Специалисты в области финансового контроля приводят различные классификации видов финансового контроля.
Так, С.О. Шохин выделяет две взаимодействующие, но самостоятельные составляющие финансового контроля: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль (аудит).
О.Н. Горбунова и Е.Ю. Грачева добавляют к указанным видам муниципальный контроль. По их мнению, "в зависимости от органов, осуществляющих финансовый контроль, он делится на государственный (общегосударственный и ведомственный), муниципальный, внутрифирменный (внутрихозяйственный), аудиторский".
Н.И. Химичева дает более развернутую классификацию видов финансового контроля в зависимости от субъектов контроля, среди которых контроль:
а) представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
б) Президента РФ и аппарата Президента РФ;
в) финансово-кредитных органов;
г) исполнительных органов власти общей компетенции;
д) ведомственный и внутрихозяйственный;
е) аудиторский;
ж) общественный.
Анализ приведенных классификаций позволяет выработать единый подход к определению видов финансового контроля с учетом следующих признаков:
- времени проведения;
- субъектов контроля;
- сфер финансовой деятельности в зависимости от специфики объекта финансового контроля (по содержанию финансового контроля).
По времени проведения финансового контроля различают: предварительный (превентивный), текущий, последующий.
Предварительный финансовый контроль осуществляется за производственной и финансово хозяйственной деятельностью субъектов контроля и заключается в проверке обоснованности финансовых смет, размеров налоговых отчислений в федеральный бюджет, фонда заработной платы, расчетно-кредитных отношении с контрагентами, обоснованности капитальных вложений и т.п.
На предприятии или в организации предварительный контроль должен осуществляться систематически и непрерывно.
Например, при подаче кредитной или кассовой заявки в банк последний проверяет все поданные документы в 100% случаев или другой пример на государственном уровне – обсуждение проекта бюджета РФ на следующий год парламентом.
Текущий (Оперативный) контроль проводится в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций (например, в ходе выполнения финансовых обязательств перед страной, получения, а затем использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т.д.). Опираясь на данные оперативного и бухгалтерского учета, первичных документов, визуального наблюдения и инвентаризации, текущий контроль регулирует быстро меняющиеся хозяйственные ситуации, предупреждает потери и убытки (например, в результате неправильного начисления новых налогов). Обычно текущий контроль, как и предварительный, не имеет репрессивного характера.
Последующий контроль осуществляется после завершения отчетного периода или финансового года в целом, в ходе которого проверяется целесообразность расходования денежных средств, выполнение бизнес-планов и хозяйственных смет (например, контроль исполнительного органа за исполнением бюджета за первые 9 месяцев года – в этом случае определяется состояние дисциплины финансов, выявляются нарушения и принимаются меры по их устранению).
Контроль традиционно представляет собой две взаимодействующие подсистемы: объекты контроля и субъекты контроля. Т.е. контролируемая и контролирующая подсистемы.
В современных условиях разделения властей в Российской Федерации финансовый контроль можно подразделить на:
- внутренний (внутрихозяйственный), т.е. контроль, который организован на уровне экономических единиц);
- ведомственный;
- независимый (аудиторский);
- общественный (гражданский);
- государственный (внешний);
- муниципальный.
Внутренний контроль проводится непосредственно финансово-экономическими службами самих предприятий и организаций (бухгалтерией, контрольно-ревизионным отделом и т д.). Объектом внутреннего контроля выступает производственная и хозяйственная деятельность самого предприятия и его структурных подразделений (филиалов, представительств, отделов). Внутренний контроль проводится непосредственно в процессе повседневной деятельности организации и осуществляется главным бухгалтером в процессе визирования всех расчетных документов, на основании статьи №7 Закона о бухгалтерском учете.
Ведомственный контроль осуществляется в первую очередь за законностью, эффективностью и целесообразностью расходования государственных финансовых ресурсов и реализуется в интересах государства специально уполномоченными на то органами. Этот вид контроля могут осуществлять контрольно-ревизионные службы министерств и ведомств в отношении подведомственных предприятий и учреждений (например, проверка предприятий системы исполнения наказаний контрольным органом Минюста России). Объект контроля – расходование бюджетных средств, выделенных соответствующему ведомству в соответствии с бюджетной росписью, а также использование бюджетных ссуд, субсидий и другой финансовой помощи.
