Теоретические аспекты финансового контроля
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

 

Введение

1. Теоретические аспекты финансового контроля

1.1 Понятие, значение и роль финансового контроля в современных экономических условиях

1.2 Формы и методы финансового контроля в РФ

1.3 Виды финансового контроля в Российской Федерации

2. Государственный финансовый контроль в РФ

2.1 Система и структура органов государственного финансового контроля

2.2 Механизмы финансового контроля, применяемые в России

2.3 Важнейшие итоги контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности по направлениям деятельности Счетной палаты, возглавляемым аудиторами Счетной палаты

Глава 3. Основные направления совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации

Заключение

Список используемой литературы



Введение

 

В России заметно возросло значение финансового контроля в период перехода к рыночной экономике. Очень велика роль налогов в системе рыночных отношений, которые являются главным источником поступлений в доходную часть бюджета. Система налогов не может быть развита без создания эффективной системы контроля за своевременной и полной уплатой налогов в бюджет государства. Велика значимость общественного контроля за использованием государственных средств. Становится более сложным система бюджетного федерализма, она тоже требует создания нового механизма контроля за использованием и распределением бюджетных ресурсов.

Экономические преобразования вызывают необходимость создания принципиально новой системы финансового контроля – действующей на единых принципах, целостной, охватывающей все стороны экономики.

Такая система финансового контроля включает жесткий и надежный контроль государства, как внутренний, который позволяет исполнительной власти эффективно выполнять обществом обязанности, возложенные на нее, так и внешний, от исполнительной власти которая не зависит, гарантирует гражданам то, что исполнительная власть и структуры, которые подчинены ей ведут свою деятельность наиболее эффективно и рационально в интересах своего общества.

Данная курсовая работа и посвящена прежде всего изучению финансового контроля на примере российского государства.

Целью работы является углубление и закрепление теоретических и практических знаний по дисциплине «Финансы», выявление проблемы в области финансового контроля, в частности государственного, найти пути их решения.

Задачи: Научная, методологическая и информационная база работы.



Теоретические аспекты финансового контроля

Понятие, значение и роль финансового контроля в

Государственный финансовый контроль в РФ

Система и структура органов государственного финансового

Контроля

 

Система органов финансового контроля – это установленная законодательством совокупность специально уполномоченных органов государственной власти и управления всех уровней для выявления, предупреждения и пресечения:

– ошибок и злоупотреблений в управлении денежными и иными материальными ресурсами (капиталами) государства, а также используемыми и отчуждаемыми нематериальными объектами собственности государства, которые влекут прямой или косвенный финансовый и (или) материальный ущерб стране;

– несоблюдений финансово-хозяйственного и бюджетного законодательства;

– недостатков в организации систем управления финансово – хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или связанных с ними.

Российским законодательством функции контроля за формированием, распределением и использованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов возложены на различные государственные органы.

ГФК на федеральном уровне представляет собой совокупность трех основных элементов:

– Президентский контроль;

– Парламентский контроль;

– Финансовый контроль органов исполнительной власти.

Президентский контроль соблюдения бюджетно-налоговой дисциплины является главным элементом государственного управления, гарантом единой финансовой политики на территории всей страны. Он проводится на основании Конституции РФ путем издания указов по бюджетным, финансовым и налоговым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представлении в Государственную Думу РФ кандидатур для назначения на должность Председателя Банка России.

Непосредственный контроль исполнения указов и распоряжений Президента РФ, включая финансовую сферу, осуществляет специально образованная структура в Администрации Президента Контрольное управление, которое наделено широкими полномочиями для осуществления контроля на всей территории РФ от имени и по поручению Президента РФ. Правовой статус Контрольного управления определен Указом Президента РФ от 8 июня 2004 г. №729 «Об утверждении положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации».

Основными функциями Контрольного управления являются:

- контроль за исполнением органами исполнительной власти и проверка, органами исполнительной власти субъектов РФ, их должностными лицами, а также организация федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ;

- рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц;

- подготовка информации на основе проведенных проверок Президенту РФ о предупреждении нарушений в совершенствовании деятельности исполнительных органов.

