финансовый контроль ревизия государственный
В настоящее время наука финансового права не выработала общепринятого определения понятия форм финансового контроля.
В качестве форм финансового контроля должна выступать: ревизия, проверка, надзор, финансовая экспертиза и экспертиза управленческих документов. В основу подобного деления положены объем и глубина охвата финансовым контролем различных сторон хозяйственной и финансовой деятельности предприятий и организаций.
Ревизия – одна из наиболее эффективных форм финансового контроля, направленная на обследование хозяйственно-финансовой деятельности предприятий и организаций, в целях проверки ее правильности и законности. При совершении ревизии все операции экономического субъекта проверяются с использованием всех необходимых для этого методов и проверок на предприятиях, связанных с проверяемым объектом финансовыми или другими отношениями. Это дает техническую и практическую возможность не пропускать никаких мелочей, и не пройти мимо операций, которые могут скрывать нарушения.
Задачами ревизии являются:
- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций;
- проверка законности операций, производственных организаций, и соблюдение финансовой и сметной дисциплины;
- обеспечение сохранности активов, выявление случаев хищений и незаконного расходования денежных и материальных ценностей;
- изучение состояния учета, достоверности документов по оформлению отдельных операций, бухгалтерских записей;
- проверка правильности складского хозяйства и учета материалов по местам их хранения и использования;
- изучение постановки налогового учета и расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами и др.
Исходя из вышеуказанного цель ревизии:
- обеспечить эффективный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений, организаций;
- вскрыть недостатки в учете факты бесхозяйственности и хищений, а также предупредить и устранить их.
Проверка осуществляется по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, расходных и балансовых документов (например, проверка целевого использования бюджетных средств, правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности). Проверки, исходя из своего содержания, подразделяются на комплексные и тематические, а также выделяют счетные проверки отчетности.
Комплексная проверка представляет собой изучение всех аспектов и участков деятельности организации как с экономической, так и с юридической стороны.
Тематические проверки проводятся по кругу вопросов или по одной теме для ознакомления на месте с отдельными сторонами финансовой и хозяйственной деятельности при использовании различных приемов фактического и документального контроля. Эти проверки используются для финансового контроля хозяйственных операций, выполняемых организациями, например использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов, обеспечение сохранности государственной собственности.
Счетная проверка отчетности в первую очередь направлена на установление достоверности бухгалтерского баланса и других форм бухгалтерской отчетности. Данные проверки обычно проводятся после сдачи соответствующей бухгалтерской отчетности (обычно – один раз в год) подразделениями налоговых органов, контролирующими платежи юридических лиц по налогу на прибыль. В настоящее время в связи с образованием крупных коммерческих холдингов и трастов роль подобных проверок повышается в связи с необходимостью получения собственниками (учредителями) и органами управления достоверной исходной учетной информации от производственных единиц и других подразделений для принятия оперативных решений при составлении показателей сводной бухгалтерской отчетности.
Надзор осуществляется за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, предприятий, учреждений и объединений и других подразделений материального производства для объективной оценки эффективности хозяйственной деятельности, установить достоверность, законность и целесообразность финансовых и хозяйственных операций, выявление резервов повышения эффективности производства, сохранность собственности и подъема доходов государственного бюджета.
Финансовая экспертиза и экспертиза управленческих документов – форма финансового контроля, включающая анализ и оценку различного рода принимаемых решений в плане их финансово-экономических последствий для деятельности организации, ее финансовой политики. Также финансовая экспертиза может включать в себя подготовку аналитических материалов по отдельным вопросам, касающимся определенных аспектов финансовой политики государства, исполнения государственных программ, договоров и соглашений органов государственной власти, международных договоров и т.п.
Система методов финансового контроля – это комплексное, органически взаимосвязанное изучение достоверности, законности, экономической эффективности и целесообразности операций и процессов, производимых организацией на основе использования отчетной, учетной, нормативной и другой информации с фактическим состоянием объектов контроля.
Исходя из этого под методом финансового контроля следует понимать систему приемов, с помощью которых достигаются его цели.
Методы финансового контроля можно разделить на три группы:
- общенаучные методические приемы исследования объектов
контроля (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование);
- специфические (эмпирические) методические приемы (инвентаризация, контрольные замеры работ, служебное расследование, эксперимент, формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, способ обратного счета, логическая проверка);
- специфические экономические приемы смежных наук (экономический анализ, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и статистические расчеты).
