Перемены в социально-экономическом строе России и в методах управления экономикой сделали неизбежным радикальное преобразование одного из важнейших инструментов управления финансами – государственного финансового контроля. Адекватная система государственного финансового контроля является одним из важных условий успеха экономических реформ и важным инструментом борьбы с коррупцией и правонарушениями а экономической сфере. Создание отлаженной системы государственного финансового контроля следует рассматривать как важнейший фактор дальнейшего развития российской экономики.
Совершенствование финансового контроля в РФ должно осуществляться по следующим основным направлениям. Ключевым направлением совершенствования государственного финансового контроля как важнейшей составляющей финансового контроля в РФ и повышения его эффективности является принятие единой концепции государственного финансового контроля в РФ, которая должна установить единые методологические и правовые основы осуществления государственного финансового контроля в РФ, определить систему органов, осуществляющих контроль, а также механизм их взаимодействия. В рамках этих вопросов необходима разработка научно-методических основ оценки эффективности деятельности органов государственного финансового контроля и их сотрудников.
В целях повышения эффективности расходования государственных средств перспективным направлением совершенствования контроля является переход к аудиту эффективности государственных расходов, который представляет собой направление деятельности контрольных органов, предполагающее анализ результативности и экономности использования государственных средств, оценку возможных резервов их роста и обоснованности расходования.
Системный подход к организации государственного финансового контроля предполагает, прежде всего, определение его места и роли в системе контроля осуществляемого государством в целом, а также формирование концептуальных основ государственного финансового контроля и его важнейшей сферы – бюджетного контроля. В этой связи необходимо:
· привести теоретическую и методологическую базу в соответствие с современными условиями
· разработать концептуальные основы и уточнить нормативное правовое обеспечение деятельности контрольных органов
· реформировать организационную структуру и соответственно изменить распределение функций и сфер деятельности органов государственного финансового контроля, сформировать систему кадрового обеспечения.
· организовать адекватную информационную инфраструктуру
· повысить уровень материально-технического и финансового обеспечения функционирования контролирующих органов.
Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации требует решения такой актуальной проблемы, как создание стандартов контрольной деятельности. Стандарты, устанавливающие общие положения и процедуры, могут служить базой для разработки стандартов, определяющих особенности каждого вида финансового контроля) государственный финансовый, внутрихозяйственный, аудиторский. [11, с. 48].
Повышение роли государственного финансового контроля в сфере обеспечения финансовой безопасности государства. Одной из основных причин, тормозящих усилия органов государственной власти по созданию конкурентоспособной многоплановой экономики, ориентированной на обеспечение стабильного экономического роса, повышение уровня жизни населения, развития государств и общества, их защищенности от экономических угроз, является нестабильность финансовой системы России. В связи с этим проблемы, связанные с необходимостью создания государственного правового механизма обеспечения финансовой безопасности, с повышением результативности деятельности органов государственного финансового контроля в сфере финансовой безопасности, требуют незамедлительного решения. [11, с 52].
Заключение
Создание единой системы финансового контроля рассматривается прежде всего как важнейший фактор роста экономики, действие которого проявляется через объективный контроль финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, который базируется на неуклонном и всестороннем соблюдении норм финансового права. Всё общество в целом и все законопослушные хозяйствующие субъекты заинтересованы в существовании системы финансового контроля, т.к. эта система позволяет эффективно защищать финансовые интересы государства, общества, инвесторов и частных собственников и развить российский бизнес, привлечет для развития средства инвесторов, как российских, так и иностранных, избавит его от криминализации.
Отметим, что финансовый контроль в России сформирован ещё не до конца и находится пока на стадии становления. Именно поэтому вполне объяснимо, что система финансового контроля несовершенно, которая приводит к возникновениям целого ряда серьезных проблем. Бюджетные средства очень часто используются не по своему назначению, а иногда даже теряются, присутствует коррупция, криминализация структур экономики, в большей части скрытие финансовых результатов корпораций и организаций, наблюдаются большие неплатежи, продолжается отток капитала за рубеж.
Финансовый контроль в рыночных условиях должен быть направлен на ускорение развития экономики и социальной сферы, пресечение хищений и бесхозяйственности, проверку своевременного выполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, платежей между хозяйствующими субъектами.
Проведенный на основе материалов контрольных мероприятий анализ свидетельствует, что в результате реализации мер по повышению эффективности российской экономики, сохраняющейся благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры обеспечивался рост по основным макроэкономическим показателям, стабильность в исполнении федерального бюджета по доходам.
Вместе с тем в налоговом законодательстве в механизме исчисления и уплаты налогов имеются существенные недостатки. Не обеспечивается необходимый уровень законодательного регулирования и администрирования уплаты таможенных платежей. Все это приводит к недопоступлению в бюджет значительных средств, недовыполнению бюджетных заданий по отдельным видам доходов.
В ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения при выдаче и погашении государственных жилищных сертификатов гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Органами прокуратуры и другими правоохранительными органами дана уголовно-правовая оценка отдельным фактам незаконной деятельности, изложенным в материалах Счетной палаты, с принятием соответствующих процессуальных решений. В настоящее время проверка, организованная Генеральной прокуратурой Российской Федерации, не завершена.
Список используемой литературы
1. Конституция РФ 1993 г. – М., 1996.
2. Кодексы и Законы РФ. – СПб.: ИГ «Весь», 2007.
3. Родионова В.М. Финансовый контроль: Учебник для ВУЗов. − М.: Инфра-М, 2005.
4. Федеральный закон «О счетной палате Российской Федерации»
5. Брызгалин А.В. Налоги и финансовое право. – М., 2006.
6. Финансовое право: Учебник / К.С. Бельский и др.; под ред. С.В. Запольского. – М.: Российская Академия Правосудия; М.: Эксмо, 2008.
7. http://www.fcsm.ru/
8. http://www.customs.ru/
9. Финансы – 2007. – №10. – С. 38-42.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 275.