Парламентский контроль осуществляет Федеральное Собрание РФ через специально созданные комитеты: в Государственной Думе РФ – Комитет по бюджету и налогам; в Совете Федерации РФ – Комитет по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию.

Важная роль в осуществлении парламентского контроля принадлежит Счетной палате РФ, образующаяся Советом Федерации и Государственной думой РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета. Состав и порядок деятельности данного органа парламентского контроля определяется Федеральным законом «О Счетной плате Российской Федерации».

В число контрольных функций Счетной палаты РФ входят:

– осуществление и организация контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

- определение эффективного расходования государственных средств и использования федеральной собственности: оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза проектов федеральных законов в других нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов;

- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации и других уполномоченных финансово-кредитных учреждениях и др.

Счетная палата РФ осуществляющая контрольную деятельность, имеет право проводить ревизии, тематические проверки, не вмешиваясь в оперативную проверяемых организаций. В ходе проведения проверок и ревизий, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности документального подтверждения законности производственно–хозяйственной деятельности определяется полнота и своевременность взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета.

О результатах ревизии и тематических проверок Счетная палата РФ информирует Совет Федерации РФ и Государственную думу РФ. В случае выявлений нарушений в хозяйственной, финансовой или иной деятельности, которая наносит государству ущерб и требует пресечения, Счетная палата РФ вправе дать администрации проверяемой организации предписания, обязательные для исполнения.

Представительные органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в соответствии со статьей 265 БК РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и на основании уставов муниципальных образований.

Финансовый контроль органов исполнительной власти. В решении финансово-правовых вопросов Правительство РФ в соответствии со статьями 101, 114 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «0 Правительстве Российской Федерации» наделено широкими полномочиями. Оно должно контролировать процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществлять единую политику в области финансов; принимать решения об отмене налогов или освобождении от их уплаты, выпускать государственные займы; контролировать и регулировать финансовую деятельность министерств и ведомств, осуществлять общее руководство подчиненными ему органами финансового контроля.

Правительство РФ формирует систему органов государственного финансового контроля в рамках исполнительной ветви власти, определяет их функции, задачи и компетенцию, обеспечивает их деятельность соответствующей нормативно-правовой базой.

Основное место контроля со стороны исполнительных органов в системе финансового занимает Минфин России. Его задачи в области организации и проведения государственного финансового контроля сформулированы в постановлении Правительства РФ от 30 июня 2004 г №320 «0 Министерстве финансов Российской Федерации». Этот федеральный орган исполнительной власти обеспечивает проведение единой финансовой, налоговой, бюджетной и валютной политики в Российской Федерации и непосредственно контролирует ее осуществление. Минфин России через свои структурные подразделения осуществляет координацию различных направлений финансовой деятельности совместно с иными федеральными органами исполнительной власти.

Минфин России контролирует исполнение федерального бюджета и целевое использование средств, выделенных из федерального бюджета предприятиям, учреждениям, организациям, а также средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Ключевым, структурным органом, реализующим функцию финансового контроля, является Федеральное казначейство. Этот орган образован в соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. №1556 «О Федеральном казначействе» для того, чтобы провести государственную бюджетную политики, эффективное управление доходами и расходами бюджетов субъектов РФ, повышение оперативности в финансировании государственных программ, усилить контроль за поступлением, экономным и целевым использованием государственных средств. В настоящее время Федеральное казначейство является федеральной службой, находящейся в ведении Минфина России.

Органы Федерального казначейства России призваны осуществлять следующие задачи:

- реализация государственной бюджетной политики в части исполнения государственного бюджета;

- управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства в банках;

- регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;

- прогнозирование объема государственных финансовых ресурсов;

- сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов;

- управление и обслуживание банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ.

Кроме рассмотренных выше органов контроля финансов, в Российской Федерации действует ряд специальных органов финансового контроля, сфера деятельности которых является отдельная область финансов (налогообложение или банковская деятельность). В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством, возложены на Федеральную налоговую службу и ее территориальные органы.