В литературе широко встречается и другая классификация методов финансового контроля (по видам проверок).
Подобный подход предложенную классификацию дополняет.
Документальные методы контроля – это методы, с помощью которых изучаются опосредованные источники получения информации о деятельности контролируемого субъекта. Документальными методами являются: формальная проверка документов, арифметическая проверка документов, нормативная проверка документов, встречная проверка, проверка взаимосвязанных документов (сопоставленные), контрольное сличение.
Формальная проверка определяется как метод, с помощью которого устанавливается правильность и наличие заполнения необходимых (показателей). При этом осуществляется визуальный осмотр документа (наличие на нем наименования, даты, подписи) и проверяется соблюдение правил оформления и составления документов. Таким образом, при осмотре документов выявляются следы подчисток, подклейки, травления и других изменений цифровых и количественных показателей.
Арифметическая проверка определяется как способ, который позволяет произвести подсчет итоговых показателей в конкретном документе. Этот метод включает как сложные приемы, так и простые, например: сложение, вычитание, умножение, деление численных учетных показателей. Данная проверка выявляет подлоги в первичных документах (завышение итогов в платежных ведомостях, занижение сумм начисленных и удержанных налогов).
Нормативная проверка – это способ, позволяющий установить правильность операций, отраженных в документах. Эксперт-бухгалтер должен установить соответствие содержания исследуемых документов правилам, которые содержатся в нормативных правовых актах, т.е. выявить незаконные по содержанию, но правильные по форме документы (например, нормативная проверка документов применялась в тех случаях, когда под сомнение ставилась обоснованность выплаты наличных денег, передачи товарно-материальных ценностей и т.п.).
Сопоставление документов – способ, позволяющий осуществлять контроль нескольких взаимосвязанных документов, связанных единством операции (например, ведомость начисления заработной платы сравнивают с нарядом на выполнение работы и с платежной ведомостью в кассе).
Встречная проверка – прием, позволяющий сопоставить отдельные экземпляры одного и того же документа, находящегося в разных организациях, а также документов, связанные между собой одной и той же операцией (накладная, путевой лист). Используя этот метод проверки, можно выявить злоупотребления, при которых по разному отражаются у сторон (неоприходование полученных от поставщиков материальных ценностей, наличие бестоварных операций).
Контрольные сличение – один из наиболее эффективных способов исследования, применяемых в торговле и потребительской кооперации. Товары в розничной торговой сети, кроме ювелирных, комиссионных и антикварных магазинов, учитываются только стоимостном выражении, поэтому такая система требует от контролера глубокого анализа движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ), что может быть достигнуто контрольным сличением приходных и расходных документов воспроизводящих их движение товаров за определенный период по каждому наименованию), сорту и цене.
Фактическими методами финансового контроля являются инвентаризация, проверка фактического наличия ценностей, зафиксированных в первичных документах их качества, контрольный обмер.
Инвентаризация – один из элементов бухгалтерского учета. Одновременно инвентаризация является методом фактического контроля за состоянием и наличием имущества. Инвентаризация – фактическая проверка наличия объектов контроля в натуре. В финансовом контроле инвентаризация применяется как основной методический способ контроля сохранности ТМЦ и денежных средств, а также расчетно-кредитных отношений в организации.
Проверка фактического наличия ценностей, зафиксированных в первичных документах, их качества, контрольный обмер фактически выполненных работ проводятся для сличения сведений о количестве и качестве, зафиксированных в первичных документах бухгалтерского учета (накладных, нарядах, актах выполненных работ), с фактическими количественными и качественными характеристиками товаров, продукции и выполненных работ. Данные приемы фактического контроля обычно применяются в процессе проверки и натуре выполненных строительно-монтажных работ и их объемов по отчетным документам.
Подтверждение используется для получения информации о реальности остатков на счетах учета денежных средств, счетах расчетов, счетах дебиторской и кредиторской задолженности. Подтверждение получается в письменном виде от третьей стороны.
Получение информации от третьих лиц может быть незаменимым дополнительным источником сведений при возникновении сомнений по поводу действительности документа или характера операции, в нем зафиксированной.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 242.