая работающих на предприятии, чел. Чобщ 21 Таблица 2.1
Среднегодовая выработка одного работника, тыс.руб. Вф 101,17   Таблица 2.1
Среднегодовая заработная плата работника, тыс.руб. Зср 84,63   Данные по предприятию
Процент отчислений на социальное страхование и обеспечение, % Сот 26,2 Государственный норматив

 

 

Таблица 3.4

Расчет эффективности мероприятия по внедрению услуги по пошиву головных уборов из натурального меха из материала заказчика

№ п/п Показатель Методика расчета Расчет показателя
1 Планируемый объем реализации продукции за счет внедрения услуги по пошиву головных уборов из натурального меха, тыс.руб.   Оп = Оф + Оп*   Оп = 2124,5 + 27,72 = 2152,22
2 Планируемая выработка одного работника, руб. Вп=Оп:Ч Вп= 2152,22 / 21 = 102,49
3 Рост производительности труда работника, % ПТ=(Вп:Вф):Вф*100% ПТ=(102,49 -101,17) : 101,17 *100 = 1,30
4 Условная экономия численности работников, чел.   Эч = (Чр * ПТ) / (100 + ПТ)   Эчр=(21*1,30)/ (100+1,30)  = 0,27
5 Условно-годовая экономия по зарплате, msc/руб. Эзп=Эчр*Зср Эзп = 0,27* 84,63= 23
6 Условно-годовая экономия по отчислениям на социальные нужды, тыс.руб.   Эсн=Эзп*Сот/100   Эсн= 23 * 26,2 % = 6
7 Условно-годовая экономия по мероприятию, тыс.руб. Эгод=Эзп+Эсн Эгод= 23 + 6 = 29

 

Таким образом, проведенные экономические расчеты показывают, что в результате реализации мероприятия рост производительности труда составит 1,30 %, условно-годовая экономия численности работников – 0,27 чел., условно-годовая экономия - 29 тыс. руб.

Таблица 3.7

Сводная таблица показателей экономической эффективности

проектируемых мероприятий

Мероприятие Условное высво-бождение числен-ности, чел. Прирост произво-дитель-ности труда, % Прирост объема реализации, тыс. руб. Условно-годовая экономия тыс. руб. Годовой экономический эффект, тыс. руб.
1 Внедрение услуги по пошиву головных уборов из натурального меха из материала заказчика     0,27     1,30   27,72   29   29
2 Получения заказа на пошив специализированной формы от охранного предприятия «ФорПост»     0,43   2,11   45,00   47   47

 

ИТОГО

 

0,70 3,41 72,72 76 76

 

Пт = (∑Эч * 100 %) : (Чисх – ∑Эч)

Пт = (0,70 * 100 %) : (21- 0,70) =3,41 %



ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

План производства и реализации продукции

 

Рассчитаем планируемый показатель объема реализации продукции, который основывается на отчетных данных предприятия за предыдущий год и данных по суммарному росту производительности труда в результате мероприятий и рекомендаций, содержащихся в проектной части работы.

Рассчитаем объем производства продукции:

Опл = О баз * Пт : 100 + О баз, 

где Опл, Обаз – объем производства продукции в плановом, базовом году.

Расчет объема производства продукции в стоимостном выражении:

Опл = 2124,5 * 3,41 : 100 + 2124,5 = 2197 (тыс.руб.)  

 Рассчитаем также планируемый объем реализации в натуральном выражении:

Опл = 790 * 3,41 % + 790 = 817 (шт.).

 

План по труду и его оплате

 

Расчет плана по труду начинают с расчета численности персонала предприятия. Проектные мероприятия не предполагают увеличения численности работников, следовательно, численность работающих будет соответствовать уровню 2009 года:

рабочие - 16 человек,

служащие – 5 человек

Итого: 21 человек

Расчет фонда оплаты труда работающих, в том числе рабочих, основывается на отчетных данных предприятия за предыдущий год и данных по суммарному росту производительности труда в результате внедрения мероприятий, содержащихся в проектной части:

Фз.пл. = Фз баз + Фз.баз * К * Н

где Фз.пл., Фз.баз – плановый фонд оплаты труда и базовый соответственно, тыс.руб.,

К – коэффициент прироста объема реализации за счет внедрения предлагаемых мероприятий (К = Пт : 100),

Н – норматив прироста заработной платы на один процент прироста объема реализации (Н= 0,9)

 К = 3,41 : 100 = 0,0341.