Главная задача Федеральной налоговой службы – контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах всеми физическими и юридическими лицами, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды государственных налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

Важная роль в осуществлении финансового контроля возложена на Банк России. Правовой статус этого органа определен Законом о Банке России. Основной задачей Банка России является организация финансового контроля за осуществлением денежно кредитных отношений коммерческими банками и другими кредитными учреждениями. Для решения этих задач Банк России вправе: принять решение о государственной регистрации кредитных организаций; выдавать лицензии на осуществление кредитными организациями банковских операций; приостанавливать их действие или отзывать их; осуществлять банковское регулирование и банковский надзор.

К числу специализированных органов финансового контроля относится Федеральная таможенная служба РФ. Федеральная таможенная служба наделена полномочиями по:

– организации контроля за правильностью определения таможенной стоимости товара;

– обеспечению своевременного и полного внесения в государственный бюджет России таможенных платежей;

– таможенному оформлению и таможенному контролю за товарами и перемещаемыми через таможенную границу;

− обеспечению контроля за соблюдением режима зоны таможенного контроля и осуществлению иных мер по охране таможенной границы;

– осуществлению валютного контроля в статусе органа валютного контроля.

Особое место в системе специальных органов государственного финансового контроля занимает Федеральная служба по финансовому мониторингу, которая является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Этот орган государственного финансового контроля осуществляет свою деятельность на основании Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу утвержденному постановлением Правительства РФ от 23 июня 2004 г. №307. К числу основных задач Федеральной службы по финансовому мониторингу относят:

- сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим контролю в соответствии с законодательством РФ;

- осуществление контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- направление информации в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также представляет соответствующую информацию по запросам Правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами и др.

Особое место в системе специальных органов ГФК занимает Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, которая как орган федеральной исполнительной власти выполняет две основные функции: контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и органа валютного контроля. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляя свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Контроль и надзор в первую очередь распространяются на порядок использования федерального бюджета, средств внебюджетных фондов, и материальные ценности находящиеся в федеральной собственности. Практически любой субъект является подконтрольной Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, если он является получателем финансовой помощи из федерального бюджета либо ему предоставлена гарантия Правительства РФ, выделены бюджетные кредиты, бюджетные ссуды и инвестиции. Речь идет о получателях средств из федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, включая получателей финансовой помощи, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций и гарантий Правительства РФ, а также субъектах, использующих материальные ценности, находящийся в федеральной собственности в отношении названных субъектов Федеральная служба надзора праве проверять денежные документы, отчеты, сметы, регистры бухгалтерского учета, планы и иные документы, сохранность, фактическое наличие и правильное использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей.

Таким образом, исходя из действующего Российского законодательства и сложившейся практики можно сделать вывод о том, что Российской Федерации образована система органов государственного финансового контроля, эффективность работы которой во многом зависит от налаживания взаимодействия между различными контрольными органами, что является главным условием успешной борьбы с финансовыми правонарушениями.

 

Заключение

 

Создание единой системы финансового контроля рассматривается прежде всего как важнейший фактор роста экономики, действие которого проявляется через объективный контроль финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, который базируется на неуклонном и всестороннем соблюдении норм финансового права. Всё общество в целом и все законопослушные хозяйствующие субъекты заинтересованы в существовании системы финансового контроля, т.к. эта система позволяет эффективно защищать финансовые интересы государства, общества, инвесторов и частных собственников и развить российский бизнес, привлечет для развития средства инвесторов, как российских, так и иностранных, избавит его от криминализации.

Отметим, что финансовый контроль в России сформирован ещё не до конца и находится пока на стадии становления. Именно поэтому вполне объяснимо, что система финансового контроля несовершенно, которая приводит к возникновениям целого ряда серьезных проблем. Бюджетные средства очень часто используются не по своему назначению, а иногда даже теряются, присутствует коррупция, криминализация структур экономики, в большей части скрытие финансовых результатов корпораций и организаций, наблюдаются большие неплатежи, продолжается отток капитала за рубеж.