Независимый (аудиторский) контроль заключается в независимой проверке достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий и индивидуальных предпринимателей, осуществляемой негосударственными организациями в порядке ведения своей предпринимательской деятельности. Основные заказчики аудита коммерческие организации (банки, страховые компании, фондовые биржи, инвестиционные фонды) и их крупные акционеры (собственники, учредители). Государство также может выступать заказчиком аудиторского контроля, которые привлекает независимые аудиторские фирмы для проверки финансового состояния государственных предприятий, контроля эффективности исполнения государственных программ и контрактов, а также использования государственных средств на коммерческих предприятиях. Правовое регулирование аудиторского контроля осуществляется в соответствии с ФЗ от 7 августа 2001 г. №119 – ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Общественный (гражданский) контроль осуществляется неправительственными организациями, группами граждан и отдельными лицами непосредственно. Объект поступления и расходование государственных и частных (в том числе от международных организаций и иностранных физических лиц) денежных средств на строго определенные нужды (например, средства, поступающие на утилизацию радиоактивных веществ и материалов, или средства, выделяемые и собираемые на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и террористических актов).
ГФК является составной частью единого механизма государственного контроля, без осуществления которого невозможно нормальное функционирование экономики и финансовой системы. В широком смысле ГФК – это деятельность органов государственной власти и управления всех уровней, установленная законодательством, по выявлению, предупреждению и пресечению: ошибок и злоупотреблений в управлении всеми денежными потоками и иными материальными ресурсами, а также используемыми в хозяйственной деятельности организаций и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной и иной собственности, наносящей прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству.
ГФК осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности, то есть в процессе собирания, использования и распределения (перераспределения) фондов денежных средств. Поэтому объектом финансового контроля выступает не только бюджетный процесс и бюджетно-налоговая сфера, но также весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Именно этим и определяется ведущая роль и значение государственного финансового контроля как главного элемента государственного контроля и управления.
Муниципальный финансовый контроль осуществляется органами местного самоуправления, которые в соответствии со статьей 12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти. Огромное значение для развития местного самоуправления имеет Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
По сферам финансовой деятельности финансовый контроль подразделяется на:
- налоговый (проводится налоговыми и таможенными органами);
- бюджетный (осуществляется Федеральным Собранием РФ, Счетной палатой РФ, Правительством РФ, Федеральным казначейством);
- валютный (осуществляется Правительством РФ, Банком России,
и агентами валютного контроля);
- банковский (проводится Банком России).
Бюджетный контроль – это система мероприятий по проверке эффективности, законности и целесообразности действий по формированию, использованию и распределению финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении федерального правительства, региональных и местных органов власти. Контроль является обязательным элементом процесса государственного управления, способствующий успешной реализации задач, которые стоят перед бюджетной системой государства. Бюджетный контроль обеспечивает:
- соблюдение действующих законодательств,
- правильное ведение бухгалтерского учета, составления отчетности;
- эффективное и целевое использование средств государственного бюджета и внебюджетных фондов;
– правильное составление бюджетов различных уровней и их исполнения;
- правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;
- выявления финансовых злоупотреблений и применение наказаний к виновным лицам;
- пресечение правонарушений в бюджетной сфере, компенсацию последствий незаконных действий и др.
Налоговый контроль один из важнейших институтов налогового законодательства и финансового контроля в целом. Он определяется как контроль за правильной и своевременной уплатой установленных действующими законодательными актами налогов и сборов. Цель налогового контроля – предупреждение и выявление налоговых правонарушений (налоговых преступлений) и привлечение к ответственности лиц, нарушившие налоговое законодательство. В Налоговом кодексе Российской федерации понятие налогового контроля конкретно не сформулировано.
Валютный контроль – это деятельность государства, которая обеспечивает валютное законодательство при осуществлении валютных операций и регулирование порядка обладания иностранной валютой. Главной задачей этого контроля является направление валютных средств на обеспечение необходимых закупок по импорту и другие расходы. Основные функции (направления) этого вида контроля:
- определить соответствие валютных операций настоящему законодательству и наличие нужных для них лицензий и разрешений;
- проверить выполнение обязательств резидентами перед государством в иностранной валюте и ее продажи на внутреннем рынке страны;
- проверить действие и наличие платежей в иностранной валюте;
- проверить объективность и полноту учета и отчетность валютной операции, операции не резидентов в валюте Российской Федерации и др. Правовое регулирование валютного контроля на территории России обеспечивается Законом о валютном регулировании.
Банковский контроль (надзор) – это такой вид надзора, который осуществляется уполномоченными государством организациями за соблюдением банками и другими кредитными организациями определенных правил организации и функционирования банковской системы. Сущность банковского надзора – проверка соответствия действий и решений кредитных организаций законам, которые регулируют банковскую деятельность, и нормативные акты Банка России.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 246.