Фз.пл. = 1777,23 + 1777,23 * 0,0341 * 0,9 = 1832 (тыс.руб.)

Определим удельный вес фонда оплаты труда рабочих и служащих в общем фонде оплаты труда предприятия в отчетном году:

Ураб. = 1298,40 : 1777,23 * 100 = 73,06 %

Усл. = 478,83 : 1777,23 * 100 = 26,94 %.    

Определим плановый фонд оплаты труда рабочих и служащих по формуле:

Фот = У * Фзпл

Фот рабочих = 1832 * 73,06 : 100 = 1339 (тыс.руб.)

Фот служащих = 1832 * 26,94 : 100 = 493 (тыс.руб.)

Весь расчет по численности работающих, фонду оплаты труда сводится в общий план по труду и его оплате (табл. 4.1).

Таблица 4.1

План по труду и его оплате  

Показатели

Ед. изм.

2009

Проект

Отклонение

Абс (+/-) Отн (%)
1 Объем производства и реализации продукции тыс.шт. тыс. руб.   2124,5 790 2197,0 817 72,5 27 3,41 3,41
2 Численность работающих в т.ч. рабочих   чел. чел. 21 16 21 16   - -   - -
3 Выработка на одного работающего рабочего   т.руб. т.руб.   101,17 132,78   104,62 137,31 3,45 4,53   3,41 3,41  
4 Фонд заработной платы работающих рабочих   т.руб. т.руб.   1777,23 1298,40   1832,0 1339,0   54,77 40,60   3,13 3,13
5 Среднегодовая заработная плата одного работающего Одного рабочего т.руб.   84,63 81,15   87,24 83,69   2,61 2,54   3,13 3,13

 

План себестоимости, прибыли и рентабельности

 

Для составления плана себестоимости, прибыли и рентабельности используют отчетные данные, а также результаты расчетов общей величины экономии затрат от разработанных мероприятий:

С пл = Сисх – Эобщ,

где Спл, Сисх – плановая и исходная себестоимость реализации, млн.руб.,

Эобщ – общая величина годовой экономии затрат от реализации разработанных мероприятий.

Определим исходную величину себестоимости:

Сисх = Зотч. * О пл,

где Зотч. – затраты на рубль реализации отчетного года, тыс.руб.

С исх = 0,50 * 2197 = 1098,5 (тыс.руб.)

Плановая себестоимость равна:

Спл = 1098,5 – 76 = 1022,5 (тыс.руб.)

Определим плановые затраты на один рубль реализации:

Зпл = Спл : О пл ,

Зпл = 1022,5 : 2197 = 0,47 (руб.)

Расчет снижения затрат в плановом году:

З= (Зотч – Зпл) : Зотч * 100 , З = (0,47 – 0,50) : 0,50 * 100 = 6 %

В табл. 4.2 представлены технико-экономические показатели деятельности предприятия ООО «Горизонт» до и после реализации проектируемых мероприятий.        

Таблица 4.2

Сравнительная таблица основных технико-экономических показателей деятельности

ООО «Горизонт» до и после реализации проектных мероприятий

Показатели

Ед. изм.

2009

Проект

Отклонение

Абс (+/-) Отн (%)
1 Объем производства и реализации продукции тыс.шт. тыс. руб.   2124,5 790 2197,0 817 72,5 27 3,41 3,41
2 Численность работающих в т.ч. рабочих   чел. чел. 21 16 21 16   - -   - -
3 Выработка на одного работающего рабочего   т.руб. т.руб.   101,17 132,78   104,62 137,31 3,45 4,53   3,41 3,41  
4 Фонд заработной платы работающих рабочих   т.руб. т.руб.   1777,23 1298,40   1832,0 1339,0   54,77 40,60   3,13 3,13
5 Среднегодовая заработная плата одного работающего Одного рабочего т.руб.   84,63 81,15   87,24 83,69   2,61 2,54   3,13 3,13

 

 