Финансовый контроль в рыночных условиях должен быть направлен на ускорение развития экономики и социальной сферы, пресечение хищений и бесхозяйственности, проверку своевременного выполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, платежей между хозяйствующими субъектами.

Проведенный на основе материалов контрольных мероприятий анализ свидетельствует, что в результате реализации мер по повышению эффективности российской экономики, сохраняющейся благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры обеспечивался рост по основным макроэкономическим показателям, стабильность в исполнении федерального бюджета по доходам.

Вместе с тем в налоговом законодательстве в механизме исчисления и уплаты налогов имеются существенные недостатки. Не обеспечивается необходимый уровень законодательного регулирования и администрирования уплаты таможенных платежей. Все это приводит к недопоступлению в бюджет значительных средств, недовыполнению бюджетных заданий по отдельным видам доходов.

В ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения при выдаче и погашении государственных жилищных сертификатов гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Органами прокуратуры и другими правоохранительными органами дана уголовно-правовая оценка отдельным фактам незаконной деятельности, изложенным в материалах Счетной палаты, с принятием соответствующих процессуальных решений. В настоящее время проверка, организованная Генеральной прокуратурой Российской Федерации, не завершена.

 



Список используемой литературы

 

1. Конституция РФ 1993 г. – М., 1996.

2. Кодексы и Законы РФ. – СПб.: ИГ «Весь», 2007.

3. Родионова В.М. Финансовый контроль: Учебник для ВУЗов. − М.: Инфра-М, 2005.

4. Федеральный закон «О счетной палате Российской Федерации»

5. Брызгалин А.В. Налоги и финансовое право. – М., 2006.

6. Финансовое право: Учебник / К.С. Бельский и др.; под ред. С.В. Запольского. – М.: Российская Академия Правосудия; М.: Эксмо, 2008.

7. http://www.fcsm.ru/

8. http://www.customs.ru/

9. Финансы – 2007. – №10. – С. 38-42.

 

 

Содержание

 

Введение

1. Теоретические аспекты финансового контроля

1.1 Понятие, значение и роль финансового контроля в современных экономических условиях

1.2 Формы и методы финансового контроля в РФ

1.3 Виды финансового контроля в Российской Федерации

2. Государственный финансовый контроль в РФ

2.1 Система и структура органов государственного финансового контроля

2.2 Механизмы финансового контроля, применяемые в России

2.3 Важнейшие итоги контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности по направлениям деятельности Счетной палаты, возглавляемым аудиторами Счетной палаты

Глава 3. Основные направления совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации

Заключение

Список используемой литературы



Введение

 

В России заметно возросло значение финансового контроля в период перехода к рыночной экономике. Очень велика роль налогов в системе рыночных отношений, которые являются главным источником поступлений в доходную часть бюджета. Система налогов не может быть развита без создания эффективной системы контроля за своевременной и полной уплатой налогов в бюджет государства. Велика значимость общественного контроля за использованием государственных средств. Становится более сложным система бюджетного федерализма, она тоже требует создания нового механизма контроля за использованием и распределением бюджетных ресурсов.

Экономические преобразования вызывают необходимость создания принципиально новой системы финансового контроля – действующей на единых принципах, целостной, охватывающей все стороны экономики.

Такая система финансового контроля включает жесткий и надежный контроль государства, как внутренний, который позволяет исполнительной власти эффективно выполнять обществом обязанности, возложенные на нее, так и внешний, от исполнительной власти которая не зависит, гарантирует гражданам то, что исполнительная власть и структуры, которые подчинены ей ведут свою деятельность наиболее эффективно и рационально в интересах своего общества.

Данная курсовая работа и посвящена прежде всего изучению финансового контроля на примере российского государства.

Целью работы является углубление и закрепление теоретических и практических знаний по дисциплине «Финансы», выявление проблемы в области финансового контроля, в частности государственного, найти пути их решения.

Задачи: Научная, методологическая и информационная база работы.



Теоретические аспекты финансового контроля

Дата: 2019-12-22, просмотров: 250.