Продолжение таблицы 4.2

1 2 3 4 5 6 7
6 Полная себестоимость продукции Тыс. Руб.   1051,9   1022,5 -29,4 -2,79
7 Затраты на рубль продаж Руб. 0,50 0,47 -0,03 -6,00
8 Прибыль от продаж Тыс. Руб.   1072,6   1174,5   101,9 9,50
9 Рентабельность продаж % 50,04 53,46 3,42 -

 

Анализ данных, представленных в табл. 4.2 свидетельствует от том, что в результате реализации предложенных мероприятий в ООО «Горизонт»:

- объем реализации продукции в стоимостном выражении увеличится на 3,41 %,

- выработка одного работника в год больше показателя 2009 г. на 3,41 %,

- затраты на рубль реализации снизятся на 6 %,

- прибыль от продаж увеличится на 9,50 %.

Таким образом, проведенные расчеты свидетельствуют об экономической эффективности проекта мероприятий и рациональности его реализации.


 

 

Рассчитаем планируемый показатель объема реализации продукции и услуг, который основывается на отчетных данных предприятия за предыдущий год и данных по суммарному росту производительности труда в результате мероприятий и рекомендаций, содержащихся в проектной части работы.

Рассчитаем объем производства продукции и услуг:

Опл = О баз * Пт : 100 + О баз, 

где Опл, Обаз – объем производства продукции и услуг в плановом, базовом году.

Расчет объема производства продукции и услуг в стоимостном выражении:

Опл = 2124,5 * 3,41 : 100 + 2124,5 = 2197 (тыс.руб.)  

Рассчитаем плановую себестоимость продукции

С пл = Сисх – Эобщ,

где Спл, Сисх – плановая и исходная себестоимость реализации, тыс.руб.,

Эобщ – общая величина годовой экономии затрат от реализации разработанных мероприятий.

Определим исходную величину себестоимости:

Сисх = Зотч. * О пл,

где Зотч. – затраты на рубль реализации отчетного года, тыс.руб.

С исх = 0,50 * 2197 = 1099 (тыс.руб.)

Плановая себестоимость равна:

Спл = 1099 – 76   = 1022 (тыс.руб.)

Определим планируемый результат от реализации продукции:

П = О – С =  2197 –  1022 = 1175 (тыс.руб.)

Планируемая рентабельность продаж = 1175 * 100 % / 2197 = 53,48 %.

Планируемая рентабельность производства = 1185 * 100 % / 1022 = 115,95 %.

 




Заключение

 

Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности – производственной, коммерческой, инвестиционной. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величины показывают соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Показатели рентабельности используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп: показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных процессов; показатели, характеризующие рентабельность продаж; показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Деятельность ООО «Горизонт» в период 2007-2009 гг. была прибыльной. Прибыль от реализации продукции увеличилась за 3 года (с 2007 по 2009 г.) на 0,97 %, и составила 1072,6 тыс. руб., что на 10,3 тыс. руб. больше, чем в 2007-м году и на 5,2 тыс. руб. больше, чем в 2008-м году. Увеличивающаяся прибыль продукции предприятия говорит о положительной динамике показателей его деятельности и о положительной перспективе развития предприятия на данном товарном рынке.

Численность работающих росла большими темпами (5%) по срав­нению с объемом реализации (2,4%). Это свидетельствует о снижении производительности труда.  Среднегодовая выработка на одного работающего и одного рабочего в 2007 г. по сравнению с 2009 г. снизилась соответственно на 2,49% и 4%, в то время как численность работающих и численность рабо­чих в течение 3 лет увеличилась на 5% и 6,6% соответственно. То есть темп прироста численности рабочих на 2,6% выше прироста выработки на одного рабочего за 3 года.

Уровень рентабельности ООО «Горизонт» в 2007 г. достигал максимального значения за анализируемый период и со­ставил 4,92 % . Однако в 2008-м и 2009-м годах уровень рентабельности по сравнению с 2006-м годом заметно снизился на 2,95% и 0,92% и составил 2,89% и 1,97% соответственно. Сокращение уровня рентабель­ности в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 2,03% обусловлено превыше­нием темпа прироста полной себестоимости 2,5% ((1037,4/1012,5)·100-100) над темпом прирос­та прибыли от реализации 0,48% ((1067,4/1062,3)·100-100) за соответствующий период.

Таким образом, исходя из проведенного анализа показателей ООО «Горизонт» делаем вывод о том, что в целом за анализируемый период предприятие функционировало достаточно стабильно, о чем говорит увеличение объема реализации и прибыли. Однако снижение производительности труда, о чем свидетельствует снижение выработки, а также тенденция заметного сокращения уровня рентабельности свидетельствуют о снижении эффективности методов управления предприятием, в частности, управления себестоимостью и сбытом продукции. Поэтому, чтобы не допускать значительного уменьшения эффективности деятельности предприятия, необходимо заблаговременно предугадывать и предотвращать все негативные тенденции, используя при этом все резервы повышения эффек­тивности деятельности предприятия.

В работе разработаны мероприятия, направленные на увеличение уровня показателей рентабельности предприятия, целесообразность внедрения которых подтверждена экономическими расчетами.

Для расширения ассортимента оказываемых услуг, привлечения дополнительного притока заказчиков, а, следовательно, увеличения объема реализации предложено оказание услуг по пошиву головных уборов из натурального меха. Изготовлением головных уборов из натурального меха предприятие не занимается с 1993 года, когда спрос на данный вид услуг упал в связи с отсутствием на рынке необходимого исходного материала (натурального меха в шкурках). 

Для привлечения дополнительного объема заказов достигнута предварительная договоренность с охранным предприятием «Фор Пост» на пошив представительской формы работникам предприятия в объеме 30 комплектов.

Расчеты показатели, что в результате внедрения проектных мероприятий по всем показателям рентабельности будет достигнута положительная динамика.



Приложение 1

Результаты анкетирования с целью выявления потенциального спроса на услугу по пошиву головных уборов из натурального меха (число респондентов – 250)

Вопрос Процент положительных ответов
Как часто Вы обновляете головной убор из натурального меха? Не ношу головной убор из натурального меха Каждый сезон Не чаще, чем раз в 2-4 года Периодически, раз в 5 лет Реже, чем раз в 5 лет      8,4 4,0 28,0 55,8 4,0
Где вы приобретаете головной убор из натурального меха В специализированных торговых предприятиях На рынке Заказываю индивидуальным предпринимателям Заказываю в ателье   12,0 52,0 28,0 8,0
Сменили бы вы привычное место приобретения головного убора из натурального меха на ателье, если бы имели гарантии получения в ателье услуги высокого качества по приемлемым ценам? Да Нет Затрудняюсь ответить   3,0 73,0 24,0

 



Приложение 2

Исследование рынка услуг по пошиву головных уборов из натурального меха

Объект исследования Средняя цена на услугу, руб.
Ателье «Горизонт» 370
Ателье «Фея» 360
Индивидуальные частные предприниматели 1 2 3 4 5     350 355 365 360 370

 

Средняя цена: Цср = (370+360+350+355+365+360+370)/7 = 360 (руб.)

 

Содержание

  3
I. Теоретические аспекты анализа показателей рентабельности 5
1.1. Экономическая сущность и значение рентабельности предприятия 5
1.2. Методика расчета и анализа показателей рентабельности 11
1.3. Факторы и пути повышения рентабельности предприятия 15
II. Анализ основных показателей деятельности и рентабельности ООО «Горизонт» в 2007-2009 г.г. 16
2.1. Общая характеристика ООО «Горизонт» 16
2.2. Анализ основных показателей деятельности предприятия 2.3. Анализ рентабельности предприятия 19 22
III. Разработка мероприятий, направленных на повышение уровня показателей рентабельности 29  
3.1. Внедрение услуги по пошиву головных уборов из натурального меха 29
3.2. Мероприятие, направленное на повышение рентабельности продаж за счет получения заказа на пошив специализированной формы от охранного предприятия «ФорПост» 31
3.3. Сводный расчет показателей эффективности проектных мероприятий. Расчет планируемых показателей рентабельности  33
Заключение 35
Список литературы 37
Приложение 38
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

                                                                          Введение

 

Известно, что целью деятельности предприятия в современной экономике является получение прибыли. Именно при этом условии предприятие может стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста.

Показатели прибыльности и рентабельности являются основными обобщающими показателями финансовых результатов деятельности предприятия. Следует отметить, что показатели рентабельности более полно, чем показатели прибыли характеризуют результаты деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами.

Существуют определенные соотношения показателей, необходимых для нормального функционирования предприятия. Так, себестоимость продукции должна находиться в удовлетворительном отношении к объему реализации, выручка – в приемлемом отношении к вложенному капиталу и т.д. Этими соотношениями во многом определяются основные ценностные критерии прибыльного предприятия.

Актуальность исследования анализа показателей рентабельности обусловлена тем, что на основе анализа таких критериев и наметившихся тенденций их изменения предприятие имеет возможность разработать мероприятия, необходимые для стабилизации благоприятных тенденций или, наоборот, для устранения неблагоприятных.

Цель, ставящаяся в курсовой работе – повышение эффективности деятельности ООО «Горизонт» на основе разработки проекта мероприятий, направленных на повышение уровня рентабельности. 

Для достижения поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:

- изучить экономическую сущность и значение показателей рентабельности; исследовать методику расчета и анализа показателей рентабельности; выявить основные факторы и направления повышения уровня рентабельности;

- выполнить анализ показателей рентабельности предприятия,

- разработать проект мероприятий, направленных на повышение уровня показателей рентабельности в ООО «Горизонт».

Предметом исследования в работе является методика анализа показателей рентабельности как важный элемент общей системы анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Объектом исследования в работе является ООО «Горизонт», занимающееся пошивом изделий по индивидуальным заказам населения.

Научно-методической основой работы явились законодательные и нормативные акты научная и методическая литература по исследуемой проблеме.



Теоретические аспекты анализа показателей рентабельности

1.1 Экономическая сущность и значение рентабельности

предприятия

 

Функционирование предприятия, независимо от видов его деятельности и форм собственности, в условиях рынка определяется его способностью приносить достаточный доход или прибыль.

Прибыль - это конечный результат деятельности предприятия, характеризующий абсолютную эффективность его работы. Прибыль как экономическая категория представляет собой чистый доход, созданный прибавочным трудом. Прибыли присущи три функции:

1) экономическая функция, характеризующая финансовые результаты хозяйственной деятельности,

2) стимулирующая функция, проявляющаяся в процессе ее распределения и использования,

3) функция одного из источников формирования финансовых ресурсов организаций и предприятий, а также одного из основных источников формирования доходной части бюджетов разных уровней.

Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий как самостоятельных товаропроизводителей. Прибыль является главным показателем эффективности работы предприятия, источником его жизнедеятельности. Рост прибыли создает базу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществления расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями.

В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы предприятию не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях рыночной конкуренции.

На величину прибыли хозяйствующего субъекта оказывают влияние факторы, связанные с его производственной деятельностью и носящие субъективный характер, и объективные, не зависящие от деятельности хозяйствующего субъекта (рис.1.1).

Объективные факторы включают: уровень цен на потребляемые материальные и энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений, конъюнктуру рынка. Эти факторы не зависят от деятельности предприятий, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли.

К субъективным факторам можно отнести: организационную деятельность и технический уровень предпринимательской деятельности, конкурентоспособность выпускаемой продукции и оказываемых услуг, уровень производительности труда, затраты на производство и реализацию продукции и услуг, уровень цен на готовую продукцию и услуги.

 

Рис. 1.1. Классификация факторов, влияющих на величину прибыли

 

Субъективные факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, в свою очередь, могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные.

Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др. Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.

К внепроизводственным факторам относят, например, снабженческо-сбытовую деятельность и природоохранную деятельность, социальные условия труда и быта и пр.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует практика, имеется две основных стратегии получения прибыли:

Первая – это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукции. Получение прибыли предприятием, ориентированным на эту стратегию, предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противоречия, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.

Вторая стратегия связана с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность использования этой стратегии зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее производство. Величина прибыли в данном случае зависит: во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом), во-вторых, от создания конкурентоспособных условий (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание), в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли), в четвертых, от ассортимента продукции и издержек производства.

Современное состояние экономики, выражающееся в экономической нестабильности, сохраняющейся инфляции, монопольном положении товаропроизводителей, приводит к тому, что рост прибыли происходит в основном за счет роста цен на товары и услуги, т.е. за счет инфляционного наполнения прибыли. Отсутствует взаимосвязь между объемом производства и величиной прибыли. Не действуют в полной мере присущее прибыли функции, что является следствием расстройства экономки, неполноценности действующего механизма хозяйствования. Максимальное получение прибыли за счет интенсивных факторов, финансовое оздоровление экономики, создание эффективной налоговой системы будут способствовать оздоровлению экономики, дальнейшему развитию предпринимательства и рыночных отношений.

Выделяют следующие показатели прибыли:

Маржинальная прибыль – разность между выручкой и прямыми производственными затратами по реализованной продукции.

Прибыль от реализации продукции, товаров, услуг – разность между суммой маржинальной прибыли и постоянными расходами отчетного периода.

Балансовая (валовая) прибыль – финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, прочие доходы и расходы.

Налогооблагаемая прибыль – разность между балансовой прибылью и суммой прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятия), а также суммы льгот по налогу на прибыль в соответствии с налоговым законодательством.

Чистая (нераспределенная) прибыль – прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций, прочих обязательных отчислений, а также учета чрезвычайных доходов и расходов.

Капитализированная (реинвестированная) прибыль – это часть нераспределенной прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов, то есть фонд накопления.

Потребленная прибыль – это часть прибыли, которая расходуется на выплату дивидендов, персоналу предприятия или на социальные программы.

Механизм формирования показателей прибыли представлен на рис. 1.2.

Происхождение прибыли связано с получением валового дохода предприятием от реализации своей продукции по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения.

Исходным моментом в расчетах показателей прибыли является оборот предприятия по реализации продукции. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) характеризует завершение производственного цикла предприятия, возврат авансированного на производство средств предприятия в денежную форму и начало нового витка в обороте всех средств.

Прибыль от реализации - это выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом затрат на производство реализованной продукции (работ, услуг), НДС, акцизов и экспортных пошлин.


 

Рис. 1.2. Структурно-логическая модель формирования показателей прибыли

 

 

Конечный результат деятельности предприятия - это балансовая прибыль или убыток, которая представляет собой сумму результата от реализации продукции (работ, услуг), результата от прочей реализации, сальдо доходов и расходов от прочих операций.

Для исчисления облагаемой налогом прибыли балансовая прибыль корректируется: увеличивается на сумму превышения расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, в составе себестоимости реализованной продукции по сравнению с их нормируемой величиной, уменьшается на сумму рентных платежей, вносимых в установленном порядке в бюджет из прибыли, уменьшается на сумму доходов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, уменьшается на сумму дохода, полученного от долевого участия в других предприятиях (кроме доходов, полученных за пределами РФ. 

Сумма налога на прибыль определяется исходя из величины облагаемой прибыли с учетом предоставленных льгот и ставки налога на прибыль.

Предприятия, помимо налога на прибыль, уплачивают налоги со следующих видов доходов и прибыли: с дивидендов, с процентов, полученным по акциям и облигациям, принадлежащим предприятиям, а также с доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории России, с доходов казино, видеосалонов, от проката видео- и аудиокассет и записи на них, от игровых автоматов с денежным выигрышем, с прибыли от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий на площадках и в помещениях, с числом мест более двух тысяч. Указанные налоги взимаются у источника этих доходов.

Чистая прибыль предприятия определяется как разница между облагаемой налогом балансовой прибылью, величиной налога с учетом льгот, а также сальдо чрезвычайных доходов и расходов. К чрезвычайным доходам относятся поступления, возникающие как последствия обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п. В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества).

Чистая прибыль представляет собой главную форму чистого дохода предприятия и выражает стоимость прибавочного продукта. Часть чистой прибыли может быть направлена на капитальные вложения производственного и социального характера. Эта часть прибыли может использоваться на инвестиции в составе фонда социальной сферы, резервного фонда или других фондов аналогичного назначения. Порядок формирования и использования этих фондов регулируется уставом и другими учредительными и внутренними документами конкретного предприятия. Нераспределенная часть прибыли также может быть направлена для капитализации, по своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных финансовых средств предприятия, используемых для развития.

Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности – производственной, коммерческой, инвестиционной. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величины показывают соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Показатели рентабельности используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:  показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных процессов;  показатели, характеризующие рентабельность продаж;  показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.





Дата: 2019-12-22, просмотров: 215.